Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения, изучаемые формальной логикой.

Формальная логика исследует отношения между мыслями в стабильных, неизменных структурах. При всем многообразии этих структур только два вида отношений связывают их элементы; а) отношения между классами по принадлежности и б) отношения между высказываниями по истинности.

Классы и высказывания являются членами этих отношений, или эле­ментами формальных структур. Эти отношения составляют логический фун­дамент мышления. Именно эти два типа отношений образуют ту канву, по которой сознание вышивает свои бесконечно разнообразные узоры.

Под классом в логике понимается любое объединение предметов на основании общего им свойства, делающего их в известном смысле однород­ными.

Языковые выражения, которые служат для обозначения классов, на­зываются именами.

Характер отношений по принадлежности классов нис­колько не меняется от того, что эти отношения иногда интерпретируются содержательно как отношения вещи и ее свойства, поскольку свойство од­нозначно задает класс предметов. Например, в высказывании «Щука является рыбой» зафиксирована принадлежность класса щук к классу рыб, а высказывание «Металлы электропроводны» можно истолковать как выражение принадлежности металлами свойства электропроводности. Однако это свойство однозначно задает класс электропроводных веществ, поэтому во втором высказывании выражена принадлежность класса металлов к классу электропроводных веществ.

 

О пользе изучения логики.

 

Как и всякая способность, способность к логичности мышления, т.е. к определенности, последовательности, непротиворечивости и доказатель­ности его, а также способность к лаконичному выражению мыслей в значи­тельной степени является природным задатком, который можно развивать и совершенствовать, иногда этот процесс происходит стихийно, неосознанно.

Изучение логики позволяет осознать те условия, которые придают мышлению отмеченные свойства, что дает возможность придать развитию и совершенствованию способности к строгому, логически последовательному мышлению целенаправленный, осознанный характер.

Польза изучения логики как раз и состоит в том, чтобы дать воз­можность человеку сознательно контролировать собственные рассуждения и рассуждения других людей и тем самым избегать логических погрешностей и ошибок, которые часто допускаются под воздействием эмоций, субъек­тивного восприятия объективных ситуаций и обычного невежества и кото­рые могут приводить к ошибочным выводам или принято решений, заранее обреченных на неудачу. Именно в этом смысле справедливо утверждение, что изучение логики повышает культуру мышления, дисциплинирует мысли­тельный процесс и позволяет меньшими умственными усилиями достигать больших результатов.

Контрольные вопросы

1. Что такое ассоциативное мышление?

2. Что такое дискурсивное мышление?

3. Каким свойствами обладает дискурсивное мышление?

4. Что такое рассуждение?

5. Что является предметом изучения формальной логики?

6. Что такое суждение?

7. Что такое высказывание?

8. Что такое логическая форма?

9. Что такое умозаключение?

10. Что собой представляют правильные и неправильные формы мышления?

11. Что такое логический закон?

12. Какие законы логики являются основными?

13. Что собой представляют естественные и искусственные языки?

 

Темы рефератов

  1. Логика и культура мышления.
  2. Значение логики в педагогическом процессе.
  3. Логика Аристотеля.
  4. Роль логики в научном познании.
  5. Понятие логический закон

Литература основная

Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1974.

Никитин Е.П. Основы лингвистической теории значения. М., 1988.

Полторацкий А., Швырев В. Знак и деятельность. М., 1970.

Проблема знака и значения. М., 1969.

Семиотика. Сб. статей. М.. 1983.

Язык. Наука. Философия. Вильнюс. 1986.

Язык и логическая теория. М., 1987

Основные понятия: логика, мышление, логические формы мышления, логический закон, формальная логика, искусственные и естественные языки, значение и смысл, обозначения.

 

 

ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ

ЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИМЕН (И М Е Н А)

Вопросы лекции

1. Имена, предметы и признаки

2. Имя и понятие

3. Содержание и объем имен

4. Денотат имени

5. Виды имен

6. Отношение между объемами имен

 

1. Имя, предмет и признаки

 

Именами называются слова и словосочетания, которые обозначают и замещают предметы при мысленном оперировании с ними.

При этом под предметом в логике понимаются не только материальные вещи, но и отдельные свойства, отношений, процессы, явления события, научные абстракции, общие представления, продукты человеческой фантазии и т.п. короче го­воря, предметом называется все то» на что может быть направлена наша мысль. в том смысле, например, говорят, что предметом логики являют­ся выявляемые в языке отношения между мыслями.

Характер некоторого предмета, его особенности определяются свой­ственным ему наборов черт и отношений, которые мы будем называть признаками, понимая под этим термином все то, в чем отдельные предметы или их роды сходны между собой и чем они отличаются друг от друга. Совокупности однородных в определенном отношении предметов обозначенные одним именем называются классами. Например, можно говорить о классе растении, классе рек. классе государств, классе машин и т.д.

Признаки, на основании которых выделяются классы предметов, являются для них отличительными. Именно наличие отличительных признаков служит основанием для присвоения предметам определенного класса того или иного имени, отдельные предметы, которые составляют некоторый класс, называются его элемен­тами, а в отношении имени, которое их обозначает, – его десигнатами.

Имена связываются с предметами отношением обозначения, поэтому любое языковое выражение, которое служит для обозначения предмета мы­сли, является именем. Благодаря отношению обозначения, слово или сло­восочетание приобретает смысл и значение и становится формой выраже­ния мысли, поэтому имена более точно можно определить как слова и сло­восочетания, которые выражают мысли о предметах со стороны их отличи­тельных признаков,

 

Имена и понятия.

 

Сравните смысл, в котором употреблено имя «волк» в следующих вы­сказываниях: «волк выбежал на дорогу» и «волк – это хищник». Без осо­бых усилий можно заметать, что это имя в приведенных высказываниях обозначает разные предметы, Предметом первого высказывания является конкретное живое существо, которое я наблюдаю или наблюдал во время выполнения им названною действия, а предметом второго высказывания является волк вообще как один из видов хищных животных. Предмет вто­рого высказывания не существует в качестве материального образования, а только в качестве мысли об определенном роде животного» отличном от других родов животных.

Таким образом» одно и то же имя может обозначать как отдельного представителя какого-то класса, так и весь класс этих представителей как обобщенным предмет, употребление имени в первом значении называют простом суппозицией имени, а во втором – генеральной суппозицией» содержанием имени» употребленного в простой суппозиции, являет­ся чувственным образ единичного предмета, который воспринимается на­ми в данный момент или воспринимался в прошлом. Содержанием имени, употребленном в генеральной суппозиции, является мысленный «образ», полученный путем обобщения и объединения в единое целое общих приз­наков представителем некоторого класса, такие обобщенные предметы называются понятиями.

Нужно отметить, что признаки, которые характеризуют такой обобщенный предмет, выражают сущность тех реальных предметов, обобщением которых он является. Поэтому эти признаки назы­ваются существенными, следовательно, понятие можно определить как форму мысли, в которое отражаются предметы в их существенных признаках, Из предыдущего следует, что нельзя отождествлять имена и понятия, потому что не всегда за именем стоит понятие. Как будет показано ниже, существуют имена, которые принципиально не могут выражать понятий, мо­жно утверждать, что всякое понятие выражается именем, но не всякое имя выражает понятие, наука преимущественно оперирует понятиями, а чувственные образы использует в качестве иллюстративного материала. В повсе­дневном общении, а также в художественном литературе за именами преимущественно стоят чувственные образы.

 

Содержание и объем имен

 

Содержанием имени называется совокупность существенных и индиви­дуальных (если имя употреблено в простой суппозиции) признаков тех предметов, которые обозначаются этим именем. Содержание имени состав­ляет его смысловое значение.

Признаки индивидуальных предметов, которые не порождены его при­родой, а привнесены в них извне и поэтому имеют для них случайный ха­рактер, называются несущественными. Например, несущественными призна­ками стола, за которым вы сидите, является его цвет, материал, из ко­торого он сделан, его геометрическая форма и др.

Специфические, отличительные признаки, составляющие содержание имени ограничивают круг предметов, которые могут быть обозначены определенным именем, позволяют отличать десигнаты одного имени от десигнатов других имен. Знание их необходимо и достаточно для того, чтобы каждый, кто пользуется именем, мог безошибочно определить, является ли определенный предмет десигнатом некоторого имени.

Объемом имени называется множество индивидуальных предметов, ко­торым свойственна вся совокупность существенных признаков, составляю­щая содержание этого имени. Объем имени составляет его предметное значение.

Объединение предметов в класс, выделение и обособление классов, а также их наименование осуществляется на основе того или иного приз­нака, который для элементов, составляющих класс, является общим, а для класса - отличительным. В дальнейшем этот специфический признак будем называть классификационным.

Большинство классов не является, в известном смысле, однородными, каким, например, является класс монет одного достоинства, внутри ши­роких классов можно выявить некоторое разнообразие, поэтому объемы некоторых имен имеют сложную горизонтально-вертикальную структуру. Например, в горизонтальном срезе объема имени «геометрическая фигура» можно выделить многоугольники, круги, эллипсы и др., а в вертикальном - многоугольники, четырехугольники, параллелограммы, прямоугольники, квадраты. Выделенные на основе классификационных признаков в некотором классе группы предметов называются его подклассами.

Таким образом, содержание имени выражает собой качество обозна­ченных данным именем предметов, а объем – количество индивидуальных предметов, которые могут быть обозначены этим именем,

 

Денотат имени

 

Как предметное, так и смысловое значение имени проявляет себя - только в контексте общения, когда имя, употреблено в некотором предло­жении взятое вне контекста имя является только потенциальным знаком предметов. Отдельно взятое слово, например, «лист», может иметь нес­колько предметных и смысловых значений, каждое из которых определя­ется только в контексте, в который оно погружено. Более того, при со­хранении своего смыслового значения в зависимости от способа употреб­ления имя может менять свое смысловое пространство, или предметное значение.

Например, в предложениях – «самолет является одним из видов тра­нспорта», «самолет состоит из фюзеляжа, крыльев, двигателя и хвосто­вого оперения», «самолет сделал круг над аэродромом и пошел на посад­ку», «Некоторые самолеты достигают сверхзвуковых скоростей» - имя «самолет», сохраняя смысловое значение, меняет предметное значение. В первом предложении оно обозначает целостную совокупность предметов синонимично слову «авиация», поскольку приписываемый признак не относится к каждому отдельному представителю класса самолетов, во втором - приписываемый признак принадлежит каждому десигнату этого имени, в третьем - он характеризует отдельный самолет, который наблюдается в определенное время и в определенное месте, и, наконец, в последнем – приписываемый признак характеризует некоторую – часть десигнатов имени «самолет».

Множество десигнатов имени, о котором что-то сообщается в предложении, называется эго денотатом.

Таким образом, денотат имени - это совокупность десигнатов, которая актуально обозначена этим именем в конкретном, высказывании в приведенных примерах имя «самолет» имеет разные денотаты, поэтому говорят, что имя может изменять свою денотацию, или обозначение. В денотате имени его объем может быть представ­лен целиком, частично» или отдельным десигнатом. Денотат имени опре­деляется контекстом, в котором это имя употреблено.

 

Виды имен

 

А) Простые, сложные и описательные. В зависимости от ха­рактера языкового выражения имена делятся на простые, сложные и описательные.

Простым называется имя, выраженное одним словом, как например: «дорога», «город», «космонавт».

Имена, которые образованы из двух простых, называются сложными. Например, «город-герой», «летчик-космонавт».

Имена, в языковые выражения которых наряду с существительным в именительном падеже входят иные слова, называются описательными.

Описательными являются, например, такие имена как «сильный ветер», «защитник родины», «временная комиссия, образованная для расследования деятельности местных органов власти» и им подобные.

Описательное имя является сложным выражением, в котором можно выделить главное слово и определительный функтор, который придает глав­ное слову дополнительные характеристики.

В наших примерах главными словами является «ветер», «защитник» и «комиссия», а определительными функторами «сильный», «Родины», «временная» и «образованная для расследования деятельности местных органов власти».

 

Б) Единичные, o6щие и нулевые имена. В зависимости от количества десигнатов, которые может обозначать имя, они бывают единичными, общими или нулевыми.

Имя, которое имеет единственный десигнат, называется единичным. Например, имена «изобретатель радио», «столица Беларуси», является единичными, так как. обозначаемые ими предметы существовали, существуют или будут существовать в одном «экземпляре».

Имена, которые имеют более одного десигната, называются общими. Общие имена могут иметь разное количество десигнатов в зависимо­сти от того, какие классы предметов охватывает их объем, например, имя «естественный спутник марса» имеет два десигната, а имя «молекула» – бесконечное их количество.

Большинство собственных имен являются, несомненно, общими их особенность, однако, состоит в том, что они не выражают понятий. Бу­дучи общими, собственные имена имеют объем, но не имеют содержания, это значат, что они имеют предметное, но лишены смыслового значения. Это объясняется тем, что понятие есть продукт абстрагирования и обоб­щения, поэтому его предмет является абстрактным, лишенным чувственных характеристик, в то время как собственное имя всегда соотнесено с не­которым чувственным образом.

Имена, которые не имеют десигнатов, называются нулевыми. В отли­чие от собственных нулевые имена имеют смысловое, значение, но не име­ют предметного значения, поскольку в их содержании имеются такие при­знаки, которые противоречат природе тех предметов, о которыми соотно­сится это содержание, поэтому нулевые имена не имеют интерпретации на объектах любой реальности, вследствие этих особенностей они могут быть составными элементами только дойных высказываний. Примерами нулевых имен могут быть такие, как «круглый квадрат», «жидкое дерево», «деревянное железо» и др. Иногда имена с противоречащим содержанием приобретают дополнительный смысл и могут употребляться не только в качестве художественно-образных средств, как например «грустное веселье», но и в качестве научных терминов, как например «дождевой червь», «ртутный столбик» и др. Благодаря этому дополнительному смыслу они приобретают предметное значение.

В) Собирательные и несобирательные

Имя которое обозначает некоторую совокупность предметов, составляющих некую целостность, которая, мыслится как самостоятельный предмет, называется собирательным.

Десигнатами собирательных имен являются не отдельные предметы, составляющие такие совокупности, а сами эти совокупности, примерами соби­рательных имен могут быть «созвездие» (совокупность звезд), «коллек­тив» (группа людей, сотрудничающих в решении каких-то общих проблем), «библиотека» (собрание, хранилище книг) и т.п.

Другого рода совокупности представляют собой мысленные объединения предметов на основе некоторого общего им признака, который является основанием для присвоения им общего имени. Каждый отдельный экземпляр подобного объединения является десигнатом этого имени. Например, от­дельная звезда является десигнатом имени «звезда», но не может быть десигнатом имени «созвездие». Имена, которые обозначают такие мыслен­ные объединения предметов, называются несобирательными. Несобирательными является одновременно и названием класса и названием каждого входящего в его состав элемента. Это значит, что оно может употребляться как в простой, так и в генеральной суппозиции.

Г) конкретные и абстрактные имена. В зависимости от природы обо­значаемых предметов имена делится на конкретные и абстрактные, конкретными являются имена, которые обозначают отдельные предметы или их классы - вещи («стол»), живые существа («собака»), действия («бег»), процессы («окисление»), события («война»), явления природы («северное сияние»), продукты фантазии («русалка») и т.п.

Абстрактными являются имена, которые обозначают отвлеченные от предметов отдельные их свойства или отношения, мыслимые как самостоятельные предметы, например, «синева», «преступность», «дружба», «равенство» и т.п.

Определение десигнатов конкретных имен не сталкивается с особыми -препятствием. Если известен набор отличительных признаков, которые составляют содержание имени, то можно легко определить те предметы, которые это имя обозначает, иначе обстоит дело с абстрактными имена­ми. То, что обозначается ими, не существует в качестве материального образования. Означает ли это, что абстрактные имена имеют смысловое, но не имеют предметного значения?

Принято считать, что содержанием абстрактного имени является то свойство или отношение, которые им обо­значены, а объемом - множество предметов, которые имеют это свойство, или множество пар, троек и т.д. предметов, между которыми существует это отношение, так, например, белизну снега и белизну скатерти нужно рассматривать как десигнаты имени «белизна», а равенство величин Х и У и равенство граждан перед законом - в качестве десигнатов имени «равенство».

Д) Безотносителъные и соотносительные имена.Безотносительными называются имена, которые обозначают предметы сами по себе независимо от того, в каких отношениях они находятся с другими предметами.

Безотнocительное имя сохраняется за предметом с момента его возникновения до его исчезновения. Например, имя «человек» относительно отдельного человеческого индивида сохраняется за ним от рождения до смерти неза­висимо от того, в какие отношения он вступает с другими людьми.

Соотносительные не имена обозначают не самостоятельные предметы, а предметы как члены какого-то отношения. Поэтому они сохраняется за предметами до тех пор, пока существует это отношение, и теряют смысл, как только это отношение разрушается, например имена «три» и «пять» обозначают известные числа, которые в составе любого целого числа со­храняют свое значения, поэтому являются безотносительными. Если же между числами три и пять провести горизонтальную черту, то образуется дробь три пятых в составе которой число три получает имя «числитель», а число пять – «знаменатель». Как самостоятельные числа 3 и 5 переста­ли существовать, и ценой уничтожения их самостоятельности дробное от­ношение породило новые предметы – числитель и знаменатель. Последние в составе дроби числами не являются, числом здесь является сама дробь.

Чтобы воспроизвести их в качестве самостоятельных чисел, надо разру­шить отношение, в результате чего перестанет существовать как сама дробь, так и ее составные части - числитель и знаменатель»

Соотносительные имена имеют расплывчатые объемы, их десигнаты определяются только в отношении друг с другом, поэтому один и тот же предмет в зависимости от того, с каким другим предметом он соотносит­ся, может оказаться в одном случае десигнатом одного имени, в другом – десигнатом противоположного ему имени, например, нельзя без дополни­тельных уточнения ответить на вопрос, является ли Минск северным го­родом, иными словами, является ли Минск десигнатом имени «северный город». Ответ на этот вопрос невозможен, потому что из вопроса непоня­тно. относительно какого географического пункта рассматривается город Минск. Относительно Одессы он северным город, а относительно Мурман­ска – южный,

Отношения между объемами имен

Совместимые и несовместимые имена. В зависимости от характе­ра предметных и смысловых значений имена могут находиться между собой в различных отношениях, разные имена могут обозначать одинаковые пре­дметы, десигнаты одного имени могут оказаться десигнатом другого. Поэтому говорят, что объем одного имени может целиком или частично совпадать с объемом другого имени, например, имена «человек» и «ра­зумное существо» имеют один и тот же объем, потому что все десигнаты одного имени одновременно является десигнатом другою, и наоборот. Объем имен «учащийся» и «турист» совпадают частично, так как только некоторые десигнаты первого имени одновременно являются десигнатами другого, и наоборот, возможно также смешанное, частично-полное совпа­дение, когда все десигнаты одного имени являются десигнатами другого, но только некоторые десигнаты второго имени являются десигнатами пер­вого. Такое совпадение объемов имеет место, например, в отношении объемов имен «дерево» и «растение». Все деревья являются растениям, но только некоторые растения являются деревьями.

Объемы многих имен, однако, не совпадают совсем, это значит, ни один десигнат одного имени не является десигнатом другого, и наоборот. Такое несовпадение наблюдается, например, между объемами имен «заяц» и «волк», ни один заяц не является волком, и наоборот, не совпадают также объемы соотносительных имен, например, богатый не может быть бедным, и наоборот, а также объем имен, одно из которых обозначает предметы, которые имеют какой-то признак, а другие - те, которые не имеют его. Например, «внимательный» и «невнимательный», «богатый» и «небогатый». Возможно такое смешанное отношение, которое имеет место между объемами не менее чем трех имен, объемы двух из которых, не совпадая между собой, полностью входят в объем третьего. Например, объемы имен «капитан» и «майор» полностью включаются в объем имени «офицер».

Имена, которые имеют обще десигнаты, называются совместимыми, а те которые не имеют таковых – несовместимыми.

В отношениях между объемами имен отражаются отношения между классами по принадле­жности. На основе рассмотренных примеров можно выделять следующие от­ношения между объемами совместимых имен: 1) равнообъемности; 2) пересечения 3) подчинения.

Что касается несовместимых имен, то всегда можно найти какое-то третье имя, которое их объединяет. Поэтому два несовместимых имени по отношению к объединившему их третьему находят­ся в отношении совместного подчинения, или соподчинения. В зависимо­сти от природы предметов, обозначенных несовмещенными именами, между ними можно выделить следующие отношения: 1) внеположенности, 2) противоположности, 3) противоречия.

Для иллюстрации отношение между объемами имен используются кру­говые схемы, впервые введенные для этих целей известным математиком Эйлером и получившие название кругов Эйлера. В этих схемах круг обо­значает множество десигнатов имени, составляющее его объем, а каждая точка в круге – отдельный его элемент.

1) Отношение равно объемности. В отношении равно объемности находя­тся имена, которые обозначает одни и те же предметы, поэтому их объ­емы полностью совпадают, имена, которые находятся в этом отношении, называются равнообъемными.

Что каса­ется содержания равнообъемных имен, то оно может быть одинаковым, как у имен «бегемот» и «гиппопотам», и различным, как у имен «прямоугольный ромб» и «равно­сторонний прямоугольник».

 

 

Отношение равнообъемности может быть показано наложением друг на друга и поэтому совпадающими кругами (рис.1). Содержание отноше­ния можно передать высказываниями, имеющими форму «Все А есть В» и «Все В есть А». Например, «все люди - разумные существа» и «все ра­зумные существа являются людьми».

2). Отношение пересечения. В отношении пересечения находятся объ­емы двух или более имен, которые частично совпадают, т.е. некоторые десигнаты имен являются для них общими, например, в объемах имен «юрист» и «народный депутат» содержатся такие элементы, которые являются десигнатами как одного, так и другого имени.

рис.3

 

Отношение пересечения объемов двух имен показано на рис.2. Содержание схемы можно передать высказываниями, имевшими форму «Некоторые А есть В», «Некоторые А не есть В», «Некоторые В есть А» и «некоторые В не есть А». Например, «Некоторые учителя - математи­ки». «Некоторые учителя не являются математиками», «Некоторые математики являются учителями» и «Некоторые математики не являются учителями».

3). Отношение подчинения, родовые и видовые имена.

В отношении под­чинения находятся такие имена, объем одного из которых полностью вхо­дит в объем другого, но не исчерпывает его. Например, объем имени «город» полностью входит в объем имени «населенный пункт», но не исчерпывает этого объема, потому что кроме городов существуют и другие населенные пункты (рис. 3).

Содержание этого отношения можно выразить выска­зываниями такой формы: «Все В есть А», «Некоторые А есть В», «Некото­рые А, не есть В». Например, «Все учебники являются книгами, «Некото­рые книги являются учебниками», «Некоторые книги не являются учебниками».

Имя с большим объемом обозначает некоторый род предметов в отно­шении к имени с меньшим объемом, которая обозначает определенным вид этого рода, поэтому первое называют родовым именем, а второе - видовым «род» и «вид» – соотносительные имена, которые сохраняют свой смысл только в рамках данного отношения.

В объеме видового имени можно выде­лить определенным вид, тогда исходное видовое имя по отношению к виду – становится родовым, отношения между объемами цепочки имен «населенный пункт» – «город» - «белорусские город» показаны на рис,4. Здесь мы имеем пример после­довательного подчинения. Со схемы видно, что в отноше­нии к имени «населенный пункт» имена «город» и «белорус­ский город» являются видовыми, а в отношении к имени «белорусский город» имена «город» и «населенный пункт» являются родо­выми. Виды, которые принадлежат к различным горизон­тальным уровням объемной, структуры родового имени, называются видами разных порядков, а виды, принадлежащие к одному уровню этой структуры, – однопорядковыми. Например, студент и школьник являются одно порядковыми видами рода учащийся.

Нужно отличать отношение рода и вида от отношения целого и части. При этом нужно руководствоваться следующими соображениями. Признаки рода являются и признаками всех его видов, т.е. все, что можно утверждать относительно рода, можно также утверждать и относительно каждого его вида, но не наоборот. Потому что отдельный вид, кроме родовых признаков, имеет специфические признаки, которые не присущи другим видам этого рода, часть не обладает признаками целого, поэтому свойства целого не могут автоматически переноситься на рис.5 часть, как и наоборот. Часть и целое находятся не в отношении подчинения, а в отношении несовместимости, которое иллюстрируется двумя независимыми кругами, как показано на рис.5. Два имени, обозначающие род и вид, например «юрист» и «адвокат» могут быть использованы в качестве подлежащего и именной

 

 

рис.5

 

части сказуемого в предложениях «Все адвокаты являются юристами» и «Некоторые юристы являются адвокатами».

Два имени, обозначаете целое и часть, например «область» и «район», могут быть использованы в том же качес­тве в предложениях: «Ни одна область не является районом» и «Ни один район не являются областью».

4). Отношение внеположености. В отношении внеположености находятся два или более видов однопорядковых вида одного и того же рода. В этом отношении находятся, например, объемы имен «газета» и «журнал» как разновидности рода периодических изданий (рис.6). Соде­ржание схемы внеположености раскрывается в высказывании, имеющие формы: «Все В есть А», «Все В есть А».

 

 

«Некоторые А есть В», «Некоторые А есть С», «Ни одно В не есть С», «Ни одно С не есть В».

Отношения между видами в составе рода, безусловно, являются несовместимыми, потому что их объемы не совпадают, или лежат вне друг дру­га. Однако каждый из видов в отдельности находится в отношении подчи­нения к своего роду. Наш пример может быть представлен как совокуп­ность отношений между тремя парами имен: 1) имена «газета» и «периоди­ческое издание» находятся в отношении подчинения, 2) в таком же отно­шении находятся имена «журнал» и «периодическое издание», Только с учетом предыдущих отношений имена «газета» и «журнал»: находятся в от­ношении внеположености, или являются внеположенными именами.

5). Отношение противоположности. В отношении противоположности находятся соотносительные имена, образованные в результате сравне­ние интенсивности некоторой физической величины, такие имена известны вам как слова с противополож.ным значени­ем, или антонимы, например, «веселый» и «грустный», «белый» и «черный», «далекий» и «близкий» и т.п.

Это отношение отображено на рисунке.

Круг здесь изобра­жает объем некоего родового имени, например «товар», а плоскости В и С те десигнаты этого имени, которые обозначаются противоположными имена­ми, например, «дорогой товар» и «дешевый товар».

 

6). Отношение противоречия. Когда мы произносим какое-то имя, напри­мер «животное», то тем самым мысленно выделяем и отличаем животных от всего того, что не является животным, - от растений, домов, машин, планет и т.д. Класс всех возможных предметов, из которого путем наи­менования выделяются предметы, интересующие нас в данный момент, на­зывается универсальным. Предполагается, что за пределами универсального класса не существует никаких предметов, или точнее говоря, за пределами универсального класса существует класс, который не содержит на одного элемента, т.е. пустой класс.

Предметы, оставшиеся в универсальном классе после выделения из него какого-то определенного класса составляют отрицание по от­ношению к выделенному классу, а имя, которое обозначает предметы этого класса, называется отрицательным. Например, после выделения класса, животных оставшаяся часть универсального класса состоит из таких предметов, которые не являются животными. Они, таким образом, стано­вятся десигнатами описательного имени: «то, что не является животным». Для краткости описательное имя заменяется именем выделенного класса с отрицанием «не» - «не-животное».

Таким образом, универсальные класс через именование предметов разбивается на два класса, которые в общем виде можно обозначить как класс А и класс не-А. Например, «дерево» – «не-дерево», «учитель» – «не-учитель», «озеро» – «не-озеро», «веселый» – «невеселым» и т.п.

Эти два класса – положительный и отрицательный, – которые составляют универсальный класс, находятся в отношении противоречия, а имена, которые их обозначают, называются противоречащими Схема рис.8.

Универсальные класс принято изображать прямоугольником, и обозначать единицей.

Описательные имена, обозначающие предметы из одного класса, но имеющие определительные функторы, кото­рые взаимно исключают друг друга, например «справедливая война» и «несправедливая воина», «произвольное внимание», «непроизвольное внимание», «моральный поступок» и «аморальный поступок», тоже нахо­дятся в отношении противоречия, но сумма их объемов составляет не универсальным класс, а класс, обозначаемым именем, к которому отнесены эти функторы.

Эта особенность характеризует и простые – положительное и соответствующее ему отрицательное – имена, если речевой контекст явно указывает на десигнаты отрицательного имени, например, в высказывании «Среди юристов есть прокуроры и не­прокуроры» имя «не-прокуроры» обозначает не все то, что не является прокурором, а только

 

юристов, которые не исполняют функции проку­роров. Эти отношения отражены на рис.9.

 

 

ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ

(продолжение ИМЕНА)

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...