Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективность анализа показателей рентабельности

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

или

Она показывает,сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое приминение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

.

Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых:собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Таким же образом производитсяфакторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости ед),среднего уровня цен i) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде

.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис.2)

Рис.2. Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции

 

Методика анализа рентабельности, применяемая на многих российский предприятиях, также не учитывает взаимосвязи «затраты-объем-прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

На основе данных таблицы 5 проведем факторный анализ одного вида продукции (например изделие Б), для чего будет использована следующая факторная модель:

Пi = УРПi(Цi-ьi)-Аi

Рi=

Зi=УРПi*ьi+Аi

Рп= Пп = УРПп(Цп-ьп)-Ап =

Зп = УРПп*ьп+Ап

10045(3,1-1,85)-7534 = 5022

10045*1,85+7534 26117 *100 = 19,2%

Р1= П1 =УРПф(Цп-ьп)-Ап =

З1 =УРПф*ьп+Ап

5904(3,1-1,85)-7534 = -154

5904*1,85+7534 18456 *100 = - 0,8%

Р2= П2 =УРПф(Цф-ьп)-Ап =

З2 =УРПф*ьп+Ап

5904(3,7-1,85)-7534 = 3388

5904*1,85+7534 18456 *100 = 18,4%

Р3= П3 =УРПф(Цф-ьф)-Ап =

З3 =УРПф*ьф+Ап

5904(3,7-2,0)-7534 = 2503

5904*2,0+7534 19342 *100 = 12,9%

Рф= Пф =УРПф(Цф-ьф)-Аф =

Зф =УРПф*ьф+Аф

5904(3,7-2,0)-6494 = 3542

5904*2,0+6494 18302 *100 = 19,4%

Робщ.=19,4%-19,2% = 0,2%

Приведенные данные показывают, что уровень рентабельности в целом повысился на 0,2%. В том числе за счет следующих изменений:

1) объема реализованной продукции Рурп = (-0,8)-19,2 = -20%

2) цены реализации Рц = 18,4- (-0,8) = 19,2%

3) удельных переменных затрат Рь = 12,9-18,4 = -5,5%

4) суммы постоянных затрат РА = 19,4-12,9 = 6,5%

По данной методике объем продаж влияет на рентабельность, то есть за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность изделия Б снизилась на 20%. Этот метод более достоверен, так как он учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.

Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используется следующая факторная модель:

Р = П = (УРПобщ*Удi(Цi-ьi)-А)

З сумма (УРПобщ*Удi*ьi)+А

На основании данных таблицы 5 и факторного анализа прибыли рассчитаем влияние факторов на изменение уровня рентабельности продукции:

Рп= Пп = сумма/УРПобщп*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап

Зп сумма (УРПобщп*Удiп*ьiп)+Ап

15477 *100=22,8%

Р1= П1 = сумма/(УРПобщф*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап

З1 сумма (УРПобщф*Удiп*ьiп)+Ап

11921 *100=18,9%

Р2= П2 = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiп-ьiп)/-Ап

З2 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп)+Ап

14901 *100=22,5%

Р3= П3 = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiп)/-Ап

З3 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп)+Ап

30989 *100=46,9%

Р4= П4 = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Ап

З4 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф)+Ап

25085 *100=34,8%

Рф= Пф = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Аф

Зф сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф)+Аф

18597 *100=23,7%

Робщ= 23,7%-22,8%=0,9%

Изменение уровня рентабельности произошло за счет:

1) объема продаж Рурп=Р1-Рп=18,0-22,8= -3,9%

2) структуры продаж Руд=Р2-Р1=22,5-18,9= 3,6%

3) цен Рц=Р3-Р2=46,9-22,5= 24,4%

4) переменных затрат Рь=Р4-Р3=34,8-46,9= -12,1%

5) постоянных затрат РА=Рф-Р4=23,7-34,8=-11,1%

Итого: +0,9%

Данная методика учитывает влияние объема продаж на рентабельность. На данном предприятии объем реализации продукции упал на 10%, что привело к снижению рентабельности на 3,9%.

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего используется следующая модель:

Роб = П = сумма /УРПобщ*Удi(Цi-ьi)/-А

В сумма (УРПобщ*Удi*Цi)

Анализ рентабельности операционного капитала производится по следующей модели:

Р = Прп = Прп +ПФР = сумма /УРПобщ*Удi(Цi-ьi)-А

КЛ В/Коб (сумма УРПобщ*Удi*Цi)/Коб,

Где КЛ – средняя сумма операционного капитала,

Коб – коэффициент оборачиваемости капитала.

Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...