Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
шкала: воспитательная конфронтация в семье10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией. 3.4. Тест-опросник родительского отношения
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Опросник включает пять шкал. «Принятие-отвержение» – отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, каков он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его. «Кооперация»– социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. «Симбиоз»– отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком, то есть родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребёнку самостоятельности никогда. «Авторитарная гиперсоциализация» – отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. «Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Текст опросника
1-я шкала. «Принятие-отвержение»: «Да» – 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60; «Нет» – 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56. Баллы за положительные и отрицательные ответы суммируют. По остальным шкалам учитывают только положительные ответы. 2-я шкала. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36. 3-я шкала. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. 4-я шкала. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. 5-я шкала. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. Порядок подсчёта тестовых баллов При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывают ответы, совпадающие с ключом. Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: 1 – отвержение, 2 – социальная желательность, 3 – симбиоз, 4 – гиперсоциализация, 5 – инфантилизация. Есть основания считать, что идеальным для первой шкалы является ранг, соответствующий 7 баллам, для второй – 9, третьей – 3, четвёртой – 2, пятой – 0. Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентальных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
Анкетный опрос родителей
Анкета № 1
возраст ___________ № группы___ Ф. И. О. родителей ___________________________________ 1. Как Ваш ребенок засыпает? • быстро; • медленно; • требует, чтобы с ним сидели; • требует, чтобы не гасили свет. 2. Как он спит? • крепко, спокойно; • неспокойно; • вскрикивает; • плачет; • разговаривает во сне. 3. Как просыпается? • сразу; • не сразу. 4. В каком настроении просыпается Ваш ребенок? • веселый, спокойный; • раздражительный; • грустный; • в слезах. 5. Как он ест? • охотно, не выбирает пищу, быстро, сам; • неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых. 6. С каким настроением Ваш ребенок идет в детский сад? • радостным; • иногда не хочет; • часто отказывается; • капризничает; • другое. 7. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад? • трудности в отношениях с воспитателем; • трудности в отношениях со сверстниками; • привязанность к матери; • позднее засыпание вечером; • другие причины. 8. Замечаете ли Вы проявление страха у Вашего ребенка? •да; • иногда; • нет. 9. Если замечаете, то при каких обстоятельствах? • в темной комнате; • при наказаниях, окриках; • при недовольстве взрослых его поведением; • когда слушает страшную сказку; • когда видит собаку, змею; • без видимой причины. 10. Как проявляется страх у ребенка? • плачет; • убегает; • впадает в ярость; • зовет взрослых; • справляется сам. 11. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным? • часто; • иногда; • редко. 12. Как Ваш ребенок реагирует на агрессию со стороны других детей и взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.)? • ответное нападение; • плачет; • проявляет гнев (бросает игрушки, мимическое выражение эмоций, словесное;) • замыкается, «уходит в себя»; • уходит, убегает от обидчика. 13. Чему радуется Ваш ребенок? • новой игрушке, подаркам; • встрече близкими людьми; • встрече со сверстниками, друзьями; • когда вы вместе играете; • совместным походам в театр, цирк и т. д. 14. Что вызывает у него огорчение? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 15. На что он обижается? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 16. Часто ли ребенок плачет? • да; • нет. 17. Какое обычно состояние у ребенка? • спокойное; • плаксивое; • возбужденное. 18. Как быстро проходит у него переживание? • быстро; • не очень быстро; • через длительное время. 19. Умеет ли Ваш ребенок выразить свое сочувствие близким? • да; • редко; • нет. 20. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению • доброжелательный интерес; • агрессивность; • безразличие. 21. Как ребенок относится к животным? • доброжелательный интерес, желание поиграть; • страх; • агрессивность; • безразличие. 22. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры? • доброжелательность; • агрессивность; • безразличие. 23. С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается? _______________________________________________________ 24. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми? • да; • иногда; • нет. 25. Жалуется ли на сверстников? • да; • иногда; •нет. 26. На что жалуется в отношениях со сверстниками? • дети не принимают в игру; • обижают; • не хотят дружить; • отнимают игрушки; • шумят. 27. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми? • уравновешенный; • терпеливый; • чуткий; • уступчивый; • приветливый; • вспыльчивый; • склонный чаще командовать, чем подчиняться. 28. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми? • да; • не всегда; •нет. 29. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками? •да; • не всегда; нет. 30. Каким образом он отстаивает свои интересы? • находит аргументы; • упрашивает; • вежливо требует; • агрессивно требует; • плачет. 31. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду? • прямого влияния не оказывают; • благополучие семейных отношений – это эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду; • сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому ________________________________________ _______________________________________________________ Предлагаемая анкета частично может быть использована и для опроса воспитателей, работающих с детьми. Анкета № 2
• радостно; • иногда не хочет; • часто отказывается; • капризничает; • другое. 2. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад? • трудности в отношениях с педагогом; • со сверстниками; • привязанность к матери; • позднее засыпание вечером; • другие причины. 3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми? Благополучно (с кем именно): • с воспитателями; • с помощником воспитателя; • с музыкальным руководителем; • инструктором по физкультуре; • с педагогами дополнительного образования; •с другими специалистами. Неблагополучно (причины): • иногда бывают конфликты; • обижается на взрослых за то, что наказывают; • не разрешают брать игрушки; • другое. 4. С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается? __________________________________________________ 5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми? • да; • иногда; • нет. 6. Жалуется ли на сверстников? • да; • иногда; •нет. 7. На что жалуется? • дети не принимают в игру; • обижают; • не хотят дружить; • отнимают игрушки; • шумят. 8. Что Вам хотелось быт изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками? _______________________________________________________ 9. Есть ли у Вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется? _____________________________ _______________________________________________________ 10. Как Ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.)? _______________________________________________________ 11. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми? • уравновешенный; • терпеливый; • чуткий; • уступчивый; • приветливый; • вспыльчивый; • склонен чаще командовать, чем подчиняться; •другой ____________________________________________ 12. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду? • прямого влияния не оказывают; • благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь •сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому ________________________________________ Приложения Приложение 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 9
Рис. 11 Приложение 2 Тест «Рука» Э. Вагнера
Рис. 2
Рис. 6 Рис. 5 Рис. 4
Рис. 7
1. Велиева, С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / С. В. Велиева. – СПб. : Речь, 2005. 2. Волков, Б. С. Детская психология [Текст] : логические схемы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 3. Захаров, А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков [Текст] / А. И. Захаров. – Л., 1982. 4. Калинина, Р. Р. В гостях у Золушки [Текст] / Р. Р. Калинина. – Псков : ПОИУУ, 1997. 5. Коломенский, Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Я. Л. Коломенский [и др.]. – М., 1997. 6. Левис, Ш. Ребенок и стресс [Текст] / Ш. Левис, Ш. К Левис. – СПб. : Питер Пресс, 1996. 7. Лешли, Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы [Текст] / Д. Лешли. – М. : Просвещение, 1991. 8. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей [Текст] : учебное пособие / Т. Д. Марцинковская. – М., 1998. – 170 с. 9. Непомщая, Н. И. Становление личности ребёнка 6–7 лет / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук [Текст] / Н. И. Непомщая. – М. : Педагогика, 1992. 10. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1999. 11. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина : в 2 т. – М. : ВЛАДОС, 2000, т. 1. 12. Практические занятия по психологии [Текст] // под ред. А. Ц. Пуни. – М., 1977. – с. 120. 13. Романова, Е. С. Графические методы в психологической диагностике [Текст] / Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина. – М. : Дидакт, 1992. 14. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога 15. Урунтаева, Г. А. Практикум детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева. Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение – Владос,1995. 16. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / под ред. Содержание
1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста 3 1.1. Методы психологической диагностики 1.2. Фиксация результатов оценки 1.3. Адаптивная методика Кучеровой Е. В. 1.3.1. Методика «Проективные рассказы» 6 1.3.2. Методика «Определение ребенком 1.3.3. Методика «Разложи картинки» 8 1.4. Методика изучения понимания эмоциональных 1.5. Проективная игра «Почта» 1.6. Семейный тест отношений (СТО) К матери 16 К отцу 16 К себе 16 1.7. Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей 1.7.1. Основные параметры оценки 1.7.2. Тест «Рисунок семьи» 18 1.7.3. Кинетический рисунок семьи 26 1.7.4. Рисунок «Мир мамы, мир папы» 26 1.7.5. Методика «Семья в образах животных» 26 1.7.6. Проективный тест «Дом — дерево — человек» 27 1.7.7. Тест «Несуществующее животное» 43 1.7.8. Графическая методика «Кактус» 51 1.7.9. Автопортрет 52 1.8. Тест «Страхи в домиках» 55 1.9. Тест «Два домика» 57 1.10. Тест «Рука» (Hand test) 1.11. Методика «Линеограмма» 59 1.12. Методика «Неоконченные предложения» 60 1.13. Методика «Сюжетные картинки» 61 1.14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения 1.15. Изучение эмоциональных проявлений детей 1.16. Методика «Часики» 63 1.17. Методика «Маски» 65 1.18. Детский апперцептивный тест (ДАТ) 66 Руководство 67 1.19. Методика исследования эмоционального состояния 1.20. Социометрическая проба «День рождения» Анализ результатов 73 1.21. Методика игры «Секрет» 74 1.22. Определение эмоционального благополучия ребёнка 1.23. Социометрический опросник 76 1. 24. Исследование «Лесенка» 2. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ 79 2.1. Критерии эмоциональных нарушений 79 2.2. «Шкала тревожности» 81 2.3. Тест тревожности 2.4. Выявление тревожности старших дошкольников 2.5. Шкала оценки внешних признаков 2.6. Методика «Паровозик» 86 3.1. Признаки психического напряжения 3.2. Оценка уровня тревожности ребенка 3.3. Опросник «Взаимодействие родителя 3.4. Тест-опросник родительского отношения 3.5. Анкетный опрос родителей 97 3.5.1. Анкета № 1 97 3.5.2. Анкета № 2 100 Приложения 102 Литература 105
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |