Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: «Механизм рынка и поведение потребителей».Вопросы для обсуждения: 1. Рынок: сущность, функции, структура и подходы к классификации. 2. Рыночная инфраструктура и ее элементы. 3. Рыночный механизм и его структура. 4. Эластичность спроса и предложения. 5. Сущность и условия потребительского выбора. Эффект дохода и эффект замещения. Темы докладов и научных сообщений: 1. Маржинализм как теоретическая основа теории спроса и предложений. 2. Основые теории потребительского равновесия.
Методические рекомендации. Важно уяснить сущность рынка как центрального звена рыночной экономики, выполняющего важнейшие функции в системе функционирования хозяйственной системы. При этом следует понять, что рынок выполняет свои функции с помощью рыночной инфраструктуры, как совокупности организационно-правовых норм и учреждений, опосредующих и упорядочивающих отношения субъектов рыночных отношений, связывающих их в одно целое. В процессе изучения структуры рынка особое внимание следует обратить на характеристику рыночных структур, прежде всего по степени развития конкуренции: рынка совершенной конкуренции; рынка несовершенной конкуренции (монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии). Необходимо изучить сущность рыночного механизма, как механизма взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка (спроса, предложения, цены, конкуренции), содержание основных экономических законов рынка (закона спроса, закона предложения); понять условия установления рыночного равновесия и способы регулирования рынка; уяснить особенности функционирования рыночного механизма, его место и роль в развитии и совершенствовании современных хозяйственных систем. Должны быть рассмотрены показатели и факторы эластичности спроса и предложения. Следует понять, как применяются базовые положения теории эластичности в процессе решения ряда важнейших практических задач: при определении и реализации ценовой политики фирмы, в процессе осуществления налоговой политики и др. Должны быть хорошо усвоены основные категории и понятия, отражающие сущность и содержание рассматриваемых в ходе семинара теорий потребительского поведения: общая и предельная полезность; сущность и условия потребительского выбора; потребительские предпочтения; кривые безразличия и бюджетная линия; равновесие потребителя; нормальные и низкокачественные (низшие) товары; эффект Веблена и эффект Сноба, товар Гиффена, эффект дохода и эффект замещения. Рекомендуемая литература: А. Основная литература: 1 (с. 79-126); 2 (54-107; 211-228). Б. Дополнительная литература: 8,9,12,13.
Контрольные вопросы 1. Перечислите и охарактеризуйте определение понятия «рынок». Дайте собственное определение рынка. 2. Какие функции выполняет рынок? Чего больше в рыночной экономике: хаоса и анархии или автоматизма и саморегулирования? 3. Чем отличается совершенная экономика от несовершенной? 4. Почему монополистическая конкуренция так странно называется, ведь монополия противоположна конкуренции? 5. Что включает в себя структура рыночного механизма? 6. Дайте определение категориям «спрос» и «предложение». Что характеризует кривые спроса и предложения? 7. Равновесная цена конкурентного рынка устанавливается под воздействием спроса и предложения. Какие вам известны альтернативные способы ценообразования? Какие из них вы считаете более справедливыми, имея в виду, что товары бесплатными не бывают. 8. Каковы факторы изменения спроса и изменения предложения товаров, смещающие соответствующие кривые спроса и предложения в ту или иную сторону? 9. Каково содержание категорий «эластичность спроса», «эластичность предложения» и каково практическое значение этих категорий? 10. Что означает эластичность по цене, по доходу и перекрестная эластичность? 11. Как изменяется торговая выручка от продаж товаров при эластичном и неэластичном спросе? 12. Для чего необходимо разграничение предельной и совокупной полезности? 13. В чем смысл линии бюджетного ограничения и кривых безразличия покупателя? 14. При каких условиях потребитель максимизирует полезность приобретаемых благ? Тесты для самоконтроля 1. Рынок является: a) саморегулирующейся системой взаимодействия экономических субъектов; b) средством создания сбережений; c) механизмом регулирования побочных эффектов производства; d) механизмом осуществления контактов покупателей и продавцов. 2. Расставьте типы конкуренции в порядке сокращения количестваучастников рынка: a) монополистическая конкуренция; b) монополия; c) олигополия; d) совершенная конкуренция. 3. Ценовая конкуренция предполагает: a) продажу товаров более высокого качества и надежности; b) увеличение расходов на рекламу; c) продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурентов; d) продажу товаров и услуг по ценам выше, чем у конкурентов. 4. Формирование рыночных цен происходит за счет конкуренции: a) межотраслевой; b) неценовой; c) внутриотраслевой; d) монополистической. 5. Закон спроса устанавливает: a) прямую зависимость величины спроса от уровня цен; b) прямую зависимость цены от величины спроса; c) обратную зависимость величины спроса от уровня цен; d) обратную зависимость цены от величины спроса. 6. Спрос на товар возрастет, если: a) цена товара-заменителя упадет; b) цена товара-заменителя возрастет; c) цена дополняющего товара возрастет; d) цена дополняющего товара упадет. 7. Спрос на товар будет не эластичным, если: a) общая выручка продавца сокращается при росте цены; b) коэффициент ценовой эластичности меньше единицы; c) коэффициент ценовой эластичности больше единицы; d) общая выручка продавца возрастает при снижении цены. 8. Если цена на сигареты увеличилась на 10%, а число курильщиков уменьшилось на 4%, то коэффициент ценовой эластичности спроса равен: a) 0,125; b) 0,2; c) 0,25; d) 0,4.
9. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется: a) в росте предложения; b) в снижении предложения; c) в росте объема предложения; d) в падении объема предложения. 10. Если функция спроса на товар задана уравнением Qd= 20- 3P, а предложения Qs= 2P-10, то равновесная цена и равновесный объем продаж соответственно составят: a) 2 и 14; b) 6 и 2; c) 5 и 5; d) 4 и 8. 11. Закон убывающей предельной полезности может быть проиллюстрирован следующим перечнем значений предельной полезности: a) 200, 250, 270, 280; b) 200, 300, 400, 500; c) 200, 350, 450, 600; d) 200, 400, 1600, 9600.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |