Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология субкультур российской политической культуры
Противостояние традиционализма и «западничества» — это лишь самый общий, абстрактный подход к анализу российской политической культуры. Эта модель позволяет понять и почувствовать внутреннюю динамику и напряженность современной политической культуры. В действительности — и эмпирические исследования это убедительно доказывают — разнообразные компоненты российской, советской и постсоветской культур в разнообразных сочетаниях образуют многочисленные субкультуры. По мнению Ю.В. Ирхина [83], в современном российском обществе существуют такие основные политические субкультуры, как авторитарно-патриархальная, авторитарно-бюрократическая, адаптационнная, активистско-демократическая, радикальная (экстремистская) и другие. Духовную основу авторитарной субкультуры составляет идеократическое отношение к власти, предполагающее непоколебимую уверенность той или иной идеологии определять развитие всех сторон жизни общества, давая при этом единственно верную оценку существующим реалиям. Помимо собственных идеологических интенций, на характер и содержание тоталитарных ценностей оказали значительное влияние и этатистские представления, обоготворяющие деятельность государства и оправдывающие право властей на безоговорочное регулирование всех сфер и оттенков человеческой деятельности. Своеобразным продолжением, но одновременно и самостоятельным ценностным образованием является исполнительская политическая субкультура. В ней исполнительские ориентиры представляют единство подданнических и патерналистских суждений и поступков субъектов политики. Люди испытывают конформизм и перманентную лояльность либо к партии, либо к государству, либо к лидеру, причем их гражданское сознание и поведение формируют не столько органы, организации или структуры, сколько осознание властной зависимости от них. Забывая о своем статусе и интересе, действуя по принципу «чего изволите?», человек становится малоспособным к целенаправленному использованию своих прав и свобод. Если у европейцев и североамериканцев при их относительной удовлетворенности жизнью наблюдается достаточно высокая критичность по отношению к властям, то в нашем обществе, по крайней мере в рамках рассматриваемой субкультуры, проявляется во многом иная картина — пассивно-исполнительское отношение к властным структурам. Если исполнительская субкультура предполагает какую-то веру в предначертание власти, то центральная идея адаптационной субкультуры состоит в уклонении от любых властных указаний во имя сохранения личного комфорта. Для носителей этого типа политической субкультуры характерно не столько неумение, сколько нежелание осуществлять свои гражданские права и обязанности, нести какую-либо ответственность, замкнутость на личных, бытовых вопросах. Активистско-демократическую субкультуру отличает инициативный, поисковый характер, ориентация на развитие демократических форм осуществления власти. Эти гражданские ценности характеризуют чуткость к морально-этическим регуляторам общественных отношений, стремление действовать в соответствии с общечеловеческими, национальными и индивидуальными убеждениями, наличие между ними гармонии. Для радикальной (экстремистской) политической субкультуры характерны антилегитимность мышления, направленность на упразднение официальных управленческих структур, поддержание постоянной напряженности в отношении граждан и институтов власти. В России сложились определенные особенности политической культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим положением, доминировавшими формами самодержавно-патриархального образа жизни, длительной отстраненностью граждан от реальных рычагов власти, слабой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения (за исключением ключевых периодов развития) [83, с.474]. Несмотря на фрагментарность российской политической культуры, социологи фиксируют появление новых модернизированных ценностей, которые, будучи признанными большинством, не разъединяют, а объединяют общество. К ним относятся: жизнь отдельного человека, законность и равноправие, неприкосновенность частной собственности, благосостояние граждан как основа сильного государства, соблюдение прав человека. В перспективе процесс демократизации должен привести к трансформированию фрагментарной политической культуры в плюралистическую культуру, основой которой является на одновременном сосуществование и диалог различных субкультур Модернизация российской политической культуры будет продолжаться в течение ближайших десятилетий, а может быть, и на протяжении жизни нескольких последующих поколений. Очевидно также, что ее конфигурацию будут определять как национальный опыт, исторические и политические традиции, так и ценности современного информационного общества[33, с.187] Политическая культура является важным элементом политического процесса. В ХХ в. она стала предметом усиленного научного анализа, результаты которого легли в основу многочисленных моделей, описывающих современные общества и определяющих тенденции их развития. В процессе постоянного усложнения культурной компоненты цивилизации, ее политическая составляющая также продолжит свои трансформации. Следовательно, роль и значение политической культуры в перспективе будет возрастать, определяя собой судьбы все большей части человечества.
Вопросы для самоконтроля по шестнадцатой главе
1. Определите понятие и функции политической культуры. 2. Охарактеризуйте структура, виды и аспекты политической культуры. 3. Рассмотрите классификацию политической культуры. 4. Охарактеризуйте российскую модель политической культуры. 5. Обоснуйте сущность политической культуры. 6. Охарактеризуйте назначение и основные характеристики политической культуры. 7. Рассмотрите функции политической культуры. 8. Прокомментируйте разработки концепции политической культуры. 9. Охарактеризуйте подходы Алмонда и его последователей. 10. Что включила в себя вторая волна осмысления феномена политической культуры? 11. Что включают в себя проблемные подходы к понятию политической культуры? 12. Назовите характерные черты политической культуры. 13. Перечислите определения политической культуры. 14. Назовите факторы, определившие российскую модель политической культуры. 15. Назовите основные обстоятельства возникновения, становления и развития российской подданнической политической культуры. 16. Охарактеризуйте советский период развития подданнической политической культуры. 17. Дайте характеристику российской модели политической культуры. 18. Рассмотрите типологию субкультур российской политической культуры. 19. Рассмотрите развитие учеными понятия «политическая культура». 20. Что включает в себя структура политической культуры? 21. Перечислите эмоционально-психологические феномены политической культуры. 22. Охарактеризуйте религиозный аспект политической культуры. 23. Перечислите типы политической культуры. 24. Охарактеризуйте модели и виды политических культур. 25. Что означает термин «политические субкультуры»? 26. Охарактеризуйте исторические пути российской политической культуры. 27. Назовите особенности современной российской политической культуры. 28. Что включает в себя критериальный подход к дифференциации политических культур? 29. Охарактеризуйте марксистскую типологию политической культуры. 30. Определите типология политической культуры Алмонда и Вербы. 31. Обоснуйте типологию политической культуры по критерию ее открытости. 32. Что понимается под типологией политической культуры по принципу политических систем? 33. Что понимается под типологией политической культуры по принципу типологии «полумиров»?
Глава 17. Политическое сознание
Человек в своем сознании не только отражает объективный мир, но и творит его. Поэтому политическое сознание представляет собой, с одной стороны, восприятие человеком той части окружающей его действительности, которая связана с системой политики, политических отношений. С другой же стороны, политическое сознание само выступает той сферой идеальной деятельности, где формируются идеи политики, направленные на ее действия и своеобразно «окрашивающие» существующие в обществе политические состояния. Следовательно, политическое сознание всегда проявляет себя в двух формах: в теоретической и практической.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |