Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика сюжета в кино делает его и наиболее информативным, и наиболее

Ценностным сравнительно с другими искусствами.

Таким образом, раскрываются некоторые особенности нарративной структуры

Кинематографа. Более глубокое решение этих проблем, видимо, зависит от

Создания общей теории повествовательных структур, которая в равной мере

Охватывала бы синтаксически конструкции в языкознании, теорию

Повествования кинематографе, музыке и повествовательные струи туры

живописи (например, орнамент), являясь одновременно механизмом описания

Сюжетно-повествовательных структур художественной литературы. (99)

* Подробнее см. Ю.Лотман. Структура художественного текста. М.,

"Искусство", 1970.

** См.: Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского

Собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 1956,1 стр. 53.

*** Поэтому мы полагаем, что киноповествование представляй собой

Идеальный текст для построения общей теории синтагматики, в отличие,

например, от П. Гартмана, который рассматривает синтаксис в музыке,

Орнаменте, формальных и естественных языках, в поэзии, но не привлекает

Кино. (Рееtеr Наrtтапn. Syntax und Bedeutung. Assen, 1964).

**** Сознательно огрубляя вопрос, мы, в данном случае, исходя из того,

Что отдельный кадр, подлежа семантической интерпретации, еще не есть

Объект синтаксического анализа. Внутрикадровая синтагматика и синтактика

- специальная проблема, значительно более близкая к аналогичным аспектам

Неподвижных изобразительных моделей: картины, фотографии, чем к

Повествовательным жанрам. В настоящей работе мы ее не рассматриваем, что

Не снимает, однако, ее большого значения в общей проблеме художественной

Структуры фильма.

***** При сопоставлении предложенной схемы с принятыми в лингвистике

делается очевидно, что "морфемы" и "слова" при синтагматическом анализе,

Собственно говоря, уровнями не являются. Этим единицам может

Соответствовать несколько уровней.

****** См.: Е.Падучева. О структуре абзаца. - Труды по знаковым

Системам. II. Ученые записки ТГУ, вып. 181, Тарту, 1965; И.Сеебо. Об

Изучении структуры связного текста. - Лингвистические исследования по

общей и славянской типологии. М., "Наука", 1966.

******* Следующим за кадром сегментом кинотекста является кинофраза.

Если элементы кинофразы (кадры) связаны между собой разнообразными

Функциональными связями, то граница кинофразы просто примыкает к

Следующей, образуя ощущение паузы. Примыкание кинофраз образует

Повествование, а их функциональная организация - сюжет.

******** Кроме общеизвестных работ С. М. Эйзенштейна, для нас, в данной

связи, особенно важна статья Ю. Н. Тынянова "Об основах кино", давшая

классическое определение связи монтажа и повествования: "Монтаж не есть

Связь кадров, это дифференциальная смена кадров, но именно поэтому

Сменяться могут кадры, в чем-либо соотносительные между собой. Эта

Соотносительность может быть не только фабульного характера, но еще и в

гораздо большей степени - стилевого". (Сб. "Поэтика кино". М..-Л.,

Кинопечать, 1927, стр. 73). Ср. в статье Е. Падучевой: "Очень часто

Законы сочетаемости единиц в тексте можно свести к необходи-мости

Повторения каких-то составных частей этих единиц. Так, формальная

Структура стиха основана (в частности) на повторе-нии сходно звучащих

Слогов; согласование существительного с прилагательным - на одинаковом

Значении признаков рода, чи-сла и падежа. Связанность текста в абзаце

Основана в значитель-ной мере на повторении одинаковых семантических

сегментов". (Е. Падучева. О структуре абзаца, стр. 285.)

********* Козьма Прутков. Избранные произведения. Л., "Советский

писатель", 1951, стр. 146.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. СЮЖЕТ В КИНО

Все существующие в истории человеческой культуры тексты - художественные

И нехудожественные - делятся на две группы: одна как бы отвечает на

вопрос ."что это такое?" (или "как это устроено?"), а вторая - "как это

случилось?" ("каким образом это произошло?"). Первые тексты мы будем

Называть бессюжетными, вторые сюжетными. С этой точки зрения,

Бес-сюжетные тексты утверждают некоторый порядок, регулярность,

Классификацию. Они будут вскрывать структуру жизни на каком-либо уровне

Ее организации - будь то учебник по квантовой механике, правила уличного

Движения, расписание поездов, описание иерархии богов античного Олимпа

Или атлас небесных светил. Эти тексты по своей природе статичны. Если же

Они описывают движения, то это движения регу-лярно и правильно

Повторяющиеся, всегда равные самим себе.

Сюжетные тексты всегда представляют собой "слу-чай", происшествие (не

случайно определение сюжет-ного текста "новелла" происходит от слова

"новость") - до, чего до сих пор не бывало или же не должно было быть.

Сюжетный текст - борьба между некоторым порядком, классификацией,

Моделью мира и их нарушением. Один пласт такой структуры строится на

Невозможности нарушения, а другой - на невозможности ненарушения

Установленной системы. Поэтому ясен революционизирующий смысл сюжетных

Повествова-ний и значение, которое построение этого типа приобретает для

Искусства.

Будучи по природе динамическим, диалектически (85) сложным началом,

Сюжет в искусстве еще более усложняет собой структурную сущность

Произведения.

Сюжет - последовательность значимых элементе) текста, динамически

Противопоставленных его классификационному строю.

Структура мира предстает перед героем как система запретов, иерархия

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...