Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Права и обязанности научного руководителя

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ / ПРОЕКТОВ

 

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

032001 – Документоведение и

документационное обеспечение управления

 

Волгоград 2007

Методические рекомендации по выполнению дипломных работ / проектов для студентов всех форм обучения специальности 032001 – Документоведение и документационное обеспечение управления. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2007. – 93 С.

В «Методических рекомендациях» рассматриваются порядок подготовки дипломных работ / проектов, сроки их выполнения и представления к защите, а также основные правила изложения материала и его оформления.

 

 

Составители:

Кушнерук С.П., к.ф.н., доц.

Косова М.В., д.ф.н., проф.

Кулько О.И., к.ф.н., доц.

Гадышева О.В., к.ф.н., доц.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

  Пояснительная записка
1. Условия допуска студента к подготовке дипломной работы / проекта
1.1. Права и обязанности студента
1.2. Права и обязанности научного руководителя
1.3. Права и обязанности выпускающей кафедры
2. Основные этапы студенческой исследовательской работы
2.1. Изучение специальной литературы
2.2. Подготовка материала для анализа
2.3. Проведение исследования
3. Структура курсовой или дипломной работы / проекта
3.1. Титульный лист
3.2. Введение
3.3. Основные главы и их части
3.4. Заключение
3.5. Список использованных источников и принятых в работе сокращений
3.6. Особенности дипломного проекта
4. Правила оформления курсовой или дипломной работы / проекта
4.1. Оформление текста
4.2. Оформление иллюстративных материалов
4.3. Научно-справочный аппарат
5. Порядок проведения предзащиты и защиты дипломной работы / проекта
5.1. Порядок проведения предзащиты
5.2. Внутреннее и внешнее рецензирование
5.3. Подготовка доклада-презентации дипломной работы / проекта
5.4. Порядок проведения защиты дипломной работы/ проекта
5.5. Критерии оценки
6. Литература
7. Приложения
7.1. Приложение 1. Образец задания на дипломную работу
7.2. Приложение 2. Образец отзыва научного руководителя
7.3. Приложение 3. Образец оформления титульного листа
7.4. Приложение 4. Примерный список тем исследовательских работ специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления»
7.5. Приложение 5. Этапы подготовки и защиты квалификационной (дипломной) работы студента-выпускника
7.6 Приложение 6. Структура выступления

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032001 – Документоведение и документационное обеспечение управления и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ, утвержденным Приказом МО РФ № 1155 от 25.03.03.

В процессе составления методических рекомендаций учитывались положения ГОСТ 7.32 – 91. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет по научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления; ГОСТ Р.6.30 – 2003. Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов; ГОСТ 7.80 – 2000. Библиографическая запись. Заголовок; ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

 

Предлагаемые «Методические рекомендации» определяют общие требования, предъявляемые к структуре, содержанию и оформлению дипломной работы / проекта, последовательность подготовки.

 

 


1. Условия допуска студента к подготовке дипломной работы / проекта

1.1. Права и обязанности студента

Студент допускается к итоговой аттестации и, в частности, к подготовке дипломной работы / проекта при условии выполнения всех требований учебного плана по соответствующей образовательной программе.

Студент, выбрав тему дипломной работы / проекта, для ее утверждения должен заполнить задание на дипломную работу (см. Приложение 1) в следующие сроки: сентябрь – для очного отделения, октябрь – для заочного отделения. В задании указываются основные этапы и характеристики работы. Задание подписывается студентом, научным руководителем и заведующим кафедрой. Тема дипломной работы / проекта утверждается не позднее, чем за полгода до защиты, приказом ректора Волгоградского государственного университета.

При выборе темы студент должен руководствоваться своим интересом к той или иной проблеме, научной специализацией кафедры, рекомендациями ее профессорско-преподавательского состава, возможностью доступа к материалу анализа, потребностями конкретной организации в совершенствовании процесса документационного обеспечения управления.

Студент-дипломник несет полную ответственность за научную достоверность результатов проведенного им исследования.

Студент, не выполнивший дипломную работу / проект в срок, отчисляется из университета с предоставлением права защиты в течение первых трех лет после окончания курса обучения, при этом он имеет право выполнять исследование под руководством другого преподавателя.

 

 

Основные этапы студенческой исследовательской работы

Подготовка материала для анализа

Планирование исследования, проводимого в рамках подготовки курсовых и дипломных работ / проектов, включает решение непростой задачи – выделение объекта исследования, связанного с ним предмета исследования и, соответственно, отбора материала, дающего основание для достижения поставленной цели.

Независимо от конкретной темы работы, поставленной исследовательской цели и специфики предметной области, научные традиции позволяют сформулировать ряд требований, предъявляемых к материалу анализа.

Вычленяемость исследовательского материала. Постановка исследовательской цели и формулировка задач непременно предполагают, что из множества материалов, представляющих различные дисциплины специальности, будут вычленены конкретные предметы, отношения, ситуации, которые позволят провести эксперимент. Практически производится конкретизация объекта исследования. Чаще всего определяются типовые группы документных объектов, которые необходимо найти, систематизировать, подвергнуть предварительному анализу для проведения эксперимента, ход и результаты которого обычно бывают представлены в так называемом практическом разделе дипломной или курсовой работы.

Достаточность материала исследования. Вариантность, изменяемость тех признаков или особенностей, которые изучаются, предполагают расширение круга привлекаемых объектов изучения. Реализацию принципа достаточности можно показать на примере исследования тех или иных сторон контрактных документов. Достаточным ли будет выбор 5 контрактов в том случае, если тема исследования звучит следующим образом: «Терминологические особенности текстов контрактных документов»? При существующем разнообразии контрактов и областей их использования, очевидно, нет. Достаточность не предполагает действия по принципу «чем больше, тем лучше». Определение необходимого количества объектов исследования является непростой задачей, опыт научного руководителя, обращение к практикам должны обеспечить выполнение условий достаточности материала исследования.

Репрезентативность исследовательского материала. Репрезентативность, или представительность материала исследования, определяется не только надежным объемом этого материала, дающего в результате проведенного исследования правильное представление о закономерностях его построения, функционирования и о других сторонах. Понятие репрезентативности включает качественное соответствие материала сформулированным задачам. Например, если тема предполагает исследование реализации стандарта ГОСТ Р 6.30 – 2003 в организационно-распорядительных документах, то привлечение документов, не относящихся к видовой группе ОРД, даже в больших количествах нельзя признать правильным с точки зрения репрезентативности исследовательского материала. То есть понятие репрезентативности связано с определением оптимального в количественном отношении и точного в качественном отношении массива исследуемых объектов.

Однородность материала исследования. Чем однороднее материал исследования, тем надежнее выводы, получаемые в ходе эксперимента. Необходимо четко себе представлять, что является предметом исследования. Сложность документных, языковых, управленческих, коммуникативных систем, взаимопроникновение их подсистем заставляют на теоретических этапах работы оговаривать типологические характеристики единиц исследования.

Подготовка эмпирических данных. Подготовка исследовательской базы предполагает систему действий. Каждый этап этих действий имеет собственные законы. Подготовка, например, репрезентативного документного массива является довольно сложной локальной задачей. Выделение в исследовательском документном массиве единиц, относящихся к классу предметов исследования, единиц наблюдения, – сложная проблема классификационного типа; группировка, организация единиц наблюдения, представление их в систематизированном виде перед дальнейшей обработкой – один из важнейших этапов проведения исследовательской работы. Реализация комплекса научных методов, последовательность операций и собственно выбор методологической основы исследования всегда должны находить отражение в отдельном разделе работы. В значительной степени подготовка экспериментальных данных, форма их представления связаны с особенностями тех методов и приемов, которые будут использованы для получения результатов, с задачами, перечисленными во вступительном разделе курсовой или дипломной работы.

 

Проведение исследования

Проведение учебно-исследовательской работы, несмотря на различия тем, направлений и материала анализа, обладает рядом закономерностей, учет которых важен при подготовке курсовой и дипломной работы / проекта.

1. Любое исследование должно начинаться с осмысления проблемы, суть которой определит формулировку темы. Формулировка темы и постановка цели исследования – единый комплексный процесс. После определения цели разрабатывается система исследовательских задач, с помощью которых цель может быть достигнута.

2. Практически одновременно с осмыслением проблемы рассматривается предметная сфера существования проблемы, то есть определяется качество и количество материала, который сформирует экспериментальную базу исследований, например, архивные материалы, какое-то количество контрактных документов, дела реальной номенклатуры, пакеты кадровых документов и т.п.

3. Содержание научных задач влечет за собой выбор комплекса исследовательских методов и приемов, с помощью которых будут решаться поставленные задачи. Спецификой большей части документоведческих исследований является разносторонность методов, их генетическая связь с социологией, менеджментом, информатикой и теорией информации, лингвистикой, теоретическим документоведением и с другими науками и практическими видами деятельности.

4. Экспериментальному разделу работы непременно должно предшествовать изучение информационного фона проблемы; необходимо обратиться ко всем возможным источникам информации по проблеме, включая иноязычные и сетевые. Ссылки на отсутствие литературы в большинстве случаев являются несостоятельными. Важным этапом научной работы является извлечение необходимой информации по всему комплексу вопросов, обозначенных в списке исследовательских операций. Необходимо отобрать все публикации, имеющие прямое и близкое отношение к теме учебно-исследовательской работы. Этот этап исследования должен сопровождаться конспектированием литературы, составлением картотеки цитат и реферативных записей.

5. На основе массива экспериментального материала формируется выборка объектов наблюдения, их классификация и исходная систематизация. Качественные и количественные параметры экспериментального массива влияют на надежность и представительность получаемых выводов, однако необходимо в каждом конкретном исследовании определять оптимальный объем данных, в отношении которых будут реализованные избранные методы и методики анализа.

6. Проведение экспериментальной работы определяется используемыми методами. Для корректного проведения эксперимента и получения надежных результатов необходимо разработать план проведения эксперимента.

7. Часто экспериментальная часть исследования является комплексной процедурой проверки выдвинутой гипотезы. Проверка гипотезы дает различные результаты: гипотеза может быть подтверждена или отвергнута. В обоих случаях результат имеет безусловную ценность, неподтверждение гипотезы в исследовательском отношении не менее ценно, чем ее подтверждение.

8. Разделы работы могут иметь собственные частные выводы, при этом обязательными являются общие выводы, подводящие итоги научной работы. Количество выводов не является строго определенным, совсем не обязательно стремиться к большому количеству выводов, тем более, что многие из них в этом случае могут иметь тривиальный, очевидный характер. Лучшим результатом исследования является разработка новой методики, составление методических рекомендаций, построение инновационной модели или получение качественно-количественных данных, которые позволяют по-иному посмотреть на сложные процессы документоведения, архивоведения, документной лингвистики или документационного обеспечения управления.


Титульный лист

Образец титульного листа см. в Приложении 3.

 

Введение

Прежде чем перейти к изложению содержания работы, необходимо четко обозначить ее структуру. Работа должна содержать следующие части:

· введение;

· главы основной части (разделы, подразделы);

· заключение;

· научно-справочный аппарат (список использованных источников, нормативно-правовых актов, литературы, принятых в работе сокращений);

· приложения.

Во введениинужно обосновать актуальность выбранной темы, цель и задачи работы, определить объект и предмет исследования, сформулировать положения, выносимые на защиту, перечислить методы анализа, обозначить структуру работы, дать краткий обзор (характеристику) источников, использованных для написания работы.

Актуальность темы – степень ее важности для решения научной проблемы (задачи, вопроса). Важность предпринимаемого исследования заключается в обосновании положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной или практической задачи.

Определяя актуальность темы, следует также показать, что сделано в данном направлении предшественниками и что ими осталось нерешенным. На этом фоне формируется противоречие, понимаемое чаще всего как несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями внутри единого объекта. Выявленное противоречие может иметь место как в теории, так и в практике.

Формулируется противоречие, например, так: «Без знания …. сейчас невозможно…; В то же время … до сих пор не разработаны…, таким образом, имеет место противоречие между необходимостью применения … подхода и отсутствием методик выявления…» и т.п. На основании выявленного противоречия формулируется проблема – противоречивая ситуация, требующая своего решения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются с рамки прежних теоретических представлений.

Актуальность исследования может быть сформулирована, например, следующим образом:

«Интерес к проблемам диагностики в кадровой работе очевиден. Однако серьезных научных исследований в этой области, обобщенного практического опыта, ориентированного на широко пользователя, не существует. В настоящее время отсутствует система стандартных принципов и способов проведения диагностики кадровой документации, так как диагностический процесс носит поисковый, научно-исследовательский характер, находится на стыке науки и практики и трудно поддается стандартизации. Данное отверждение определяет актуальность выбранной нами темы».

или:

«Актуальность исследования обусловлена важностью изучения делового дискурса и его жанровой специфики, осмысление которых является одним из перспективных направлений в современной лингвистике, и недостаточной изученностью отдельных концептов этого дискурса, в частности концепта «гарантия».

В Философском энциклопедическом словаре объект определяется следующим образом: «Объект (позднелат. Objectum – предмет, от лат. Objectio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не просто тождествен объективной реальности, а выступает как такая его часть, которая находится во взаимодействии с субъектом, причем само выделение объекта познания осуществляется при помощи практической и познавательной деятельности, выработанных обществом и отражающих свойства объективной реальности» (ФЭС, 453).

Малый академический словарь: «Объект – 1) Явление, предмет, лицо, на которое направлена чья-л. деятельность, чье-либо внимание (объект изучения); 2. Филос. То, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и познавательная деятельность» (МАС, Т. 2, с. 579).

Таким образом, объектом в общенаучном, философском смысле в материалистической философии называется то, что существует вне нас, независимо от нас – внешний мир, действительность или ýже – явление, сторона действительности, на которую направлена исследовательская деятельность. Часто объект фиксируется в самом названии науки (документная лингвистика, языкознание, документоведение).

Каждая наука изучает тот или иной участок наблюдаемой действительности, свою область исследования – тот или иной «фрагмент» реального мира, который избирается в качестве объекта данной науки. Такими «фрагментами» являются:

1) язык как система знаков особого рода, служащих основным, важнейшим средством общения людей; определенные части языковой системы (лексика, морфология, синтаксис и др.); отдельные категории или единицы; = объект документной лингвистики;

2) документ или система документов; процесс документирования; документооборот какого-либо предприятия; = объект документоведения.

Но поскольку никакая наука не в состоянии описать свой объект всесторонне и исчерпывающе, она вынуждена ограничить сферу своих интересов, отказываясь от изучения некоторых аспектов своего объекта. Кроме того, наука ограничена в подходе к объекту традицией, в которой она формировалась, сложившимся в ней понятийным аппаратом и языком, преобладающими в ней средствами анализа и исследования и пр.

Предмет в философском энциклопедическом словаре определяется следующим образом: «Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира субъектов в процессе человеческой деятельности и познания. Понятие предмета часто употребляется в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта или вещи.

Один и тот же объект может быть предметом различных видов исследования: например, совокупность организмов одного вида (популяция) может выступать предметом математических (статистических), генетических, эпидемиологических и др. исследований.

В общегносеологическом плане противопоставление предмета и объекта является относительным. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки» (ФЭС, 525). Это «всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств как нечто существующее особо, как вместилище каких-либо свойств, качеств…» (ССРЛЯ, Т. 11, с. 129).

Таким образом, предмет – та сторона или стороны, какими объект науки в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе.

Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.

Так, объектом исследования может быть деловое письмо; предметом – его функции или структурная организация, этапы становления и т.п.

Например:

· В качестве объекта исследования выступает категория вежливости.

Предметом изучения являются способы реализации данной коммуникативной категории в официально-деловом стиле русского языка.

· Объектом исследования является современное духовное послание как документ Церкви. Предметом рассмотрения становятся лингвистические и документоведческие параметры церковного послания и их функционально-семантическая обусловленность.

· Объектом исследования является современная деловая речь на немецком языке, закрепленная в деловой корреспонденции и представленная текстами внешнеэкономического документооборота. Предметом исследования является речевое поведение авторов деловых писем как представителей социально-профессиональной группы деловых коммуникантов .

· Объект исследования – документы БТИ; предмет – аспекты, параметры и характеристики системы документов БТИ в документоведческом и архивном плане.

· Объектом исследования избраны документы, необходимые для проведения аттестации персонала; предметом исследования являются композиционные и содержательные особенности документов, а также специфика их функционирования в организации.

На основании сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы.

Формулировку цели обычно начинают словами разработать методику (модель, критерии, требования, основы и др.), обосновать что-либо, выявить что-либо и т.п.

Цель логически определяет задачи, которые чаще всего выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели. Они вытекают из общей цели и рассматриваются как основные этапы работы. Чаще всего формулировки таких задач делаются в форме перечисления. Например, «Поставленная цель обусловливает решение следующих задач:

обобщить…, доказать…, проследить…, разграничить…, установить…, сопоставить.., определить…, выделить…, рассмотреть…, описать…, проанализировать…, экспериментально проверить…и т.п.

Перечисление задач исследования может определяться как хронологией его ведения, так и логической последовательностью, которая обусловлена внутренней логикой исследовательского процесса. Формулировать задачи необходимо очень точно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы.

Например: Целью данной работы является анализ документационного обеспечения аттестации персонала и выявление его специфических особенностей. Поставленная цель обусловила конкретные задачи:

1) рассмотреть процесс аттестации персонала в организации как совокупность стадий, требующих документационного обеспечения;

2) изучить виды документов, применяющихся в данной сфере кадровой деятельности организации, и принципы их составления;

3) определить композиционно-содержательные особенности документов, сопровождающих аттестацию персонала;

4) систематизировать совокупность документов, необходимых для эффективного проведения аттестации;

5) расширить пакет документов, необходимых для обеспечения функции управления с целью ее оптимизации.

Раздел Положения, выносимые на защиту дает ответ, что студент защищает или что является предметом защиты (принципы, требования, обоснования, основные условия осуществления или содержание чего-либо, модель, схема, эффективность и т.п.)

Положения должны иметь проблемный характер, не содержать общих и банальных утверждений.

Как правило, положения, выносимые на защиту, представляют собой 3 – 4 определенных утверждения, раскрывающих в общем виде все, что удалось сделать.

Например, в работе на тему «Коммуникативно-прагматические аспекты реализации категории вежливости в официально-деловом силе русского языка» на защиту выносятся следующие 4 положения:

Вежливость является коммуникативной категорией, призванной регулировать процесс общения и способствующей созданию гармоничных, доброжелательных отношений между коммуникантами. В письменном деловом общении коммуникативная категория вежливости взаимодействует с другими коммуникативными категориями (как с обязательными, так и с сопутствующими).

1. В зависимости от жанра, цели общения, отношений между коммуникантами использование средств вежливости в тексте может быть облигаторным, обязательным (например, в коммерческих письмах-реквестивах), фаультативным (например, в инструктирующей части руководств по эксплуатации) и неуместным (например, в речевом жанре инструкции при формулировке требований к соблюдению правил техники безопасности).

2. Коммуникативная категория вежливости располагает богатым набором языковых средств для реализации разнообразных оттенков содержания, что находит свое выражение в письменных деловых жанрах. Структура данной категории может быть представлена в виде функционально-семантического поля. Поскольку в русском языке категория вежливости не центрирована грамматически, функционально-семантическое поле вежливости не имеет морфологического центра. Ядерное положение в структуре коммуникативной категории вежливости занимают единицы речевого этикета, далее грамматические категории в прагматическом аспекте, различные косвенные речевые акты, вводные конструкции и модельные слова.

3. Необходимость использования категории вежливости в деловом письменном общении обусловлена следующими функциями:

1) воздействующей (успешная реализация коммуникативных намерений);

2) регулятивной (создание, подержание и сохранение социального равновесия и партнерских отношений);

3) гармонизирующей (придание необходимой тональности. Снижение степени категоричности высказывания);

4) презентационной (создание имиджа, самопрезентации адресанта как воспитанного человека).

В дипломной работе на тему «Принципы диагностики кадровой документации» – 3 основных положения, выносимых на защиту:

1. Кадровая диагностика представляет собой поисковый, исследовательский процесс, включающий следующие основные компоненты: оценку и анализ кадровых документов, анализ наличия необходимой кадровой документации, выявление ошибок в кадровом делопроизводстве организации, рекомендации по устранению выявленных недостатков.

2. Основными принципами диагностики кадровой документации являются: своевременность, объективность, комплексность, последовательность, существенность, достоверность.

3. Более эффективной работа организации станет при условии создания инструкции по составлению и оформлению кадровых документов, внедрения необходимых регистрационных форм, создания специальных локальных нормативных актов, а также внедрения ГОСТ Р 6.30 – 2003. Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

Необходимо также перечислить методы анализа. Например, следующим образом:

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы: стилистического анализа, сопоставительный, описательный, документоведческого анализа, количественного подсчета.

Материал. Во введении должно быть сказано, какие материалы и источники практического характера использовались для ее написания, и на базе каких учреждений или организаций осуществлялся сбор фактических и эмпирических данных. Например:

Материалом исследования послужит коммерческий документооборот российских фирм «Санофарм» и «Interprint». Анализируемая часть документооборта представляет собой входящую корреспонденцию за более чем двухлетный период (1996 – 1998 гг.) и содержит финансовые, юридические, товаросопроводительные и коммерческие документы; тексты рекламного характера: листовки и проекты; а также собственно деловые письма – эпистолярии.

 

Основные главы и их части

Порядок, содержание, количество и другие параметры основных разделов учебно-исследовательских работ, к которым относятся курсовые и выпускные аттестационные работы, определяются многими факторами.

Во-первых, количеством поставленных исследовательских задач. Ход решения каждой задачи и представление частных результатов требуют отражения в виде относительно самостоятельного текстового фрагмента – главы или части.

Во-вторых, особенностями применяемых методов и спецификой исследуемого материала: расположение частей теоретической работы может несколько отличаться от структурной организации практического проекта.

В-третьих, количество разделов, их размеры и взаимоположение зависят от сложности проблемы, истории ее развития, основной цели исследования. Однако, несмотря на разнообразие возможных решений, чаще всего текст научно-исследовательской работы сроится по схеме, которая представлена ниже.

Таблица 1. Возможная схема текста и объем частей

Раздел работы Объем (примерно)
Титульный лист  
Содержание работы (наименование всех разделов с указанием страниц, на которых эти разделы находятся) Зависит от детализации структуры и количества разделов
Введение (обязательный раздел, о котором сказано выше; включает вступление (2–3 абзаца), актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, материал и методы анализа, практическую и теоретическую значимость работы, внедрение положений и результатов, апробация работы, описание структуры работы). 5–6 страниц
Первая глава работы обзорно-теоретическая, историческая, методологическая. Состоит из разделов (частей), количество которых определяется структурно-содержательной спецификой работы и является предметом согласования между научным руководителем и студентом. 25–40 страниц.
Вторая глава работы, отражающая результаты эксперимента, практической разработки, сопоставления, внедренческого опыта и других научно-практических действий. 25–40 страниц.
Заключение. Подводятся итоги работы, формулируются конкретные выводы и предложения. Обязательный раздел, основные особенности которого представлены ниже. от 2 до 5 страниц
Список литературы и источников (см. соответствующий раздел методического пособия). Объем определяется количеством используемых монографий, статей, справочников, словарей, и многих других видов документов и текстов. Обычно 7–15 страниц.
Приложения к работе. Этот ценный компонент учебно-исследовательской работы может иметь различные формы: методические рекомендации, проекты стандартов, рабочие макеты, документные формы, структурные схемы, табличные сводные данные, описательные, формальные и другие модели процессов и объектов, систематизированные практические и теоретические материалы. Объем не ограничен, иногда сопоставим с объемом самой учебно-исследовательской работы (он не входит в текст самой работы, нумеруется самостоятельно).
Тексты всех вышеперечисленных разделов представляются на компьютерном носителе – на неперезаписываемом CD-носителе. 1 экземпляр
Презентационный материал в приложении Power Point, используемый в процессе защиты, на CD-носителе. 1 экземпляр

 

Деление текста на большие разделы в виде глав и составляющих их частей соответствует содержательным и логическим правилам, сложившимся в практике создания текстов научно-технического стиля. Структура основных разделов учебно-исследовательской работы отражает общие закономерности научно-практической деятельности. А эти закономерности предполагают, что исследователь видит противоречие, проблему, определяет область ее существования, опираясь на предшествующий научный и практический опыт, на сформировавшуюся теоретическую основу, выбирает пути решения этой проблемы и последовательно, шаг за шагом, применяя подходящие методы, решает четко обозначенные задачи. Этот общий алгоритм действий и отражается в структуре основной и вспомогательных частей учебно-исследовательской работы.

При формировании последовательности микротекстов, входящих в основную часть работы, следует избегать некоторых довольно часто встречаемых ошибок.

· Непропорциональность глав и их частей. Безусловно, главы или их части не могут иметь одинаковый объем. Но в тех случаях, когда, например, одна из глав имеет объем 11 страниц, а вторая – 58 страниц, следует оптимизировать структуру работы и пересмотреть принципы ее деления на главы. Быть может, удобнее весь текст разбить на части или перенести какую-то долю материала второй главы в первую, не исключается возможность разбиения второй главы на две главы с объемом, скажем, 25 и 33 страницы. Допустимо одновременное применение нескольких способов оптимизации текста.

· Дискретность текста, отсутствие связи между главами и их разделами.В этом случае работа приобретает незавершенный характер, читать ее довольно сложно, логические связи между частями восстанавливаются с трудом, текст не обладает органической цельностью и представляет собой несистемное объединение очерков.

· Несоответствие разделов работы системе исследовательско-практических задач.Последовательное решение задач, перечень которых приводится во Введении, отражается в разделах текста. Таким образом, задачам должны соответствовать легко распознаваемые разделы работы.

· Нечеткое построение разделов. Каждый из разделов работы должен строиться таким образом, чтобы были соблюдены основные правила научного изложения. То есть каждый из разделов должен иметь какую-то вводную часть, часто опирающуюся на содержание изложения предыдущего раздела, собственную основную часть и заключение, подводящее итог анализу, доказательствам или иным действиям, произведенным в завершаемом разделе. Реализация этой технологии изложения часто приводит к тому, что каждая из глав, входящих в работу, имеет собственные выводы, собственную заключающую часть, например: «Краткие выводы Главы 1». Если закономерности исследован

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...