Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленческий цикл: многокритериальная

Специализация функций

 

Седьмой подход основывается на комбинации и обособлении функций[43]. Профессор Э. М. Коротков исходит из того, что в анализе, диагностике и проектировании систем управления цен­тральное место занимает проблема определения функций управления, их комбинации и обособления в системе управления. Это необходимо для установления количества звеньев, их состава, функционального на­значения, величины каждого из них.

Сначала следует провести класси­фикацию функций на основе анализа как потребностей объекта управ­ления, так и специфики управленческой деятельности. Эта классифика­ция должна быть многокритериальной, потому что первоначально надо проанализировать все возможные функции, исследовать их полный на­бор. А далее, опираясь на эту классификацию, найти вариант комбинации, совмещения, выделения функций в отдельных звеньях, согласова­ния их с деревом целей настолько, насколько это будет возможным.

Специализация функций, т. е. выделение их в звенья системы управле­ния, является большой аналитической работой и отражает те ориентиры и приоритеты, которые выбираются менеджером, тот стиль работы, на который он ориентируется, который он хочет осуществлять. Возможны классификации:

• классификация по критерию содержания управленческой дея­тельности (рис. 5.8);

 
 

 

 

 

 


Рис. 5.8. Функции управления в зависимости

от структурно-содержательного аспекта управления

 

• классификация по критерию организационной роли функции (рис. 5.9);

 
 

 

 


Рис. 5.9. Функции управления в зависимости

от организационной роли самой функции

 

• классификация по критерию направления управленческой деятельности (рис. 5.10);

 
 

 


Рис. 5.10. Функции управления в зависимости

от направления управленческой деятельности

• классификация по критерию сферы развития объекта управ­ления (рис. 5.11);

 
 

 


Рис. 5.11. Функции управления в зависимости

от сферы развития объекта управления

 

• классификация по критерию этапов производственного про­цесса (рис. 5.12);

 
 

 

 


Рис. 5.12. Функции управления в зависимости

от этапности производственного процесса

• классификация по критерию производственной политики (рис. 5.13);

 
 

 


Рис. 5.13. Функции управления по критерию производственной политики

 

• классификация по критерию основных факторов производст­венного процесса (рис. 5.14);

 
 

 

 


Рис. 5.14. Функции управления в зависимости

от основных факторов производственного процесса

 

• классификация по критерию масштаба времени (рис. 5.15);

 

 
 

 


Рис. 5.15. Функции управления в зависимости

от масштаба времени

• классификация по критерию этапности процесса управления (рис. 5.16);

 
 

 

 

 


Рис. 5.16. Функции управления в зависимости

от этапности процесса управления

Управленческий цикл как отражение фаз

Предпринимательского цикла

 

Восьмой подход представлен исследованием Б. Карлофа[44], по мнению которого деловое управление призвано выполнять четыре основные функ­ции, отражающие все фазы предпринимательского цикла (рис. 5.17).

 
 

 

 


Рис. 5.17. Функции делового управления

 

Простая классификация часто оказывается наиболее наглядной, поскольку эти основные функции присущи любой организации и любому хозяйственному подразделению.

Развитие предполагает разработку новых видов продукции и ос­воение новых рынков, а кроме того, может означать развитие орга­низационной структуры как таковой и затрагивать интересы вклю­ченных в нее людей. Развитие означает адаптацию к потребностям. Оно является ключевым моментом в любой деловой активности.

Вторая функция делового управления – маркетинг. Это деятельность, нацеленная на создание спроса. Без спроса, формируемого на основе по­требностей, бизнес просто не может существовать. Понятие маркетинга также включает обеспечение продаж, т. е. гарантированных заказов.

Производство – включает весь процесс изготовления товаров и оказания услуг в соответствии с потребительским спросом, а также доставку их потребителям. Распределение в зависимости от характе­ра той или иной отрасли и важности распределительного аспекта для данного бизнеса может быть отнесено или к производственной функции, или к функции маркетинга.

Контроль – это вся деятельность, связанная с контролем движе­ния ресурсов. Применительно к хозяйственному подразделению в понятие контроля включаются и все вспомогательные функции, не­обходимые для ведения бизнеса.

 

Замкнутый управленческий цикл

 

Девятый подход можно встретить в учебном пособии Дж. К. Лаф-та[45]. Согласно этому подходу, вся совокупность управленческих дейст­вий может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго легализуемых функций, составляющих замкнутый цикл управления (рис. 5.18), каждая из функций управления может быть подвергнута дальнейшей дифференциации. По этому подходу не надо ранжировать функции управления по значимости (напри­мер, функции принятия решения): на разных уровнях управленческой иерархии, во времени и в зависимости от специфических усло­вий деятельности, значение функции варьируется. При наличии оп­ределенной логической последовательности в реализации функций они практически взаимо-проникают.

 
 

 


Рис. 5.18. Функции управления согласно замкнутому циклу управления

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте определение управленческому циклу и функции управления.

2. Выделите критерии классификаций функций управления.

3. Обоснуйте целесообразность выбора одной из классификаций выбора.

4. Охарактеризуйте функцию администрирования.

5. Охарактеризуйте общие функции управления.

6. Назовите основные принципы и правила эффективного осуществления функций управления.

7. Дайте развернутую характеристику прогнозированию/плани-рованию.

8. Дайте развернутую характеристику контролю.

9. Дайте развернутую характеристику координационных мероприятий в управлении.

 

Список литературы

 

1. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учебник / Н. И. Кабушкин. – Минск, 1996.

2. Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: В 2 т. / Г. Кунц, С. О'Доннел. – М., 1981.

3. Общий менеджмент: дайджест учебного курса / под ред. А. К. Казанцева. – М., 1999.

4. Основы теории управления: учебное пособие / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003.

5. Лафта, Дж. К. Теория организации: учебное пособие / Дж. К. Лафта. – М., 2003.

6. Kapлoф, Б. Деловая стратегия / Б. Kapлoф. – М., 1991.

7. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М., 2000.

8. Управление организацией: учебник / под ред. 3. П. Румянцевой, А. Г. Поршнева, Н. А. Соломатина. – М., 1999.

9. Мескон, М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М., 2000.

10. Веснин, В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. – М., 1996.

11. Румянцева, З. П. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3 / З. П. Румянцева. – М., 1999.

 

 

 

 

Тема 6. УПРАВЛЕНческий анализ

 

Функция анализа является первой функцией управленческого цикла. Совокупность выполняемых работ в рамках данной функции достаточно обширна: сбор информации, ее обработка, классификация, систематизация, хранение и анализ в целях управления. Анализ предваряет все функции менеджмента, но не характеризует активность воздействия субъекта управления на объект управления. Анализ является внутренней функцией управления.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...