Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изображение разреза формы глубокой печати и оттиска с нее.




а — печатная форма (1 — печатающий элемент, 2 — пробельный элемент);

б — печатная форма с нанесенной краской;

В — бумага с оттиском

 

Следовательно, перед получением оттиска необходимо удалить краску с поверхности пробельных элементов печатной формы глубокой печати. В печатных машинах эту операцию проводят с использованием тонкого ножа из упругой стальной ленты — ракеля, счищающего краску с пробельных элементов.

 

Удаление избытка краски с формы глубокой печати.

Краска, 2 — барабан с формой, 3 — ракельный нож

 

 


11. Новые технологии в производстве печатных СМИ.


12. Плоская печать. Виды. Особенности изготовления печатных форм.
13. Технология газетного производства при офсетном способе печати: фотонабор+офсет, компьютерный набор+офсет.

Самым современным видом офсетной печати считается т. н. цифровой офсет(нижняя цепочка). С помощью этой технологии изображение наносится на печатную форму, непосредственно установленную в машину. Традиционную технологию, использующую фотоформы, сейчас называют фотоофсетом(верхняя цепочка).

Навигация

 

Помимо этого вводят также классификацию по видам материалов — листовые (ротационные) и ролевые. Ролевые офсетные печатные машины используют не отдельные листы бумаги, а ролы — бумагу, скатанную в огромный ролик.

Офсет – это разновидность плоской печати, при которой и печатающие, и пробельные элементы печатной формы находятся на одном уровне. Принципиальными, отличительными свойствами являются:

- использование водоотталкивающих свойств типографской краски

- печать с переносом

 

При печати с офсетной формы происходит: экспонирование изображения с оригинал-макета на обработанную специальным составом формную пластину. Пробельные элементы приобретают свойство гидрофильности, т.е. способности притягивать воду.

Важно – не происходит прямого контакта печатной формы с бумагой. Изображение с формы переносится на промежуточный цилиндр и лишь с него на бумагу.

При офсете значительно упрощается применение нестандартных приемов оформления газетной или журнальной полосы, возможности настольно-издательских систем редакций при этой технологии реализуются наиболее полно.

Для изготовления офсетной печатной формы нужно иметь оригинал полосы, с которого происходит экспонирование изображения. Таким оригиналом называется фотоформа (прозрачная пленка, на которой воспроизводится изображение газетной страницы в натуральную величину).

В середине ХХ века - совершенно новая технология фотонабор, цепочка производства газеты получила название «фотонабор + офсет».



Первые советские фотонаборные комплексы – «Каскад», «Квант» и АСПТИ – устройства с числовым программным управление (ЧПУ).

Сегодня вывод фотоформ осуществляется на специальном оборудовании, подключаемом непосредственно к компьютеру. Их продолжают называть фотонаборными автоматами, но правильное название – имиджсеттер.

На сегодняшний день по технологии «фотонабор + офсет» выпускается абсолютное большинство газет и журналов. На сегодняшний день новые технологии на смену офсета – computer-to-plate (позволяет преодолеть трудности «фотонабор + офсет», но отсутствует возможность изготовления фотоформ, что снижает затраты, печатные формы на пластинах) и computer-to-print (электрографические печатные машины, печатают оттиски по качеству близкие к офсетным, принципы аналогичные лазерным принтерам).

Минусы «фотонабор + офсет»:

- пленка – мягкий материал, возникает незначительное деформирование материала

искажен. Изображение переносится на печатную форму
14. Высокая и глубокая печать: преимущества и недостатки.

Преимущество высокой печати в четкости и ровности начертания букв, стабильности качества изображения во всем тираже. Недостатками являются сложность процесса, перетискивание изображения на обратную сторону.

Существенными недостатками печатных форм высокой печати по сравнению с офсетными являются их высокая стоимость, сложность приладки, ограничения качества печати и невысокие производственные скорости

- глубокая- полутон
15. Основные этапы производства переодических изданий. Технология выпуска номера газеты.

набор текста, воспроизведение изобразительных материалов, макетирование, верстка, перенос изображения на носитель (процесс печати), послепечатные процессы.

Хотя он и осуществляется с клавиатуры так же, как и при помощи линотипа, дальнейшая судьба набранного текста существенно отличается.

Воспроизведение изобразительных материалов. Использование изобразительных материалов, по-видимому, началось лишь в раннем средневековье. Да и то это были в основном буквицы, узорные заставки. Они вырезались в камне или в дереве одновременно с текстом.

С изобретением И. Гуттенбергом печатного станка ввод изобразительных материалов принял форму изготовления клише. В дальнейшем принципиально эта форма не менялась, менялись только технологии изготовления клише. Их вырезали на металлических пластинах на копировальных станках по типу токарного, изготавливали фотохимиографическим способом с дальнейшим тиражированием (пластмассовые клише).

Компьютерные технологии позволили отказаться от клише. Сегодня изобразительные материалы, будь то элементы оформления страницы, штриховые, черно-белые или цветные фотографии, помещаются в полосу издания на компьютере в процессе верстки.

Макетирование. В докомпьютерную эпоху процессы макетирования и верстки были разделены. Макетирование — это процесс композиционного размещения рисующих элементов на формате. Конечный результат — макет. Самый последний, подписанный в производство макет — оригинал-макет.

Макетирование происходило в редакции.

Верстка — это процесс размещения текстовых и иллюстративных блоков по полю формата с учётом дизайна макета и требований правописания. С появлением компьютерных технологий процесс верстки переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессом макетирования.

Перенос изображения на бумагу (печатание). По определению печатание — это процесс переноса красящего вещества (печатной краски, тонера) с печатной формы на запечатываемый материал, как правило, на бумагу.

Полиграфическое исполнение издания — изготовление материального объекта с использованием ряда полиграфических процессов: допечатных, печатных (способ высокой, плоской, глубокой или трафаретной печати), брошюровочно-переплетных и отделочных. Уровень полиграфического исполнения издания во многом определяет его качество.

Печатная краска — это гетерогенная коллоидная система, состоящая из высокодисперсных частиц пигментов (лаковых пигментов), равномерно распределенных и стабилизированных в жидкой фазе связующего вещества.

Печатная форма — это поверхность пластины, плиты или формного цилиндра, изготовленных из самых разных материалов (светочувствительного слоя или фотополимера, металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня), которая служит для образования и сохранения изображения в виде отдельных участков, воспринимающих печатную краску (печатающих элементов) и не воспринимающих ее (пробельных элементов). Краска с печатающих элементов должна легко переходить на запечатываемый материал или на передаточное звено, например на офсетное полотно или на тампон, чтобы далее изображение было перенесено, как правило, на бумагу.

Печатающие элементы создают изображение на печатной форме. Они воспринимают краску и затем передают ее на бумагу или на промежуточное звено (офсетное полотно, тампон), создавая, таким образом, в процессе печатания красочное изображение на оттиске.

Пробельные элементы служат фоном для создания изображения на печатной форме. Они не воспринимают краску и, следовательно, в процессе печатания не передают элементы изображения на бумагу.

Чем резче и четче граница между пробельными и печатными элементами, тем качественнее печатная форма. Количество качественных оттисков, которое можно получить в процессе печатания до размывания (разрушения) этих границ, определяют в полиграфии как тиражестойкость печатной формы.

В зависимости от расположения печатных и пробельных элементов на печатной форме можно выделить четыре основных способа печатания: высокий, плоский (офсетный), глубокий и трафаретный.

Послепечатные процессы. Сюда относятся брошюровочные процессы — сталкивание листов, разрезка, фальцовка, комплектовка блоков, скрепление тетрадей, накидка обложки, подрезка и отделочные процессы — лакировка оттисков, ламинирование, тиснение фольгой, штанцевание (фигурная высечка).


16. Типы печатных машин. Конструктивные особенности машин для различных видов машин. Тигельные и т.д.

- Классификация печатных машин. Печатная машина — основной, определяющий вид полиграфического оборудования, предназначенный для печатания тиражей различных изданий. В соответствии с технологическим процессом, выполняемым печатной машиной она состоит из разных звеньев, размещенных в соответствии с конструкцией и назначением.

Для печатания используют три вида печатных машин, различающихся, в основном, геометрией печатных аппаратов машины. (Печатный аппарат — это узел печатной машины, в котором принципиально происходит перенос печатной краски с печатной формы на запечатываемый материал).

В тигельных печатных машинах высокой печати и печатная форма, и поверхность, прижимающая бумагу и создающая давление печати в процессе печатания плоские. Металлическая плита, на которой укреплена печатная форма, называют талер. В тигельных печатных машинах талер, как правило, неподвижен. Механизм с плоскостью, на которой позиционируется запечатываемый материал и, который прижимает его к печатной форме, называют тигель. Тигель имеет форму напоминающую котел (нем. Tiegel — котел, сосуд).

В плоскопечатных машинах печатная форма плоская, а прижим бумаги осуществляется печатным цилиндром. В них печатная форма расположена на подвижном талере.

Эти два вида печатных машины в последнее время находят применение для проведения тиснения на оттисках и высечки упаковки и этикеток. Для печатания в настоящее время они почти не используются. В прошлом, когда печатные формы были металлическими, тяжелыми и изготовленными ручным или горячим металлическим набором, то они были незаменимы и очень распространенными.

В ротационных печатных машинах печатная форма закреплена на формном цилиндре и прижим бумаги к печатной форме и создание давление печати осуществляется также цилиндром (печатным). С изобретением офсетного способа печати офсетные печатные машины были выделены в особы подкласс ротационных печатных машин (в классическом, традиционном исполнении) с тремя цилиндрами печатного аппарата.

Во всех разновидностях печатных машин обязательно наличие следующих основных устройств: бумагопитающая система, подающая бумагу в печатный аппарат (наклад, самонаклад, рулонная размотка); красочный аппарат, наносящий при каждом цикле машины краску на печатную форму; печатный аппарат, осуществляющий прижим бумаги к печатной форме и создание давление печати, в результате чего и получается оттиск; и бумаговыводное устройство, принимающее оттиск из печатного аппарата и выводящее его на приемку (выклад), иногда с предварительной обработкой — лакированием, сушкой, разрезкой, фальцовкой и пр.

Началом печатного оборудования, в первом приближении, можно считать ручной печатный пресс.

- Ручной печатный пресс — ручное примитивное механическое приспособление для получения оттисков с плоской печатной формы. Характерные признаки печатного пресса — это две плиты, между которыми помещают печатную форму и запечатываемый материал и создают вручную посредством винтового или рычажного устройства необходимое для печатания давления.

- Печатный станок — печатное устройство, прообраз (аналог) плоскопечатной машины. Печатный аппарат состоит из плоской печатной формы, укрепленной на талере, и печатный цилиндр. В печатном станке все операции за исключением накладывание запечатываемого материала и изымание оттисков механизированы и автоматизированы. Типичный представитель печатного станка — это пробопечатный станок. В пробопечатном станке офсетной печати нанесения увлажняющего раствора на печатную форму проводят тоже вручную.

- Ротационная печатная машина — агрегат, у которого все основные элементы печатного аппарата имеют цилиндрическую форму (формный, печатный и офсетный цилиндры). Ротационные машины бывают листовые и рулонные. Ротационный принцип может быть применен для любого способа печати. Благодаря ротационному принципу построения печатная машина работает с большими скоростями — до 21200 листов/час. (На многочисленных международных выставках листовая офсетная печатная машина с форматом печати 520х720 мм Rapida 72K демонстрирует специалистам скорость более 20000 л/час. Этот мировой рекорд в 1997 году (21200 оттисков/час) был занесен в книгу рекордов Гиннеса.). Для рулонных печатных машин (для способа глубокой печати) — до 102000 об/час.

- 2) книжно-журнальные ротационные машины.

- В газетных рулонных машинах бумажное полотно, запечатанное с обеих сторон, поступает на фальцевальную воронку, огибая грани которой, оно складывается вдоль движения пополам, образуя первый сгиб. Пройдя обжимные валики, сложенная вдоль бумажная лента входит в фальцаппарат, где осуществляется рубка и второй поперечный сгиб фальцовки и газета выводится на приемный транспортер.

- Фальцаппарат машины позволяет комбинировать резку и фальцовку газет. На машине можно печатать за один оборот формных цилиндров четыре двухстраничных газеты или две четырехстраничных, или одну восьмистраничную.

- Книжно-журнальные ротационные печатные машины незначительно отличаются от газетных ротационных машин. В них усилена печатная секция, чем обеспечивается большее давление, более развит красочный аппарат (большее число раскатных и накатных валиков), конструкция фальцаппарата позволяет производить фальцовку тетрадей в 1/32; 1/16 и 1/8 доли листа.

- Листовая печатная машина — устройство, предназначенное для печатания однокрасочных или многокрасочных оттисков на отдельных листах запечатываемого материала (бумаги, картона, жести и пр.). Листовые печатные машины могут быть как тигельные, так плоскопечатные или ротационные.

- Цифровые печатные машины. В основе работы большинства цифровых печатных машин лежат те же принципы, что и в лазерных принтерах. Они представляет собой системы с созданием скрытого электростатического изображения с последующим его переносом на запечатываемый материал.

- Цифровые печатные машины по конструкции ротационные и могут быть листовыми, так и рулонными. В листовых машинах лист запечатываемого материала остается на печатном цилиндре несколько оборотов. При печати в четыре краски — четыре оборота. При подаче с рулона материал проходит последовательно через несколько печатных головок (например, восемь при печати в четыре краски с двух сторон). Кроме того, на рулонных машинах существует возможность печати оттисков различной величины по длине (в зависимости от объема памяти контроллера печати).

- стрелять по воробьям, а по слонам — дробью.

- Рулонные ротационные печатные машины. Рулонные ротационные печатные машины являются узлом технологических и технических проблем. Это самые крупногабаритные и самые тяжелые печатные машины и имеют они самые широкие технологические возможности, например, на них печатают, фальцуют, подбирают, разрезают и даже сшивают проволокой. Следует также отметить, что рулонные печатные машины самые скоростные печатные машины. Эти особенности накладывают ряд требований при изготовлении и эксплуатации рулонных машин. Учитывая эти особенности рулонных печатных машин, имеется необходимость рассмотреть их отдельно и более подробно.

- Рулонные печатные машины (по сравнению с листовыми печатными машинами) имеют

- 1) более высокую производительность;

- 2) возможность печати на более дешевом рулонном материале и на более тонкой бумаге;

- 3) большие возможности выполнения в едином цикле не только операции печати, но и других технологических операций, например, фальцовки, резки, шитья металлическими скобами, проклейки тетрадей по корешку, перфорации. Поэтому правильнее было бы называть эти машины поточными линиями или агрегатами.

- С другой стороны, рулонные печатные машины по сравнению с листовыми машинами имеют ограниченные возможности по изменению формата издания, меньшую оперативность в работе, неэкономичны при работе на малых тиражах.

- Рулонные печатные машины могут найти широкое распространение для печатания больших тиражей газетной, журнальной и книжной продукции. Художественные альбомы, открытки, малотиражные издания — это уже область широкого применения листовых печатных машин.

- В полиграфии используют рулонные печатные машины высокой, глубокой и офсетной печати. В настоящее время доля продукции, выпускаемой с помощью машин высокой печати, невелика. Их еще продолжают использовать при выпуске газетной и книжной продукции. Рулонные машины глубокой печати применяют только при печати журналов и рекламных изданий большими тиражами.

- Основным способом печати на рулонных печатных машинах является офсетный способ печати. Следует, однако, отметить, что применительно к газетной продукции на страницах различных изданий ведутся разговоры о достоинствах способа флексографской печати. Способ используется для печатания на упаковках, на пластиковых пакетах, при производстве газет, этикеток и пр.
17. Способы воспроизведения изображения при различных способах печати.

Печать – это основной типографский процесс, заключающийся в получении оттиска с печатных форм. Исторически сложились четыре основных способа печати: высокая, глубокая, офсетная, цифровая.

В основе высокой печати лежало дерево (ксилография). Смысл состоит в том, что пробельный и печатающий элементы находятся в разных местах: печатающий выше пробельного. Краска наносится на поверхность выступающих печатных элементов. При соприкосновении с бумагой, для полного перехода краски, необходимо давление. До изобретения печатных машин для этой цели использовали пресс. Для воспроизведения текста и штриховых изображений, состоящих из отдельных штрихов и линий, изготовить печатную форму даже на доске несложно, так как все печатные элементы находятся на одном уровне. На них легко нанести краску тампоном или валиком, положить бумагу и прижать ее для перехода краски. Изображение при таком способе печати получается яркое и четкое, но он не позволяет воспроизводить полутона.

Такую возможность дает глубокая печать. В основе ее лежал металл (гравюра) и предназначена она была для печати изображений и банкнот. Печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным. Формы глубокой печати изготовлялись методом механической гравировки металлической поверхности. В печатных машинах для глубокой печати краска подаётся на печатный цилиндр и попадает в углубления, соответствующие печатным элементам. Одной из особенностей данного вида полиграфического производства является высокая стоимость изготовления печатных форм, что существенно ограничивает область его применения. На сегодняшний день способ глубокой печати является доминирующим на рынке производства упаковки, поскольку затраты на допечатную подготовку оригинал-макета и изготовление форм, окупаются, благодаря большим тиражам продукции.

Офсетная (плоская с переносом) печать позволяет создавать полноцветные картинки. В ее основе лежит камень и его свойство впитывать масло и воду (литография, изобрел Зеннерфельдер). Пробельный и печатающий элементы находятся в одной плоскости. Перенос краски с печатной формы на материал осуществляется не напрямую, а через специальный офсетный цилиндр. В традиционной офсетной печати краска попадает на бумагу, проходя как минимум два вала — один из них называется валом с формой, а другой — офсетным валом. Форма чаще всего представляет собой пластину из металла, покрытую светочувствительным слоем. На форму наносится изображение. После проявки засвеченные части формы начинают притягивать воду и отталкивать любую маслянистую субстанцию, в частности краску. Оставшиеся (незасвеченные) части форм начинают, наоборот, отталкивать воду и притягивать краску. Таким образом, краска попадает только на незасвеченные части формы, формируя буквы и изображения. Изображение переносится с вала с печатной формой на офсетный вал, а оттуда — на бумагу. Офсетный вал способствует меньшему износу форм и большей ровности краски.

Офсетная печать выгодна при больших тиражах продукции. Для малых все чаще используется цифровая печать. Ее преимущества перед офсетной: 1) по качеству продукции и скорости изготовления считается самым лучшим видом печати; 2) возможность печати от 1 копии при невысоких затратах материалов (прежде всего, на изготовление печатной формы).

Газетное клише – это и есть печатная форма для воспроизведения текста и иллюстраций. Виды: металлические и полимерные
18. Принцип получения полутонового изображения. Глубокая печать, потом растровая.

полутон

ПОЛУТОНОВОЕ изображение 
Плоскостное изображение, состоящее из микроэлементов, каждый из которых может иметь один из теоретически бесконечного количества уровней яркости (оптической плотности). Полутоновое изображение имеет промежуточные переходные тона между самым темным и самым светлым участками. Чем меньше количество полутонов, тем контрастнее изображение, а если полутона отсутствуют, изображение — штриховое.

Автотипия - способ воспроизведения на оттиске полутоновых оригиналов путем преобразования полутонового изображения в растровое (в микроштриховое) при помощи полиграфических растров или специальных компьютерных программ. При воспроизведении цветных полутоновых оригиналов способами офсетной, высокой печати и глубокой автотипии используется автотипный синтез цвета.
Автотипный синтез цвета - воспроизведение цвета на оттиске, при котором цветное полутоновое изображение формируется разноцветными растровыми элементами (точками или микроштрихами) различных размеров и форм с одинаковой насыщенностью цвета печатных красок. При этом эффект полутонов сохраняется благодаря тому, что насыщенные участки изображения оригинала воспроизводятся более крупными растровыми элементами, а светлые - более мелкими элементами. При наложении растровых элементов на оттиске в процессе печатания синтез цвета носит смешанный аддитивно-субтрактивный характер, когда разные оттенки цвета на оттиске получаются за счет смешения печатных красок или разноцветных лучей света, отраженных от поверхности запечатываемого материала.

В формах глубокой печати печатающие элементы углублены, а пробельные возвышаются над ними. Печатающие элементы имеют разную глубину в зависимости от силы тона изображения. Таким образом, слой краски на оттиске глубокой печати будет определяться глубиной печатающих элементов.
19. Особенности производства цветных изданий. Плашечные и триадные цвета. Основные цветовые модели, используемые в полиграфии.

CMYK — аббревиатура системы цвета и английских названий триадных красок — голубой (CXAn), пурпурной (Magenta), желтой (Yellow) и черной (BlacK или по другой версии Key — ключ, т. к. черный цвет в цветном изображении является ключевым). Теоретически, при смешивании 100% каждого из трех первичных цветов: голубого (C), пурпурного (M) и желтого (Y) должен получаться черный цвет. Однако примеси в чернилах не позволяют получить чистый черный цвет. По этой причине в полиграфии к этим трем цветам добавляют черные (К) чернила. В результате получается система их четырех цветов. Для того, чтобы воспроизводить естественные изображения с непрерывными градациями каждое цветное изображение должно быть разделено на четыре печатные формы - по одной для каждого цвета CMYK.

Цветовая модель RGB (red, green, blue - красный, зеленый, синий) используется в таких светящихся устройствах, как телевизионные кинескопы и компьютерные мониторы. Для создания всех цветов, встречающихся в природе, они смешивают три первичных цвета RGB. Смесь 100% всех трех цветов дает белый, а смесь 0% всех трех цветов дает черный.

Диапазон представления цветов в CMYK уже, чем в RGB, поэтому при преобразовании данных из RGB в CMYK цвета кажутся грязнее.

Существует два метода воспроизведения цветных изображений на печатной машине: печать триадными красками и печать плашечными красками.

Триадная печать - способ печати основными триадными красками: желтой, пурпурной, голубой и черной. Триадные цвета — синоним цветов модели CMYK. Печать триадными красками представляет собой метод воспроизведения широкого цветового диапазона цветов путем наложения растров, образуемых лишь четырьмя красками: голубой, пурпурной, желтой и черной. Сами по себе эти краски на бумаге не смешиваются, их смешивает наш глаз. Поднесите к глазам или посмотрите в лупу на иллюстрацию в журнале или цветной газете и вы увидите, что она состоит из прихотливо переплетающегося узора точек разных цветов. Глаз человека «обманывается», и вместо разноцветных точек мы видим реалистичную картинку. Заметьте, что реального смешения красок не происходит!

Некоторые плашечные цвета вообще нельзя воспроизвести триадными красками.

Плашечные цвета. Для воспроизведения на печати малого количества цветов (три и менее) нередко используются краски плашечных цветов. В этом случае вы получаете именно тот цвет, который вам нужен. Плашечные краски способны воспроизводить цвета, которые невозможно имитировать триадными красками (темно-синие оттенки, золотой и другие), поэтому они могут использоваться для улучшения основных цветов изображения, а также в качестве лаков (глянец), и печатаются либо одновременно с триадными, либо поверх них. Плашечные цвета обеспечивают довольно высокую точность воспроизведения, поэтому используются и тогда, когда нужно получить очень точный цвет (например, в логотипе компании). Плашечные цвета иначе называют простыми. Плашечные цвета широко используются и для печати публикаций, содержащих небольшое количество (до четырех, включая черный) отдельных цветов (визитки, бланки, прайс-листы, газеты и пр.). Это делается из соображений экономии. Плашечные цвета очень точные. Поскольку плашечный цвет выбирается дизайнером заранее по каталогу, его используют для получения точного цвета (например, в логотипе компании). Плашечные краски могут далеко выходить за цветовой охват CMYK. Это металлизированные краски всех видов, флуоресцирующие, очень яркие, или наоборот, пастельные тона.

Краски для плашечных цветов поставляются уже смешанными (в отдельных банках), а триадные цвета получаются смешением красок на листе отпечатка. Соответственно, и в компьютерных издательских системах краски для плашечных цветов выбираются из каталога, а триадные задаются пропорцией базовых компонентов. С помощью триадных красок можно передать любые цвета, а с помощью плашечных — только оттенки их собственного цвета. С другой стороны, плашечные цвета обеспечивают довольно высокую точность воспроизведения, поэтому используются и тогда, когда нужно получить очень точный цвет.

20. Редакционный коллектив: особенности состава редакций переодических изданий разных типов, газеты, журналов.Г

редакционный коллектив

Определение состава редакции не менее важно, чем установление ее величины. Это относится как к крупным коллективам, так и – в еще большей степени – к малым редакциям, в которых каждый работник на счету. Поэтому основатели газеты и руководители редакции придают особое значение подбору ее сотрудников и обычно предпочитают сами решать все кадровые вопросы.

в каждой редакции должны работать не случайные люди, а специалисты, представляющие различные журналистские специальности и способные решать задачи, связанные с подготовкой и выпуском именно данного издания. И если редакции массовой общественно-политической газеты требуются репортеры, журналисты, специализирующиеся в области политики и экономики, культуры, науки, народного образования и спорта, международники, то для подготовки и выпуска делового издания необходимо обеспечить иной состав коллектива. Его костяк составят журналисты-экономисты – специалисты в области финансов и товарных рынков, биржевой деятельности и статистики, коммерции и рекламы. Репортеры и международники требуются здесь гораздо меньше. Иногда в редакциях возникает потребность и в представителях жанровой специализации журналистов – очеркистах, обозревателях, сатириках.

Любую редакцию возглавляют специалисты-управленцы – главный редактор, его заместитель, ответственный секретарь. И любой редакции необходимы сотрудники, выполняющие функции, связанные с выпуском номеров газеты, – секретариатчики, отвечающие за ее дизайн, специалисты, работающие с редакционной почтой, журналисты, готовящие электронные версии издания.

На специализацию журналистов серьезно влияет тип печатных периодических изданий, в которых они работают, периодичность их выпуска. У газетчиков, сотрудников еженедельников и журналов много общего, но немало и особенностей. Если, например, от газетчика требуется оперативность сбора информации, ее обработки и публикации, то для работника редакции журнала важнейшее значение получает способность к анализу, обобщениям и оценке собранного материала. А у сотрудника еженедельника ценится сочетание достаточной оперативности и аналитичности мышления.

Эффективность работы сотрудника редакции определяется и соответствием его специализации, способностей и опыта его должности, месту, которое он занимает в коллективе.
21. Особенности организации работы редакции по выпуску газеты: традиционная и современная модели.


1 Главный редактор. 2 Главный бухгалтер. 3 Заместитель главного редактора. 4 Редакционная коллегия. 5 Ответственный секретарь. 6 Менеджер (коммерческий директор). 7 Заведующие отделами: а Собкоровской сети; б Экономики; в Политики; г Социально-бытовых проблем; д Информации; е Писем; ж Иллюстраций. 8 Корреспонденты отделов. 9 Обозреватель. 10 Специальный корреспондент. 11 Собственные корреспонденты. 12 Технические службы редакции: а Машинописное бюро (компьютерный центр); б Корректорская; в Библиотека; г Архив; д Досье; е Служба выпуска; ж Отдел информатики; з Хозяйственная служба. 13 Коммерческая часть редакции.

 
 

1 Главный редактор. 2 Главный бухгалтер. 3 Редакционная коллегия. 4 Заместитель главного редактора. 5 Ответственный секретарь. 6 Менеджер (коммерческий директор). 7 Собственные корреспонденты. 8 Специальный корреспондент. 9 Обозреватель. 10 Корреспонденты. 11 Фотокорреспондент. 12 Технические службы редакции: а Машинописное бюро (компьютерный центр); б Корректорская; в Библиотека; г Архив; д Досье; е Служба выпуска; ж Отдел информатики; з Хозяйственная служба. 13 Коммерческая часть редакции.

 

Пирамидальная структура была ранее характерна для редакций подавляющего большинства наших печатных периодических изданий. И сейчас еще многие газетные редакции имеют такую структуру. У нее – свои достоинства. Она обеспечивает полное разделение труда в коллективе, единоначалие управления на всех уровнях, высокую персональную ответственность каждого сотрудника за свою работу. Но у нее есть и недостатки. Она громоздка, замедляет прохождение информации, необходимой для управления коллективом и выпуска издания. Прохождение оригиналов будущих публикаций снизу вверх – от авторов в секретариат и редакторат – требует значительного времени. Это снижает оперативность информации, направляемой читателям газеты. К тому же возрастает возможность искажений текста в процессе его правки на разных уровнях редакционной пирамиды.

В редакциях разных периодических изданий эта структура имеет свои особенности. В небольшом коллективе районной газеты некоторые элементы такой структуры могут уменьшаться или вообще исчезать. У ответственного секретаря такого издания обычно вообще нет помощников, отделы редакции представлены лишь их руководителями. Нет здесь и штатных собственных и специальных корреспондентов, обозревателей и т.д. Не найдем мы в таких коллективах и некоторых технических и коммерческих служб – ни редакционной библиотеки, ни отделов маркетинга и распространения. Но не исчезают задачи и обязанности, связанные с этими подразделениями, и их вынуждены выполнять, поделив между собой, оставшиеся работники редакции.

С развитием информационного рынка ужесточились требования к редакционной структуре. Это объясняется, прежде всего, экономическими причинами. В частности, необходимостью повысить оперативность и разнообразие журналистской информации, сообщаемой читателям периодических изданий, как условия обеспечения их конкурентоспособности на рынке. Это привело к изменениям структуры многих редакционных коллективов, которые происходят на нескольких направлениях.

Первое из них – укрупнение, а нередко и упразднение обычных привычных творческих и технических подразделений редакции. Их руководители изменяют характер отделов: вместо отраслевых создают структуры смешанного типа, чаще всего проблемные. Например, вместо отделов промышленности, сельского хозяйства, строительства формируют отдел экономических проблем. Иногда – в крупных коллективах – множество отраслевых отделов объединяют в несколько больших секторов – политики, экономики, культуры. Это, по замыслу, позволяет сконцентрировать, укрупнить планирование работы таких подразделений.

Во-вторых, стремясь уменьшить количество уровней в редакционной структуре, упраздняют некоторые подразделения. Чаще всего это происходит с творческими отделами. При этом каждый корреспондент, прежде входивший в какой-либо отдел редакции, обязан самостоятельно вести в газете несколько тематических рубрик. Свои материалы он сдает прямо в секретариат редакции или сменному редактору, ведущему очередной номер. Так как должности заведующих отделами при этом упраздняются, это ведет и к сокращению размеров редакционного коллектива. Так приходят к плоской структуре редакции (см. рис. 2).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...