Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синтетический учет затрат на производство

 

Для учета затрат на производство используются активные счета:

 

20 «Основное производство» - калькуляционный;

21 «Полуфабрикаты собственного производства» - инвентарный (используют предприятия, которые практикуют полуфабрикатный вариант учета производственных затрат);

23 «Вспомогательные производства» - калькуляционный (для транспортного, строительного, ремонтного цеха, котельной, компрессорной);

25 «Общепроизводственные расходы» - собирательно-распределительный (ведут предприятия с цеховой структурой управления);

26 «Общехозяйственные расходы» - собирательно-распределительный;

28 «Брак в производстве» - калькуляционный;

29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - калькуляционный (для отражения затрат по объектам непроизводственной сферы: ЖКХ, столовые, дома отдыха, спортивные сооружения);

97 «Расходы будущих периодов» - бюджетно-распределительный.

 

Затраты основного производства

Аналитический учет затрат на производство организуется в соответствии с требованиями отраслевых инструкций по планированию, учету и калькулированию. Предприятия, выпускающие продукцию ведут аналитический учет по видам выпускаемых изделий на основании полуфабрикатного или бесполуфабрикатного вариантов учета. Предприятия, оказывающие услуги, осуществляют аналитический учет по каждому виду оказываемых услуг.

Фактические прямые затраты на производство продукции, работ, услуг отражаются бухгалтерскими записями:

Д 20 К 10 – на стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов, использованных в основных производствах;

Д 20 К 60 – на стоимость потребленных в производстве электроэнергии, пара, воды, газа и других ресурсов, полученных от поставщиков, на стоимость работ и услуг производственного характера, выполненных и оказанных подрядчиками;

Д 20 К 70 – на сумму основной и дополнительной заработной платы, начисленной основным производственным рабочим;

Д20 К 69 – на отчисления от суммы заработной платы производственных рабочих на социальное страхование и обеспечение;

Д 20 К 71 – списываются командировочные расходы на основании авансовых отчетов основных производственных рабочих;

Для расчета фактической производственной себестоимости изготовленной продукции или выполненных работ применяется следующая формула:

 

С = З + О1- В - О2,

где З – затраты за месяц (дебетовый оборот по счету 20),

О1– незавершенное производство на начало месяца,

В – возвраты и списания (кредитовый оборот счета 20),

О2– незавершенное производство на конец месяца (сальдо счета 20 на конец месяца).

Продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.

Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

- по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

- по прямым статьям затрат;

- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Общепроизводственные (цеховые) расходы.

Если на предприятии существует цеховая структура управления, то используется 25 счет. Аналитический учет ведется по подразделениям ПП, а в их разрезе – по установленной номенклатуре расходов.

По дебету 25 счета делаются записи с кредита счетов 02, 05, 10, 60, 69, 70, 71, 76.

Собранные в течение месяца на дебете 25 счета общепроизводственные расходы в конце месяца включают в производственную себестоимость продукции основного производства (Д 20 К 25) или вспомогательного производства (Д 23 К 25).

Между видами изготавливаемой продукции (работ) расходы распределяют пропорционально какой-либо базе (устанавливается отраслевой инструкцией по планированию, учету и калькулированию). Чаще всего используется оплата труда рабочих, прямые затраты, материальные затраты, отработанные станко-часы.

Если имел место брак, то соответствующую часть расходов списывают: Д 28 К 25. Остатка по счету 25 на конец месяца не бывает.

Общехозяйственные (общеэксплуатационные) расходы.

К таким расходам относятся расходы для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. Если структура предприятия построена не по цеховому принципу, а общепроизводственные расходы планируют в целом по предприятию, то для отражения расходов используют счет 26.

Аналитический учет по счету 26 ведется по каждой статье смет общехозяйственных расходов, месту возникновения затрат.

В течение месяца все общехозяйственные расходы собираются на дебете счета 26 с кредита счетов 02,05, 10, 21, 23, 43, 60, 68, 69, 70, 71, 76, 97.

В конце месяца за вычетом возвратов (Д 10 К 26) их распределяют и включают в состав затрат основного или вспомогательного производства (Д 20, 23 К 26). База распределения выбирается предприятием (как и для общепроизводственных затрат).

Разрешается расходы не относит на счета производственных затрат, а сразу списывать на реализованную продукцию (работы, услуги): Д 90 К 26. Между видами продукции общехозяйственные затраты распределяются пропорционально выручке от реализации.

На конец месяца остатка по 26 счету не бывает.

 

Учет расходов на продажу

К расходам на продажу относят расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции. Расходы, связанные с продажей товаров, работ, услуг, учитываются на счете 44 "Расходы на продажу".

В состав расходов на продажу в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, включают:

- расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями);

- расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т.п., оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор);

- комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, в соответствии с договорами;

- затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты;

- прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).

В организациях торговли на счете 44 могут отражаться расходы (издержки обращения) по перевозке товаров, оплате труда, аренде, содержанию зданий, сооружений, помещений и инвентаря, хранению и переработке товаров, рекламе, представительские расходы, другие аналогичные по назначению расходы.

Для учета расходов на продажу используют активный счет 44 "Расходы на продажу". По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:

- 10 "Материалы" - на стоимость израсходованной тары;

- 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;

- 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.

Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на продажу по указанным ранее статьям расходов по видам и статьям расходов.

По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.

Списание расходов на продажу оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 90 "Продажи" Кредит счета 44 "Расходы на продажу".

Тема 7. Учет готовой продукции и ее реализация.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...