Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, объект и цели психологии развития. Структура психологии развития.

Методологические принципы психологии развития (см.конспект)

Основными методологическими принципами психологии развития являются: детерминизма, развития, системности.

Принцип детерминизма основан на положении о причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое явление (следствие). Согласно принципу детерминизма каждое изменение в развитии обусловлено специфическим соотношением биологических и социальных факторов и своеобразно по механизмам своего возникновения.

Принцип детерминизма гласит:

• во-первых, психические явления обусловлены объективной действительностью и отражают эту действительность;

• во-вторых, психические явления обусловлены деятельностью мозга;

• в-третьих, изучение психических явлений предполагает установление причин, вызвавших это явление.

Детерминизм означает, что внешняя причина не определяет непосредственные реакции человека, а действует через внутренние условия (С.Л. Рубинштейн).

Нельзя рассматривать детерминизм как однолинейную систему (причина-следствие). Есть детерминанты, которые сами по себе не вызывают событий, но влияют на них (катализаторы). В реальной психической жизни следствие не сразу возникает после причины, а через некоторое время. В результате причиной явления могут быть события или факторы, которые не вызывают последствий сразу, но их накопление приводит к определенному сдвигу. Это так называемые кумулятивные причинно-следственные отношения. Именно по таким механизмам возникает большинство нарушений психического развития детей(Усанова О.Н., 2006, 95-103).

Принцип системности указывает на то, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.

Принцип системности показывает, что психика представляет собой сложную систему, отдельные функции (блоки) которой между собой связаны. Наличие системной организации психики позволяет объяснять, как происходят её саморегуляция и компенсация, присущие даже элементарным уровням психической организации. С учётом предмета психологии развития принцип системности рассматривает онтогенез психики как последовательный процесс становления её как сложной системы.

Принцип развития утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее правильным способом её изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Следовательно, психика может быть правильно понята, только если рассматривается в непрерывном развитии. Все психические явления непрерывно изменяются и развиваются в количественном и качественном отношении.

Правильная характеристика психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент с перспективой последующих изменений.

Принцип развития говорит, что существует два пути развития психики – филогенетический и онтогенетический, т.е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни отдельного человека. Исследования показывают, что между этими двумя видами развития имеется определённое соответствие: логика развития психики одинакова при развёртывании человеческого рода и развития отдельного человека.

 

 

Этологические теории

В. Келер, изучая развитие ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента, заметил сходство в примитивном применении орудий труда у человека и обезьяны.

Этология – отрасль биологии, изучающая закономерности поведения животных. Именно она возродила интерес к биологическим свойствам, общим для человека и животных. К. Лоренц обнаружил сходство между ранним формированием привязанности у гусят и формированием эмоциональной привязанности у младенцев. Этологи также утверждают, что люди, как и другие животные, имеют видоспецифические модели поведения, одинаковые у всех людей, независимо от культурных различий. Даже слепоглухие дети улыбаются и гулят в соответствующем возрасте, надувают губы (обижаясь) и смеются в течение всей жизни, несмотря на невозможность непосредственного подражания.

Представление о том, что социальное поведение в значительной степени определяется биологической наследственностью организма, является главным отличительным признаком такого направления этологии, как социобиология. Подобно этологам, социобиологи усматривают сходство между поведением животных и человека, но они считают также, что сложные модели социального поведения, как у животных, так и у людей генетически детерминированы. Для подтверждения этой идеи социобиологи приводят примеры строительства гнезд птицами - сложной модели поведения, которое птицы демонстрируют в нужное время без всякого научения. На основе этого и других примеров сложных, не требующих научения, моделей социального поведения насекомых, птиц и низших млекопитающих социобиологи делают обобщение о том, что модели человеческого поведения имеют аналогичную основу. Они считают, что многие модели человеческого поведения, используемые для выражения доминирующего положения, территориальных прав, заботы о потомстве, ухаживания и агрессии, являются генетически закрепленными биологическими моделями поведения.

Этология добавляет к общепринятым еще одну важную линию анализа развития. Большинство психологов рассматривает ситуационные и исторические причины поведения. Этолог, также обращая внимание на эти причины, рассматривает еще и адаптивную функцию поведения, т.е. функцию, которую поведение выполняет в сохранении индивида или вида. Рассмотрим, например детский плач. Ситуационная причина плача может заключаться в том, что ребенку больно или он голоден. Историческая причина может заключаться в том, что в прошлом после плача ребенка вознаграждали вниманием и заботой. Непосредственной функцией плача является стремление привлечь внимание матери и запустить в ход действие ее модель ухода за ребенком. Плач – это врожденная модель поведения, направленная на конкретную цель – получение заботы. И, наконец, эволюционная (адаптивная) функция плача – это выживание новорожденного, несмотря на его двигательную беспомощность, из-за чего именно плач, а не двигательная активность, становится доминирующей реакцией вида Хомо сапиенс. Этологи указывают на эволюционные функции многих моделей поведения, например, как отзывчивость взрослых по отношению к существам, похожим на маленьких детей, флирт как часть модели ухаживания или принятия агрессивной позы как модели защиты территории.

(предпосылки возникновения этологии) В психологии идеи этологической теории впервые появились задолго до самой теории. Так Арнольд Гезелл (1880-1961) считал, что развитие психики человека обусловлено биологическим созреванием. Он полагал, что дети, подобно растениям, «расцветают», следуя расписанию, предусмотренному генами. Факторы воспитания почти не принимались во внимание.

В современной психологии к этологическим теориям можно отнести идеи М. Эйнсворт и Дж. Боулби, занимающихся проблемами формирования привязанности между младенцем и родителями. Качество привязанности указывает на характер отношений между родителями и ребенком и является надежным прогнозирующим параметром будущего поведения ребенка.

Этологи изучают даже когнитивное развитие, уделяя большое внимание биологической, видоспецифической компоненте научения и мышления. Этологи считают, что мозг человека подготовлен лишь для определенных видов научения. Сложное научение, как освоение языка, может происходить гораздо легче в определенные «сензитивные периоды» развития (Борнштейн).

Т.о., этологи признают роль социального опыта, но подчеркивают, что люди всегда остаются биологическими существами, чьи врожденные характеристики воздействуют на специфику опыта, приобретаемого в соответствии с законами социума.

Оценка этологического подхода. Этологи уже внесли вклад в психологию развития, напомнив о том, что каждый ребенок – существо биологическое, которое появляется на свет с адаптивными, генетически запрограммированными свойствами, и эти свойства провоцируют реакции ребенка со стороны других людей, оказывая, таким образом, влияние на вероятное (в соответствии с социальными предписаниями) течение его развития. Этологи внесли неоценимый вклад в методологию психологии, показав ценность изучения человеческого развития в естественной обстановке и сравнив развитие человека с развитием других видов.

Согласно одной из гипотез этологического подхода, дети уже с момента рождения представляют собой социальные существа, обладающие врожденными способностями к стимулированию и поддержанию социальных взаимодействий. Эта точка зрения резко контрастирует с позицией бихевиористов, считающих, что новорожденный – это «чистая доска», и с мнением Пиаже, считавшего, что «асоциальный» младенец вступает в мир, обладая только некоторым количеством базовых рефлексов. Этологи полагают, что люди эволюционировали способами, предрасполагающими нас к развитию и демонстрации просоциальных мотивов, таких как альтруизм. Эти мотивы служат общему благу и позволяют жить и работать в гармонии друг с другом.

Недостатки теорий. Эволюционные подходы с большим трудом поддаются проверке. Как можно доказать, что различные мотивы и аспекты поведения врожденные? Во многих случаях такие утверждения трудно проверить. Недостатком является и то, что этологический подход легко применить для объяснения уже произошедшего, но способна ли эта теория спрогнозировать будущие события? Многие исследователи развития дают отрицательный ответ.

Наконец, сторонники других точек зрения (особенно бихевиористы) показали, что даже прочно укорененные свойства, опосредованные генетически, м.б. модифицированы опытом. Рассмотрим тот факт, что дикие утята явно предпочитают звуковые сигналы взрослых уток крикам других птиц. С точки зрения этологов это поведение является врожденным и адаптивным продуктом эволюции уток. Однако Гилберт Готлиб (1991) обнаружил, что зародыши уток, подвергшиеся в период до вылупления воздействию звуковых сигналов куриц, после вылупления предпочитали сигналы, посылаемые курицей, а не уткой! В этом случае пренатальные переживания птенцов перевесили генетическую предрасположенность. Человек же обладает гораздо большей способностью к научению и данный факт приводит многих критиков к мнению о том, что при формировании человеческого поведения и характера опыт социального научения быстро преодолевает врожденные эволюционные механизмы.

 

 

Факторы психического развития

К факторам психического развития относятся условия и движущие силы этого развития (противоречие между усвоением предметной и общественной сторонами действия)

Д. Б. Эльконин разделил все виды деятельности ребенка на 2 группы. Первая — группа коммуникативных видов деятельности (отношения «ребенок— общественный взрослый»). Вторая — группа предметных видов деятельности (отношения в системе «ребенок—общественный предмет»). По мнению Д. Б. Эльконина, ход развития определяется движением от системы «ребенок— общественный взрослый» к системе «ребенок—общественный предмет», т.е. сначала устанавливаются отношения со взрослым, как носителем общественного опыта, а на этой основе осваиваются соответствующие виды деятельности.

Д. Б. Эльконин вводит деление психики на 2 сферы — мотивационно-потребностную сферу и сферу операционально-технических возможностей. Тем самым реализуется тезис о противоречии между потребностями ребенка и его возможностями как движущей силе развития.

Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка на каждом этапе сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла), а затем — операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности.

Д. Б. Эльконин предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Гораздо правильнее, считает он, говорить о системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять его социуму. Если рассматривать формирование личности ребенка в системе «ребенок в обществе», то радикально меняется характер взаимосвязи да и само содержание систем «ребенок— вещь» и «ребенок—отдельный взрослый», выделенных в европейской психологии как две сферы детского бытия. Д. Б. Эльконин показывает, что система «ребенок-вещь» по сути есть система «ребенок—общественный предмет», так как на первый план для ребенка выступают в предмете общественно выработанные действия с ним, а не физические и пространственные свойства его как объекта; последние служат лишь ориентирами для действий с ним. При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.

Система «ребенок—взрослый» превращается, по Д. Б. Эльконину, в систему «ребенок—общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый — носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности.

Взрослый осуществляет в деятельности определенные задачи, вступает при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняется определенным нормам. Эти задачи, мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через воспроизведение или моделирование их в собственной деятельности (например, в ролевой игре у дошкольников), конечно, с помощью взрослых. В процессе усвоения этих норм ребенок сталкивается с необходимостью овладения все более сложными, новыми предметными действиями.

Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.

Условия психического развития.

28.Внутренние условия (биологические) развития.

Ведущим внутренним условием считается наследственность. Изучение влияния наследственности на психическое развитие привело к появлению термина генетика поведения. Ученых, занимающихся этой проблемой интересует: существуют ли определенные способности, личностные черты и особенности поведения, в значительной степени зависящие от специфической генетической предрасположенности индивида? Подвержены ли эти характеристики влиянию окружающей среды? Следует отметить, что ученые, занимающиеся генетикой поведения, не отрицают роли внешней среды в развитии.

Для оценки влияния наследственности на развитие используют две основные стратегии: изучение близнецов (моно- и дизиготных) и изучение приемных детей.

Проводились исследования влияния генотипа на интеллект, особенности личности.

Для оценки влияния генотипа необходимо ввести понятия неразделяемых и разделяемых влияний окружающей среды (НВС и РВС).

К НВС относится уникальный опыт индивида, не разделяемый с другими членами семьи и обусловливающий различия между ними. Например, один из пары близнецов увлекается головоломками, а второй – нет. Это может обеспечить различия в уровне интеллекта.

К РВС относится опыт, общий для всех членов семьи, обусловливающий сходство между ними. Например, родители используют одинаковые стратегии родительского поведения.

Влияние генотипа на

-Интеллект: генотипы влияют как на течение, так и на уровень детского интеллектуального развития.

-личностные особенности: к трем наиболее часто связываемым с генетическим фактором свойствам относятся: эмоциональность, социабельность и уровень активности.

Эмоциональность проявляется в склонности легко поддаваться определенным эмоциям (страху, гневу). Социабельность – это то, насколько люди предпочитают проводить время или заниматься любимым делом вместе с другими людьми, вместо того, чтобы делать это в одиночку. Сходство в уровне эмоциональности отмечается у близнецов на протяжении всей их жизни. Сходство же в уровне активности и социабельности уменьшается вплоть до зрелого возраста, что объясняют различными жизненными обстоятельствами, в которые они попадают после достижения взрослости.

-нарушения поведения и психические заболевания: люди не наследуют поведенческих нарушений, а наследуют предрасположенность к определенным болезням и нарушениям поведения.

Обзор внутренних факторов развития.

Помимо наследственности (генотипа) существует много других факторов, относящихся к группе внутренних, определяющих биологическое и, следовательно, психическое развитие ребенка.

Хромосомные и генетические аномалии, вызывающие нарушения развития. Оно обусловливают такие заболевания, как синдром Дауна, фенилкетонурия (сопровождается гиперактивностью, УО), болезнь Тей-Сакса (дегенерация НС, ранняя смерть).

Влияние тератогенов на пренатальное развитие. Тератогены – понятие относящееся к заболеваниям беременной матери, лекарствам и другим факторам внешней среды, которые могут нанести вред эмбриону или плоду (плод с 9-й недели беременности). Тератогены особенно опасны в сензитивные периоды внутриутробного развития.

Обобщить действие тератогенов можно с помощью следующих положений:

-наиболее отрицательное влияние на орган или систему организма тератоген оказывает в тот период, когда эта структура формируется и интенсивно растёт;

-не все эмбрионы или плоды в одинаковой степени подвержены действию тератогенов; подверженность отрицательному влиянию зависит от генотипа матери и ребёнка, а также от особенностей пренатальной среды;

-один и тот же дефект может быть вызван различными тератогенами;

-один тератоген может привести к возникновению нескольких нарушений;

-чем дольше организм подвергается действию тератогена и чем сильнее это воздействие, тем больше вероятность возникновения нарушения и тем оно серьёзнее;

-долгосрочные эффекты тератогена зависят от качества постнатальной среды.

Виды тератогенов:

- заболевания матери (краснуха, герпес, сифилис, ветряная оспа, грипп, токсоплазмоз, диабет, свинка, инфекции мочевыводящих путей и др.);

- лекарства (антибиотики, ибупрофен, противозачаточные таблетки, витамины);

- наркотики;

- алкоголь;

- табак;

- радиация, химикаты, тяжелые металлы.

Особенности питания матери. Вредно недоедание, дефицит некоторых витаминов.

Эмоциональное состояние матери. Частые и продолжительные стрессы негативно влияют, вызывая кислородное голодание ребенка.

Возраст матери. Оптимальный возраст для вынашивания ребенка от 16-17 до 35 лет, после 35 лет резко возрастает число аномалий развития ребенка.

Особенности родовой деятельности. Использование щипцов или вакуумного экстрактора могут вызвать внутримозговые кровоизлияния.

Законы психического развития

Основными законами, характеризующими психическое развитие являются следующие.

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики (Рыбалко Е. Ф., 1990).

Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.

Показано, что неравномерный, колебательный характер развития обусловлен нелинейной, многовариантной природой развивающейся системы. При этом чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания: высокие подъемы сменяются значительными спадами. В сложноорганизованных (высокоразвитых) системах колебания становятся частыми, но амплитуда их резко уменьшается. То есть сложная система как бы сама себя стабилизирует (Князева Е. Н., Курдюмов С. П., 1994). Система в своем развитии идет к единству и гармонии частей. Эти выводы подтверждаются данными о динамике развития познавательных функций на протяжении детского, подросткового и взрослого возрастов. С возрастом резко уменьшается перепад в развитии той или иной функции, но увеличивается частота колебаний (Развитие психофизиологических функций..., 1972; Степанова Е. И., 1995; Рыбалко Е. Ф., 1990). Таким образом, путем неравномерного или колебательного характера развития система поддерживает свою целостность и при этом динамично развивается.

Гетерохронность развития = асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Гетерохронность — разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.

Если неравномерность развития обусловлена нелинейной природой системы, то гетерохронность связывается с особенностями ее структуры, прежде всего с неоднородностью ее элементов. «Единство через разнообразие» — вот манифест существования любой саморазвивающейся и самоорганизующейся системы. Именно это обстоятельство и обусловливает избирательный характер развития структур и функций в соответствии с внешними и внутренними факторами. В связи с этим становится понятным, почему темпы развития разных психических образований оказываются разными.

По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является особой закономерностью, заключающейся в неравномерном развертывании наследственной информации. Он же различает внутрисистемную и межсистемную гетерохронность. Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем более молодые (Анохин П. К., 1968).

Для правильного понимания гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного структурного образования или функции в жизнедеятельности человека. Э. Мейманом было показано: чем нужнее та или иная функция, чем важнее ее роль на данном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.

Значение и роль функции обусловливают и ее долговечность. Так, чувствительность человека к зеленому и желтому цветам после 50 лет почти или совсем не снижается, в то время как чувствительность к синему неуклонно падает после 25 лет. По мнению Е. Ф. Рыбалко, гетерохронность — дополнительный механизм регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, действие которого усиливается во время роста и инволюции (Рыбалко Е. Ф., 1990).

Приведенные факты подтверждают вывод П. К. Анохина об опережающих темпах созревания жизненно важных функций человека.

2. Неустойчивость развития. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

3. Сензитивность развития. Сензитивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

Б. Г. Ананьев понимал сензитивность «как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения» и как следствие «действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга» (Ананьев Б. Г., Дворяшина М. А., 1968).

Сензитивность возрастная — оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду.

Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

4. Кумулятивность психического развития. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

5. Стадиальность развития. Психическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценный года жизни в дошкольном возрасте.

Каждая возрастная стадия особенно ценна для психического развития ребенка. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах жизнедеятельности. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает переход к новой стадии развития.

 

 

Кризис новорожденности

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Он длится примерно первых два месяца постнатальной жизни.

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с новорожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов он должен был погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т. д.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.

Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция отсутствует. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы (хватательный, сосательный, рефлекс Моро и др.). Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть, для того чтобы сформировался акт хватания и ходьба.

Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, – человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей.

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений.

Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца кризиса новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Когнитивное развитие младенца

Общий принцип, которому подчинено развитие младенца, такой: сенсорное развитие опережает моторное, и это существенно отличает младенца от детенышей животных, у которых все наоборот: сенсорика отстает от моторики.

Зрение

Установлено, что внимание младенцев привлекают, скорее всего, движущиеся или черно-белые объекты. Например, если младенцу показать изображение плотной черной решетки на белом фоне, то взгляд ребенка устремляется на черные полосы и скользит вдоль них, а не блуждает по всему полю.

Предпочтение младенцем контраста имеет практическое значение: для проверки остроты зрения, регистрации динамики его развития и выявления детей, имеющих проблемы со зрением. Так, если ребенку предъявлять два расположенных рядом друг с другом объекта: первый – решетка из вертикальных черных линий, расположенных в нескольких сантиметрах одна от другой; второй – однотонный пустой лист, то ребенок, отличающий первую картинку от второй, будет дольше смотреть на первый стимул, поскольку предпочтет контраст бело-черного. Ребенок же, не воспринимающий линии по отдельности, будет рассматривать обе картинки одинаковое время.

Уже в возрасте 1 недели младенец видит разницу между решеткой с пробелами в 5 миллиметров и однотонным серым листом. К 8-ми месяцам ребенок видит так же, как взрослый, иногда надевающий очки, а к 5 годам острота зрения соответствует остроте зрения взрослого.

В первые месяцы жизни улучшается также и восприятие глубины. Оно является результатом совмещения мозгом образов, получаемых от сетчаток обоих глаз. Степень различия между этими изображениями указывает на расстояние до объекта. Способность к стереоскопическому зрению появляется очень быстро, за 1-2 недели, в промежутке между 10 и 15 неделями жизни.

Младенцы различают отдельные категории цвета, но при этом раньше начинают различать разные цвета, чем оттенки одного цвета.

В возрасте 3-х месяцев младенцы способны распознать такие сложные перцептивные паттерны, как схематическое изображение идущего человека. 3-х и 5-ти месячные дети наблюдали перемещение на экране 11 световых точек. Младенцы могли отличить световой паттерн, соответствующий изображению идущего человека, от хаотично движущихся световых точек. Они также видели разницу между световой схемой, соответствующей фигуре человека, и её перевернутым вариантом.

Установлено, что 2-х месячные младенцы смотрят на женские лица, которые и мужчины и женщины считают красивыми, дольше, чем на лица, считающиеся некрасивыми, - факт, наводящий на мысль, что некоторые критерии красоты являются врожденными. К таким критериям относятся: мягкие изгибы, симметричность.

Акт смотрения развивается так: в 2—3 нед. появляется конвергенция глаз, но на предмете остановить взор ребенку еще очень трудно. В 3—5 нед. возникают очень кратковременные задержки взора на предмете. В 4-5 нед. ребенок может следить за предметом на расстоянии 1-1,5 м, а в 2 мес. научается следить за двигающимся предметом на расстоянии 2-4 м, в 3 мес. — на расстоянии 4-7 м. В период от 6 до 10 нед ребенок может проследить за предметом, движущимся по кругу (поэтому полез­ны движущиеся карусельки с яркими предметами или картинками). В дальнейшем устанавливаются различные функциональные связи глаза с органами движения и другими органами чувств. К 4 мес акт смотрения оказывается уже достаточно сфор­мированным. .Однако не стоит переоценивать значение раннего развития зрения: к 4-му месяцу жизни оно позволяет ребенку лишь следить за движущимся предметом: в этом возрасте движения предмета вызывают движение глаз, а движений самих глаз по предмету еще нет, поэтому малыш не может ничего рассматривать и не осуществляет зрительного поиска предметов. Эти функции более тесно связаны с моторикой и развиваются позже, с одной стороны, в связи с движениями рук, с другой — в связи с нарастающим пониманием речи. К 5 мес формируется хватание, которое связано с образованием зрительно-двигательных координации. Оно представляет собой первое направленное действие и знаменует формирование разнообразнейших манипуляций с предметом. Далее развитие движется в сторону совершенствования зрительно-двигательных координации. К 7 мес координация между зрительным восприятием предмета и движением к нему устанавливается быстро.

Слух

С рождения дети слышат довольно хорошо. Хотя, чтобы вызвать у новорожденного ответную реакцию, необходим более громкий звук, чем для взрослого, но различие это не столь значительно, как в остроте зрения. Новорожденные более чувствительны к высокочастотным звукам и обладают способностью запоминать голоса. Обнаружено, что на 3-й день после рождения, услышав голос матери, младенцы начинали сосать более интенсивно, чем при звуке голоса посторонней женщины. Результаты исследования показали, что данная реакция обусловлена тем, что ребенок запомнил голос матери, еще находясь во внутриутробном состоянии (Декасперс и Спенс, 1986). Установлено и то, что малыши предпочитают чтение матерью тех рассказов, которые она им читала несколько раз, будучи беременной.

Первыми реакциями, свидетельствующими о том, что младенец ощущает звуки, являются вздрагивания век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок у самого уха, стук двери, шум от упавшего рядом с кроваткой ребенка ключа и т.д.

На 10—12-й день у младенца появляется реакция на звуки человеческого голоса. На 2-м мес звук голоса, музыкальные звуки могут вызывать у него даже торможение пищевого и двигательного рефлексов: ребенок замирает, услышав голос матери.

На 4-м мес младенец не только слышит звуки, но и может локализовать их в пространстве: поворачивает глаза и голову в сторону звука.

После 4—5 мес у него вырабатывается реакция дифференцировки звуков: ребенок различает голоса близких людей. Во второй половине первого года жизни эта дифференцировка становится более тонкой и точной: младенец различает интонации, с которыми к нему обращается взрослый. У 7-9-месячных детей можно наблюдать отчетливо различную реакцию на веселую и грустную музыку, на разный темп и ритм. Существеннейшим приобретением конца 1-го года жизни является способность к различению звуков человеческой речи, прежде всего таких фонем, как «па-па», «ба-ба», «да-да», «дать». Это — предпосылки будущего развития речи.

Важной способностью является способность к слуховой локализации. У новорожденных наблюдается довольно хорошая способность к слуховой локализации, однако на 2-3 месяце она несколько ухудшается, а к 4 месяцу восстанавливается до уровня, зафиксированного при рождении. Это объясняется процессами созревания мозга. У новорожденных способность к слуховой локализации связана с активностью подкорковых структур мозга. Развитие коры ведет к подавлению подкорковых механизмов, однако кора сама по себе еще не может функционировать достаточно эффективно. К 4-му месяцу уровень зрелости коры позволяет вновь появиться способности к слуховой локализации.

Речевое развитие младенца

Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых. До этого речь уже была включена в уход за ребенком, явля

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...