Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение теоретической социологии

Собственно социология возникает в конце 30-х- начале 40-х годов XIX века. В ряду творцов научной социологии выделяются О.Конт, Г. Спенсер,

К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер.

Термин «социология» впервые ввел в научный оборот О.Конт (1798-1857). В главных своих сочинениях –«Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики» он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. Социология понималась

О. Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. Поэтому в классификации наук он ставил социологию выше других наук. О. Конт выдвинул идею позитивного метода, согласно которому, истинная наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов, т.е. тех, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, собираемые в процессе наблюдения, эксперимента. У О. Конта обнаруживаются два смысла слова «наблюдение»: широкий и узкий. В широком смысле оно представляет собой универсальный подход, характеризующий позитивную методологию и противостоящий произвольным конструкциям. В узком смысле наблюдение составляет один из трех главных методов науки, применяемых в социологии: чистое наблюдение, эксперимент, сравнительный метод. Говоря о наблюдении, О. Конт подчеркивает, что ему должна предшествовать выработка какой-нибудь общей теории. Всякое изолированное, чисто эмпирическое наблюдение бесплодно и недостоверно: в этом случае наблюдатель чаще всего даже и не знает, что он должен рассматривать в данном факте. Наука может пользоваться только теми наблюдениями, которые, хотя бы гипотетически, привязаны к какому-нибудь закону. Второй метод исследования – эксперимент. О. Конт отмечает, что в социологии возможен эксперимент, суть которого состоит в происходящих в обществе нарушениях нормального ходя развития. Анализ патологических явлений в социологии, как и в биологии, представляет собой настоящий эксперимент. Нормальные и патологические явления – однопорядковые, они подчинены действию законов, следовательно, они проясняют друг друга. Патология- это потрясение социального организма, вызываемой разного рода вторичными факторами: расой, климатом, политическими коллизиями. Патологические явления имеют место, главным образом, в революционные эпохи; соответственно их наблюдение, т.е. косвенный эксперимент, возможен преимущественно в эти эпохи. Сравнительный метод, по О. Конту, состоит из нескольких способов сравнения. Первый – сравнение человеческих и животных обществ. Ценность этого метода в том, что он позволяет установить наиболее элементарные и универсальные законы социальной солидарности. Второй – сравнение различных сосуществующих состояний человеческого общества в различных районах земного шара. Третий способ сравнения – историческое сравнение различных последовательных состояний человечества, или «исторический метод». Суть метода состоит в сопоставлении различных фаз эволюции человечества и последовательной оценке различных состояний человечества.

Ядро социологической теории О. Конта образуют три компонента: учение о социальной статике и динамике; закон трех стадий развития; иерархия, или классификация наук.

Любой объект, по О.Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его теории на две части: социальную статик и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга учения О. Конта «Порядок и прогресс». Социальная статика – это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика – социальная физиология, изучающая его функционирование. Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества). Социальная динамика – это теория прогресса, который О. Конт понимает как «развитие порядка». С точки зрения динамики необходимо выявлять факторы развития общества, последовательную смену его фаз, изменение его социальных институтов.

Главный закон социального прогресса у О. Конта – это закон трех стадий. Согласно этому закону индивид, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.

На теологической стадии люди познают мир, одушевляя всея явления и процессы, предполагая за ними действие сверхъестественных сил, божеств.

Люди верят сначала в фетиши (фетишистский период); затем в богов (период политеизма); наконец – в единого Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская – военным.

На метафизической стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предначертание, главный способ их образования посредством сущностей или абстракций.

Люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской властью, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.

На третьей, позитивной стадии, реальной, или научной стадии достигается высшее, подлинно научное знание как результат исследования и описания действительности. Духовное управление здесь осуществляется учеными, мирское – индустриалами. Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер.

Чтобы эволюция человечества пришла к позитивному состоянию, необходимо осуществить два ряда реформ. Первые должны быть теоретическими; их цель – создать твердые и общепринятые мнения; их начало положено «Курсом позитивной философии». Другие реформы практические, политические. Они восстановят прекрасную социальную организацию средневековья; отделят духовную власть от мирской, доверив первую ученым, а вторую – индустриалам, заменят равенство иерархией, а национальный суверенитет – всеобщим централизованным управлением компетентных людей. Позитивный, высший этап у О. Конта констатируется и предсказывается как неизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется туманно.

О. Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук. Эта классификация включает шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода

ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственные, обусловленные спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии находится социология.

Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие в трудах Герберта Спенсера (1820-1903), английского ученого, также как и О. Конт положившего в основу своего мировоззрения принцип эволюции общества и природы. В 1850 году вышел в свет первый научный труд Спенсера –«Социальная статика», представляющий собой систематическое изложение нравственных проблем современного Спенсеру общества в их взаимосвязи. Главное социологическое произведение Г. Спенсера –«Основания социологии» в трех томах (1876-1896).

В отличие от О. Конта, утверждавшего, что позитивная наука может влиять на политику, Г. Спенсер отстаивал идею естественной социально-экономической эволюции, не допуская вмешательства государства в общественные процессы.

Суть органической теории Г. Спенсера заключается в том, что он проводит аналогию между социальными и биологическими организмами, а отдельные части общества (семью, государство, торговлю и т.д.) сопоставляет с частями организма (сердцем, кровообращением, мозгом, нервной системой), каждая из которых влияет на функционирование организма в целом. Эволюцию Спенсер рассматривает как высший закон всего сущего. Общество у него, подобно биологическим организмам развивается, от низших форм к высшим по естественным законам, которые носят объективный характер.

Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных подсистем: поддерживающей (производство), распределительной (пути сообщения, транспорт, торговля) и регулятивной (управление).

Г. Спенсер первым стал разрабатывать системный подход к анализу общества, определяя последнее как особую реальность, возникшую в результате взаимодействия индивидов. В исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный методы. Он ввел в социологию ряд категорий: «социальная структура», «социальная функция», «социальный институт», «социальная дифференциация и интеграция». Эти категории до сих пор сохраняют свое значение.

Двумя полюсами эволюции общества английский социолог признавал военный и промышленный тип устройства общества. Отличительные особенности первого – военные конфликты и истребление или порабощение побежденного. Во втором преобладает промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» - наиболее усердный, способный, интеллектуальный, высокоморальный. Такая борьба благо для всего общества, так как в результате возрастает его интеллектуальный и моральный уровень. Эволюция общества идет по направлению от первого ко второму типу устройства общества. В той мере, в какой закон выживания «сильнейшего» реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу.

При этом социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство – как противное органическому единству социальной системы эволюционному процессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных.

Принципиально иную теорию развил Карл Маркс (1818-1883)- выдающийся немецкий политэконом, философ и социолог.Вместе с

Ф. Энгельсом (1820-1895) он сформулировал совокупность идей на основе открытого ими «материалистического понимания истории», что послужило основой для представлений о формационном (стадийном) развитии общества.

В общественном бытии К.Маркс выделял то, что независимо от воли и желания людей составляет основу их жизни: производство и воспроизводство материальных благ. Жизнедеятельность людей зависит, в конечном счете, от способа, каким в каждую историческую эпоху производятся материальные блага и который обусловливает социальные, политические и духовные процессы в обществе. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений:

· производительные силы общества - все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства, уровень науки и ее технологическое применение и т.д.;

· производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления производимой продукции, различные формы собственности на средства производства.

 

Исследуя способы производства К. Маркс сделал вывод, что люди участвуя в процессе производства, создают не только материальные блага. Они совершенствуют свою социальную сущность, общественные отношения, группы, институты. При анализе структуры общества марксизм оперирует категориями «базис» и «надстройка». «Базис» - экономический строй общества, а «надстройка» - идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации.

Материалистическое понимание истории позволило К.Марксу обнаружить общие, повторяющиеся черты в экономическом базисе ряда стран и прийти к определению общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – конкретно-исторический тип общества, в котором скелет – экономические отношения, а плоть и кровь –надстройка (юридические и политические отношения и институты, право и мораль, наука, религия, искусство). К.Маркс и Ф.Энгельс выделили пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и будущую коммунистическую.

Смена общественно-экономических формаций – естественно-исторический процесс, который определяется объективными законами общественного развития. Основным является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Вследствие быстрого развития производительных сил происходит изменение производственных отношений, и противоречия между ними перерастают в конфликт, социальную революцию. Так один способ производства сменяется другим.

Анализируя буржуазное общество, К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу, что капитализм достиг предела своего развития, частная собственность стала тормозом для развития производительных сил. Поэтому гибель капитализма неизбежна. Могильщиком буржуазии станет пролетариат, который призван уничтожить частную собственность и разрушить прежние политические институты.

Учение о классах и классовой борьбе как движущей силе истории составляет важнейшую часть марксизма. Классовый подход к анализу социальных явлений предполагает, что ничто в обществе не может быть объяснено вне контекста классовых интересов и отношений. Подчеркивая объективность законов истории К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали, что эти законы реализуются не сами по себе, а через действия людей, зависят от уровня их сознательности и организованности.

Особое значение они придавали структурному строению каждого общества: базису (производственные отношения) и надстройке (политическим, юридическим, религиозным и философским воззрениям). Ими была разработана концепция социального конфликта в виде неизбежной социалистической революции, изучены основные классы современного общества – пролетариат, буржуазия, крестьянство – и проанализированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой К. Маркса было то, что он отказался от рассуждения об обществе вообще и дал научно обоснованную картину одного общества и одного прогресса – капиталистического.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...