Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биогенетические теории развития

Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. Затем Э. Геккель и И. Мюллер сформулировали знаменитый биогенетический закон: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе. С. Холл сформулировал подобный закон для послеутробного развития. Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, принято называть теориями рекапитуляции, они опираются на идею преформизма.

С появлением трудов Э. Торндайка и И. П. Павлова перестала господствовать идея связывания психического развития только с развертыванием инстинктов. И. П. Павлов показал, что существуют и приобретенные формы поведения, в основе которых лежит условный рефлекс или ряд условных рефлексов. Развитие человека стало сводиться к проявлениям инстинктов и дрессуре. Опыты В. Келера на обезьянах привели к открытию интеллекта у человекоподобных обезьян. На этой почве стали появляться теории, согласно которым психика в своем развитии проходит три этапа: инстинкта, дрессуры и интеллекта. Эти взгляды хорошо прослеживаются в теории развития К. Бюлера, который в качестве основного принципа развития всего живого выдвинул принцип удовольствия. Он связывал три ступени развития, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов - с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. Бюлер утверждал, что на первом этапе развития – этапе инстинкта – благодаря удовлетворению инстинктивной потребности наступает так называемое «функциональное удовольствие», являющееся следствием выполнения действия. А на этапе интеллектуального решения задачи возникает состояние, предвосхищающее удовольствие.

И в современных теориях развития сторонники биологизаторских взглядов, отводя ведущую роль в развитии личности человека его природно-биологическому началу, полагают, что основные психические свойства личности как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Генетически запрограммированными они считают интеллект, аморальные черты характера и др. Допущение преформизма мы видим и в теории Ж. Пиаже, который считает, что созревание ума выглядит как нечто биологически детерминированное, и у представителей гуманистической психологии, как, например, А. Маслоу, который, подчеркивая врожденный компонент гуманных потребностей человека (любовь, симпатия, уважение), доказывает, что они имеют инстиктоидную природу, специфическую для человеческого рода, пола

 

 

Этологические теории

В. Келер, изучая развитие ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента, заметил сходство в примитивном применении орудий труда у человека и обезьяны.

Этология – отрасль биологии, изучающая закономерности поведения животных. Именно она возродила интерес к биологическим свойствам, общим для человека и животных. К. Лоренц обнаружил сходство между ранним формированием привязанности у гусят и формированием эмоциональной привязанности у младенцев. Этологи также утверждают, что люди, как и другие животные, имеют видоспецифические модели поведения, одинаковые у всех людей, независимо от культурных различий. Даже слепоглухие дети улыбаются и гулят в соответствующем возрасте, надувают губы (обижаясь) и смеются в течение всей жизни, несмотря на невозможность непосредственного подражания.

Представление о том, что социальное поведение в значительной степени определяется биологической наследственностью организма, является главным отличительным признаком такого направления этологии, как социобиология. Подобно этологам, социобиологи усматривают сходство между поведением животных и человека, но они считают также, что сложные модели социального поведения, как у животных, так и у людей генетически детерминированы. Для подтверждения этой идеи социобиологи приводят примеры строительства гнезд птицами - сложной модели поведения, которое птицы демонстрируют в нужное время без всякого научения. На основе этого и других примеров сложных, не требующих научения, моделей социального поведения насекомых, птиц и низших млекопитающих социобиологи делают обобщение о том, что модели человеческого поведения имеют аналогичную основу. Они считают, что многие модели человеческого поведения, используемые для выражения доминирующего положения, территориальных прав, заботы о потомстве, ухаживания и агрессии, являются генетически закрепленными биологическими моделями поведения.

Этология добавляет к общепринятым еще одну важную линию анализа развития. Большинство психологов рассматривает ситуационные и исторические причины поведения. Этолог, также обращая внимание на эти причины, рассматривает еще и адаптивную функцию поведения, т.е. функцию, которую поведение выполняет в сохранении индивида или вида. Рассмотрим, например детский плач. Ситуационная причина плача может заключаться в том, что ребенку больно или он голоден. Историческая причина может заключаться в том, что в прошлом после плача ребенка вознаграждали вниманием и заботой. Непосредственной функцией плача является стремление привлечь внимание матери и запустить в ход действие ее модель ухода за ребенком. Плач – это врожденная модель поведения, направленная на конкретную цель – получение заботы. И, наконец, эволюционная (адаптивная) функция плача – это выживание новорожденного, несмотря на его двигательную беспомощность, из-за чего именно плач, а не двигательная активность, становится доминирующей реакцией вида Хомо сапиенс. Этологи указывают на эволюционные функции многих моделей поведения, например, как отзывчивость взрослых по отношению к существам, похожим на маленьких детей, флирт как часть модели ухаживания или принятия агрессивной позы как модели защиты территории.

(предпосылки возникновения этологии) В психологии идеи этологической теории впервые появились задолго до самой теории. Так Арнольд Гезелл (1880-1961) считал, что развитие психики человека обусловлено биологическим созреванием. Он полагал, что дети, подобно растениям, «расцветают», следуя расписанию, предусмотренному генами. Факторы воспитания почти не принимались во внимание.

В современной психологии к этологическим теориям можно отнести идеи М. Эйнсворт и Дж. Боулби, занимающихся проблемами формирования привязанности между младенцем и родителями. Качество привязанности указывает на характер отношений между родителями и ребенком и является надежным прогнозирующим параметром будущего поведения ребенка.

Этологи изучают даже когнитивное развитие, уделяя большое внимание биологической, видоспецифической компоненте научения и мышления. Этологи считают, что мозг человека подготовлен лишь для определенных видов научения. Сложное научение, как освоение языка, может происходить гораздо легче в определенные «сензитивные периоды» развития (Борнштейн).

Т.о., этологи признают роль социального опыта, но подчеркивают, что люди всегда остаются биологическими существами, чьи врожденные характеристики воздействуют на специфику опыта, приобретаемого в соответствии с законами социума.

Оценка этологического подхода. Этологи уже внесли вклад в психологию развития, напомнив о том, что каждый ребенок – существо биологическое, которое появляется на свет с адаптивными, генетически запрограммированными свойствами, и эти свойства провоцируют реакции ребенка со стороны других людей, оказывая, таким образом, влияние на вероятное (в соответствии с социальными предписаниями) течение его развития. Этологи внесли неоценимый вклад в методологию психологии, показав ценность изучения человеческого развития в естественной обстановке и сравнив развитие человека с развитием других видов.

Согласно одной из гипотез этологического подхода, дети уже с момента рождения представляют собой социальные существа, обладающие врожденными способностями к стимулированию и поддержанию социальных взаимодействий. Эта точка зрения резко контрастирует с позицией бихевиористов, считающих, что новорожденный – это «чистая доска», и с мнением Пиаже, считавшего, что «асоциальный» младенец вступает в мир, обладая только некоторым количеством базовых рефлексов. Этологи полагают, что люди эволюционировали способами, предрасполагающими нас к развитию и демонстрации просоциальных мотивов, таких как альтруизм. Эти мотивы служат общему благу и позволяют жить и работать в гармонии друг с другом.

Недостатки теорий. Эволюционные подходы с большим трудом поддаются проверке. Как можно доказать, что различные мотивы и аспекты поведения врожденные? Во многих случаях такие утверждения трудно проверить. Недостатком является и то, что этологический подход легко применить для объяснения уже произошедшего, но способна ли эта теория спрогнозировать будущие события? Многие исследователи развития дают отрицательный ответ.

Наконец, сторонники других точек зрения (особенно бихевиористы) показали, что даже прочно укорененные свойства, опосредованные генетически, м.б. модифицированы опытом. Рассмотрим тот факт, что дикие утята явно предпочитают звуковые сигналы взрослых уток крикам других птиц. С точки зрения этологов это поведение является врожденным и адаптивным продуктом эволюции уток. Однако Гилберт Готлиб (1991) обнаружил, что зародыши уток, подвергшиеся в период до вылупления воздействию звуковых сигналов куриц, после вылупления предпочитали сигналы, посылаемые курицей, а не уткой! В этом случае пренатальные переживания птенцов перевесили генетическую предрасположенность. Человек же обладает гораздо большей способностью к научению и данный факт приводит многих критиков к мнению о том, что при формировании человеческого поведения и характера опыт социального научения быстро преодолевает врожденные эволюционные механизмы.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...