Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема. сон, его виды. биологическая роль.

Мотивационная характеристика темы.Знание физиологии слухового и вестибулярного анализатораи умение проводить простые клинические методы его исследования позволяют врачу дифференцировать физиологические и патологические явления, связанные с функционированием слуховой и вестибулярной системы.

Цели занятия: знать – 1) механизмы воспрития, проведения и анализв параметров раздражения слухового и вестибулярного раздражения; 2) физиологические основы клинических способов исследования функционального состояния слуховой и вестибулярной сенсорной системы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО И ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:

1. Сон, его виды, фазы.

2. Теории сна.

3. Электрическая активность головного мозга во время сна.

4. Физиологические механизмы сна, его биологическая роль.

5. Структура суточного сна. Характеристика стадий сна.

6. Значение сновидений для организма.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА:

1. Опишите теории сна.

2. Опишите виды электрической активности головного мозга.

3. Опишите причины, которые приводят ко сну.

4. Напишите виды расстройств сна. Объясните причины их возникновения.

5. Опишите физиологические механизмы возникновения сновидений.

6. Опишите пептиды, которые влияют на сон..

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ.

Изучение типов памяти у человека.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОЦЕССА ЗАУЧИВАНИЯ

Запоминание материала может происходить без примене­ния специальных средств: путем заучивания или использова­ния специальных средств, направленных на запоминание.

Для работы необходимы: карточка с 12 не связанными между со­бой по смыслу простыми словами, состоящими из 4-6 букв, секундомер. Объект исследования — человек.

Проведение работы. Испытуемому предлагают ряд из 12 слов с требованием заучить его до безошибочного воспро­изведения в любом порядке. После каждого предъявления ряда испытуемый воспроизводит его. Ряд повторяется спустя 5 с после окончания воспроизведения. Удержанные элементы фиксируются в протоколе знаком «+»; если испытуемый назы­вает слово, которого ранее не было, оно записывается в при­мечании к протоколу. Опыт продолжается до полного заучивания всего ряда.

Результаты работы и их оформление. Подсчитайте общее количество правильно воспроизведенных слов при каж­дом повторении, обозначив его буквой V. Постройте по этим данным график заучивания, на котором по оси абсцисс откла­дываются порядковые номера повторений, по оси ординаткачения V, в виде следующей таблицы:

 

Номер воспро- изведе­ния Результаты воспроизведения элементов Приме- чание
 
                         
п                          

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАПОМИНАНИЯ

Запоминаниепроцесс, в результате которого происходит закрепление новой информации путем связывания ее с приоб­ретенной ранее. Запоминание есть закономерный продукт дей­ствия субъекта с объектом.

Для работы необходимы: карточка с 40 не связанными между собой по смыслу простыми словами, состоящими из 4-6 букв, секундомер Объект исследования — человек.

Для работы испытуемых составляются бланки по следя­щей схеме:

 

№ п/п Опыт 1 Опыт 2
Слова Ошибки Символ Слова Ошибки
         
           
         

Проведение работы. Экспериментатор произносит инст­рукцию к опыту 1: «Я прочту вам 20 слов, вы должны запом­нить как можно больше из них. По моей команде вы должны воспроизвести эти слова в тетради и результат занести в протокол». Для работы испытуемого составляется бланк по ниже приведенной схеме.

Интервалы между предъявлениями рядов 2-3 мин.

 

 

 

 

Ря­ды Раздра­жители Воспроизведение Количе­ство пра­вильных реакций Колич. ИМ оши­бочных реакций
Слоги                    
Слова                    
Фразы                    

Проведение работы. Испытуемому дают инструкции «Вам будут названы отдельные слоги (слова, фраза), вы прослушаете, а потом после моей команды занесете в прото­кол».

Результаты работы и их оформление. Сравните количе­ство неправильных ответов в 1-м, 2-м и 3-м предъявленных рядах. Сделайте вывод о зависимости памяти от смысловой характеристики запоминаемого материала.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний:


1. Сон 10-летнего мальчика на протяжении первой половины ночи прерывался эпизодами вскрикивания, содроганием, тахикардией и тахипное. После пробуждения мальчик не может вспомнить сны. Что из ниже приведённого является наиболее характерным?

A. Его обидели родители

B. Проявления агрессивного поведения

C. Эпилептиформные проявления

D. Гипнотические состояния

E. Ночные страхи

 

2. К невропатологу обратились родители 6-летнего мальчика по поводу расстройства сна. Врачи выявили расстройства медленно-волнового сна. Что из ниже приведенного врачи смогут обнаружить у спящего мальчика?

A. Страшные сновидения

B. Мышечную атонию

C. Снохождения

D. Высокочастотные волны на ЭЭГ

E. Лабильность сердечного ритма

 

3. После авиакатастрофы в нейротравматологическое отделение поступил человек с тяжелыми повреждениями костей таза, нижних и верхних конечностей, черепа. На протяжении первой недели он не просыпался. В связи с чем возможно предположить развитие долго длящегося сна?

A. Болевой шок

B. Повреждениями костей черепа

C. Перерыв восходящей ретикулярной формации

D. Повреждение мозжечка

E. Дефицит возбуждающей нейротрансмиссии

 

4. К врачу обратились родители 3-летней девочки, у которой вследствие перенесенной родовой травмы отмечалась продолжительная патологическая сонливость. Какие отделы мозга, по всей видимости, затронули функциональные нарушения?

A. Голубое пятно

B. Ядра шва

C. Мозжечок

D. Восходящий отдел ретикулярной формации

E. Височные отделы коры больших полушарий

 

5. Секреция каких гормонов увеличивается у человека во время сна?

A. Адреналин, вазопресин

B. Кортизол, вазопресин

C. С. Соматотропин, пролактин

D. Соматостатин, пролактин

E. Пролактин, кортизол

 

6. Мужчина отмечает отсутствие снов, частые пробуждения среди ночи от сердцебиения. При пробуждении отмечает учащение дыхания. Какие отделы мозга, по всей видимости, затронули функциональные нарушения?

A. Голубое пятно

B. Ядра шва

C. Мозжечок

D. Восходящий отдел ретикулярной формации

E. Височные отделы коры больших полушарий

 

7. Для какой фазы сна характерен наиболее низкий тонус скелетной мускулатуры?

A. Дремоты

B. Парадоксальной

C. Поверхностного сна

D. Глубокого сна

E. Засыпания

 

8. Процесс засыпания обусловлен преимущественно возбуждением:

A. Серотонинергических нейронов шва (центр Гесса)

B. Норадренергических нейронов голубого пятна моста

C. Нейронов восходящей ретикулярной формации ствола мозга

D. Переключающих ядер зрительного бугра

E. Нейронами нисходящей ретикулярной формации ствола мозга

 

9. Сон различной глубины характеризуют типичные изменения со стороны ЭЭГ. Для быстро-волнового сна характеры следующие волны:

A. Быстрый бета-ритм

B. Появление альфа-ритма

C. Появление единичных медленных высокоамплитудных волн

D. Высокоаплитудных гамма-волн становится более 20%

E. Медленные волны сменяются бета-ритмом

 

10. Женщина предъявляет жалобы на бессонницу, невозможность заснуть. Какие отделы мозга, по всей видимости, затронули функциональные нарушения?

A. Голубое пятно

B. Ядра шва

C. Мозжечок

D. Восходящий отдел ретикулярной формации

E. Височные отделы коры больших полушарий

 

Ответы: 1–Е; 2–С; 3–С; 4–D; 5–В; 6–А; 7–C; 8–A; 9–E; 10–B.

 


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний по программе «Крок»:


1. Пациент жалуется на судорожные приступы во время сна. Врачи установили, что судороги возникают у него во время стадии быстрого (парадоксального) сна. Какие процессы, которые происходят во время парадоксального сна, могут способствовать возникновению судорог у этого человека?

A. Синхронизация ЭЭГ

B. Мышечная атония

C. Повышение артериального давления

D. Увеличение мозгового кровонаполнения

E. Развитие мышечных сокращений

 

2. Женщина предъявляет жалобы на бессонницу, невозможность заснуть. Нарушение функционирования каких нейромедиаторной систем объясняет описанную симптоматику?

A. Cеротонинергической

B. Адренергической

C. ГАМК-ергической

D. Холинергической

E. Дофаминергической

 

3. Мужчина отмечает отсутствие снов, частые пробуждения среди ночи от сердцебиения. При пробуждении отмечает учащение дыхания. Нарушение функционирования каких нейромедиаторной систем объясняет описанную симптоматику?

A. Серотонинергической

B. Адренергической

C. ГАМК-ергической

D. Холинергической

E. Дофаминергической

 

4. К числу нейропептидов, влияние которых на сон достаточно известно к настоящему времени, относят следующие за исключением …

A. Тиреотропного гормона

B. Ангиотензина- 2

C. Дельта-сон индуцирующий пептида

D. Субстанции -Р

E. Мотиллина

 

5. Действие соматостатина на сон заключается в

 

A. Введение человека в парадоксальный сон

B. Увеличение общей продолжительности сна

C. Укорочении продолжительности дельта-сна, увеличении продолжительности парадоксального сна

D. Увеличении продолжительности фазы дельта-сна

E. Прекращении сна

 

6. Физиологическая роль нейропептида b-эндорфина заключается в…

A. Увеличение продолжительности фазы дельта сна

B. Увеличении общей пролжительности сна

C. Введение человека в парадоксальный сон

D. Торможении парадоксального сна

E. Поддержании парадоксального сна

 

7. Для какой фазы сна характерны наибольшие изменения вегетативных функций сходных с пробуждением?

A. Засыпания

B. Дремоты

C. Поверхностного сна

D. Парадоксальной фазы

E. Глубокого сна

 

8. К признакам быстро-волнового сна (или парадоксального сна) относят …

A. Реакции десинхронизации на ЭЭГ

B. Быстрые движения глазных яблок

C. Падение тонуса мускулатуры

D. Возрастание порогов корковых нейронов

E. Все ответы правильные

 

9. В чем заключается биологическое значение фазы медленно-волнового сна?

A. Активация пластических и репаративных процессов в ЦНС

B. Переработка и отложение информации в долговременную память

C. Восстановление психических процессов

D. Освобождение организма от избыточной информационной энергии

E. Повышение чувствительности к внешним раздражителям

 

10. Дельта-сон индуцирующий пептид (ДСИП) оказывает следующие эффекты за исключением

A. Индуцирование дельта-фазы сна

B. Стабилизация мембраны кардиомиоцитов

C. Антистрессорный эффект

D. Иммуномодулирующий эффект

E. Антиэпилептический эффект

 

 

Ответы: 1-E., 2-A., 3-B., 4-E., 5-C., 6-E., 7-D., 8-E., 9-A., 10-B.


Ситуационные задачи:

1. Объясните, в каких случаях сновидения могут иметь диагностическое значение? Ответ: Какой же элемент сновидений должен привлечь наше внимание с чисто медицинской точки зрения? Такой, который начинает повторяться. Да еще достаточно часто. Например, то собака укусила за колено, то упал на асфальте и ушиб колено, то играл в футбол и получил удар по колену и т. п. С чем может быть связана причина таких повторяющихся сновидений? В данном случае наиболее вероятная возможность – это начавшийся патологический процесс в коленном суставе. Пока что этот процесс выражен еще слабо и импульсация от очага поражения в бодрствующем состоянии подавляется другими раздражениями. Но во время сна эти тормозящие влияния снимаются и очаг дает о себе знать.

2. Серотонинэргичные нейроны голубого пятна в заднем мозгу могут оказывать тормозящее влияние на ретикулярную формацию ствола мозга (РФСМ). Объясните, как изменяется это взаимодействие при переходе человека от сна к бодрствованию? Ответ: При переходе к бодрствованию состояние коры становится активным. Важнейшую роль в этом играют восходящие активирующие влияния со стороны РФСМ. Чтобы они проявились, тормозящее влияние нейронов голубого пятна на РФСМ должно значительно уменьшиться. При переходе ко сну картина будет обратной.

3. Объясните, в каком возрасте находится человек, если 75% времени сна занимает быстрый сон? Ответ: Быстрый сон занимает 75 % всего времени сна у рожденного ребенка.

4. После травмы черепа больной жалуется на расстройства сна. Назовите вероятную локализацию травматического очага в ЦНС. Ответ: Задний гипоталамус и ростральный отдел ретикулярной формации мозгового ствола.

5. Укажите, какие из приведенных на рисунке № .. ЭЭГ, соответствуют следующим состояниям организма: бодрствование, легкий сон, глубокий сон? Ответ: 3-я ЭЭГ — глубокий сон (дельта-волны), 2-я ЭЭГ неглубокий сон (тета-волны и сонные веретена), 1-я ЭЭГ — бодрсвование или парадоксальная фаза сна - альфа- и бета-волны.

6. Известно, что во время наркотического сна при операции анестезиолог постоянно следит за реакцией зрачков больного на свет. Объясните, для какой цели он это делает и с чем это может быть связано? Ответ: По характеру реакции зрачков на свет анестезиологи судят о глубине наркотического сна. Если зрачки перестали реагировать на свет, это значит, что наркоз распространился на те области среднего мозга, где расположены ядра III пары черепно-мозговых нервов. Это является угрожающим для человека признаком, как могут выключиться жизненно важные центры. Следует срочно снизить дозу наркотика.

7. При наблюдении за спящим человеком было выявлено, что мышцы его полностью расслаблены, дыхание учащеннок и неритмичное, глазные яблоки движутся под закрытыми веками. Объясните, спит ли он? Ответ: Да, спит. Человек находится в парадоксальной фазе (быстрый сон), для которой характерны наблюдаемые явления.

8. Студента утром разбудил будильник, и он рассказал, что видел сон. Объясните: 1) В какую стадию сна проснулся студент? 2) Что характерно для этой стадии сна? 3) Как эту ствдию сна можно обнаружить у спящего человека? Ответ: 1) Студент проснулся в парадоксальную стадию сна. 2) В эту стадию сна человек видит сны. 3) Парадоксальную стадию сна можно обнаружить при регистрации ЭЭГ, когда появляется бета-ритм.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...