Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы существования и работы систем управления

 

Принципы отражают объективно присущие системам управления закономерности развития и функционирования.

1. Принцип обратной связи − обратное воздействие результатов управления системы на процесс этого управления, т.е. использование информации, поступающей от объекта управления.

Обратная связь может быть: а) главной внешней или внутренней местной; б) отрицательной или положительной (рис. 7.).

 

 

 
 

 


Рис. 7. Обратные связи

 

Последняя усиливает действие выходного сигнала, т.е. имеет с ним одинаковый знак; первая – ослабляет входной сигнал. Положительная связь ухудшает положение системы. Отрицательная связь способствует восстановлению равновесия при его нарушении возмущающими воздействиями. Если результат на выходе системы меньше, чем требуется, то блок регулирования подает сигнал, увеличивающий интенсивность процесса; если результат больше эталона, то управляющий процесс затормозится.

2. Принцип внешнего дополнения − при управлении большой системой необходимы "неформальные" корректировки решений; полученные из моделей (в прямую связь вписывается внешнее дополнение).

Оперативное управление производством (рис. 8).

 
 

 

 


Рис. 8. Корректировка управляющих воздействий внешним дополнением

 

3. Принцип необходимого разнообразия. Разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия объекта управления. Этот принцип определяет требования к избирательности управляющей системы, обусловленные тем уменьшением разнообразия объекта управления, которое необходимо для эффективного управления, т.е. сведение множества состояний системы к подмножеству, включающему лишь состояния, оптимальные по отношению к цели управления.

4. Принцип черного ящика − представление системы в виде некоего объекта («черного ящика»), представляющего собой, при настоящем уровне знаний, объект с непознанными внутренними структурой и организацией.

Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем.

 

Требования к системам управления

 

· Детерминированностьэлементов системы. Проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы;

· Динамичностьсистемы – способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии, адаптируясь к новым условиям. Например, в организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд ответственных работников, плохие условия работы и т.д. К внешним возмущениям следует отнести указы вышестоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы. С целью обеспечения быстрого перестроения системы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения; система должна обладать минимально допустимой инерционностью, чтобы своевременно принимать управленческие решении, в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления.

· Наличие в системе управляющего параметра. Под управляющим параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально экономической системе является руководитель подразделения данного уровня. При этом руководитель должен обладать необходимой компетенцией, а условия работы позволять выполнить данное поручение. Следовательно, условие наличия управляющего параметра можно считать выполненным, если внешнюю информацию воспринимает руководитель организации, который организует работу по выполнению поручения, распределяет задания в соответствии с должностными инструкциями при наличии условий, необходимых для выполнения поручений.

· Наличие в системе контролирующего параметра, т.е. такого элемента, который постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на любой элемент системы) управляющего воздействия. Контроль субъекта управления предполагает курирование обработки любого управляющего сигнала, поданного на вход данной системы. Функцию контролирующего параметра в системе управления, как правило, реализует один из сотрудников аппарата управления. Например, подготовку плана важнейших работ курирует главный специалист по экономике. На уровне министерства такие функции осуществляют кураторы по определенным проблемам в управлениях. Любые управленческие решения в системе управления должны проходить только через элемент, выполняющий функции контролирующего параметра.

· Наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи. Наличие прямых и обратных связей в системе обеспечивается четкой регламентаций деятельности аппарата управления поприему и передаче информации при подготовке управленческих решений.

 

Таким образом:

1. При рассмотрении конкретной организации необходимо фиксировать и сравнивать ее системные характеристики, чтобы определить к какому классу сложности она относится.

2. Для совершенствования системы организационное проектирование необходимо доводить до такого уровня, при котором обеспечивается четкость распределения обязанностей руководителей и исполнителей.

3. Необходима персональная ответственность руководителей и исполнителей. При проектировании системы управления нужно четко фиксировать, кто и что делает в системе управления, кто за что отвечает.

4. Необходима информационная проработка системы на уровне управленческих решений.

5. Исследование и проектирование должно быть непрерывным процессом. В системе управления необходимо предусматривать отдел или группу сотрудников, которые должны постоянно прорабатывать технологию подготовки новых решений, обусловленных новыми целями.

6. Должна существовать четкая документация, регламентирующая деятельность организации. Зачастую «Положения об отделах», должностные инструкции не конкретны и не обеспечивают персональной ответственно­сти при принятии управленческих решений.

Обеспечение этих требований возможно только на основании общей концепции исследования систем управления как системы принятия решений.

 

Контрольные вопросы

1. Исследование как вид деятельности: содержание, особенности.

2. Какие типы исследования вы знаете?

3. Основные характеристики исследования, их содержание.

4. В каких случаях необходимо проводить исследование систем управления?

5. Структура системы управления предприятием.

6. Состав управляющей системы.

7. Разновидности систем управления.

8. Какие принципы существования систем управления вы знаете?

9. Каковы требования к системам управления?

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...