Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационные процессы и механизмы

 

Организационная деятельность состоит из организационных процессов и организационных механизмов. Основные группы организационных процессов (В. М. Кожухар назвал их предметами и продуктами по видам организационного труда[89]):

процессы формирования – эффективны при использовании преимуществ организационного проектирования, так как своей целью имеют оформление исполнительной организационной системы (основные формы: структуризация; композиция; регламентация; ориентация);

процессы совершенствования (рационализации) – обеспечивают отработку сформированной системы, уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устране­ние многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков; данный процесс постоянен, поэтому его воплощение возможно в планах организационно-технических мероприятий;

процессы функционирования – предполагают минимальную организационную активность субъектов управления по поддержанию режима устойчивости.

Организационный механизм – это процесс формирования и регулирования организационных процессов, который выполняет вспомогательно-технологическую роль. Основные группы организационных механизмов (в трактовке А. А. Богданова[90]):

формирующие оргмеханизмы:

° конъюгация как простое соединение (сотрудничество) комплексов с тремя возможными результатами: предельная совместимость, предельное противостояние, комбинирование;

° цепная связь как соединение посредством общих звеньев (однородное соединение и неоднородное);

° ингрессия как соединение комплексов при участии «посредствующего» звена для создания общих элементов;

° дезингрессия как разъединение комплекса посредством внедрения «посредника» из внешней среды;

° отдельность комплексов;

регулирующие оргмеханизмы:

° прогрессивный – сохранение системы за счет внедрения новых структурных элементов стабилизации и ликвидации устаревших элементов, получивших статус сопротивлений;

° консервативный – приоритет зарекомендовавшихся элементов внутриорганизационной стабильности;

° подвижное равновесие – возникающее изменение уравновешивается противоположным изменением.

 

Методы реализации функции организации

 

Методы реализации функции организации называют организационно-распорядительными. Они предполагают прямое волевое воздействие руководителя на подчиненных. Основные группы методов:

организационно-директивные – ориентированы на удовлетворение потребностей среднего уровня, могут быть представлены в трех формах (обязательная, согласительная, рекомендательная), могут иметь самостоятельное значение (должностная инструкция, Устав, Положение и проч.) и выступать средством осуществления других методов (методов мотивации, контроля):

° методы прямого воздействия (распоряжения, команды, указания, приказы, методы распорядительного воздействия, постановления, совет, разъяснение, консультация, методы организационного воздействия, регламентирование, нормирование, методическое инструктирование) – например, инструктирование может быть осуществлено тремя методами:

1) метод постановки общих задач – передача подчиненным конеч­ной цели деятельности без средств и способов, объектом контроля являются только результаты (применение этого метода обосновано при высокой квалификации подчиненных);

2) метод детального инструктирования – руководитель выдает распоряже­ние в виде подробных и детальных инструкций, объектом контроля являются все элементы выполнения рабочих заданий (применение этого метода обосновано в случаях, когда руководитель обладает высоким автори­тетом, при низкой квалификации подчиненных или когда необ­ходимо обеспечить оперативность, а также в случаях, когда надо поднять дисциплину труда);

3) метод параллельного поручения задания – руководитель поручает задания двум и более ис­полнителям, что позволяет исследовать предмет раз­ными методами или для получения выигрыша во времени за счет параллельной работы самостоятельных групп исполнителей, позволяющих повысить вероятность получе­ния качественных характеристик задания в указанный срок;

° методы косвенного воздействия (методы установления и использования неформальных взаимоотношений);

экономические – ориентированы на удовлетворение потребностей первого уровня:

° метод коммерческого расчета;

° метод хозяйственного расчета;

° ценовая политика;

° бюджетирование;

° финансовое планирование;

° экономический анализ;

социально-психологические – ориентированы на удовлетворение потребностей высшего уровня:

° методы повышения социальной активности;

° обмен опытом;

° критика;

° самокритика;

° коллективный договор;

° соглашения;

° наставничество;

° внушение;

° личный пример руководителя;

° создание ориентирующих условий;

° методы управления индивидуально-личностным поведением сотрудников;

° деловая, управленческая и профессиональная этика.

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте развернутое определение функции управленческой организации.

2. Охарактеризуйте основные задачи и пути организационных мероприятий.

3. Охарактеризуйте принципы осуществления организаторской деятельности.

4. Охарактеризуйте исполнительную организационную структуру.

5. Охарактеризуйте основные этапы технологии организаторской деятельности.

6. Назовите и охарактеризуйте организаторские спо­собности современного руководителя.

7. Охарактеризуйте организационные процессы и механизмы.

8. Охарактеризуйте применение методов реализации функции организации.

 

Список литературы

 

1. Баранников, А. Ф. Теория организации: учебник / А. Ф. Баранников. – М., 2004.

2. Калигин, Н. А. Принципы организационного управления / Н. А. Калигин. – М., 2003.

3. Карпов, А. В. Психология менеджмента: учебное пособие / А. В. Карпов. – М., 1999.

4. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник / В. И. Кнорринг. – М., 2001.

5. Лафта, Дж. К. Теория организации: учебное пособие / Дж. К. Лафта. – М., 2003.

6. Общий менеджмент: дайджест учебного курса / под ред. А. К. Казанцева. – М., 1999.

7. Основы теории управления: учебное пособие / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003.

8. Подлесных, В. И. Теория организации: учебник / В. И. Подлесных. – СПб., 2003.

9. Теория организации: учебник / под ред. В. Г. Алиева. – 2-е изд. – М., 2003.

10. Теория управления: учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М., 2004.

 

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...