Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 1. Мышление как предмет логики

Вопросы семинарского занятия

1.Предмет и задачи логики.

2. Ассоциативное и дискурсивное мышление.

3. Понятие о логической форме мышления и логическом законе.

4. Мышление и язык. Роль языка в процессе общения и познания.

5. О пользе изучения логики

Проблемные вопросы для самостоятельного изучения

1. Специфика логической ступени познания.

2. Формальная логика о логических формах.

3. Значение логики в науке, технике и обучении.

 

 

Темы рефератов

  1. Логика и культура мышления.
  2. Значение логики в педагогическом процессе.
  3. Логика Аристотеля.
  4. Роль логики в научном познании

 

Литература основная

Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1974.

Никитин Е.П. Основы лингвистической теории значения. М., 1988.

Полторацкий А., Швырев В. Знак и деятельность. М., 1970.

Проблема знака и значения. М., 1969.

Семиотика. Сб. статей. М.. 1983.

Язык. Наука. Философия. Вильнюс. 1986.

Язык и логическая теория. М., 1987

Основные понятия: логика, мышление, логические формы мышления, логический закон, формальная логика, искусственные и естественные языки, значение и смысл, обозначения.

ТЕМА 2. Логическая теория имен

Семинарские занятия- 4 часа

 

 

Вопросы семинарского занятия

 

1. Основные характеристики имени. Значение и смысл имени.

2. Содержание имени и его объем. Закон обратного отношения между содержанием и объемом имени.

2. Виды имен.

3. Отношение между объемами имен. Совместимые и несовместимые имена.

4. Определение (дефиниция). Сущности цель и структура определения.

5. Виды определений.

6. Правила определений. Ошибки, возможные в определениях.

5. Деление. Правила деления.

6. Классификация. Научная классификация

 

 

Проблемные вопросы для самостоятельного изучения

1. Роль зыка в процессе общения и познания

2. Операции с объемами имен: логическое сложение, логическое умножение, логическое вычитание, логическое включение, логическое дополнение.

3. Значение определений в различных сферах человеческой деятельности.

 

Темы рефератов

Виды логического деления.

Виды классификаций. Типология.

Операции с объемами имен.

Теория и практика определения.

Литература основная

Войшилло Е. К. Понятие как форма мышления. М., 1989.

Горский Д.П. Обобщение и познание. М., 1985.

Классификация в современной науке, Новосибирск, 1989,

Попа К, Теория определения, М., 1976,

Степанов Ю.С. Имена, предикаты, предложения. М., 1981.

Чупахин И.Я. Методологические проблемы теории понятия. Л., 1973.

Основные понятия: имя, значение, знак, признак, виды имен, объем и содержание имени, деление понятий, классификация, определение. Типология, периодизация, описания, сравнение, различие, характеристика, обобщение, ограничение.

ТЕМА 3. Логическая теория высказываний

 

Семинарские занятия- 3 часа

Вопросы семинарского занятия

1. Общая характеристика высказывания. Простое высказывание и его состав: субъект, пре­дикат, связка, квантор.

2. Виды простых высказываний: атрибутивные, экзистенциональные, высказывания с отношениями.

3.Категорические высказыва­ния, их деление по качеству и количеству.

4. Распределенность терминов в категорических высказываниях.

 

5. Образование сложных высказываний из простых с помощью логических союзов.

6. Понятие логического союза. Виды логических союзов.

7. Отношение между высказываниями по истинности. «Логический квадрат».

Проблемные вопросы для самостоятельного изучения

 

Возможности исследования высказываний в разговорном и литературном языках.

Применение основных логических законов в процессе преподавания отдельных дисциплин.

Темы рефератов

Общая характеристика и роль высказываний в познании.

Логическая структура простых высказываний

Понятие необходимого и достаточного условия.

Виды модальности.

 

Литература основная

 

Вригдт Г.Х. Логико-философские исследования. М., 1986.

Градштейн И.С. Прямая и обратная теоремы. М., 1972.

Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего. М., 1990.

Плотников A.M. Генезис основных логических форм. Л., 1967.

Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений. М., 1989.

Сидоренко Е.А. Логическое следование и условные высказывания. М,, 1983.

Слинин Я.А. Современная модальная логика. Л., 1976.

Сомин М,Б, Суждение, Борисоглебск, 1983.

Степанов Ю.С. Имена, предикаты, предложения, М., 1988

Таванец П.В. Вопросы теории суждений. М., 1955.

Основные понятия: простое и сложное высказывание, понятие модальности, термины высказывания, распределенность терминов, логический союз, логический квадрат, табличный метод, предикат, связка квантор, субъект, предикат высказывания.

ТЕМА 4. Дедуктивная логика

 

ТЕМА 4. Дедуктивная логика

Лекции – 2 часа

Семинарские занятия- 3 часа

 

 

Вопросы семинарского занятия

1. Понятие дедуктивного вывода.

2. Типы дедуктивных выводов.

3. Непосредственные умозаключения.

4. Простой категорический силлогизм. Энтимема

5. Полисиллогизмы и сориты.

Проблемные вопросы для самостоятельного изучения

1. Выводы посредством преобра­зования высказываний: превращение, обращение, противопоставление предикату, выводы по «логическому квадрату».

2. Чисто условное умозаключение: выводы по транзитивности импликации.

3. Условно-категорические умозаключение: утверждающий модус (modus ponens), отрицающий модус (modus tollens).

4.Эквивалентно-категорическое умозаключение. Разделительно-категорическое умозаключение: утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы.

Темы рефератов

1. Основные способы построения логики высказываний: табличный, натуральный, аксиоматический

2.Сокращенный силлогизм в риторической речи.

3. Роль дедукции в научном познании.

Литература основная

 

Бочаров В.А, Аристотель и традиционная логика. М., 1984.

Буш Г.О. Эвристическая функция аналогии в науке и технике. М., 1978.

Воробьев Н.В. Умозаключение по аналогии. М., 1963.

Джин» К. Логика и статистика, М-, 1973,

Здровомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследо­ваний. М., 1969.

Индуктивная логика и формирование научного знания. М., 1987.

Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М., I980.

Субботин АЛ. Традиционная и современная формальная логика. М,., 1969.

Филиппенко М.М. Аналогия как средство познания. М., 1975.

Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. М., 1970.

Основные понятия: дедукция, силлогизм, простой категорический силлогизм, непосредственные умозаключения, правильные модусы, сорит, энтимема, полисиллогизм.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...