Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольные упражнения к теме «Классическая дедуктивная логика»

 

Упражнение 34.Проверить правильность силлогизма:

 

1.Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи — терапевты. Следовательно, все терапевты имеют высшее образование.

2.Всякая сказка есть выдуманная история. Некоторые необычные рассказы не выдуманные истории. Следовательно, некоторые необычные рассказы не сказки.

3. Ни одна птица не имеет зубов. Коршун не имеет зубов. Следовательно, коршун— птица.

4. Все яды вызывают отравление. Некоторые жидкости ядовиты. Следовательно, бывают жидкости, вызывающие отравление.

5. Ни один солдат этого полка не участвовал в битве. Но некоторые солдаты из него ранены. Значит, иногда получают раны и люди, не участвовавшие в битве.

6. Всякий закон подлежит исполнению. Неопубликованный закон не подлежит исполнению. Следовательно, неопубликованный закон не является законом.
7.
Некоторые юристы—адвокаты. Иванов—юрист. Следовательно, Иванов—адвокат.

8. Всякий хороший полководец обладает мужеством, знанием военного дела и имеет во всем удачу. Гней Помпей обладает этими качествами. Следовательно, он — хороший полководец.

9. Кочерга не подушка, ибо ни одна кочерга не мягкая, а подушки мягкие.

10. Бухгалтеры остерегаются волков – они осмотрительные люди, а все осмотрительные люди остерегаются волков.

12. Некоторые купцы – скряги. Некоторые купцы иногда кутят. Стало быть, и скряги иногда бывают кутилами.
13. Нарушение тишины наказывается законом. Тот, кто держит шумливых собак, нарушает закон. Поэтому держащий шумливых собак должен наказываться законом.
14. Что вы купили вчера, то едите сегодня. Но вчера вы купили сырую говядину. Следовательно, сегодня вы едите сырую говядину.
15. Мусульмане считают Коран священной книгой. Ибрагим почитает Коран священной книгой. Следовательно, Ибрагим — мусульманин.

16. Невероятные события совершаются каждый день. Совершающееся каждый день — вполне вероятно. Следовательно, невероятные события вполне вероятны.

17. Некоторые змеи не ядовиты. Удавы — змеи. Следовательно, ни один удав не ядовит.

18. Если железо притягивается магнитом, а этот гвоздь притягивается магнитом, то он железный.
19. То, чего ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рогов. Следовательно, ты рогат.

20.Ни один банкрот не богат. Некоторые купцы не банкроты. Некоторые купцы богаты.

21. Некоторые писатели — женщины. Все женщины любят цветы. Следовательно, среди тех, кто любит цветы, есть писатели.

22. Все солдаты умеют маршировать. Некоторые дети не умеют маршировать. Следовательно, некоторые дети не солдаты.

23. Все борцы за права человека — борцы за демократию. Все борцы за демократию — борцы за свободу. Следовательно, все борцы за свободу — борцы за права человека.

24. Все белорусы любят хорошо поесть. Некоторые белорусы не любят картошку.

Некоторые любители картошки вовсе не являются любителями хорошо поесть.

25. Все буддийские монахи – бритоголовые. Некоторые тибетцы бреют голову.

Некоторые тибетцы являются буддийскими монахами.

26. «И если блаженство есть не что иное, как жизнь вечная, а жизнь вечная – это познание истины, то блаженство – это не что иное, как познание истины» (И.С. Эриугена. О божественном предопределении).

27. Если кошка находится на диване, а диван находится в комнате, то кошка тоже находится в комнате.

28. «Не могли бы вы позвать девочек? Боюсь, Матильда Джейн уже устала от моей малышки. Думаю, на сегодня они уже наигрались.

— Подождите минутку, — отвечала хозяйка, поспешно направляясь к двери. — Может, молодой джентльмен видел, куда они пошли?

— В поле их точно нет, — последовал странный ответ Бруно, — потому что там пасутся одни поросята, а Сильвия — вовсе не поросенок» (Льюис Кэрролл.Сильвия и Бруно).

 

Упражнение 35.Восстановите силлогизм из энтимемы и проверьте его правильность.

1. Этот цветок не ландыш, потому что он не пахнет.

2. Все жители Беларуси смертны. Стало быть, все минчане – жители Беларуси.

3. Кошки – млекопитающие. Следовательно, крокодилы не млекопитающие.

4. Некоторые минчане алкоголики. А вот некоторые слесари не алкоголики. Вывод очевиден!

5. Если все любители риска проигрываются, то среди несчастных людей наверняка есть любители рискнуть.

6. Некоторые сотрудники автоинспекции умеют свистеть. Значит, эти сотрудники не рыбы.

7. Львы — дикие животные. И, заметьте, ни один из львов не пьет кофе!

8. Некоторые ревизоры не мудры, так как ни один жестокий человек не мудр.

9. Некоторые учители не министры. Значит, эти учители не являются теми, кто хорошо зарабатывает.

10. Минск – столица Беларуси. А это означает, что ни один африканский город не является столицей Беларуси.

11. Данный силлогизм имеет три термина и поэтому он правилен.

12. Этот силлогизм не имеет трех терминов и поэтому он не правилен.

13. Все львы — хищники; следовательно, морские львы — тоже хищники.

14. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца; следовательно, Земля — планета солнечной системы.

15. Меркурий не имеет атмосферы; значит, не все планеты имеют атмосферу.

16. Натрий не тонет в воде; значит, есть металлы, которые в воде не тонут.

17. Солнце заходит в тучах. Быть завтра дождю.

18. Н. пианист – у него длинные гибкие пальцы.

19. Многие дома в этой части города пострадали от пожара. Значит, пострадали и некоторые памятники архитектуры.

20. Пальмы растут в жарких странах, а у нас зимой морозно.

21. «Эта женщина родила, ибо у нее молоко» (пример Аристотеля).

22. Путешественники к полюсам нередко умирали от цинги, значит, мучительной смертью.

23. Из списка литераторов, характеристики которых обсуждались 22-го июля 1922 года на заседании в ГПУ под председательством т. Уншлихт И.С.:

1. Сорокин Питирим Ал[ексан]дрович. Профессор социологии Питерского университета. Сотрудник «Экономического возрождения», «Артельного дела» и других. Бывш. социал-революционер. Фигура, несомненно, антисоветская. Учит студентов ориентировать свою жизнь на преподобного Сергия.

24. «Ну так что! – сказал Рикки-Тикки [кобре], и хвост у него стал раздуваться опять. -- Ты думаешь, если у тебя узор на спине, так ты имеешь право глотать птенчиков, которые выпадут из гнезда?» (Р. Киплинг. Рикки-Тикки-Тави).

25. «Рикки-Тикки лежал, не разжимая зубов, и глаза у него были закрыты, так как он считал себя мертвым».

26. Бруно: «Я рассказываю сказку вон той мухе, а она упорно не желает слушать!» (Льюис Кэрролл. Сильвия и Бруно).

27. Все трансильванцы боятся графа Дракулы. Хотя некоторые из них не боятся щекотки.

28. Любовь к дождевым червям естественна для карасей. Следовательно, она не является порочной страстью.

29. «Скажи мне: если бы кто-то предложил такие посылки: «никакого человека нельзя помыслить без разумности, но всякий камень можно помыслить без разумности», что следовало бы?» (Ансельм Кентерберийский. О грамотном).

30. Слово «энтимема» — существительное, так как отвечает на вопрос «что?».

31. Ничто не может быть лучше вечного блаженства. А бутерброд с ветчиной лучше, чем ничто.

32. «– Сними свою шляпу! – приказал король шляпочнику.

– Это не моя шляпа, – ответил шляпочник.

– Краденая! – воскликнул король, обращаясь к присяжным, которые немедленно отметили на досках этот факт.

– Я держу ее для продажи, – добавил шляпочник в виде объяснения, – я совсем не имею собственной. Я–шляпочник» (Л. Кэррол. Алиса в стране чудес).

33. «Я – литератор, следовательно, я тощ и легковесен» (А.П.Чехов).

34. Из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»:

 

А дочек кто видал, всяк голову повесь!..

Французские романсы вам поют
И верхние выводят нотки,
К военным людям так и льнут,
А потому, что патриотки.

 

35. На приеме у психотерапевта:

-- Скажите, не случается ли в вашей семье проявлений мании величия?

-- Иногда муж говорит, что он глава семьи.

36. «Спасается только тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь» (блаженный Августин).

 

 

3.3 Дополнительная тематика научных реферативных работ студентов

Данную тематику следует рассматривать как основу для выбора студентами для написания научных и реферативных работ по логике и теории аргументации для более углубленного изучения. Она имеет ориентировочный характер и не должна стеснять инициативы студентов в выборе. Каж­дый из них может предложить и, по согласованию с преподавателем, избрать собственную тематику в соответствии со своими познавательными интересами.

1. Развитие логики в Древней Индии.

2. Развитие логики в Древней Греции.

3. «Аналитики» Аристотеля как первоисточник для изучения истории логики.

4. Учение Аристотеля о формах и законах мышления.

5. Учение Аристотеля о споре.

6. Развитие логики в древнем Риме.

7. Развитие логики в Древнем Китае.

8. Логические учения в эпоху феодализма на Ближнем и СреднемВостоке.

9. Схоластическая логика.

10. Проблемы логики в трудах Ф. Бэкона.

11. Проблемы логики в произведениях Р. Декарта.

12. Развитие логики в произведениях Т. Гоббса.

13. Логика Лейбница.

14. Логика И. Канта.

15. Формирование и развитие интуиционистской логики.

16. Формирование и развитие многозначной логики.

17.. Развитие логики в 20 - 30 гг.XX столетия.

18. Формирование и развитие модальной логики.

19. Формирование и развитие аксиоматического метода в логике.

20. Логика диалога.

21. Аргументация как логико-коммуникативнаяпроцедура.

22. Логический анализ ошибок в мышлении.

23. Логика как методология научного познания.

24. Логика и искусственный интеллект.

25. Логика и техника.

26. Применение логики в обучении.

27. Логические основы управления.

28. Логика принятия решений.

29. Взаимосвязь логики и риторики.

30. Логические основы метода моделирования.

 

IV ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ УМК ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА»

4.1. Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине Логика (по выбору студента) для специальностей: профиль А - педагогика

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предметом учебной дисциплины «Логика» являются формы мысли, которыми пользуются люди в своей интеллектуальной и практической деятельности, в частности, при педагогической работе. Вследствие этого данная учебная дисциплина является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего учителя.

Содержание программы связано с циклом социально-гуманитарных дисциплин, в частности, с философией (теорией познания).

Учебная дисциплина «Логика» включает следующие блоки: «Логическая теория имен», «Логическая теория высказываний», «Классическая дедуктивная логика», «Логика правдоподобных рассуждений», «Аргументация. Диалог».

Целью учебной дисциплины «Логика» является формирование у студентов системного знания об особенностях, свойствах и структуре форм мысли; об элементарных методах мыслительной деятельности; об отношениях и законах связи мыслей между собой и умении использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Преподавание учебной дисциплины «Логика» предполагает решение следующих задач:

· научить студентов хорошо ориентироваться в различных коммуникативно-познавательных ситуациях;

· ознакомить с логическими законами как средством познания, убеждения и контроля за правильностью мыслительных построений;

· изучение таких логических процедур, как обобщение и ограничение понятий, определение, деление (классификация и типология);

· формирование у студентов способности к аргументации, постановке вопросов, оценке ответов, проверке гипотез и умению анализировать логические противоречия, умышленные и непроизвольные погрешности в рассуждениях.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

· сущность логических основ мышления человека, языковые способы их выражения;

· логические процедуры получения и использования новых знаний;

· логическую структуру учебных, научных, деловых текстов;

· основные теоретические положения и понятия логики;

В результате изучения учебной дисциплины студент должен уметь:

· анализировать смыслы языковых выражений, выполнять такие логические процедуры, как обобщение и ограничение понятий, определение и деление;

· преобразовывать суждения, устанавливать их истинность (ложность) на основе знаний об истинности (ложности) других суждений;

· анализировать логические противоречия. Умышленные и непроизвольные погрешности в рассуждениях;

· аргументировать, постановку вопросов, оценивать ответы, проверять гипотезы;

· определять недозволенные приемы в дискуссиях и спорах, корректно вести дискуссии и споры;

· правильно аргументировать свои высказывания, выявлять логические ошибки в рассуждениях;

В результате изучения учебной дисциплины студент должен владеть:

· умением определенно, последовательно, непротиворечиво и доказательно излагать свои мысли;

· сознательно контролировать рассуждения, избегать логических ошибок;

· строгостью и культурой мышления.

 

На изучение данной учебной дисциплины в соответствии с учебным планом отводится 72 часа, из них 34 часа – аудиторные, которые распределяются по следующим видам учебных занятий: лекции – 20 часов, семинарские занятия – 14 часов.

Изучение учебной дисциплины «Логика» ориентировано на использование интерактивных методов проведения занятий, среди которых наиболее эффективной является диалоговая технология (дискуссии).

Контролируемая самостоятельная работа студентов в рамках изучаемой дисциплины предусматривает ознакомление с первоисточниками и подготовку докладов.

 

 


Примерный тематический план

№ п/п Наименование темы Лекции (час.) Практические (семинарские) занятия (час.)
Раздел I Введение. Предмет и задачи логики
Предмет и задачи логики
Раздел II Логическая теория имен
Логическая теория имен
Раздел III Логическая теория высказываний
Логическая теория высказываний
Раздел IV Классическая дедуктивная логика
Классическая дедуктивная логика
Раздел V Логика правдоподобных рассуждений
Недедуктивные выводы  
Раздел VI Аргументация. Диалог
Теория аргументации
Законы логики  
  Всего

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...