Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические и практические основы»ФГБВОУ ВПО «ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Алехин И.А., Чистяков В.В.
«КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: Теоретические и практические основы»
Учебное пособие «Допущено Учебно-методическим объединением высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации по гуманитарно-социальным специальностям в качестве учебного пособия для профессорско-преподавательского состава, слушателей и курсантов военных вузов» Москва – 2015
А 491 Алехин И.А., Чистяков В.В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: Курс лекций. – М.: ВУ, 2015. – 297 с.
Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе подготовки курсантов (студентов) по специальности «Педагогика и психология» в качестве вспомогательного материала по дисциплине «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии». Пособие разработано в дополнение к учебно-методическому комплексу, где представлены рекомендации к семинарским и практическим занятиям по дисциплине. Учебное пособие предназначено для преподавателей, адъюнктов, слушателей и курсантов (студентов) ФГБВОУ ВПО «Военный университет МО РФ».
ã Военный университет, 2015 ã Алехин И.А., Чистяков В.В., 2015
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 7 Раздел I. Теоретические основы коррекционной педагогики с основами специальной психологии. 8 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ.. 8 §1. Коррекционная педагогика как относительно самостоятельная отрасль педагогического и психологического знания. 8 §2. Основные задачи коррекционной педагогической теории и практики. 26 § 3. Особенности коррекционной педагогической теории и практики при работе с военнослужащими. 33 Выводы по теме. 36 Вопросы для самоконтроля. 37 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.. 38 §1. Сущность категории «личность» и ее характеристика. 38 §2. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка. 42 §3. Причины и условия деформации развития личности ребенка. 46 §4. Различные стратегии построения коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии (культурный и субкультурный аспекты). 57 §5. Коррекционная работа с военнослужащими. 67 Выводы по теме. 71 Вопросы для самоконтроля. 71 Раздел II. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии. 74 ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 74 §1. Общие закономерности развития при дефектах сенсорной сферы. 74 §2. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. 75 §3. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. 78 §4. Позиция родителей детей с нарушениями сенсорной сферы. 81 §5. Коррекционно-развивающая работа с детьми с сенсорными нарушениями. 87 §6. Проблема сенсорной депривации военнослужащих. 95 Выводы по теме. 97 Вопросы для самоконтроля. 98 НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ И ПУТИ ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ 100 §1. Общая характеристика нарушений устной и письменной речи. 100 §2. Логоневрозы. 113 §3. Диагностика и коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями в развитии речи. 115 §4. Основные направления коррекционной работы по профилактике нарушений в развитии речи. 123 §5 . Коррекционная работа с военнослужащими с недостаточным развитием устной и письменной речи. 129 Выводы по теме. 134 Вопросы для самоконтроля. 134 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.. 136 §1. Характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 136 §2. Особенности психофизического развития детей с ДЦП. 137 §3. Полиомиелит, его последствия. 140 §4. Нарушения осанки и другие виды нарушений опорно-двигательного аппарата у учащихся средней школы (сколиоз, кифоз и т.п.). 141 §5. Особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 144 §6. Педагогическая коррекция военнослужащих с нарушением опорно-двигательного аппарата. 151 Выводы по теме. 153 Вопросы для самоконтроля. 154 УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ИМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.. 155 §1. Характеристика нарушений при умственной отсталости детей. 155 §2. Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта. 160 §3. Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта. 170 Выводы по теме. 171 Вопросы для самоконтроля. 172 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 173 §1. Современное состояние обучения и воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 173 §2. Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 175 §3. Диагностика и коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития. 179 §4. Характеристика военнослужащих с задержкой психического развития. 187 Выводы по теме. 189 Вопросы для самоконтроля. 190 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ И НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ (НЕВРОЗЫ, СТРАХИ) 191 §1. Виды неврозов. 191 §2. Алгоритм развития невроза. 196 §3. Обучение и воспитание детей с неврозами и повышенной тревожностью. 201 §4. Диагностика и коррекционно-развивающая работа с детьми с неврозами и повышенной тревожностью. 203 §5. Обучение и воспитание детей с синдромом дефицита. 212 внимания и гиперактивностью. 212 §6. Диагностика и коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. 217 §7. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональных. 222 нарушений военнослужащих. 222 Выводы по теме. 226 Вопросы для самоконтроля. 226 Раздел III. Педагогическая коррекция учащихся с нарушениями в развитии средней школы. 228 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.. 228 §1. Современное состояние обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. 228 §2. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития. 234 §3. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми школьного возраста с нарушениями развития. 239 §4. Работа с родителями. 244 §5. Современное состояние и перспективные направления обучения и воспитания военнослужащих, имеющих ограниченные возможностями жизнедеятельности. 246 Выводы по теме. 248 Вопросы для самоконтроля. 249 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 251 §1. Политика государства в области социальной защиты детей с отклонениями в развитии. Мировые стандарты в области социальной защиты детей с отклонениями в развитии: международные договоры, резолюции общественных организаций и т.п. 251 §2. Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса. 253 §3. Консультативно-диагностическая система. Роль психолого-медико-педагогической консультации в профилактике и коррекции нарушений развития. Цель, задачи, состав психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий). 262 §4. Подготовка и оформление документов (характеристика, письменные работы, рисунки и т.п.) учащихся для ПМПК. 266 §5. Девиантное (отклоняющееся) поведение детей, подростков. 268 §6. Социально-педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы. 279 §7. Девиантное (отклоняющееся) поведение военнослужащих. 279 Выводы по теме. 285 Вопросы для самоконтроля. 285 ГЛОССАРИЙ.. 287 ЛИТЕРАТУРА.. 292 ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Государственным стандартом высшего образования Российской Федерации курс «Коррекционная педагогика» является составной частью профессиональной базовой подготовки студентов психологических специальностей. Дисциплина «Коррекционная педагогика» обеспечивает фундаментальную научную подготовку специалиста. Она способствует формированию у обучающихся профессиональных знаний о сущности, закономерностях и тенденциях отклоняющегося развития, его причинах и видах отклонений у детей и подростков, а также умений и навыков профилактической и коррекционной деятельности с ними. Проблемы дисциплины рассматриваются в контексте предыдущего изучения психолого-педагогических дисциплин в вузе. Дисциплина «Коррекционная педагогика» представляет собой систему научных знаний, которые направлены на формирование готовности курсантов к осуществлению диагностической и коррекционной работы с военнослужащими, имеющими проблемы психического развития. В основе ее преподавания лежат теоретические и методологические основы современной педагогической и психологической науки, результаты научных исследований в области специальной педагогики и специальной психологии.
Выводы по теме. История становления и развития коррекционной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания непродолжительна. Хотя термин «педагогическая коррекция» в российской педагогике утвердился на рубеже XIX–XX вв., появление собственно коррекционной педагогики можно отнести ко второй половине XX в. В конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. в связи с кардинальными переменами в социально-политической жизни страны назрела необходимость переосмысления в целом всей ситуации, сложившейся в социально-педагогической и образовательной сферах государства, и в частности, выделения коррекционной педагогики в самостоятельную отрасль педагогического и психологического знания. Термин «коррекционная педагогика» как учебный предмет и самостоятельная область педагогического знания стал использоваться в целях обозначения сферы педагогической помощи обычным детям и подросткам, испытывающим адаптационные трудности в образовательных учреждениях общего назначения. Опыт коррекционной деятельности зарубежных и отечественных специалистов сформировал для возникновения коррекционной педагогики определенную научно-теоретическую базу. Центральной задачей, стоящей перед коррекционной педагогикой, является определение тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития ребенка, имеющего нарушения в развитии и отклонения в поведении, и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. Областью научных интересов коррекционной педагогики является своевременное эффективное выявление, предупреждение и преодоление нарушений в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, адекватная интеграция их в социальную среду. Коррекционно-педагогическая деятельность– планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с детьми и подростками, имеющими незначительные нарушения в развитии и отклонения в поведении, и направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения несовершеннолетних, но и на создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум. С другой стороны, и во взрослой жизни могут наблюдаться отклонения в поведении, связанные, в том числе, с физиологическими нарушениями, с адаптацией, что является актуальной проблемой среди военнослужащих, участников боевых действий. В связи с этим справедливо говорить о коррекционной педагогике как средстве выявления, предупреждения и преодоления у таких людей отклонений в поведении при использовании как общепедагогических, так и специфических методов их коррекции.
Вопросы для самоконтроля.
1. Дайте определение педагогической коррекции как отрасли педагогического знания. 2. Сформулируйте основные разделы коррекционной педагогики. 3. Охарактеризуйте процессы и мероприятия, определяющие социальное и психофизическое развитие детей. 4. Раскройте суть понятий «нарушение в развитии» и «отклонение в поведении». 5. Раскройте психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности. 6. Назовите основные этапы и направления становления коррекционной педагогики. 7. Назовите специфические методы коррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков. 8. Перечислите основные особенности коррекционно-педагогической деятельности при работе с военнослужащими.
Выводы по теме.
Нарушение одного из компонентов человеческого сознания на определенном этапе неизбежно должно отразиться на остальных. Поэтому при различных отклонениях в развитии личности формируются типичные черты, которые характеризуют личность в целом со стороны ее незрелости. Следует учитывать не только функциональное, но и духовное развитие. Тем не менее, строгого научного определения понятия «норма личности» не существует. Выбор коррекционных методов во многом зависит от результатов наблюдений на основе концепции возрастно-психологической периодизации, основанной на изучении развития черт личности, процесса ее формирования в соответствии с каждым конкретным возрастным периодом. Проведение правильно построенной индивидуальной образовательной и коррекционной программы каждого ребенка с отклонением в развитии, прежде всего – профилактической работы по предупреждению отклонений, основано на знании сущности, причин и времени возникновения нарушений в различных системах организма. Основные предпосылки нарушений личностного развития складываются в детстве. В этом большую роль могут играть половые различия, свойства нервной системы, хронические соматические и физические дефекты, затянувшиеся неразрешенные конфликты. В огромной степени причины патологий, нарушений развития кроются в социальных условиях жизни человека. Существующие стратегии построения коррекционной работы с детьми с нарушениями строятся на положении о том, что развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка, что дает основание для оптимизма. Сущность работы с детьми с отклонениями в развитии заключается в стимуляции и развитии сенсорных и моторных функций, являющихся базой становления психических процессов, стимуляция компенсаторных механизмов, более активных и действенных формах детского опыта. В основе коррекционной работы лежит принцип подчинения специального воспитания социальному; это относится и к компенсаторной деятельности среди военнослужащих, получивших в связи со своей служебной или иной деятельностью травмы или различного рода дефекты. Причем работа с ними осложняется тем, что получение дефектов в зрелом возрасте приводит к резкому изменению личностных качеств, к перестройке сознания и изменению отношений к самому себе и к окружающим. Вопросы для самоконтроля. 1. Перечислите существующие научные подходы к проблеме психологической нормы. 2. Раскройте, каким образом связаны полушария мозга с эмоционально-личностными и познавательными особенностями человека 3. Охарактеризуйте периоды в психическом развитии детей. 4. Дайте определение понятия «личность». 5. Охарактеризуйте основные критерии развития личности. 6. Раскройте, как влияют отклонения в развитии на формирование личности. 7. Перечислите предпосылки нарушений личностного развития детей. 8. Раскройте, как социальное окружение влияет на развитие личности. 9. Перечислите параметры, определяющие тип нарушения психического развития. 10. Охарактеризуйте основные типы нарушений психического развития. 11. Охарактеризуйте влияние биологического и социального факторов, по Л.С. Выготскому, применительно к компенсаторной деятельности среди военнослужащих.
Выводы по теме. Общие закономерности развития детей при дефектах сенсорной системы следующие: - снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; - трудность словесного опосредствования; - замедление процесса формирования понятий. Уже в дошкольном возрасте необходимо положить начало тому познанию мира, которое, продолжаясь и в школьном возрасте, сыграет роль в формировании личности, поможет ребенку с сенсорными нарушениями стать полноценным членом общества, активным участником многообразной жизни вокруг него. Главная роль в этом процессе принадлежит родителям. Родительские позиции по отношению к ребенку и его дефекту могут быть адекватными инеадекватными. Поэтому коррекционно-развивающая работа включает себя коррекцию детско-родительских отношений. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха строится в зависимости от степени поражения слуховой функции, уровня развития речи при данной степени поражения слуховой функции и времени возникновения нарушения слуха. Коррекционно-педагогическая работас детьми с нарушениями зрения должна иметь комплексный характер и направлена в первую очередь на расширение знаний и представлений детей об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия – зрительного, слухового, осязательного. При дефектах зрения необходимо постоянно использовать остаточные зрительные функции, развивать моторику, заниматься физическим воспитанием. Важное значение в коррекционной работе с ребенком с нарушением зрения имеет специальная логопедическая работа. Среди военнослужащих могут наблюдаться различные формы нарушений, связанные не с врожденным или приобретенным дефектом, а с сенсорной недостаточностью, которая происходит вследствие ограничения привычных контактов с привычным окружением и контактов с внешним миром.
Вопросы для самоконтроля. 1. Назовите закономерности психического развития, проявляющиеся при патологии сенсорной сферы. 2. Приведите примеры классификации лиц с нарушением функционирования слухового анализатора. 3. Назовите основные направления педагогической коррекции при работе с детьми с нарушением функционирования зрительного анализатора. 4. Раскройте суть коррекционной работы с ребенком в семье. 5. Назовите особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с сенсорными нарушениями. 6. Охарактеризуйте особенности поведения детей с врожденными сенсорными нарушениями, которые следует учитывать при лечебно-педагогической работе. 7. Назовите особенности умственного развития детей с сенсорными нарушениями. 8. Охарактеризуйте систему дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. 9. Раскройте суть коррекционной работы с сенсорной депривацией.
Логоневрозы. По мнению большинства авторов, в том числе В.Н. Мясищева, патогенез логоневроза трактуется с позиций учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности как системный речедвигательный невроз. Проблема заикания издавна представляла интерес как ученых, так и практиков. Сегодня по этой проблеме написано огромное количество работ. Ею занимаются и врачи, и логопеды (сурдологи), и психологи. Болезнь имеет широкое распространение и характеризуется трудной курабельностью. Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, обусловленное особенностями ее темпо-ритмической организации: судорожное состояние мышц речевого аппарата. Наблюдаются непроизвольные запинки, повторения отдельных звуков и слогов. Как правило, заикание возникает в период формирования развернутой фразовой речи (в возрасте от 2 до 5 лет), чаще у легко возбудимых детей. Выделяют три формы: - клоническое заикание (повторение отдельных звуков и слогов обусловлено кратковременными судорожными сокращениями мышц); - тоническое (сильное длительное сокращение мышц артикуляционного аппарата вызывает задержку речи); - смешанная форма заикания. По мнению большинства авторов, заикание имеет начало в период формирования у детей речи, с появления запинок в речевой функции, которые не всегда нужно относить к речевой патологии. Человек, волнуясь, часто испытывает затруднения в речи, однако когда он спокоен, речевых дефектов не отмечается. Запинка в речи, длительное время не исчезающая, считается патологической, и тогда затрудненную речь можно назвать заиканием. Заикание может быть невротическим или другого генеза. Заикание чаще всего появляется в детском возрасте в результате воздействия сильного, внезапного эмоционального фактора (например, нападение собаки, испуг при падении в реку, при пожаре, ограблении и т.д.). Аналогично тикам, заикание принадлежит к фиксированным двигательным стереотипам. Заикание выраженного истерического типа появляется и у взрослых, но оно менее стереотипно и более драматично. Больной во время разговора напрягается, напрягает и смыкает губы, лицо краснеет, иногда приобретает синюшную окраску. Заикание может выступать в качестве своеобразного синдрома, встречающегося не только при неврозах, но и при других нервно-психических заболеваниях, в том числе и органических. Истерическое заикание в определенных условиях нормализовалось (пение, разговор в одиночестве, чтение вслух, шепотная речь и т.д.). Больные, как правило, жаловались на страх перед речью, который носил навязчивый характер, причем в большинстве своем они испытывали неприятное чувство настороженности и ожидания в затруднении речевой функции, что способствовало усилению заикания. У заикающихся людей отмечаются своеобразные характерологические особенности – такие, как повышенная тревожность, сенситивность, замкнутость. Интересна классификация больных с заиканием, проведенная В.М. Шкловским. Всех наблюдаемых больных он делил на три группы. В структуре личности больных первой группы каких-либо выраженных невротических нарушений не отмечалось. Это активные, общительные, с широкими общественными социальными и личными связями люди. Они вполне адаптированы к среде; получают образование, приобретают профессию, активны на производстве, а также в общественной жизни, легко устраивают личную жизнь. Проблема заикания у них не выступает на первый план, но все же они обращаются к врачам чаще, когда возникает вопрос о возможных речевых затруднениях у их детей. Для второй группы больных характерны значительные невротические нарушения, и прежде всего на первый план выступает страх перед речью, особенно если она необходима. Это люди с повышенной впечатлительностью, колебаниями настроения, неуверенные в себе. Они также могут достичь в жизни многого, но они все же недостаточно общительны и более ущербны. У больных третьей группы на первый план выступает значительно более сильный судорожный синдром во время речи. Судороги могут сделать речевое общение невозможным. Затруднение общения дополняется нарастанием страха перед речью. Эти больные характеризуются более выраженными невротическими расстройствами. Они отличаются чувством собственной неполноценности, неуверенностью в себе, повышенной чувствительностью, ранимостью, мнительностью, выраженным страхом перед речью. Они фиксированы в большей степени на своей речи. У них отмечается высокая степень дезорганизации личностных отношений. Они, как правило, не могут закончить образование, заниматься общественной деятельностью, они крайне ущербны, малообщительны, часто из-за затруднения в речи не могут завести семью. Необходимо помнить, что заикание бывает истерическим и органическим, и при дифференциальной диагностике истерического заикания от нарушения речи органического характера могут возникать трудности. Причем трудности эти возникают не только тогда, когда в анамнезе определяется четкая причина возникновения заикания, но и тогда, когда одна и та же причина вызвала у одних больных заикание органическое, а у других – сугубо функциональное. Это прослеживалось после Великой Отечественной войны, когда у части больных после тяжелых контузий развивались и невротические (чаще носящие временный характер), и органические формы заикания. Причем у первых, как правило, речь восстанавливалась довольно быстро, а у вторых заикание носило стойкий и продолжительный характер. А.М. Свядощ все случаи посттравматического заикания считает истерическими. Таким образом, заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, обусловленное особенностями ее темпо-ритмической организации: судорожное состояние мышц речевого аппарата. Выводы по теме. Для предотвращения нарушений в развитии речи необходимо знание причин, их вызывающих, а также особенностей развития речевой функции в каждый критический период. Родители, специалисты детских дошкольных заведений, воспитатели должны руководствоваться положением, что основой развития ребенка на начальном этапе его жизненного пути являются взаимоотношения в системе «взрослый – ребенок». При функциональных нарушениях результатом грамотно построенной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи, становится то, что они могут догнать в развитии своих сверстников. Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми. Только благодаря воздействию социального окружения и специального обучения из ребенка формируется личность, способная чувствовать и мыслить по-человечески, владеть речью. Специалисты, корректирующие нарушение или недоразвитие речи среди военнослужащих, должны проводить работу в области познавательной сферы с мышлением и речью для развития навыков общения и коммуникации. Вопросы для самоконтроля. 1. Назовите причины речевых нарушений и расстройств у детей дошкольного возраста. 2. Раскройте взаимосвязь речи и мышления. 3. Охарактеризуйте основные виды нарушений письменной и устной речи. 4. Перечислите особенности психолого-педагогической классификации речевых нарушений. 5. Раскройте суть влияния умственной отсталости у детей на их речь. 6. Назовите причины логоневрозов у детей и особенности коррекционно-педагогической работы с такими больными. 7. Перечислите группы трудностей в общении детей с ограниченными возможностями со сверстниками. 8. Раскройте суть работы по преодолению смыслового барьера в общении детей с ограниченными возможностями. 9. Перечислите основные направления коррекционной работы по профилактике нарушений речи. 10. Охарактеризуйте периоды в развитии речевой функции у детей. 11. Раскройте суть коррекционной работы с военнослужащими с недостаточным развитием устной и письменной речи. Выводы по теме. В последнее время в России, как и во всем мире, наметилась тенденция роста числа детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике Для детей с ДЦП характерны как физические отклонения, выражающиеся в двигательных расстройствах, так и отклонения в психическом развитии. Это существенно осложняет коррекционную работу с такими детьми. Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно с учетом формы заболевания и возраста ребенка, здесь важно не столько стремиться избавить его от симптомов, сколько помочь личности сформировать, а нередко просто запустить заблокированный невротическим конфликтом «механизм решения проблем». Для решения задач коррекции необходимо комплексное воздействие, важное условие которого – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, гомеопата, логопеда, дефектолога, психолога и воспитателя. Чтобы исключить вероятность заболевания детей с церебральными параличами неврозами, которые возникают при неправильном воспитании, коррекционную работу необходимо также проводить с родителями. Абилитация военнослужащих с повреждениями опорно-двигательного аппарата, полученными вследствие выполнения боевых и иных задач, подразумевает решение ряда задач по обретению внутреннего комфорта, успешной социализации и избавлению от эмоционального стресса и неврозов и их профилактике.
Вопросы для самоконтроля. 1. Назовите причины нарушений опорно-двигательного аппарата. 2. Раскройте особенности психофизического развития детей с детским церебральным параличом. 3. Назовите основные направления реабилитации детей с ДЦП. 4. Охарактеризуйте особенности психофизического развития детей, перенесших полиомиелит. 5. Охарактеризуйте основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. 6. Назовите принципы проведения коррекционной работы с учащимися средней школы с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 7. Назовите основные направления педагогической коррекции военнослужащих с нарушением опорно-двигательного аппарата. Выводы по теме. Для умственно отсталых детей характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере, а также наблюдаются нарушения в физическом развитии. Это является существенным фактором, затрудняющим коррекционно-воспитательную работу с такими детьми. Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка; формирование его позитивных личностных качеств. Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.
Вопросы для самоконтроля. 1. Раскройте формы психического недоразвития детей. 2. Охарактеризуйте степени умственной отсталости. 3. Перечислите нарушения деятельности, характерные для детей с умственной отсталостью. 4. Раскройте особенности мотивационно-потребностной сферы у детей с умственной отсталостью. 5. Назовите принципы диагностирования умственной отсталости. 6. Раскройте особенности коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. 7. Охарактеризуйте работу специальных учреждений для психолого-медико-педагогической помощи умственно отсталым детям. Выводы по теме. Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7–10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять или корригировать их последствия. В последние годы наблюдаются тенденции усиления неоднородности состава учащихся общеобразовательной школы по уровню умственного, речевого и в целом психического развития. Такое положение во многом обусловлено тем, что в эту школу попадают учащиеся с задержкой психического развития, те, которые раньше обучались в специальных учебных заведениях. Система дифференцированного обучения находится в процессе становления. Вслед за специальными школами и классами для детей с ЗПР появились другие образовательные формы и структуры для детей с различными трудностями в обучении, где внедряются программы, дополняющие учебный процесс различными средствами поддержки учащихся. По многим показателям учащиеся с ЗПР заметно уступают своим нормально развивающимся сверстникам, а следовательно, овладевают учебным материалом с гораздо меньшим успехом, чем нормальные дети. Успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя, при этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Часть детей с ЗПР, достигая призывного возраста, оказываются в рядах Вооруженных Сил, и это приводят к многочисленным сложностям в дальнейшем при прохождении службы, поэтому развитие таких военнослужащих становится необходимым корректировать с педагогических позиций.
Вопросы для самоконтроля. 1. Назовите группы, на которые принято делить детей с задержкой психического развития. 2. Дайте характеристику особенностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 3. Раскройте причины интеллектуальной недостаточности детей с задержкой психического развития. 4. Перечислите особенности диагностики детей с задержкой психического развития. 5. Покажите направления коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития. 6. Перечислите основные проявления задержки психического развития в речи детей. 7. Раскройте основные направления коррекционно-развивающей работы военнослужащих с задержкой психического развития. Виды неврозов. Под эмоциями или чувствами следует понимать особое физиологическое состояние организма, отражающее субъективное отношение его к предметам и явлениям окружающей действительности. Эмоция остается постоянным спутником всего интеллектуального процесса. Каждое новое впечатление имеет эмоциональную окраску, положительную или отрицательную. На человека одновременно действует очень большое количество раздражителей, каждый из них имеет свой эмоциональный оттенок. Эти раздражители складываются в эмоциональную равнодействующую, обеспечивающую соответствующие эмоции. Под настроением следует понимать устойчивое чувственное восприятие внешнего мира, отраженного в нашем сознании. Настроение подвержено постоянным колебаниям. Кроме длинных и пологих волн, соответствующих приливам и отливам настроения, настроение может давать крупные и резко выраженные волны, носящие название аффектов. Их делят на стенические (гнев, радость) и астенические (печаль, смущение, страх и прочие). Слово «невроз» было впервые употреблено в конце XVIII в. шотландцем Кулленом. Оно сначала не имело никакого строго ограниченного смысла. Оно применялось для обозначения всевозможных нервных заболеваний и даже большинства неврологических симптомов. В настоящее время к неврозам относят обратимые нарушения нервной деятельности, вызванные психическими травмами, иначе говоря – раздражителями, действие которых определяется не их физическими параметрами, а информационным значением. Выделение в особую группу заболеваний, вызванных информационным действием раздражителей, отражает основную причину этих болезней. Согласно Международной статистической классификации болезней: - в качестве синонима термина «невроз» принят термин «невротические расстройства»; - вместо «невроза навязчивых состояний» – «обсессивно-компульсивные расстройства»; - вместо «истерии, истерического невроза» – «диссоциативные (конверсионные) расстройства». Эта классификация отражает практику диагностики заболеваний в различных странах и призвана содействовать большему взаимопониманию между врачами этих стран. Невротические состояния сказываются на личной жизни. Человек начинает более испытывать определенные негативные психоэмоциональные сост |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |