Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: «Механизм рынка и поведение потребителей».

Вопросы для обсуждения:

1. Рынок: сущность, функции, структура и подходы к классификации.

2. Рыночная инфраструктура и ее элементы.

3. Рыночный механизм и его структура.

4. Эластичность спроса и предложения.

5. Сущность и условия потребительского выбора. Эффект дохода и эффект замещения.

Темы докладов и научных сообщений:

1. Маржинализм как теоретическая основа теории спроса и предложений.

2. Основые теории потребительского равновесия.

 

Методические рекомендации.

Важно уяснить сущность рынка как центрального звена рыночной экономики, выполняющего важнейшие функции в системе функционирования хозяйственной системы. При этом следует понять, что рынок выполняет свои функции с помощью рыночной инфраструктуры, как совокупности организационно-правовых норм и учреждений, опосредующих и упорядочивающих отношения субъектов рыночных отношений, связывающих их в одно целое. В процессе изучения структуры рынка особое внимание следует обратить на характеристику рыночных структур, прежде всего по степени развития конкуренции: рынка совершенной конкуренции; рынка несовершенной конкуренции (монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии).

Необходимо изучить сущность рыночного механизма, как механизма взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка (спроса, предложения, цены, конкуренции), содержание основных экономических законов рынка (закона спроса, закона предложения); понять условия установления рыночного равновесия и способы регулирования рынка; уяснить особенности функционирования рыночного механизма, его место и роль в развитии и совершенствовании современных хозяйственных систем. Должны быть рассмотрены показатели и факторы эластичности спроса и предложения. Следует понять, как применяются базовые положения теории эластичности в процессе решения ряда важнейших практических задач: при определении и реализации ценовой политики фирмы, в процессе осуществления налоговой политики и др.

Должны быть хорошо усвоены основные категории и понятия, отражающие сущность и содержание рассматриваемых в ходе семинара теорий потребительского поведения: общая и предельная полезность; сущность и условия потребительского выбора; потребительские предпочтения; кривые безразличия и бюджетная линия; равновесие потребителя; нормальные и низкокачественные (низшие) товары; эффект Веблена и эффект Сноба, товар Гиффена, эффект дохода и эффект замещения.

Рекомендуемая литература:

А. Основная литература:

1 (с. 79-126); 2 (54-107; 211-228).

Б. Дополнительная литература:

8,9,12,13.

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите и охарактеризуйте определение понятия «рынок». Дайте собственное определение рынка.

2. Какие функции выполняет рынок? Чего больше в рыночной экономике: хаоса и анархии или автоматизма и саморегулирования?

3. Чем отличается совершенная экономика от несовершенной?

4. Почему монополистическая конкуренция так странно называется, ведь монополия противоположна конкуренции?

5. Что включает в себя структура рыночного механизма?

6. Дайте определение категориям «спрос» и «предложение». Что характеризует кривые спроса и предложения?

7. Равновесная цена конкурентного рынка устанавливается под воздействием спроса и предложения. Какие вам известны альтернативные способы ценообразования? Какие из них вы считаете более справедливыми, имея в виду, что товары бесплатными не бывают.

8. Каковы факторы изменения спроса и изменения предложения товаров, смещающие соответствующие кривые спроса и предложения в ту или иную сторону?

9. Каково содержание категорий «эластичность спроса», «эластичность предложения» и каково практическое значение этих категорий?

10. Что означает эластичность по цене, по доходу и перекрестная эластичность?

11. Как изменяется торговая выручка от продаж товаров при эластичном и неэластичном спросе?

12. Для чего необходимо разграничение предельной и совокупной полезности?

13. В чем смысл линии бюджетного ограничения и кривых безразличия покупателя?

14. При каких условиях потребитель максимизирует полезность приобретаемых благ?

Тесты для самоконтроля

1. Рынок является:

a) саморегулирующейся системой взаимодействия экономических

субъектов;

b) средством создания сбережений;

c) механизмом регулирования побочных эффектов производства;

d) механизмом осуществления контактов покупателей и продавцов.

2. Расставьте типы конкуренции в порядке сокращения количестваучастников рынка:

a) монополистическая конкуренция;

b) монополия;

c) олигополия;

d) совершенная конкуренция.

3. Ценовая конкуренция предполагает:

a) продажу товаров более высокого качества и надежности;

b) увеличение расходов на рекламу;

c) продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурентов;

d) продажу товаров и услуг по ценам выше, чем у конкурентов.

4. Формирование рыночных цен происходит за счет конкуренции:

a) межотраслевой;

b) неценовой;

c) внутриотраслевой;

d) монополистической.

5. Закон спроса устанавливает:

a) прямую зависимость величины спроса от уровня цен;

b) прямую зависимость цены от величины спроса;

c) обратную зависимость величины спроса от уровня цен;

d) обратную зависимость цены от величины спроса.

6. Спрос на товар возрастет, если:

a) цена товара-заменителя упадет;

b) цена товара-заменителя возрастет;

c) цена дополняющего товара возрастет;

d) цена дополняющего товара упадет.

7. Спрос на товар будет не эластичным, если:

a) общая выручка продавца сокращается при росте цены;

b) коэффициент ценовой эластичности меньше единицы;

c) коэффициент ценовой эластичности больше единицы;

d) общая выручка продавца возрастает при снижении цены.

8. Если цена на сигареты увеличилась на 10%, а число курильщиков уменьшилось на 4%, то коэффициент ценовой эластичности спроса равен:

a) 0,125;

b) 0,2;

c) 0,25;

d) 0,4.

 

9. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется:

a) в росте предложения;

b) в снижении предложения;

c) в росте объема предложения;

d) в падении объема предложения.

10. Если функция спроса на товар задана уравнением Qd= 20- 3P, а предложения Qs= 2P-10, то равновесная цена и равновесный объем продаж соответственно составят:

a) 2 и 14;

b) 6 и 2;

c) 5 и 5;

d) 4 и 8.

11. Закон убывающей предельной полезности может быть проиллюстрирован следующим перечнем значений предельной полезности:

a) 200, 250, 270, 280;

b) 200, 300, 400, 500;

c) 200, 350, 450, 600;

d) 200, 400, 1600, 9600.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...