Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Конспект лекций

 

 

Челябинск

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Международный менеджмент»

 

 

65(07)

Ш487

 

 

Л.И. Шепталина

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Конспект лекций

 

 

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ


УДК 651.012.1(075.8)

ББК У9(2)210.В6.я7

Ш487

Одобрено

учебно-методической комиссией

международного факультета

Рецензенты: Г.Н. Пряхин, С.Г. Камшилов

Шепталина, Л.И.

Исследование систем управления: конспект лекций/ /Л.И. Шепталина. − Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. − 148 с.

 

В пособии приведены основные принципы и методы исследования систем управления, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности менеджера, в процессе принятия управленческих решений, при проектировании реальных социально-экономических систем.

Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организации», 080505 «Управление персоналом», 080508 «Информационный менеджмент».

Приведен список использованной литературы [1 − 15].

 

 

УДК 651.012.1(075.8)

ББК У9(2)210.В6.я7

 

© Издательский центр ЮУрГУ, 2010.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ... 5

Тема 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ... 6

Лекция 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека. Система управления как объект исследования.. 6

Контрольные вопросы... 18

Тема 2. ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ.... 18

Лекция 2. Методология исследования систем управленияв экономических системах 18

Контрольные вопросы... 26

Лекция 3. Структура процесса исследования систем управления.. 27

Контрольные вопросы... 33

Лекция 4. Состав и выбор методов исследования.. 34

Контрольные вопросы... 38

Тема 3. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 38

Лекция 5. Методология системного анализа.. 38

Контрольные вопросы... 50

Тема 4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ... 51

Лекция 6. Классификация и сфера применения социологических методов 51

Контрольные вопросы... 55

Лекция 7. Социологические методы исследования систем управления.. 55

Контрольные вопросы... 64

Лекция 8. Тестирование в исследовании систем управления.. 64

Контрольные вопросы... 69

Тема 5. ЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 69

Лекция 9. Логический аппарат исследования систем управления.. 69

Контрольные вопросы... 82

Тема 6. МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ... 83

Лекция 10. Сущность и организация экспертных методов исследования систем управления.. 83

10.1. Понятие и сущность экспертных методов.. 83

10.3. Подбор экспертов.. 84

Контрольные вопросы... 91

Тема 7. ЭМПИРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ... 91

Лекция 11. Наблюдение как метод исследования систем управления.. 93

Контрольные вопросы... 98

Лекция 12.. Социально-экономическое экспериментирование.. 98

Контрольные вопросы... 103

Тема 8. ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ФАКТОРНЫЙ
АНАЛИЗ.. 104

Лекция 13. Параметрические методы и метод факторного анализа.. 104

Контрольные вопросы... 110

Тема 9. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ... 110

Лекция 14. Моделирование в исследовании систем управления.. 110

Контрольные вопросы... 116

Тема 10. РЕФЛЕКСИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ... 116

Лекция 15. Рефлексионное исследование систем управления.. 116

Контрольные вопросы... 120

Лекция16. Диагностический метод исследования систем управления.. 120

Основные концепции диагностики.. 122

Контрольные вопросы... 128

Тема 9. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ... 128

Лекция 17. Планирование и организация исследования систем управления 128

Контрольные вопросы... 136

Тема 12. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ... 137

Лекция 18. Эффективность и управление исследованием... 137

Контрольные вопросы... 146

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК... 147

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

«Что пользы в том, что ты

многое знал, раз ты не умел

применять твои знания

к твоим нуждам»

Ф. Петрарка

Усложнение ситуаций рыночной деятельности повышают роль систем управления в достижении целей деятельности.

Непрерывные изменения во времени внешних условий, внутренней среды организаций естественным образом приводят к появлению проблем в работе систем управления производственных предприятий, компаний, фирм и других типов социально-экономических и организационно-производственных систем (ОПС), например, таких, как государство, территориальная область, холдинг и др.

Для решения этих проблем в деятельности менеджеров все большую роль играют исследования систем управления. В целях выживания и успешной деятельности предприятия менеджеры должны неформально проводить исследования систем управления, используя весь комплекс методов исследования на разных этапах деятельности: при разработке целей, маркетинге, менеджменте, прогнозировании, планировании, диагностике и контроле систем управления, теории и практике экспериментальных исследований.

Назначение данного курса в изучении методов, технологий и инструментов исследования систем управления предприятиями. Курс является важным для будущих менеджеров, ибо их основной задачей является создание, отладка и совершенствование эффективной системы управления организацией для реализации определенного комплекса бизнес-процессов. Являясь стержнем организации, именно система управления определяет результаты ее работы. От характеристик системы управления: структуры, компетентности, надежности, динамичности и логики процесса функционирования зависит эффективность, устойчивость и долговечность работы всей организации.

Успех развития предприятия зависит от способности быстро адаптироваться к внешним и внутренним изменениям, которое невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направления развития.


Понятие исследования

 

По Н.И. Кондакову: «Исследование»− процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства.

В связи с этим можно дать следующие понятие исследования.

Исследование это вид деятельности человека, состоящий в:

а) распознавании проблем и ситуаций;

б) определении их происхождения;

в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Процесс исследования отличается от других видов деятельности тем, что:

· содержит творческую часть, являющуюся мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;

· устремлен на определение существенных характеристик явлений, процессов, выступающих как важные обобщения в виде принципов, закономерностей и законов, знание которых обеспечивает преуспевание человека в соответствующей области;

· исследователь не имеет алгоритма, гарантирующего успешное решение проблем;

· исследователь испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.

 

Типология исследований

Исследования могут быть разными (табл. 1).

Таблица 1

Типология исследований

Критерии типологического выбора Типы исследований
По цели исследования Практические и научно-практические
По степени участи персонала Индивидуальные и коллективные
По степени организованности Спонтанные и организованные
По степени научности Эмпирические, прагматические и с привлечением научного аппарата
По информационному обеспечению На основе внутренней информации и с использованием концептуального информационного обеспечения
По используемым ресурсам Незначительные и значительные
По длительности проведения Экспресс-анализ (краткосрочные), среднесрочные, долгосрочные

 

Характеристики исследования

 

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его организации и проведении:

1) методология исследования − совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;

2) организация исследования − порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и стандартах;

3) ресурсы исследования − комплекс средств и возможностей (материальных, информационных, технических, экономических, людских и т.д.), обеспечивающих успешное проведение исследований и достижение его результатов;

4) объект исследования − система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем;

5) предмет исследования − конкретная проблема, решение которой требует проведения исследования;

6) тип исследования − принадлежность к определенному типу (социологические, экспертные, морфологические и т.п.), отражающему своеобразие всех характеристик;

7) потребность исследования − степень актуальности и важности проблемы, профессионализм в подходах к ее решению, стиль руководства;

8) результат исследования − рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному решению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;

9) эффективность исследования − соразмерность используемых ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Исследования проводятся в следующих случаях:

· при совершенствовании системы управления действующей организации;

· при разработке системы управления вновь создающейся организации;

· при совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

· при совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности.

 

Свойства систем управления

 

1. Устойчивость − свойство объекта, заключающееся в способности сохранять достаточно малые отклонения процесса после действия возмущений. Практика показывает, что система может сохранять устойчивость, когда сила возмущающего воздействия не превосходит некоторого критического значения. Например, финансовая система устойчива до определенного уровня падения деловой активности. Это определяет устойчивость экономической системы по значению действующего возмущения.

2. Надежность – свойство системы управления сохранять во времени предельные значения признаков и параметров, характеризующих те свойства системы, которые определяют ее способность выполнять требуемые функции в заданном режиме.

3. Адаптивность – свойство системы изменять свою структуру и функции в ответ на изменение среды с целью обеспечения заданного критерия качества ее функционирования.

− мера адаптивности, характеризующая чувствительность системы к возмущениям.

4. Эффективность – характеристика систем, определяющая соотношение полезного результата управления (R) с затратами и потерями (С), обуславливающая разработку, создание и эксплуатацию систем управления. Можно выделить:

− абсолютная эффективность (например, прибыль);

− относительная эффективность, результат на единицу затрат (например, производительность, отдача использования ресурсов);

− срок окупаемости затрат на создание системы.

 

Виды систем управления (СУ)

 

1. Системы управления программные или жесткие. Существует единственная прямая связь между субъектом управления и объектом управления, по которой поступают управляющие воздействия, обязательные к исполнению (Административно-командная СУ) (рис. 3).

 

 

 
 

 

 


Рис. 3. Программная система управления

 

 

2. Регулируемые системы управления. Используют информацию о реакции объекта на управление и административно-экономические методы, учитывает интересы людей (рис. 4).

 

 

 

 


Рис. 4. Регулируемая систем управления

 

3. Саморегулирующиеся системы управления. Регулирование осуществляется без вмешательства внешних сил (рис. 5).

 

 

 


Рис. 5. Саморегулирующаяся система управления

 

4. Адаптивные системы управления. Это открытые системы, в которых объект управления подвержен возмущающему воздействию; а субъект управления – воздействию вышестоящей организации. Все вместе составляют макросреду (рис. 6.).

 

 

 

 


Рис. 6. Адаптивные системы управления

Требования к системам управления

 

· Детерминированностьэлементов системы. Проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы;

· Динамичностьсистемы – способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии, адаптируясь к новым условиям. Например, в организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд ответственных работников, плохие условия работы и т.д. К внешним возмущениям следует отнести указы вышестоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы. С целью обеспечения быстрого перестроения системы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения; система должна обладать минимально допустимой инерционностью, чтобы своевременно принимать управленческие решении, в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления.

· Наличие в системе управляющего параметра. Под управляющим параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально экономической системе является руководитель подразделения данного уровня. При этом руководитель должен обладать необходимой компетенцией, а условия работы позволять выполнить данное поручение. Следовательно, условие наличия управляющего параметра можно считать выполненным, если внешнюю информацию воспринимает руководитель организации, который организует работу по выполнению поручения, распределяет задания в соответствии с должностными инструкциями при наличии условий, необходимых для выполнения поручений.

· Наличие в системе контролирующего параметра, т.е. такого элемента, который постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на любой элемент системы) управляющего воздействия. Контроль субъекта управления предполагает курирование обработки любого управляющего сигнала, поданного на вход данной системы. Функцию контролирующего параметра в системе управления, как правило, реализует один из сотрудников аппарата управления. Например, подготовку плана важнейших работ курирует главный специалист по экономике. На уровне министерства такие функции осуществляют кураторы по определенным проблемам в управлениях. Любые управленческие решения в системе управления должны проходить только через элемент, выполняющий функции контролирующего параметра.

· Наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи. Наличие прямых и обратных связей в системе обеспечивается четкой регламентаций деятельности аппарата управления поприему и передаче информации при подготовке управленческих решений.

 

Таким образом:

1. При рассмотрении конкретной организации необходимо фиксировать и сравнивать ее системные характеристики, чтобы определить к какому классу сложности она относится.

2. Для совершенствования системы организационное проектирование необходимо доводить до такого уровня, при котором обеспечивается четкость распределения обязанностей руководителей и исполнителей.

3. Необходима персональная ответственность руководителей и исполнителей. При проектировании системы управления нужно четко фиксировать, кто и что делает в системе управления, кто за что отвечает.

4. Необходима информационная проработка системы на уровне управленческих решений.

5. Исследование и проектирование должно быть непрерывным процессом. В системе управления необходимо предусматривать отдел или группу сотрудников, которые должны постоянно прорабатывать технологию подготовки новых решений, обусловленных новыми целями.

6. Должна существовать четкая документация, регламентирующая деятельность организации. Зачастую «Положения об отделах», должностные инструкции не конкретны и не обеспечивают персональной ответственно­сти при принятии управленческих решений.

Обеспечение этих требований возможно только на основании общей концепции исследования систем управления как системы принятия решений.

 

Контрольные вопросы

1. Исследование как вид деятельности: содержание, особенности.

2. Какие типы исследования вы знаете?

3. Основные характеристики исследования, их содержание.

4. В каких случаях необходимо проводить исследование систем управления?

5. Структура системы управления предприятием.

6. Состав управляющей системы.

7. Разновидности систем управления.

8. Какие принципы существования систем управления вы знаете?

9. Каковы требования к системам управления?

 

 

Выдвижение гипотез

 

Выдвижение гипотез есть основной вид научного творчества, связанный с объективной потребностью в новом знании, которое выступает средством поиска нового способа объяснения еще не известных фактов, имеющихся в конкретных условиях и с определенной вероятностью влияющих на изучаемые явления.

В исследовательском проекте выдвижение гипотез является промежуточным звеном между теоретической частью программы и последующими эмпирическими познавательными действиями, направленными на достижение истинного результата, на практическое разрешение проблемы и обогащение научно-технического знания.

Решения очень сложной проблемы, впервые возникая в уме, обычно сначала берутся в качестве исходных. Спрашивается: не расходится ли намечающееся решение с остальными условиями? Когда перед мыслью встает этот вопрос, который возобновляет исходную проблему на новой основе, наметившееся решение осознается какгипотеза.

Осознание наметившегося решения как гипотезы, т. е. предположения, порождает потребность в формулировке и проверке. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс подходит к завершающей фазе − к окончательному, в пределах данного мыслительного процесса, суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы.

Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование:

· когда для объяснения новых фактов недостаточно имеющихся теоретических знаний;

· когда для объяснения новых фактов непригодны общие имеющиеся знания.

Отправным пунктом разработки гипотез выступают эвристический потенциал экономических теорий, смежных с ним отраслей знаний, статистика, «самовыдвижение» исследовательской мысли и т. п.

В случае, когда нет достаточного материала, чтобы выдвинуть гипотезу, проводят разведывательные исследования.

Цель выдвижения гипотез:

а) сузить массу возможных предложений и догадок при решении поставленной проблемы;

б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.

Требования к выдвижению гипотезы

· Выдвигаемая гипотеза должна быть достаточно теоретически надежна: преемственной с предшествующим знанием; не противоречить фактам науки; оспариваться могут положения и выводы.

· Выдвигаемая гипотеза должна быть однозначно логически согласована с проблемой и целью.

· Выдвигаемая гипотеза должна заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию.

· Выдвигаемая гипотеза должна быть применима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования.

· Выдвигаемая гипотеза должна заключать возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств познания, которая обеспечивает пе­реход от нее к теории и закону.

Отвечающие данным требованием гипотезы называются рабочими (работающими в данном исследовании); это предварительное (предположительное) объяснение явления, достаточное для дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования.

Формулировка гипотез

Объяснительная функция гипотезы обуславливает ее формулировку в виде утверждающих и обобщающих суждений. В силу того, что проблема заключает в себе поиск желаемого результата (цель), а гипотеза выступает как предварительный проект решения проблемы, то проблема – цель – гипотеза должны иметь общие понятия и высказывания о ситуации, подлежащей объяснению.

Поисковая функция гипотезы обуславливает априорные представления исследователя, которые требуют строгой теоретической системы, опирающейся на научно-информационную базу, имеющуюся в данной сфере. Допускается принимать их в свою очередь, как теоретические знания, достаточные для того, чтобы давать логически связанные объяснения, строить новые выводы, не обращаясь после каждого шага гипотетического мышления к эмпирическому материалу. Четкие, теоретически выверенные представления позволяют избегать ложных, не допускающих решения гипотез, которых не избежать, если исследователь опирается на любые мыслительные предположения.

В процессе формулировки гипотетических утверждений и обобщений, необходимо соотносить их с отобранными индикаторами, чтобы собранные в последующем данные обеспечивали эмпирическую проверку гипотез.

Выдвинутые, сформулированные, отобранные и сгруппированные гипотезы включают проблемные вопросы для дальнейшей исследовательской работы, связанной с превращением вероятности в разрешении проблемной ситуации в уверенность или опровержение.

От исследователя построение гипотез требует:

· эрудиции и теоретической подготовки;

· умения думать;

· обладания практической сметкой и здравым смыслом;

· умения догадываться (воображения, интуиции).

Проверка гипотез

 

Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей последующего эмпирического исследования, так как цель любого научно-исследовательского поиска составляет не их формулировка, а получение новых научно-практических знаний (открытий), которые обогащают науку знанием принципиально новых фактов и вырабатывают пути и средства целенаправленного воздействия на проблемную ситуацию и ее разрешения.

Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Не подтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.

 

Контрольные вопросы

1. Какие системные характеристики должны учитываться при проведении исследований систем управления?

2. Какой документ отражает методологию исследований? Какие части включает в себя этот документ?

3. Что такое проблемы в исследовании систем управления? Основные подходы в определении проблем?

4. Какие основные операции включает в себя процесс определения и распознавания проблем?

5. Что такое научная гипотеза? Признаки хорошей гипотезы?

6. Приведите последовательные операции, реализуемые при разработке научной гипотезы.

 

Состав методов исследования

 

Состав методов исследований систем управления можно понимать двояко. На одном иерархическом уровне, с одной стороны, состав методов исследования систем управления − этомножество методов с учетом их классификации.

Классификация методов исследования систем управления может быть иерархической или неиерархической (табл. 2).

Иерархическая классификация устанавливает отношения соподчинения исследуемых систем управления. Например, системы управления целеполаганием, маркетингом, менеджментом являются подсистемами системы управления. Иерархическая классификация допускает формализацию в виде графа-дерева (подсистем, элементов управления и др.).

При неиерархической классификации все множество систем управления на основе отношений по одному или нескольким факторам разбивают на непересекающиеся подмножества, например, по предметным областям.

На другом иерархическом уровне состав методов исследования систем управления рассматривается как множество приемов и процедур исследования, объединенных структурно и функционально в конкретном методе, или их совокупное множество.

Любое исследование систем управления может включать:

1) сбор наблюдений и зафиксированных фактов (акты ревизии, бухгалтерские балансы, пояснительные записки к балансу и др.);

2) проверку достоверности имеющихся данных, отбраковку шума и дезинформации;

3) проверку и логический анализ имеющихся данных на непротиворечивость;

4) выдвижение одной или ряда гипотез относительно возможных причин наблюдавшихся явлений;

5) разработку проекта и плана исследования, его организации, мотивации, контроля результатов;

6) контроль результатов реального функционирования исследуемых объекта и системы его управления;

7) установление причин (диагностика) имевших место результатов;

8) разработку рекомендаций по дальнейшим исследованиям объекта и (или) системы управления;

9) разработку рекомендаций по совершенствованию объекта и (или) его системы управления;

10) проверку истинности (верификация) и достоверности полученных результатов и разработанных на их базе результатов;

11) передачу результатов исследований и рекомендаций заказчику или вышестоящей организации.

 

 

Таблица 2

Классификация методов исследования

Классификационный признак Методы исследования
Предметная область Исследования геополитических, политических, социальных, экономических, технических, технологических, конструкторских систем управления, систем управления качеством продукции и др.
Цели исследования Исследования по повышению целевой эффективности системы управления, снижению расхода ресурсов, снижению рисков, повышению безопасности системы управления.
Глобальность проблемы Комплексные (системные), специальные (частные) и сравнительные исследования систем управления.
Степень научной новизны и масштаб влияния на знание Фундаментальные направлены на изучение основ и свойств мироздания, имеют междисциплинарный или глобальный характер. Прикладные исследования направлены на получение локальных научных результатов и внедрение их в практику.
По виду управления Исследования стратегического, перспективного, текущего, оперативного управления и контуров, в которых они реализуются.
По методологии проведения Контрольные: проводят для подтверждения определенных свойств системы управления в процессе ее функционирования, обнаружения проблем.
Диагностические: проводят для установления причин положительных или отрицательных отклонений от плановых значений при работе систем управления
Сравнительные для выбора наилучших вариантов (объектов, действий, комплектующих и др.)
Исследования соответствия друг другу различных элементов системы управления.
Классификационные ставят целью предварительно распределить объекты по классам с тем, чтобы в процессе дальнейшего исследования стали возможны сравнительные исследования этих объектов или их частей.
Распознавания образов проводят для установления класса объектов, к которому принадлежит объект исследования и (или) какое минимальное число параметров его характеризует и др.
По характеру участия объекта исследования в производственном процессе Исследования материалов и элементов на прочность, вязкость, стойкость, ресурс и др.
Экономические исследования причин и результатов деятельности
Конструкторские и технологические (технические) исследования средств производства.
Социологические исследования производственных отношений и человеческого фактора.
По виду используемых данных и информации, методических приемов Экспертные оценкии исследования систем управления проводятся на базе неосознанной подсознательной информации опытного специалиста (эксперта) в условиях, когда другие виды информации либо отсутствуют вообще, либо недоступны, либо ограничения времени на принятие решения не позволяют проводить другие виды исследований.  
Логические исследования.  

Окончание табл. 2

Классификационный признак   Методы исследования
По виду используемых данных и информации, методических приемов Моделирование.
Эксперимент – активная деятельность человека по искусственному созданию условий и осуществлению функционирования объекта для измерения и (или) оценки эффективности, затрат, уровня рисков, других эксплуатационных характеристик его деятельности.
Статистика– это пассивный метод исследования. Применяют при наличии формальных количественных данных и информации, полученных в результате наблюдения и регистрации характеристик при реальном функционировании объекта в естественных (натурных) рыночных условиях.
По степени обязательности проведения исследования Инициативные исследованияпроводятся субъектом управления самостоятельно при обнаружении проблемы.
Директивные исследования, инициатором которых является вышестоящая организация или они определены законом.

 

Любое исследование систем управления должно проводиться в системном единстве с исследованием объекта управления и среды, в которой работает этот объект. Принцип системности не позволяет рассматривать систему управления в отрыве от свойств и параметров объекта управления, внешней среды.

 

Выбор методов исследования

Выбор методов исследования систем управления проводится на основе их предварительной классификации. Такой выбор может проводиться интуитивно (экспертно), с использованием логики, с применением формальных приемов и критериев. Например, в качестве критерия выбора метода исследования может быть использована точность оценок или другой важный с точки зрения целей исследования параметр при фиксированных ограничениях на финансовые или временные: затраты.

Наиболее общий подход к выбору метода исследования системы управления состоит в том, что:

1) определяют цели исследования, включая ограничения на время их достижения, расход ресурсов, наличие необходимой аппаратуры, персонала и др.);

2) устанавливают требования к результату исследования (прежде всего это полнота отражения свойств объекта исследования; количественный или качественный будет результат; для количественного результата устанавливают точность и достоверность);

3) устанавливают наличие и тип (интуитивные, предметные, количественные) данных о системе управления, объекте, внешней среде (качество, функции, структура, параметры);

4) оценивают возможность получения дополнительных данных каждого типа в процессе исследований;

5) определяют круг (множество) методов, применимых при существующих и возможных данных;

6) из числа применимых методов отбирают подмножество методов, позволяющих достичь поставленных целей исследования. Такие методы исследования систем управления будем называть рациональными;

7) формулируют критерий −правило выбора наилучшего в определенном смысле (наиболее дешевого, быстрого, точного, дающего единицу результата при минимальных затратах и др.) метода из ряда рациональных;

8) вычисляют значение критерия для каждого из рациональных методов;

9) выбирают наилучший (оптимальный) метод.

Ключом к выбору методов исследования является понимание особенностей конкретной системы управления и понимание проблемной ситуации, в которой действует фирма.

Один из главных принципов выбора метода исследования состоит в том, что методы выбираются исходя из задач, которые необходимо решить в ходе исследования. Поэтому сначала формируется перечень задач исследования, который затем соотносится с методами, позволяющими решить эти задачи.

 

Требования к выбору методов исследования экономических систем

1. Практическая применимость метода. Каждый метод имеет свои ограничения по применению. Если анализ проблемы и имеющихся данных показал, что условия, необходимые для эффективного рассмотрения метода не выполняются, то метод исключается из рассмотрения.

2. Стоимость его реализации. Стоимость использования метода должна быть меньше, чем стоимость получаемого с его помощью результата. Обычно принимается в расчет стоимость сбора информации, оплата персонала, оборудования.

3. Эффективность метода.

4. Достоверность метода. При исследовании проблем, связанных с потенциально крупными потерями

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...