Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Терапевтическое интервью о ненавистиСо времен изобретения 3. Фрейдом психоанализа накоплено очень много данных об использовании терапевтического интервью. Публикация представленного ниже отрывка из терапевтического интервью имеет двоякую цель: показать тем, кто использует исследовательское интервью, технические возможности, разработанные в рамках терапевтических профессий, и продемонстрировать некоторые различия между исследовательским и терапевтическим интервью. К. Роджерс был пионером в разработке формы открытого клиент-центрированного интервью. Первоначально он назвал его недирективным, затем, когда он понял, что все виды интервьюирования предполагают определенное управление, это название было заменено на клиент-центрирован- ое Роджерс также первым использовал аудиозаписи с последующей рас-шифровкой всей терапевтической сессии, что сделало терапевтическое вза-имодействие и технику расспрашивания доступными для публичного разбора и изучения. Труды Роджерса о терапевтическом интервью вдохновили развитие качественного интервью в исследовательских целях. Следующий отрывок взят из книги «Клиент-центрированная терапия». Интервью было проведено консультантом, использующим подход Роджерса; протокол в данном случае восстановлен на основе записей, сделанных терапевтом во время интервью. К (клиентка):(Молчит в течение двух минут. Затем начинает говорить глухим невыразительным голосом, совершенно непохожим на ее обычный голос. Не смотрит на консультанта. Разговор идет с большим количеством повторений, но в данном отрывке сохраняются только основные мысли.) Вы знаете, я хочу приходить сюда, но я не буду! Я больше не приду. От этого только хуже. Вы мне не нравитесь. Я ненавижу Вас! Лучше бы Вы никогда не появились на свет. Т (терапевт):Вы очень сильно меня ненавидите. К: Я хотела бы утопить Вас в озере. Я хочу разрезать Вас на куски! Вы думаете, что Вы нравитесь людям, но это не так... Вы думаете, что Вы можете увлечь женщину, но Вы не можете ... Я хочу, чтобы Вы умерли. Т: Вы чувствуете ко мне отвращение и Вы действительно хотите от меня избавиться. К: Вы думаете, что мой отец плохо поступал со мной, но это не так! Вы думаете, что он не был хорошим человеком, но он им был. Вы думаете, я хочу вступить в связь с Вами, но я не хочу. Т: Вы чувствуете, что я совершенно искажаю все Ваши мысли. К: ...Вы думаете, что можете заставить людей приходить и рассказывать Вам все, и они будут думать, что это им помогает, но это не так! На самом деле Вы хотите заставить их страдать. Вы думаете, что можете их загипнотизировать, но Вы не можете! Вы думаете, что Вы хороший, но это не так. Я ненавижу Вас, я ненавижу Вас, я ненавижу Вас. Т: Вы думаете, что мне нравится заставлять их страдать, но при этом я не помогаю им. К: Вы думаете, что я лукавлю, но это не так. Я ненавижу Вас. Все, что У меня есть, — это только боль, боль, боль. Вам кажется, что я не могу управлять своей жизнью, но я могу. Вы думаете, что мне не Часть II. Осмысление исследовательского интервью справиться, но я справлюсь. Вы думаете, что у меня галлюцинации, но у меня их нет. Я ненавижу Вас. (Длинная пауза. Склоняется к столу в напряженной позе крайней усталости.) Вы думаете, что я спятила, но это не так. Т: Вы уверены, что я считаю Вас сумасшедшей. К: (Пауза.) Я связана, и я не могу освободиться! (Безнадежный тон и слезы. Пауза.) У меня галлюцинации, и я должна от них избавиться! <...> К: Я знала там, в кабинете, что должна как-то освободиться от этого. Я чувствовала, что могу прийти и сказать Вам. Я знала, Вы поймете. Я не могла сказать, что ненавижу себя. Это правда, но я не могла | этого сказать. Поэтому я просто думала обо всех тех жутких вещах, | которые я могу сказать Вам, а не себе. | Т: Вы не могли сказать то, что чувствовали по отношению к себе, hoi смогли сказать то же самое обо мне. К: Я знаю, мы подходим к самому главному... (Rogers, 1965. Р. 211—213). Эмоциональный тон этой сессии консультирования был описан следующим образом: «Хотя на бумаге невозможно передать весь яд и всю ненависть, которые были в голосе клиентки, тем более невозможно передать глубину эмпатии в ответах консультанта. Консультант говорил: "Я старался войти в это состояние и затем передать в голосе весь тот иссушающий душу гнев, который она изливала. В написанном виде слова выглядят невероятно бледно, но в тот момент они были полны того же чувства, которое она выражала так глубоко и четко"» (Там же.?. 212). В этой терапевтической сессии клиентка с самого начала берет на себя ведущую роль, вводя центральную тему ненавистного консультанта и говоря, как сильно она его ненавидит. Он отвечает, отражая и перефразируя ее высказывания, подчеркивая их эмоциональные аспекты. Он не обращает внимания, как это было бы в обычном разговоре, на обвинения, направленные против него. В этом конкретном разговоре консультант не задает проясняющих вопросов и не предлагает своих интерпретаций. В конце, после того, как она «от всего освободилась», клиентка признает способность консультанта понять ее и сама предлагает интерпретацию: «Я не могла сказать, что ненавижу себя, поэтому я просто думала обо всех тех жутких вещах, которые я могу сказать Вам, а не себе». Глава 2. интервью кок беседа Целью консультационного интервью было помочь пациентке в решении ее эмоциональных проблемам, и консультант последовательно отражал эмоциональные аспекты высказываний пациентки об ее отношении к самой себе, что в данном случае привело к тому, что она сама дала интерпретацию своему поведению. В психоаналитической терминологии, темой сессии был перенос — интенсивное эмоциональное отношение пациентки с терапевтом. Трудно провести достаточно четкую линию, разделяющую терапевтическое и исследовательское интервью. Оба могут привести к росту понимания и изменению, но в терапевтическом интервью акцент делается на личностном изменении, а в исследовательском — на интеллектуальном понимании. Хотя основная цель терапевтического интервью состоит в том, чтобы помочь пациентам превозмочь свое страдание, сопутствующим эффектом будет знание о человеческой ситуации вообще. Это будет обсуждаться ниже в связи с психоанализом как методом исследования (см. главу 4). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |