Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные подходы к принятию управленческого решения

 

Заслуживает особого внимания проблема сочетания формального и неформального аспектов в процедуре разработки управленческих решений. Известное мнение о том, что принять решение легко – трудно принять хорошее решение, лишь подчеркивает слож­ность процесса разработки решения, сочетающего в себе фор­мальные и неформальные аспекты, различающиеся степенью участия в нем человека. В связи с этим выделяется два основных подхода к принятию управленческого решения (рис. 8.1)[62]:

• Нормативный подход, основанный на дедуктивной логике, рассчитанной на то, как мы должны думать, а не на то, что мы думаем на самом деле. Чем больше количественной определенности изучаемого явления, тем больше доля формальной стороны при разработке и принятии решений. Данный подход позволяет принимать рациональные решения, в которых не учитывается прошлый опыт, а лишь объективный аналитический процесс. Идея усиления значимости формальных аспектов в разработке решений может в будущем привести к тому, что в противостоянии «человек – искусственный интеллект» (сотрудник или компьютер) менеджер может отдавать предпочтение машинам и технологиям, игнорируя значимость человеческого фактора.

 

 


Рис. 8.1. Схема комплексного задействования подходов

при принятии управленческого решения

 

• Дескриптивный подход, основанный на том утверждении, что в конфликте чувства и разума всегда побеждает чувство, поэтому процесс принятия решения венчает неформальный аспект. Оставаться беспристрастным к содержанию и качеству решений менеджеру не позволяет социальная среда, в которой осуществляется процесс управления. Чем менее определенно происходящее, хуже количественные представления о проблемной ситуации, тем больше доля творчества людей.

Данный подход позволяет принимать два типа решений[63]:

интуитивные решения (выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен, при полном отсутствии сознательного взвешивания «за» и «против» по каждой альтер­нативе, нет необходимости даже в понимании проблемной ситуации);

решения, основанные на суждениях (выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом, при этом логика принятия не очевидна, главное, чтобы аналогичное решение принесло успех в прошлом при сходных обстоятельствах).

Академик Р. А. Фатхутдинов[64] установил необходимость применения к разработке управленческих решений 13 научных подходов очень широкого плана:

системный подход (любая система подход (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь);

комплексный подход (обязательный учет технических, экологи­ческих, экономических, организационных, социальных, психологи­ческих, при необходимости и других (например, политических, де­мографических) аспектов менеджмента и их взаимосвязи, так как в случае недоучета одного из них проблема не будет решена);

ин­теграционный подход (обязательный учет взаи­мосвязей: между отдельными подсистемами и элементами систе­мы менеджмента; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали);

маркетинговый подход (ориентация управленца при решении любых задач на потребителя);

функциональный подход (ориентация управленца на потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения);

динамический подход (объект управления рассматрива­ется в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный и перспективный анализ (прогноз));

воспроизводственный подход (ориентация управленца на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребнос­тей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим ана­логичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта);

процессный подход (процесс управления рассматривается как общая сумма непре­рывных взаимосвязанных действий);

нормативный подход (управленец ориентируется на установление нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента);

количественный подход (переход от качественных оце­нок к количественным при помощи математических, статистичес­ких методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др., т. е. управлять можно цифрами, а не словами);

административный подход (регламентация функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, эле­ментов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распо­ряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т. п.));

поведенческий подход (по­вышение эффективности организации за счет повышения эффективнос­ти ее человеческих ресурсов, оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на ос­нове применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организацией);

ситуаци­онный подход (пригодность различных методов уп­равления определяется конкретной ситуацией, самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, кото­рый более всего соответствует данной ситуации, максимально адап­тирован к ней).

Любое конкретное решение редко относится к какой-то одной категории, поэтому очевидно, что для принятия эффективного управленческого решения менеджер должен обладать раз­носторонними теоретическими знаниями (теории менеджмента, теории организации, психологии, социологии, информатики, математики, других наук) и практическими навыками, опытом разработки управленческих решений, чтобы обеспечить их вы­сокое качество и эффективность. А математический аппарат, формализованные структуры теории принятия решений и со­временные информационные технологии будут способствовать этому.

Управленческие решения направлены на стратегическое планирование, управление управленческой деятельностью, управление человеческими ресурсами, управленческое консультирование, управление всеми видами деятельности.

Организационными факторами управленческих решений служат[65]:

• факторы неопределенности (информационный дефицит, избыточность информации);

• факторы сложности;

• факторы динамичности (постоянная и высокая степень изменчивости внутри- и внешнеорганизационных факторов) среды принятия решения;

• степень конфликтности среды (наличие и меры выраженности противоречивых интересов у элементов и компонентов организации).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...