Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терапевтическое интервью о ненависти

Со времен изобретения 3. Фрейдом психоанализа накоплено очень много данных об использовании терапевтического интервью. Публикация представленного ниже отрывка из терапевтического интервью имеет двоя­кую цель: показать тем, кто использует исследовательское интервью, тех­нические возможности, разработанные в рамках терапевтических профес­сий, и продемонстрировать некоторые различия между исследовательским и терапевтическим интервью.

К. Роджерс был пионером в разработке формы открытого клиент-центрированного интервью. Первоначально он назвал его недирективным, затем, когда он понял, что все виды интервьюирования предполагают опре­деленное управление, это название было заменено на клиент-центрирован-

ое Роджерс также первым использовал аудиозаписи с последующей рас-шифровкой всей терапевтической сессии, что сделало терапевтическое вза-имодействие и технику расспрашивания доступными для публичного раз­бора и изучения. Труды Роджерса о терапевтическом интервью вдохновили развитие качественного интервью в исследовательских целях.

Следующий отрывок взят из книги «Клиент-центрированная терапия». Интервью было проведено консультантом, использующим подход Роджер­са; протокол в данном случае восстановлен на основе записей, сделанных терапевтом во время интервью.

К (клиентка):(Молчит в течение двух минут. Затем начинает гово­рить глухим невыразительным голосом, совершенно непохожим на ее обычный голос. Не смотрит на консультанта. Разговор идет с большим количеством повторений, но в данном отрывке сохраня­ются только основные мысли.) Вы знаете, я хочу приходить сюда, но я не буду! Я больше не приду. От этого только хуже. Вы мне не нравитесь. Я ненавижу Вас! Лучше бы Вы никогда не появились на свет.

Т (терапевт):Вы очень сильно меня ненавидите.

К: Я хотела бы утопить Вас в озере. Я хочу разрезать Вас на куски! Вы думаете, что Вы нравитесь людям, но это не так... Вы думаете, что Вы можете увлечь женщину, но Вы не можете ... Я хочу, чтобы Вы умерли.

Т: Вы чувствуете ко мне отвращение и Вы действительно хотите от меня избавиться.

К: Вы думаете, что мой отец плохо поступал со мной, но это не так! Вы думаете, что он не был хорошим человеком, но он им был. Вы ду­маете, я хочу вступить в связь с Вами, но я не хочу.

Т: Вы чувствуете, что я совершенно искажаю все Ваши мысли.

К: ...Вы думаете, что можете заставить людей приходить и рассказы­вать Вам все, и они будут думать, что это им помогает, но это не так! На самом деле Вы хотите заставить их страдать. Вы думаете, что можете их загипнотизировать, но Вы не можете! Вы думаете, что Вы хороший, но это не так. Я ненавижу Вас, я ненавижу Вас, я ненавижу Вас.

Т: Вы думаете, что мне нравится заставлять их страдать, но при этом я не помогаю им.

К: Вы думаете, что я лукавлю, но это не так. Я ненавижу Вас. Все, что У меня есть, — это только боль, боль, боль. Вам кажется, что я не могу управлять своей жизнью, но я могу. Вы думаете, что мне не

Часть II. Осмысление исследовательского интервью

справиться, но я справлюсь. Вы думаете, что у меня галлюцинации, но у меня их нет. Я ненавижу Вас. (Длинная пауза. Склоняется к столу в напряженной позе крайней усталости.) Вы думаете, что я спятила, но это не так.

Т: Вы уверены, что я считаю Вас сумасшедшей.

К: (Пауза.) Я связана, и я не могу освободиться! (Безнадежный тон и слезы. Пауза.) У меня галлюцинации, и я должна от них избавить­ся! <...>

К: Я знала там, в кабинете, что должна как-то освободиться от этого. Я чувствовала, что могу прийти и сказать Вам. Я знала, Вы поймете. Я не могла сказать, что ненавижу себя. Это правда, но я не могла | этого сказать. Поэтому я просто думала обо всех тех жутких вещах, | которые я могу сказать Вам, а не себе. |

Т: Вы не могли сказать то, что чувствовали по отношению к себе, hoi

смогли сказать то же самое обо мне. К: Я знаю, мы подходим к самому главному...

(Rogers, 1965. Р. 211—213).

Эмоциональный тон этой сессии консультирования был описан следу­ющим образом:

«Хотя на бумаге невозможно передать весь яд и всю ненависть, которые были в голосе клиентки, тем более невозможно передать глубину эмпатии в ответах консультанта. Консультант говорил: "Я старался войти в это состояние и затем передать в голосе весь тот иссушающий душу гнев, который она изли­вала. В написанном виде слова выглядят невероятно бледно, но в тот момент они были полны того же чувства, которое она выражала так глубоко и четко"» (Там же.?. 212).

В этой терапевтической сессии клиентка с самого начала берет на себя ведущую роль, вводя центральную тему ненавистного консультанта и гово­ря, как сильно она его ненавидит. Он отвечает, отражая и перефразируя ее высказывания, подчеркивая их эмоциональные аспекты. Он не обращает внимания, как это было бы в обычном разговоре, на обвинения, направлен­ные против него. В этом конкретном разговоре консультант не задает про­ясняющих вопросов и не предлагает своих интерпретаций. В конце, после того, как она «от всего освободилась», клиентка признает способность кон­сультанта понять ее и сама предлагает интерпретацию: «Я не могла сказать, что ненавижу себя, поэтому я просто думала обо всех тех жутких вещах, которые я могу сказать Вам, а не себе».

Глава 2. интервью кок беседа

Целью консультационного интервью было помочь пациентке в ре­шении ее эмоциональных проблемам, и консультант последовательно отра­жал эмоциональные аспекты высказываний пациентки об ее отношении к самой себе, что в данном случае привело к тому, что она сама дала интер­претацию своему поведению. В психоаналитической терминологии, темой сессии был перенос — интенсивное эмоциональное отношение пациентки с терапевтом. Трудно провести достаточно четкую линию, разделяющую терапевтическое и исследовательское интервью. Оба могут привести к рос­ту понимания и изменению, но в терапевтическом интервью акцент де­лается на личностном изменении, а в исследовательском — на интеллек­туальном понимании. Хотя основная цель терапевтического интервью состоит в том, чтобы помочь пациентам превозмочь свое страдание, сопут­ствующим эффектом будет знание о человеческой ситуации вообще. Это будет обсуждаться ниже в связи с психоанализом как методом исследова­ния (см. главу 4).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...