Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Система самоуправления: понятие, признаки наличия, Условия создания
Развитие самоуправления связано с демократизацией общества (хотя отождествлять самоуправление и демократизацию ошибочно) и конкретной организации, и является одной из важнейших составляющих концепции управления человеческими ресурсами. Любая организация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления, при этом управление – внешнее воздействие, «поступающее» в организацию извне (не важно – целенаправленно или нет), а самоуправление – внутреннее воздействие, вырабатываемое самой организацией. Динамично меняющаяся как внутренняя, так и внешняя среда оказывает существенное влияние на сочетание управления и самоуправления. Любая организация без эффективной структуры внутреннего управления (самоуправления) в рамках общей глобализации управления и сетизации структур рано или поздно оказывается в кризисном состоянии. Самоуправление предполагает превращение всего коллектива организации из объекта управления в субъекта управления. Это особая форма организации управления равноправными субъектами в процесс-се их совместной деятельности по поводу достижения общих целей. В рамках самоуправления объединяются два типа труда: исполнительский и управленческий. Непосредственные исполнители самостоятельно принимают решения. Самоуправление представляет собой одно из наиболее действенных средств активизации личного творчества, воспитания характера, удовлетворения потребности в сопричастности, повышения ответственности и требовательности к себе. Отношения субординации практически сглаживаются и на первый план выходят отношения координации, партнерства. При системе самоуправления организация функционирует практически автономно, самостоятельно выбирая цели и пути их достижения, самостоятельно легитимизируя их. Степень децентрализации при самоуправлении максимальная, но она не противоречит планомерности, так как представляется реальным средством вовлечения в плановую деятельность всех сотрудников всех уровней управления. Самоуправление в трудовом коллективе – это, прежде всего, система отношений между людьми, это несанкционированное управление и организация. Отличительные признаки наличия самоуправления[25]: • участие сотрудников в управлении может иметь место даже в случае, если оно будет локализовано в какой-нибудь одной функции менеджмента, а самоуправление – это такое участие в управлении, когда оно затрагивает решающую фазу управленческого процесса (прежде всего, процесс принятия решения); • при самоуправлении решающий голос в решении наиболее важных вопросов деятельности организации (стратегии, перспектив развития важнейших направлений деятельности, коммерции, социального развития) должен принадлежать сотрудникам (в том числе трудовому коллективу или в его лице – специальному выборному органу). Ч. Манц и Г. Симе разработали концепцию саморуководства, в основу которой заложено два элемента: (1) саморуководство сотрудников на основе (2) сверхруководства менеджера. Смысл саморуководства заключается в естественном мотивировании и самостоятельности действий работников, направленных на выполнение обязательных задач, за которые денежное вознаграждение не предусмотрено. Для обучения саморуководству необходимы действия сверхруководителя, который занимается самообразованием и моделирует его для своих подчиненных[26]. В 90-х гг. XX в. роль руководителя в организации некоторыми исследованиями рассматривается с точки зрения тренерской работы. Роль руководителя при данном подходе заключается в подборе «игроков», в их подготовке и корректировке действий. При этом сам руководитель «не участвует в игре», а лишь демонстрирует поддержку и проводит неформальные консультации[27]. Рыночная ориентация организации наиболее созвучна самоуправлению, так как личный экономический и социальный интерес каждого участника производственного процесса ставится в зависимость от эффективности управления организацией в целом. Коллективная заинтересованность побуждает к максимальному напряжению творческих и физических усилий по подготовке и принятию управленческих решений, качеству выполняемых работ. Условия создания системы самоуправления: • профессиональная готовность коллектива; • наличие необходимых правовых, финансовых и социально-психологических условий; • традиции регионального, национального и организационного самоуправления; • понимание и установка на самоуправление; • реализация каждым сотрудником себя в качестве субъекта собственности; • низкая конфликтность в коллективе; • новые методы руководства; • достаточная информированность. Концептуальная модель самоуправления имеет три характеристики: функциональную, информационную и морфологическую, которые могут быть раскрытыв динамике, статике и механизме народовластия (рис. 4.1)[28]. Функциональная структура системы самоуправления состоит из органически взаимосвязанных процессов организации, управления и самоорганизации, отображающих связи функций органов самоуправления, а конкретное соотношение и коммуникации связей органов, определяются предметом, иерархической ступенью иуровнем самоуправления, а также количественным соотношением субъекта и объекта управления. Информационная структура системы самоуправления раскрывает механизм народовластия, важнейшими элементами которого являются: • социальная активность сотрудников; • законодательные акты, общеорганизационные решения, нормы и нормативы; • принципы самоуправления; • методы самоуправления (авторитарно-организационные, административные, экономические и социальные); • функции органов самоуправления; • информационная структура системы самоуправления.
Рис. 4.1. Концептуальная модель самоуправления
Морфологическая структура системы самоуправления включает такие элементы, как представительные, государственные, общественные и административно-хозяйственные органы самоуправления (федеральные, региональные, местные); творческий актив коллектива; руководители.
Принципы и виды самоуправления
В качестве руководящего начала выступают принципы самоуправления – основные идеи, в соответствии с которыми должна устраиваться и функционировать система руководства определенного типа (государственного, хозяйственного, административного, научного): • самоуправление всегда носит вторичный характер, так как любая организация создается для удовлетворения какой-то субъектной потребности или интереса, но если она не будет следовать законодательным актам государства, то будет ликвидирована, поэтому полностью самоуправляемая организация практически невозможна; • сочетание управления и самоуправления, так как обязательно удовлетворение потребностей и интересов персонала в организации, относящихся как к управлению, так и к самоуправлению (табл. 4.1)[29];
Таблица 4.1 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |