Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции редактора и его заместителей. Редактор и издатель. Редактор и коллектив редакции.




Его образуют редакторат, редакционная коллегия и секретариат редакции.

Редакторат редакции– важнейшая структура руководства и управления редакционным коллективом печатного периодического издания. В него входят главный редактор газеты и его заместитель (заместители).

Главный редактор печатного периодического издания – руководитель редакционного коллектива, организатор его деятельности и воспитатель работников редакции. Он осуществляет свои полномочия в соответствии с законом РФ о средствах массовой информации и уставом редакции. Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем периодического издания, издателем, распространителем, гражданами и их объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами, а также в суде.

В уставе редакции определяется порядок избрания или назначения главного редактора. Если редакция еще не имеет утвержденного устава или если она состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем нового периодического издания, в том числе порядок назначения главного редактора, определяются договором, который он заключает с учредителем.

От деятельности главного редактора во многом зависит судьба периодического издания. Недаром говорят: каков редактор, такова и газета. Особенности его характера, жизненного опыта, методов руководства коллективом – все сказывается на тематике и содержании, форме выступлений и дизайне издания. Поэтому к нему предъявляют высокие требования. Кроме широких и глубоких знаний, связанных, в частности, с той областью жизни общества, которую освещает его газета, – политикой, экономикой, культурой или другими, особое значение получают качества редактора как управленца. Особенно его умение быстро принимать решение по любому вопросу, связанному с деятельностью редакционного коллектива. Способность оценить изменения в конкретной обстановке, сложившуюся ситуацию и оперативно скорректировать прежние планы, задания и т.п. И затем подкрепить свое решение организационными мероприятиями, направленными на его реализацию.

Главный редактор определяет информационную политику газеты. Под этим понимают ее общественную позицию, отношение к событиям и процессам, которые происходят в различных сферах жизни общества – политике, экономике, культуре и др. От него прежде всего зависит роль газеты, которую она будет играть в общественной жизни, – объективного информатора, полезного советчика, помогающего людям понять, что происходит, и принять в соответствии с этим правильное решение. Или его газета станет выразителем и защитником интересов какой-либо экономической или политической структуры – партии, движения, финансовой корпорации – и активным участником борьбы, которую она ведет со своими противниками и конкурентами.



Определение целей, направления и характера информационной политики издания главным редактором не представляет особых трудностей, если он является его владельцем и учредителем. Но если главный редактор – просто специалист, нанятый учредителем для руководства редакцией и обеспечения выпуска газеты, его задача в определении информационной политики газеты намного усложняется. Чаще всего эту политику указывает ему учредитель, владелец издания, предоставляющий средства для его выпуска. Независимость главного редактора и возглавляемой им редакции в определении общественной позиции газеты резко ограничивается. Это может привести к возникновению конфликта и замене главного редактора. Правда, для того чтобы предотвратить противоречащее Закону о СМИ самоуправство администрации – учредителя газеты и частую смену ее редакторов, существует определенное ограничение. А именно: при регистрации юридического лица редакции в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия администрация заключает с главным редактором контракт на срок не менее четырех лет.

Это предполагает требовательность главного редактора ко всем его подчиненным, принципиальность и умение выдерживать твердую линию в своей деятельности, контролировать ход выполнения принятого решения. Важнейшая предпосылка этого – организаторское мастерство главного редактора, его умение сплотить всех сотрудников в единый коллектив – команду, способность каждого из них использовать до конца, взять от него все, что он может Дать общему делу. И воздать каждому по его заслугам.

Понятно, что в любом случае информационная политика газеты, проводимая ее главным редактором, является обязательной для всех работников редакции – как в выборе тем для публикаций, так и в определении их целей и разработке.

Авторитет главного редактора зависит от многих факторов. В том числе и от его профессиональных журналистских качеств, в частности его способностей публициста – пишущего журналиста. Ему не нужно часто выступать в своей газете – у него для этого просто нет времени, но он должен быть всегда готов выступить сам, тогда, когда это потребуется, по самому важному, принципиальному вопросу, когда читателю необходимо узнать мнение самого главного в газете человека. И он должен выступить в этом случае не хуже любого из журналистов его редакции.

В еще большей степени его авторитет зависит от методов его руководства редакцией. В столь сложном коллективе, деятельность которого имеет производственно-творческий характер, успех может принести лишь демократический стиль руководства. Для него характерно стремление руководителя вовлечь весь коллектив в обсуждение важнейших вопросов его жизни. Он стремится к общению с журналистами и другими работниками редакции, информирует их о положении дел, не избегает деловых критических замечаний и спокойно реагирует на них, использует чаще всего убеждение и поощрение. В такой редакции обычно устанавливается творческий микроклимат, ее сотрудники работают не за страх, а за совесть, инициативны, дорожат честью своего издания, с уважением относятся к руководителям.

Однако нередко в редакциях можно встретить и руководителя-автократа, который не доверяет коллективу и считается лишь со своим мнением. Он предпочитает методы голого администрирования, форму категорического приказа – без его обоснования, избегает контактов с подчиненными. Как правило, в таком коллективе руководитель не пользуется авторитетом, люди разобщены, часто возникают производственные конфликты. Обычно это приводит к серьезным недостаткам в деятельности редакции, понижению уровня периодического издания и даже к поиску сотрудниками редакции другого места работы.

Обязанности главного редактора усложняются тем обстоятельством, что с вхождением средств массовой информации в информационный рынок ему часто приходится решать не только творческие и управленческие задачи, связанные с подготовкой и выпуском газеты, но и экономические вопросы, от которых зависит

финансовая и техническая база издания и его существование. Такая ситуация возникает в большинстве редакций небольших периодических изданий. Однако в крупных редакционных коллективах главному редактору приходится ограничиваться руководством производственным менеджментом, доверяя руководство экономическим, финансовым менеджментом специалистам-менеджерам.

Заместитель главного редактора – первый его помощник на всех направлениях руководства редакционным коллективом. Это опытный журналист, обладающий качествами управленца, пользующийся авторитетом у работников редакции. Он замещает главного редактора во время его отсутствия — отпуска, болезни, командировки и т.п., получая в этот период все его полномочия – право подписи газеты в печать, в свет, издания приказов по редакции и др. В другое время заместитель главного редактора обычно отвечает за определенное направление деятельности редакции, например, за обеспечение газеты оперативной информацией и т.п.

В редакции небольшой неежедневной газеты у главного редактора обычно один заместитель. Но в большом коллективе крупного периодического издания – краевой или общенациональной газеты главному редактору требуется поддержка нескольких – двух, трех и больше заместителей. Так, в редакции «Известий» пять заместителей главного редактора, включая так называемых шеф-редакторов, а в еженедельнике «Московские новости» – два заместителя главного редактора. Иногда он поручает каждому своему заместителю курирование нескольких отделов редакции, ведущих важнейшие тематические направления издания – политику, экономику, культуру и др. Нередко главный редактор использует своих заместителей и в качестве сменных редакторов. Тогда каждый из них поочередно ведет номер газеты – формирует его и руководит процессом его подготовки и выпуска.

Как мы знаем, в состав заместителей главного редактора нередко входит и редакционный менеджер, руководящий коммерческими службами редакции.

Редакционная коллегия.Этот орган создают в помощь главному редактору. Его задача – формирование коллегиального – коллективного мнения при решении вопросов, имеющих большое значение для организации деятельности редакции.

Ранее коллегия действовала в редакциях всех без исключения городских, областных, краевых, республиканских и центральных газет. В наше время редколлегию создают в соответствии с уставом редакции газеты, если журналисты считают, что ее деятельность будет полезна для оптимизации руководства всем коллективом. Иногда же, как, например, в редакции «Московской правды», решают обойтись без коллегии.

В состав редколлегии входят главный редактор и его заместители, в том числе редакционный менеджер, ответственный секретарь и заведующие важнейших, но не всех, отделов редакции. Обычно она состоит из 5–7 человек, иногда и больше. Таким образом, в небольшой редакции редколлегии нет, ее роль играет весь коллектив журналистов.

Редколлегией руководит главный редактор. Она имеет совещательный характер и обсуждает все важнейшие вопросы, связанные с работой редакции, – изменения ее структуры, кадровые вопросы, моделирование и планирование ее деятельности, стимулирование лучших работников и подразделений коллектива. Редколлегия слушает отчеты руководителей подразделений коллектива. Каждый из ее членов имеет право свободно высказывать на ее заседаниях свое мнение. Поскольку в нее входят наиболее компетентные работники редакции, она способна обсуждать самые сложные вопросы с такой глубиной и обстоятельностью, которые не всегда доступны одному, даже весьма опытному руководителю. Однако в наше время уже не создают редколлегии, решения которых принимаются большинством их членов вопреки мнению главного редактора, – окончательное решение в результате коллективного обсуждения принимает руководитель коллегии – главный редактор.

Редколлегия работает по плану и графику, известным всем журналистам редакции. Члены коллегии поочередно готовят обсуждение вопросов, входящих в план ее работы.

Редакторат и редакционная коллегия осуществляют стратегическое руководство коллективом. Для него характерны определение целей и задач редакции на относительно длительный период времени, разработка и принятие решений, обеспечивающих достижение намеченных целей, перспективное планирование работы коллектива, итоговый контроль выполнения поставленных перед ним задач. Они определяют стратегию редакции. На основе этой стратегии разрабатывается тактика редакционной деятельности.

Секретариат редакции.Это организационно-творческий центр оперативного управления ее коллективом. Не случайно его называют штабом редакции – его задачи и обязанности во многом сходны с задачами и обязанностями штаба воинской части. Если редактор, его заместители и редколлегия определяют стратегию редакции, то секретариат, которым руководит ответственный секретарь, разрабатывает ее тактику. И принимает меры к ее воплощению в деятельности коллектива.

В задачи секретариата входят разработка моделей периодического издания и работы коллектива, планирование его деятельности, координация всех его творческих подразделений, подготовка номеров газеты и руководство процессом ее выпуска. К этому присоединяются обязанности по руководству техническими службами редакции, поддержанию трудовой, производственной дисциплины в коллективе. Секретариату непосредственно подчиняется отдел иллюстраций редакции. Кроме того, он осуществляет оперативный повседневный контроль за деятельностью всех творческих отделов и ее результатами.

Полифункциональный, разносторонний характер обязанностей секретариата, фактически охватывающих большую часть всех творческих и производственных процессов, протекающих в редакционном коллективе, определяет и требования, предъявляемые к его сотрудникам. Прежде всего к ответственному секретарю редакции. От его знаний и умений зависит не только процесс подготовки и выпуска каждого номера газеты, но и поддержание творческой атмосферы в редакции.

Ответственный секретарь вынужден быть в определенном смысле универсалом. Он первым определяет судьбу материала, представленного ему отделом, и включает его в состав очередного номера или возвращает для доработки, объясняя автору каковы недостатки и как их устранить. Ему приходится разбираться в особенностях всех жанров публикаций, образующих жанровую систему материалов газеты. Он редко выступает на полосах своей газеты как публицист – у него нет времени для сбора информации и ее разработки, но он должен уметь писать не хуже других журналистов редакции – и на этом держится его авторитет как одного из руководителей творческого коллектива. Особое значение имеют его знания и умения в области дизайна газеты – ее верстки, оформления и иллюстрирования, его мастерство в использовании технической базы редакции, новых технических средств. Заметим, что нередко ответственный секретарь непосредственно выполняет и обязанности бильд-редактора, отвечающего за редактирование всех иллюстраций газеты и высокий эстетический уровень ее дизайна. Сочетание инициативности с требовательностью, высокая работоспособность, умение инициировать новые свежие идеи и помогать их реализации – качества профессионального ответственного секретаря газетной редакции. И если мы утверждали прежде: каков главный редактор, такова газета, то теперь уточним: каковы редактор и ответственный секретарь, такова и газета.

В секретариате крупной ежедневной газеты, состоящем из ответственного секретаря, его заместителей и других сотрудников, устанавливается достаточно четкое разделение труда. Обычно ответственный секретарь руководит секретариатом, отвечает за планирование работы редакции и выпуска газеты. Кроме того, как член редколлегии, он принимает участие в обсуждении и решении всех важнейших вопросов жизни коллектива. Иногда он сочетает, по должности, обязанности одного из заместителей главного редактора и ответственного секретаря. Основная обязанность его заместителей – подготовка очередных номеров газеты: их планирование, редактирование материалов, макетирование полос, поочередное дежурство на выпуске. При этом каждый из заместителей, ведущий очередной номер, отбирает из материалов, подготовленных отделами редакции, самые важные и актуальные – в соответствии с планом номера или сетевым графиком – и объединяет их в органичное целое – газетный выпуск. Выполнение этой задачи облегчается при существовании в редакции единой компьютерной системы. Персональный компьютер сотрудника секретариата позволяет ему свободно и быстро формировать и макетировать полосы номера, пополняя их материалами из запаса, проверять выполнение редакционного плана, редактировать тексты и т.п.

При оптимальной организации труда в редакции редактирование всех материалов номера, как и их заголовков, производится в отделах. В секретариате лишь завершают эту работу – удаляют лишнее, как говорят, «выжимают воду», уточняют формулировки и т.п.

Структура секретариата и организация его работы зависит, понятно, от уровня периодического издания. В редакции небольшой региональной – городской или районной газеты секретариат обычно представлен одним ответственным секретарем. Ему приходится выполнять все обязанности, связанные с оперативным управлением редакционным коллективом, подготовкой и выпуском издания.

Изменение структуры редакции может привести и к изменению функций секретариата. При плоской структуре коллектива и утверждении института ведущих редакторов, сосредоточивающихся на планировании и формировании номеров газеты, задачи секретариата сужаются – он отвечает лишь за руководство процессом производства номера, его набора, верстки и выпуска.

С формированием в нашей стране информационного рынка ответственный секретарь становится в редакции одним из важнейших ее менеджеров, отвечающих за укрепление её экономической базы. К его обязанностям присоединяется необходимость поддержания непрерывных контактов с коммерческими службами редакции, в частности с отделом рекламы. Вместе с руководителем этого отдела он определяет место рекламных и частных объявлений в номере, их распределение по полосам, следит за их сочетанием с другими публикациями.

Принципы взаимоотношений

Издателя и Главного редактора

1. Издатель делегирует главному редактору ответственность за редакционное содержание газеты, тогда как определение редакционной политики и концепции газеты относится к компетенции органа управления, предусмотренного уставом компании.

2. Издатель обязуется не вмешиваться в текущую работу по информационному содержанию газеты, а также в деятельность редакции.

3. Издатель обязуется обеспечить главному редактору такие условия для создания газеты и такую самостоятельность в управлении, которые отвечают признанным международным принципам профессиональной журналистики и соответствуют действующему в стране законодательству и утвержденному Издателем финансовому плану.

4. Под признанными международными принципами профессиональной журналистики понимается следующее:

• Уважение к правде и праву общества знать правду

• Фактичность, честность, беспристрастность, полноту и последовательность при создании, обработке и редактировании редакционных материалов.


23. Техническая часть редакции: назначение, основные сотрудники и их функции.

Активное участие в процессе подготовки и выпуска печатного периодического издания принимают технические работники редакции. Они составляют значительную часть редакционного коллектива и организованы в различные технические службы. У каждой из этих служб – свои обязанности. Некоторые из них создают оптимальные условия для творческой деятельности журналистов. Это технический секретариат редакции, отделы информатики и досье, редакционная библиотека и архив редакции. Другие обеспечивают техническую сторону процесса подготовки и выпуска номеров издания. Это корректорская, компьютерный центр, группа или отдел проверки, дежурная служба выпуска. Обязанность третьих – сохранение основных фондов редакции (ее здания, складского помещения, где хранится запас бумаги), служба охраны, хозяйственный отдел и др. В каждой из этих структур работают специалисты, владеющие специфическими знаниями и умениями.

Технический секретариат.Иногда он представлен только секретарем главного редактора. В крупных редакциях такие секретари нередко помогают руководителям отделов и важнейших служб. Они регулируют прием посетителей, отвечают на телефонные звонки, ведут документацию, обеспечивают связь их руководителей с подразделениями и службами редакции, а также с учреждениями и организациями того города и региона, где выходит газета.

В связи с переходом редакций к использованию новых, прежде всего электронных, технических средств, важную роль в коллективе играет отдел информатики.Его сотрудники – специалисты, обслуживающие компьютерную и другую технику, которой оснащена редакция, программист, разрабатывающий программы, которыми пользуются руководители коллектива и его подразделений. Перед отделом информатики могут также поставить задачу создания и наполнения электронного банка данных, к которому обращаются журналисты и другие работники редакции. В таком случае в этом отделе трудятся и специалисты, переводящие информацию, содержащуюся в различных документах, справочниках, публикациях газеты и других периодических изданий, в память компьютеров этого банка данных.

Услугами редакционного банка данных могут пользоваться не только руководители коллектива и его подразделений, получающие информацию о результатах работы отделов, служб или отдельных работников, но и другие сотрудники. Журналисты уточняют здесь данные, необходимые для подготовки их материалов, находят информацию о предыдущих публикациях, связанных с разрабатываемыми темами, редакционные менеджеры обращаются сюда за экономической информацией, характеризующей распространение издания, реализацию его тиража и т.п. Такой банк позволяет экономить время и силы работников редакции, предотвращать ошибки в материалах газеты, обогащать их фактами, неизвестными авторам.

С помощью электроники в редакционном банке можно формировать различные досье (фр. dossier – дело) – распространенное средство накопления, систематизации и хранения информации. Ранее в редакциях и их отделах пользовались папочными или картотечными досье. Новая техника открыла возможность создания электронных досье.

Каково содержание редакционного фонда электронных досье? Это зависит от типа и уровня периодического издания, особенностей региона распространения, специфики аудитории, основных тематических направлений, которые освещают его журналисты. Чаще всего в редакциях пользуются тематическими и региональными досье, а также досье-персоналиями.

В тематическом досье концентрируют информацию, связанную с какой-то одной темой. Журналисты-международники, собственные корреспонденты, а также сотрудники информационных агентств, работающие в региональных редакциях и отделах, активно пользуются региональным досье, в котором сосредоточена информация, связанная с определенным регионом. В досье-персоналии собирают информацию, связанную с жизнью какого-либо лица – государственного деятеля, политика, ученого, художника и др. Такое досье позволяет быстро получить справку, связанную с каким-либо этапом жизни этого человека, найти яркие детали, характеризующие его интересы, образ мысли и конкретные действия.

С помощью компьютеров легко создаются досье отделов и индивидуальные досье журналистов. Они значительно облегчают их работу.

Редакционная библиотека.Ее основу составляет литература, необходимая для получения сведений, данных, справок, требующихся для работы журналистов, технических и коммерческих сотрудников; тексты Конституции РФ и других законов нашего государства, Гражданского, Трудового и Уголовного кодексов и т.д. В библиотеке должны быть представлены энциклопедии, справочники и словари русского языка, иностранных слов, географические атласы. И разумеется, литература, связанная с тематическими направлениями выступлений периодического издания – по экономике в деловой газете, о спорте – в спортивной. Работники редакции должны иметь возможность найти здесь комплекты своего издания с начала его выпуска, свежие номера других общефедеральных и местных газет и журналов.

Архив редакции.Здесь в течение определенного времени хранятся подписные полосы номеров издания, оригиналы публикаций, важная служебная переписка. Обратившись в архив, можно легко установить виновника ошибки, прошедшей в опубликованном материале, найти документы, связанные с историей газеты, и т.п.

Ранее в архиве хранили и оригиналы писем читателей в редакцию. По прошествии определенного времени – года или двух лет – их сжигали, составив акт об уничтожении. Однако в некоторых газетах часть этой почты оставляли на вечном хранении, например, письма периода Великой Отечественной войны с фронта и из тыла в редакцию. Их используют при подготовке целевых номеров к очередному Дню Победы.

Корректорскаянепосредственно связана с процессом подготовки номера газеты. Ее работники предотвращают проникновение ошибок в текстах, выходящих на газетные полосы. Это относится не только к орфографическим и синтаксическим ошибкам. Корректор нередко замечает и смысловые ошибки и сообщает о них в секретариат редакции или журналисту – автору текста. Вопросительный знак, поставленный корректором на оттиске полосы рядом с публикацией, – сигнал о необходимости перепроверки текста.

В небольшой редакции неежедневного издания достаточно двух работников корректорской – корректора и подчитчика, нередко их количество сокращают до одного. Но в корректорской большой ежедневной газеты работают несколько сотрудников, иногда даже в две смены, под руководством старшего корректора. Ответственный секретарь редакции, которому подчиняется корректорская, организует её работу.

Стремясь минимизировать размеры редакционного коллектива, его руководители иногда решают сократить корректоров, надеясь, что их заменит компьютер с заложенной в него корректорской программой. Обычно эта надежда не оправдывается, и газета выходит с ошибками. Никакой компьютер не в состоянии заменить грамотного человека и разобраться в смысловых и стилистических тонкостях.

В крупных редакциях корректорскую иногда дополняет группа (отдел) проверки.Ее сотрудники обычно работают в помещении редакционной библиотеки и оперативно проверяют все фактические данные, содержащиеся в материалах очередного номера, – географические названия, даты, фамилии, имена, должности и др.

Одна из важнейших технических служб редакции, от которых зависит выпуск номеров периодического издания, – компьютерный центр.Иногда его называют техническим центром. Здесь работают операторы, которые производят компьютерный набор номера и затем компьютерную верстку его полос. Нередко операторами работают бывшие машинистки упраздненного машинописного бюро редакции, освоившие технику компьютерного набора. Здесь же размещается и редакционно-издательский комплекс, с помощью которого в редакции могут изготавливать печатные формы, направляемые в типографию для печатания тиража газеты. Часто такой центр обслуживает несколько периодических изданий.

Особый характер имеет дежурная служба выпуска.Ее создают в редакции крупной ежедневной газеты, где выпуск номеров идет по напряженному графику, с учетом времени каждой производственной операции. В такую службу включают ее руководителя, обычно заместителя ответственного секретаря, ведущего номер, и журналистов – представителей тех отделов редакции, материалы которых идут в данном номере. Работа этой службы строится по сменам, состав которых меняется с каждым очередным номером. В небольшой местной редакции выпуском каждого номера руководит сам ответственный секретарь.

Ко всем этим техническим подразделениям в разных редакциях присоединяются и другие службы – в соответствии с потребностями коллектива и процесса подготовки и выпуска издания. Среди них – транспортные, хозяйственные, охранные и другие службы. Иногда в небольших редакциях они представлены всего одним-двумя работниками – единственной уборщицей и одним водителем редакционной автомашины в районной газете и т.п.

Технические сотрудники редакции составляют значительную часть редакционного коллектива. Они выполняют важные задачи, и уменьшение их количества приводит к тому, что их обязанности приходится выполнять журналистам, отвлекаясь от своей творческой работы. Иногда же технические работники составляют даже большую часть коллектива редакции, – если часть обязанностей штатных журналистов можно поручить нештатным сотрудникам, то сделать это по отношению к техническим работникам много труднее. Невозможно, например, уменьшить количество специалистов по компьютерному набору и компьютерной верстке номера, их должно быть столько, сколько требуется для обеспечения выпуска газеты.

24. Системы редакционного планирования. Виды планов и их особенности. Долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный.

Модели издания и работы редакционного коллектива конкретизируются в процессе планирования деятельности редакции и номеров периодического издания. Планирование – один из ключевых методов управления редакцией. План – одна из главных форм решения, которое принимает руководитель коллектива. Вместе с тем значение этого метода управления редакцией связано с тем, что процесс планирования принимает коллективный характер, в него вовлекаются все журналисты, каждый из которых заинтересован в содержании плана.

На протяжении длительного времени в редакциях наших периодических изданий складывалась система планирования. В нее входили редакционные планы, различавшиеся своими целями и задачами, характером, периодом их действия, структурой и другими параметрами. Фундамент этой системы составляли перспективные планы, определявшие деятельность коллектива и характер издания на длительный период – от нескольких месяцев до полугодия и даже года. На этой основе разрабатывались остальные планы: рабочие – на месяц и долее, оперативные – недельные и планы конкретных номеров и др.

Однако возникновение в нашей стране информационного рынка привело к изменению печатных периодических изданий, выходящих в России, характера деятельности их редакций и, в частности, к разрушению прежней системы редакционного планирования. Выдвижение на первый план оперативной новостной информации привело к отказу большинства редакций от перспективного планирования. Это мотивировалось невозможностью предугадывать развитие событий сформирование политических и экономических ситуаций в условиях непрерывных быстрых изменений в жизни российского общества. От прежней системы редакционного планирования остались лишь оперативные планы – недельные, очередных номеров, а также – в некоторых редакциях – планы индивидуальной работы журналистов.

Вскоре, однако, оказалось, что отказ руководителей многих редакций от перспективного планирования приводит к отрицательным последствиям – исчезновению в газетах аналитических и проблемных публикаций, к жанровому обеднению, многочисленным просчетам и ошибкам. Оказалось, что формирование номеров из материалов, доставляемых корреспондентами в редакцию «с колес» – в последний момент перед подписью полос в печать – препятствует выходу полноценных выпусков издания и снижает его конкурентоспособность. Это приводит к переосмыслению основ планирования редакционной деятельности и к стремлению использовать наиболее ценный опыт, накопленный прежде на этом направлении отечественной периодической печатью.

Этот опыт связан прежде всего с определением критериев, которыми руководствуются при составлении плана как конкретной программы деятельности редакции. Таких критериев три: определение объекта планирования, его субъекта и периода планирования.

Устанавливая объект планирования, решают, каким будет содержание плана, какая информация должна быть опубликована в периодическом издании. Содержание плана при этом формируется по двум направлениям: тематическому и организационному. Первое из них определяет тематику, характер, жанровые особенности будущих публикаций. Второе – организационные мероприятия, необходимые для обеспечения содержания издания, а также ответственность отделов и журналистов за подготовку материалов. Таким образом, редакционный план имеет содержательно-организационный характер.

Устанавливая субъект планирования, решают кто будет создавать план. Это, прежде всего сами руководители редакции – главный редактор, его заместители, редакционная коллегия. Они определяют направление плана, его цели и главные задачи. Они же принимают и окончательное решение, утверждая план, который становится документом – основой работы всего коллектива. Такое общее планирование – важный компонент процесса руководства редакцией.

В роли субъекта планирования выступает секретариат редакции. Он формирует общередакционные планы, которые затем представляет руководству на рассмотрение. Секретариат разрабатывает и некоторые специальные планы – газетных кампаний и др. Субъектом планирования является и каждый отдел редакции, где создается план его работы. Наконец, каждый журналист активно участвует в составлении плана его индивидуального труда. Так, руководя процессом планирования в редакции, определяют кто, на каком уровне и для кого должен составлять планы.

Последний критерий – период планирования, т.е. время действия плана. Все редакционные планы разделяются на долгосрочные, среднесрочные и оперативные. В плане работы огромную роль играет временной фактор. В долгосрочном плане он определяет лишь период – перспективу. В других планах время конкретизируется – до определенных дат и сроков – сдачи материала, выпуска номера и т.д.

Редакционному плану предъявляют жесткие требования: он должен соответствовать целям и задачам периодического издания, его модели, входить в систему планирования, обеспечивать ее конкретность и оперативность. В каждой редакции разрабатывают свою систему планирования, соответствующую особенностям издания и коллектива, который обеспечивает его подготовку и выпуск. Шаблон здесь недопустим. Если в редакции ежедневной газеты возможна разработка квартального перспективного плана, на основе которого строятся все рабочие планы, то в редакции еженедельного издания планирование идет от перспективного плана к планам каждого номера.

Немалую роль в этой системе могут играть специальные планы – тематических, целевых номеров и др. С помощью методов программно-целевого планирования создают планы коллективных редакционных акций, прежде всего кампаний, целевые программы освещения важных тематических направлений, например выборных кампаний, и др. Обычно эти планы и акции охватывают большой период и способствуют целеустремленности работы коллектива.

Конкретность редакционного рабочего плана обеспечивает ясное представление о его целях и реальных задачах, поставленных как перед подразделениями коллектива, так и отдельными журналистами. Конкретизация, детализация плана усиливается с понижением уровня планирования и его субъекта. Наименее детализирован перспективный план, в нем подчас ограничиваются указанием основных тематических направлений публикаций. Несравненно конкретнее рабочие, особенно оперативные планы – недельный и отдельного номера. План отдела детализированное общередакционного плана. Как и недельный план редакции, он должен давать основу – информацию для реального задания журналисту, содержащего основные характеристики его будущего выступления.

Все редакционные планы строятся на рубриках периодического издания, особенно на постоянных и долговременных. Эти рубрики – остов, скелет плана, они обозначают его главные направления, тематические разделы.

Оперативность – не только особенность труда журналиста, но и процесса редакционного планирования. Обычно на составление нового плана отделу и секретариату редакции дается весьма ограниченное время – всего несколько дней. Лишь при разработке планов газетной кампании или другой долговременной акции это время может быть увеличено.

Процесс планирования как метода управления редакцией включает контроль, проверку выполнения намеченных планов. Без такого контроля большая часть плана может остаться на бумаге или в памяти компьютера. А руководство редакции, в частности ее секретариат, рискует лишиться информации, необходимой для обеспечения процесса непрерывного планирования работы коллектива.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11; просмотров: 150888

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...