Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция взглядов М. Фридмена и его вклад в монетарную политику.

Фридман – привер­женец идеи свободы, исходящей из существования внутренней связи между свободой предпринимательства и свободой общества. Для умно­жения свободы нужно уменьшить роль государства. Его нельзя допус­кать к созданию богатства, регулированию объема производства, за­нятости и цен. Единственное, что оно может и должно делать в эко­номике, - это регулирование количества денег в обращении.

Фридман полагает, что изменения в кредитно-денежной сфере оказывают решающее воздействие на экономическую коньюктуру. Уро­вень цен в экономике существенно зависит от предложения денег (мо­нет, банкнот и чеков), и каждому значительному повышению уровня цен предшествует значительное изменение в темпе роста предложения денег. Поэтому правильным орудием экономического анализа служит количественная теория денег.

Оппоненты Фридмана утверждали, что в действительности он при­держивается тезиса: только деньги имеют значение. На самом деле, уточняя свою точку зрения, Фридман утверждает, что деньги служат:

главной причиной изменения реального дохода в короткий период времени;

единственной причиной изменения номинального дохода в длительные периоды времени.

Долгосрочный экономический рост, напротив, определяется ресурсами, технологиями и предпочтениями потребителей.

По мнению Милтона Фридмана “Рынок является простым механиз­мом, который можно применить для достижения любого количества це­лей. В зависимости от метода его использования рынок может внести вклад в социальное и экономической развитие или воспрепятствовать ему. Каждое сообщество – коммунистическое, социалистическое или капиталистическое, – так или иначе, пользуется рынком. Существен­ным является вопрос о частной собственности. Кто является участни­ками рынка, и от чьего лица они действуют? Возможно, что это пра­вительственные бюрократы, действующие от лица государства. Или это индивидуумы, работающие сами на себя”.

Основные положения классического (фридмановского) монетаризма таковы:

Изменение денежного запаса, а не уровня совокупного спроса явля­ется главной причиной изменения уровня цен, а потому и величины номинального дохода. Поэтому существенной является связь между темпом роста количества денег и темпом роста номинального до­хода, которую можно выразить посредством той или иной версии ко­личественной теории денег. Однако эта связь не мгновенна. Лаг между изменением предложения денег и доходом достаточно велик (от 3 месяцев до 3 лет).

Изменение количества денег противоречиво влияет на норму про­цента под которые берутся займы: рост предложения денег сначала вызовет понижение нормы процента, а затем рост затрат и инфляции увеличивает спрос на займы, что ведет к росту величины процента. Поэтому норма процента велика в тех странах, где имеет место бы­стрый рост денежной массы.

В условиях долгосрочного равновесия деньги нейтральны. Это озна­чает, что имеется долгосрочная пропорциональность между деньгами и ценами, основанная на стабильности денежного проса (или обрат­ной ему величины – скорости обращения денег) – см. уравнение об­мена. Поэтому в долгосрочном периоде процентная ставка определя­ется реальными факторами, производительностью и бережливостью.

В короткие и средние периоды времени (до 5-7 лет) деньги, напро­тив, не нейтральны и могут стать причиной реальных изменений в экономике. Изменение спроса на деньги влияет на скорость их об­ращения. Последняя зависит от величины процентной ставки и темпа инфляции, а также от доходов населения.

Изменение предложения денег влияет на величину дохода. Денежный кризис, приводящий к уменьшению предложения денег, приводит к серьезной депрессии. В соответствии с этим Фридман утверждал, что Великая депрессия в США была вызвана сокращением денежного агрегата в 1933 году по сравнению с 1029 годом на 35% .

Отношения между депозитами и наличными деньгами достаточно ус­тойчивы и предсказуемы. Это означает, что Центральный банк может регулировать общее количество денег в обращении.

Решающее значение имеет не бюджетная, а кредитно-денежная поли­тика.

Инфляция всегда и везде есть денежное явление в том смысле, что она может возникнуть только тогда, когда количество денег растет быстрее, чем уровень производства.

Денежная политика важнее бюджетной. Однако в силу того, что су­ществуют непредсказуемые лаги в отношениях между деньгами, дохо­дами и ценами, то политика “тонкой настройки”, основанная на тщательно разработанной денежной политике, трудно осуществима. Поэтому лучше использовать простое правило ежегодного увеличения денежной массы постоянным темпом, пропорциональным ежегодному темпу экономического роста (для США это 3-5% в год).

 

 

39. Рейганомика: экономическая идеология американского неолиберализма.

 

Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъёмом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада. Теоретической основой рейганомики служила экономическая теория предложения. Практическим выводом из неё явился перенос акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства. Необходимость дать простор инвестиционным и инновационным процессам, снижению издержек, увеличению сбережений и накопления частного капитала потребовала крупных налоговых реформ.

Основными пунктами рейганомики были[1]:

Замедление роста правительственных расходов.

Сокращение налогов.

Сокращение вмешательства государства в экономику.

Снижение инфляции путем сокращения денежной массы.

В то же время Рейган намеревался на фоне сокращения налогов наращивать расходы на вооружения, чем его политика разительно отличалась от политики предыдущих администраций Никсона, Форда и Картера. Ежегодный дефицит государственного бюджета при Рейгане составлял в среднем 4,2 % валового внутреннего продукта[2], в то время как в 1980 г. он составлял 2,7 %[2].

Один из архитекторов рейганомики Уильям Нисканен говорил, что Рейган достиг всех четырех целей своей экономической политики, но не в той степени, в какой рассчитывали он сам и его сторонники. Наибольшим изменениям подверглась налоговая политика. Например, максимальная ставка подоходного налога была уменьшена с 70 % до 28 %. В то же время первоначальная экономическая программа Рейгана в ходе ее осуществления претерпела значительные изменения, в особенности, из-за вмешательства Конгресса[1]. Доля налоговых сборов в валовом внутреннем продукте понизилась от 19,6 % в 1981 г. до 17,3 % в 1984 г., но к 1989 г. она снова выросла до 18,4 %[2]. Если при Картере расходы федерального бюджета увеличивались примерно на 4 %, то при Рейгане — лишь на 2,5 %[1]. Тем не менее, расходная часть бюджета за годы правления Рейгана в среднем составляла 22,4 % валового внутреннего продукта, в то время как за весь период с 1971 по 2009 гг. эта цифра составляла лишь 20,6 %. Одновременно вырос государственный долг США, от 26,1 % валового внутреннего продукта в 1980 г. до 41 % к 1988 г., в абсолютных цифрах — примерно в три раза.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...