Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансирование из государственных источников

Финансирование инвестиций из государственных источников может осуществляться в следующих формах:

- финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов;

- финансирование в рамках целевых программ;

- финансирование проектов в рамках государственных внешних за­имствований.

 

Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов. Данная форма финансирования осуществляется за счет средств государственного бюджета. Принципиально новой особенностью инвестиционной политики государства, связанной с использованием программно-целевого подхода в управлении развитием экономики является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному, частичном) финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.

Финансирование в рамках целевых программ. Финансирование инвестиционных проектов государством может осуществляться через целевые программы. Государственные и межгосударственные целевые граммы, в осуществлении которых участвует Республика Беларусь, являются эффективным инструментом финансирования инвестиций с участием государства. Они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического экологического, социального и культурного развития Республики Беларусь.

Утвержденные целевые программы могут реализовываться за счет:

- средств государственного бюджета и средств бюджетов субъектов Республики Беларусь;

- внебюджетных средств. К внебюджетным средствам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, в том числе предприятий и организации государственного и негосударственного секторов экономики. Источниками привлекаемых средств могут быть: целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления; Примером может быть формирование инновационного фонда Министерства архитектуры и строительства.

- специальных фондов. Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов Республики Беларусь, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и др.;

- средств иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях;

- кредитов. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков, выданные под государственные гарантии. Оформление и предоставление государственных гарантий на выдачу кредитов коммерческими банками осуществляет Минфин Республики Беларусь. Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий.

Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований. Государственными внешними заимствованиями Республики Беларусь являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организации) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Республики Беларусь как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Беларуси формируют ее государственные внешний долг.

Заемное финансирование

Кредитное финансирование может выступать в следующих формах:

- кредит;

- облигационные займы;

Под кредитом понимается ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента. Кредиты, используемые на финансирование инвестиций, группируются по разнообразным признакам, основная классификация которых приведена в табл.

Классификация кредитов, используемых при финансировании инвестиций

  Таблица
Классификационный признак Основные типы кредитов
По типу кредитора Иностранный кредит, Государственный кредит, Банковский кредит, Коммерческий кредит (предоставляется продавцом в товарной форме)
По формам предоставления Товарный кредит, Финансовый кредит
По цели предоставления Инвестиционный кредит, Ипотечный кредит (под залог недвижимости), Налоговый кредит (пошлины)
По сроку действия Долгосрочный кредит (свыше 3 лет), Среднесрочный кредит (2-3 года), Краткосрочный кредит (как правило, до 12 месяцев)

Лизинговое финансирование

 

Под лизингом обычно понимают долгосрочную аренду машин и оборудования на срок от 3 до 20 и более лет, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. Его возникновение обусловлено потребностью в инвестициях в условиях НТП и невозможностью их полного удовлетворения за счет традиционных методов финансирования (использования собственных, заемных и других средств). В настоящее время лизинг получил широкое распространение в практике фи­нансирования реальных инвестиций.

В зависимости от срока, на который заключается договор аренды, различают три вида арендных операций: краткосрочная аренда на срок до года (рейтинг); среднесрочная аренда на срок от одного года до трех лет (хайринг); долгосрочная аренда от трех до двадцати и более лет (лизинг).

Лизинг можно рассматривать как метод финансирования в основные фонды, осуществляемый специальными (лизинговыми) компаниями, которые, приобретая для инвестора машины и оборудование, фактически кредитуют арендатора.

В рамках действующего законодательства РБ различают 2 основные формы лизинговых операций: финансовый и оперативный лизинг.

Финансовый лизинг представляет соглашение, предусматривающее выплату в течение периода своего действия сумм, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя. По истечении срока действия такого соглашения арендатор данного оборудования, купить объект лизинга по остаточной стоимости.

Оперативный лизинг представляет соглашение, срок которого короче амортизационного периода изделия. После завершения срока действия соглашения предмет договора может быть возвращен владельцу или вновь сдан в аренду.

С экономической точки зрения лизинг имеет сходство с кредитом, предоставленным на покупку оборудования. При покупке реальных активов в кредит покупатель вносит в установленные сроки платежи в погашение долга, при этом продавец реальных активов для обеспечения возврата кредита сохраняет за собой право собственности на кредитуемый объект до полного погашения ссуды.

Предметом лизинга могут быть любые неупотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Несмотря на то что в основе лизинга лежат кредитные отношения этот метод рассматривается как самостоятельный метод финансирования реальных инвестиций.

Такая позиция связана с двумя обстоятельствами:

- лизинг в отличие от банковского кредита выступает как кредит в товарной форме;

- он довольно широко распространен в зарубежной практике, а в последние годы активно внедряется и в белорусскую практику, что позволяет говорить о том, что лизинг перерос из формы кредитного финансирования в самостоятельный метод.

В рамках лизинга как метода финансирования инвестиций источниками финансирования инвестиций могут быть:

- банковский кредит, если передаваемое по договору лизинга имущество приобретено лизингодателем за счет банковского кредита;

- собственные средства лизингодателя, если передаваемое по договору лизинга имущество приобретено за счет собственных средств лизингодателя;

- банковский кредит и собственные средства лизингодателя, если предмет договора лизинга приобретен с использованием обоих источников;

- собственные средства лизингополучателя, если речь идет о возвратном лизинге.

Традиционно участниками любой лизинговой сделки являются три субъекта: лизингодатель, лизингополучатель и продавец лизингового имущества.

Проектное финансирование

Финансирование инвестиций может осуществляться методом проектного финансирования. Его можно охарактеризовать как финансирование инвестиционных проектов, при котором сам проект является способом обслуживания долговых обязательств. Финансирующие субъекты оценивают объект инвестиций с точки зрения того, принесет ли реализуемый проект такой уровень дохода, который обеспечит погашение предоставленных инвесторами ссуды, займов или других видов капитала.

Проектное финансирование напрямую не зависит от государственных субсидий или финансовых вложений корпоративных источников.

Основной особенностью проектного финансирования, в отличие акционерного и государственного, является учет и управление рисками, распределение рисков между участниками проекта, оценка затрат и доходов с учетом этого. Проектное финансирование называют также финансированием с определением регресса. Регресс определяется и рассматривается как ответственность (требование) по возмещению предоставленной в заем суммы.

Различают три формы проектного финансирования:

- финансирование с полным регрессом на заемщика, т.е. наличие определенных гарантий или требование определенной формы ограничений ответственности кредиторов проекта. Риски проекта в основном падают на заемщика, при этом «цена» займа относительно невысока и позволяет быстро получить финансовые средства для реализации проекта;

- финансирование без права регресса на заемщика, т.е. кредитор при этом не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта. Стоимость такой формы финансирования достаточно высока для заемщика, так как кредитор надеется получить соответствующую компенсацию за высокую степень риска. Таким образом финансируются проекты, имеющие высокую прибыльность. Проекты такой формы финансирования должны использовать прогрессивные технологии производства продукции, иметь хорошо развиты рынки продукции, предусматривать надежные договоренности с поставщиками материально-технических ресурсов для реализации проекта и пр.;

- финансирование с ограниченным правом регресса. Такая форма финансирования проектов предусматривает распределение всех рисков проекта между его участниками так, чтобы каждый участник брал на себя зависящие от него риски. В этом случае все участники принимают на себя конкретные коммерческие обязательства, так как они заинтересованы в умеренной цене финансирования, чтобы успешно реализовать проект и получить прибыль.

В отличие от традиционных форм проектное финансирование предусматривает: более достоверную оценку платежеспособности и надежности заемщика, рассмотрение инвестиционной жизнеспособности проекта, его эффективности, реализуемости и рисков.

инвестиционные ресурсы источников этого метода ограничены. Поэтому крупные инвестиционные проекты, как правило, финансируются не только за счет собственных источников, но и с привлечением других источни

Согласно Правилам 2005 БП ИП в конце года рассчитываются дисконтированные показатели эффективности.

Оценка эффективности И базируется на:

1. Сопоставлении ожидаемого ЧД от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом с учетом их дисконтирования. В основе метода лежит вычисление чистого денежного потока (чистого потока наличности), представляющего собой разность между положительным потоком наличности (приток) и отрицательным (отток). Чистый поток наличности определяется по 3 видам деятельности:

a. От производственой (операционной) деятельности – отражает поступления ДС от покупателей и выплаты денег поставщикам, зп персоналу, налоговых платежей, отчислений

b. От инвестиционной деятельности – поступление и расход ДС, связанных с процессом реализации (выручка), лишних ОС, НМА, акции, облигации, дивидендов, процентов и расходованием средств, связанных с приобретением ОС, НМА, расходов на кап строительство

c. От финансовой деятельности – поступления и выплаты, связанные с привлечением дополнительного капитала, в т.ч. акционерного, получением кредитов и займов (кс и дс), выплатой процентов и основного долга, дивидендов акционерам

Литература

 

1. Инвестиционный кодекс РБ, 2001 в редакции 12.10.2006

2. СНБ 1.02.03-97 «Состав, содержание и порядок утверждения обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений», Минск, 1998

3. Правила по разработке бизнес-плана инвестиционных проектов, Минск, 2005г.

4. Закон о концессиях РБ, Мн, 2012

5. Методические указания по организации инвестиционного процесса в строительстве, Белстройцентр, Мн, 2009

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...