Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути формирования политического сознания

Политическая деятельность людей – это деятельность практическая и интеллектуальная. М. Вебер[34] утверждал, что «политика делается головой, а не какими-либо другими частями тела». Политическая жизнь представляет собой диалектическое переплетение определенных форм практики и разнообразных проявлений политического сознания. Всякий акт политического поведения и деятельности выступает актом реализации определенных социополитических умонастроений и взглядов, равно как составляет часть политической практики, на основе которой воспроизводятся новые умонастроения и идеи, связанные с властью и политическими отношениями. В политическом сознании формируются регуляторы политического поведения и выстраивается мотивационная база властных отношений и действий.

Эффективность любой политической системы зависит от ее способности психологически воздействовать на индивида, побуждая его к поступкам, которые соответствуют ее целям. За исключением применения прямого насилия, когда гражданину уже не до рассуждений, все остальные меры из арсенала политического воздействия предполага­ют наличие у человека хотя бы минимального уровня знаний о политике, умения оперировать политическими категориями, наличия мнений о ней. Таким образом, между целями системы и поведением индивида лежит промежуточная инстанция в виде политического созна­ния: массового и индивидуального [259, с.153]. С этим сознанием нужно работать, т.е. формировать его в нужном направлении.

Пути формирования политического сознания сложны и противо­речивы. Было бы большим упрощением считать, как полагали марк­систы, что оно просто привносится в массы идеологическими представите­лями партии и класса. В действительности формирование политичес­кого сознания осуществляется:

в сложном процессе критического осмысления людьми социальной действительности;

в результате обобщения и по­степенной рационализации чувственных представлений;

через осознание целей партийного или другого политического движения;

за счет присоеди­нения к уже сформированным оценкам и нормам политического про­цесса;

в ходе эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политических идеалов.

 

Ни один из названных пу­тей не гарантирует формирования политических воззрений. Как считает А.И. Соловьев [213], это лишь предпосылка для появления способности осуществлять властно-груп­повую идентификацию. Только практика может дать ответ, возвысил ли человек свои воззрения до уровня политического сознания.

Политическое сознание открыто для восприятия разного опыта, для постоянного уточнения оценок минувшего и настоящего, пере­осмысления разнообразных политических явлений. Однако поли­тическое сознание не может быть выработано исключительно «книж­ным путем», без вступления человека в реальные политические от­ношения. Политическое мышление – не логическая, не умозрительная форма мышления. Его развитие зависит не столько от приращения специальных знаний, сколько от разнообразия форм политического участия граждан в реальных процессах политической конкуренции. Поэтому сужение возможностей для участия граждан в отправлении власти омертвляет политическое сознание и одновременно способ­ствует деградации механизмов власти.

Процесс формирования политического сознания осуществляется на основе критического осмысления людьми социальной действительности, обобщения и постепенной рационализации чувственных представлений. В нем осознаются цели того или иного по­литического движения, к которому в силу разных причин относят себя индивид или некая социальная группа.

Эффективность процесса формирования политического сознания во многом определяется ролью творческого потенциала индивида. Именно на основе личного опыта человек подвергает рациональному анализу политические воззрения той или иной социальной группы, а также теоретические обобще­ния. Этот путь формирования политического сознания получил наименование осознанно-группового.

В отличие от негомеханически-групповойпуть представляет собой усвоение уже выработанных групповых воззрений на ход политического развития общества. На этом пути оригинальные творческие характеристики отдельного человека не столь значимы, как в первом случае.

Оба этих пути тесно связаны друг с другом, переплетаются между собой и дополняют один другого. При этом первостепенное значение имеет политическая практика, реальные политические отношения в обществе в данный момент. Острая политическая ситуация может привести к разрушению сложив­шегося политического сознания, к утрате политических ориентиров. И, наоборот, на основе новых социальных и политических реалий создаются условия для утвержде­ния нового по содержанию политического сознания.

Политическое сознание формируется в течение длитель­ного времени и отличается преемственностью.Оно не может возникнуть мгно­венно или исчезнуть в никуда. Это плод политической активности ни одного поко­ления. В нем отражается состояние и направление развития политических отноше­ний в обществе. Оптимальным вариантом общественного развития являет­ся соответствие политического сознания содержанию и целям проводимой в стра­не политики.В этом случае политическое сознание становится катализатором про­водимой властью политики. И наоборот, когда политическое сознание отстает от проводимых властью преобразований, оно может стать тормозом и даже непреодо­лимым препятствием для действий политического руководства страны [74, с.627].

В частности, в России политические процессы по­степенно разрушают сложившиеся стереотипы рабского, послуш­ного сознания людей, освобождают их волю и способности к действительно осознанным политическим действиям. Элемен­ты демократизации и гласности пробуждают способности отдель­ных социальных слоев, личностей перейти от эмоционально-чувственного, инстинктивного к рационально-содержательному познанию политической действительности, росту действитель­ного политического самосознания. Это выражается в неприя­тии ряда политических структур, постепенном осознании их неспособности решать политические проблемы, в обнаружении смысла политической жизни и отказе от единодушного одобре­ния указаний сверху.

Все политические движения и партии, организации и объединения стремятся «достучаться» до граждан, фор­мируя политические цели, ценности, нормы и установки. Правда, тактика их при этом может быть различной. Одна тактика основана на прагматической задаче обра­ботки общественного мнения непосредственно перед при­нятием того или иного решения (голосование на выбо­рах, участие в референдуме и т.д.). Ее сторонники из числа политиков полагают, что избиратель ведет себя так же, как покупатель в магазине, где он останавливает свой выбор на товаре, который лучше разрекламирован. Эти политики признают, что подобное краткосрочное воздействие, своего рода индокринация, не формирует «идеального гражданина», да и не видят в этом для себя никакой пользы. Не видят они в ближайшем будущем и возможностей для создания долгосрочных программ по политическому просвещению. Распространение в послед­ние годы манипулятивных технологий для достижения одной цели — формирования краткосрочной электораль­ной установки — тому свидетельство.

Другие политики, партии и движения, напротив, по­лагают, что возможно и желательно постоянное форми­рование политического сознания в виде целостной идео­логии, что позволяет воспитать компетентных граждан и обеспечить высокий уровень их участия в политической деятельности. Правда, следует указать, что хотя эта цель ставилась многими политиками и теоретиками политики, в жизни она редко бывает достигнута. Более того, этот тезис также используется в целях манипуляции массо­вым политическим сознанием, что мы хорошо усвоили из опыта нашего недавнего прошлого [259, с.154].

Ведущую роль в формировании политического сознания общества играют государство, особенно средства массовой информации, политическая социали­зация, политические партии и массовые общественные организации, имеющий­ся коллективный и приобретенный личный опыт политического участия. Сле­дует выделить целенаправленное идеологическое и психологическое воздействие на индивидов, группы и массы со стороны различных социально-политических сил, ведущих борьбу за власть, которое способно влиять на характер полити­ческого сознания в целом [83, с.436].

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...