Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пути формирования политического сознанияПолитическая деятельность людей – это деятельность практическая и интеллектуальная. М. Вебер[34] утверждал, что «политика делается головой, а не какими-либо другими частями тела». Политическая жизнь представляет собой диалектическое переплетение определенных форм практики и разнообразных проявлений политического сознания. Всякий акт политического поведения и деятельности выступает актом реализации определенных социополитических умонастроений и взглядов, равно как составляет часть политической практики, на основе которой воспроизводятся новые умонастроения и идеи, связанные с властью и политическими отношениями. В политическом сознании формируются регуляторы политического поведения и выстраивается мотивационная база властных отношений и действий. Эффективность любой политической системы зависит от ее способности психологически воздействовать на индивида, побуждая его к поступкам, которые соответствуют ее целям. За исключением применения прямого насилия, когда гражданину уже не до рассуждений, все остальные меры из арсенала политического воздействия предполагают наличие у человека хотя бы минимального уровня знаний о политике, умения оперировать политическими категориями, наличия мнений о ней. Таким образом, между целями системы и поведением индивида лежит промежуточная инстанция в виде политического сознания: массового и индивидуального [259, с.153]. С этим сознанием нужно работать, т.е. формировать его в нужном направлении. Пути формирования политического сознания сложны и противоречивы. Было бы большим упрощением считать, как полагали марксисты, что оно просто привносится в массы идеологическими представителями партии и класса. В действительности формирование политического сознания осуществляется: в сложном процессе критического осмысления людьми социальной действительности; в результате обобщения и постепенной рационализации чувственных представлений; через осознание целей партийного или другого политического движения; за счет присоединения к уже сформированным оценкам и нормам политического процесса; в ходе эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политических идеалов.
Ни один из названных путей не гарантирует формирования политических воззрений. Как считает А.И. Соловьев [213], это лишь предпосылка для появления способности осуществлять властно-групповую идентификацию. Только практика может дать ответ, возвысил ли человек свои воззрения до уровня политического сознания. Политическое сознание открыто для восприятия разного опыта, для постоянного уточнения оценок минувшего и настоящего, переосмысления разнообразных политических явлений. Однако политическое сознание не может быть выработано исключительно «книжным путем», без вступления человека в реальные политические отношения. Политическое мышление – не логическая, не умозрительная форма мышления. Его развитие зависит не столько от приращения специальных знаний, сколько от разнообразия форм политического участия граждан в реальных процессах политической конкуренции. Поэтому сужение возможностей для участия граждан в отправлении власти омертвляет политическое сознание и одновременно способствует деградации механизмов власти. Процесс формирования политического сознания осуществляется на основе критического осмысления людьми социальной действительности, обобщения и постепенной рационализации чувственных представлений. В нем осознаются цели того или иного политического движения, к которому в силу разных причин относят себя индивид или некая социальная группа. Эффективность процесса формирования политического сознания во многом определяется ролью творческого потенциала индивида. Именно на основе личного опыта человек подвергает рациональному анализу политические воззрения той или иной социальной группы, а также теоретические обобщения. Этот путь формирования политического сознания получил наименование осознанно-группового. В отличие от негомеханически-групповойпуть представляет собой усвоение уже выработанных групповых воззрений на ход политического развития общества. На этом пути оригинальные творческие характеристики отдельного человека не столь значимы, как в первом случае. Оба этих пути тесно связаны друг с другом, переплетаются между собой и дополняют один другого. При этом первостепенное значение имеет политическая практика, реальные политические отношения в обществе в данный момент. Острая политическая ситуация может привести к разрушению сложившегося политического сознания, к утрате политических ориентиров. И, наоборот, на основе новых социальных и политических реалий создаются условия для утверждения нового по содержанию политического сознания. Политическое сознание формируется в течение длительного времени и отличается преемственностью.Оно не может возникнуть мгновенно или исчезнуть в никуда. Это плод политической активности ни одного поколения. В нем отражается состояние и направление развития политических отношений в обществе. Оптимальным вариантом общественного развития является соответствие политического сознания содержанию и целям проводимой в стране политики.В этом случае политическое сознание становится катализатором проводимой властью политики. И наоборот, когда политическое сознание отстает от проводимых властью преобразований, оно может стать тормозом и даже непреодолимым препятствием для действий политического руководства страны [74, с.627]. В частности, в России политические процессы постепенно разрушают сложившиеся стереотипы рабского, послушного сознания людей, освобождают их волю и способности к действительно осознанным политическим действиям. Элементы демократизации и гласности пробуждают способности отдельных социальных слоев, личностей перейти от эмоционально-чувственного, инстинктивного к рационально-содержательному познанию политической действительности, росту действительного политического самосознания. Это выражается в неприятии ряда политических структур, постепенном осознании их неспособности решать политические проблемы, в обнаружении смысла политической жизни и отказе от единодушного одобрения указаний сверху. Все политические движения и партии, организации и объединения стремятся «достучаться» до граждан, формируя политические цели, ценности, нормы и установки. Правда, тактика их при этом может быть различной. Одна тактика основана на прагматической задаче обработки общественного мнения непосредственно перед принятием того или иного решения (голосование на выборах, участие в референдуме и т.д.). Ее сторонники из числа политиков полагают, что избиратель ведет себя так же, как покупатель в магазине, где он останавливает свой выбор на товаре, который лучше разрекламирован. Эти политики признают, что подобное краткосрочное воздействие, своего рода индокринация, не формирует «идеального гражданина», да и не видят в этом для себя никакой пользы. Не видят они в ближайшем будущем и возможностей для создания долгосрочных программ по политическому просвещению. Распространение в последние годы манипулятивных технологий для достижения одной цели — формирования краткосрочной электоральной установки — тому свидетельство. Другие политики, партии и движения, напротив, полагают, что возможно и желательно постоянное формирование политического сознания в виде целостной идеологии, что позволяет воспитать компетентных граждан и обеспечить высокий уровень их участия в политической деятельности. Правда, следует указать, что хотя эта цель ставилась многими политиками и теоретиками политики, в жизни она редко бывает достигнута. Более того, этот тезис также используется в целях манипуляции массовым политическим сознанием, что мы хорошо усвоили из опыта нашего недавнего прошлого [259, с.154]. Ведущую роль в формировании политического сознания общества играют государство, особенно средства массовой информации, политическая социализация, политические партии и массовые общественные организации, имеющийся коллективный и приобретенный личный опыт политического участия. Следует выделить целенаправленное идеологическое и психологическое воздействие на индивидов, группы и массы со стороны различных социально-политических сил, ведущих борьбу за власть, которое способно влиять на характер политического сознания в целом [83, с.436].
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |