Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель, задачи и роль диагностики в системе управления
На современном этапе развития экономики, для которого характерна неустойчивость внутренней и внешней среды организации, важную роль приобретает проблема диагностики состояния организации. Любая организация стремится развиваться по заранее рассчитанной (плановой) траектории к определенной цели. Однако в реальной жизни запланированный процесс движения к цели подвергается различным воздействиям, в связи с чем возникают отклонения реальной траектории движения от плановой. Причем, эти отклонения могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность организации. Установление факта отклонения реального состояния организации от планового и определение величины рассогласования, осуществляется по результатам контроля. Диагностика осуществляется после обнаружения отклонения (проблемы) и подразумевает ответ на вопросы: что действительно происходит в организации (системе управления)? Каковы причины происходящего? Что за всем этим стоит? (М. Мескон) Таким образом, диагностика – это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние экономической системы, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы. Диагностика является своеобразным механизмом саморегулирования в системе, обеспечивающим обратную связь в контуре управления. Основная цель диагностики – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого диагностика обеспечивает выполнение следующих задач: • координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия; • информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений; • создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием; • обеспечение рациональности управленческого процесса. Необходимость совершенствования диагностики в настоящее время объясняется следующими причинами: • повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления организацией: => смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего; => увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости системы управления; => необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах организации; => необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости организации и избеганию кризисных ситуаций; • усложнение систем управления организации требует механизма координации внутри системы управления; • большой объем информации при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления; • общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности. В современных условиях существуют следующие концепции диагностики (табл. 6).
Таблица 6 Основные концепции диагностики
Эти концепции появились в разное время: · первой возникла концепция, ориентированная на систему учета (в 1930-е гг.); · концепция, ориентированная на управленческую информационную систему, стала популярной в 1970—1980-х гг. (совпадает по времени с бурным развитием компьютерной техники); · концепция, ориентированная на систему управления, непосредственно связана с развитием проектного менеджмента, появлением матричных организационных структур. Рассмотрим роль диагностики на различных этапах процесса управления. На этапе планирования диагностика служит для: · координации различных планов и разработки консолидированного плана в целом по организации; · разработки методики планирования; · предоставления информации для составления планов; · проверки планов, составленных подразделениями организации. На этапе организации исполнения принятых решений: · учет и контроль затрат и результатов деятельности подразделений и организации в целом. На этапе контроля и регулирования: · сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели; · установление допустимых границ отклонений фактического состояния организации от плана; · анализ отклонений, интерпретация причин отклонений фактического состояния от планового и выработка предложений по уменьшению данных отклонений. На этапе анализа управленческих решений и информационных потоков: · участие в разработке архитектуры управленческой информационной системы (постановка задачи для программистов); · сбор наиболее значимых для принятия управленческих решений данных; · консультации по выбору корректирующих мероприятий и управленческих решений. |
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |