Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три кита бизнеса: стратегия, тактика и человеческий ресурс

 

Праксиологический подход, имея несомненную научную ценность, до последнего времени оставался на обочине основного направления менеджмента, потому что пока не давал возможности связать воедино определенные стандарты принятия управленческих и/или исполнительских решений с определенными типами людей, хотя и помог выделить общие модели человеческого поведения. Решающий прорыв в этом вопросе позволило сделать типоведение. Именно оно открыло широчайшие возможности праксиологического анализа.

Установление связи между типом личности и праксиологическими стандартами поведения человека особенно важно при описании деятельности, которая может принести успех.

Определение связи между типом личности и праксиологическим стандартом поведения человека называется типологической праксиологией бизнеса, которая через праксиологическое описание необходимого вида деятельности подводит к осознанному подбору оптимальных исполнителей и руководителей.

Руководствуясь типологической праксиологией, можно выделить в бизнесе три основания: стратегию, тактику и человеческий ресурс (HR – human resources). Это три основные части, три кита бизнеса. Понятие HR включает в себя не только людей, непосредственно участвующих в бизнесе, но и людей, задействованных в рекламе, ведающих кадрами, отвечающих за связь с общественностью (PR) и т. п. Если проанализировать с типоведческих позиций каждое из этих направлений, то мы еще раз придем к выводу: один человек не может вести все три направления работы одинаково качественно. Давайте посмотрим, что стоит за понятиями «стратегия», «тактика» и «человеческий ресурс» (HR). Для этого проведем бизнес‑структуризацию «периодической системы» психотипов.

 

Стратегия

 

Стратегия – это суть и ядро бизнеса. Стратегия отражает такое психологическое понятие, как «деловая логика» (Те). Она присуща людям, у которых в формуле психотипа присутствует буква «Т». То есть эти люди способны объективно, логически оценивать информацию и принимать рациональные решения. Причем в зависимости от окраски данной функции происходит разделение на логику деловую и практическую(см. выше). Напомним, что ключевые слова для характеристики обладателей «деловой логики» – это «рассудочность, рациональность, прагматизм, функциональность, выгодность, полезность, целесообразность, стоимость, экономичность, оптимальность, деньги, технология, алгоритм».

Деловая логика – способ познания окружающей экономической реальности, который позволяет создавать реальные блага, а не перераспределять их.

Типологический подход, учитывающий наличие деловой логики, позволяет решать проблему ведения стратегического раздела в бизнесе. Кто больше других способен на это? Это Предприниматель (ETNJ) и Критик (INTP).

Представителей психотипа Предприниматель (ETNJ) можно назвать «принцами и нищими бизнеса». Потому что, с одной стороны, они способны принимать неординарные бизнес‑решения и взлетать достаточно высоко. А с другой – часто становятся жертвами собственного подхода к делу. Амбициозные, окрыленные успехом, они, тем не менее, не могут быть сразу и успешными стратегами, и умелыми тактиками и мастерски взаимодействовать с людьми. Последнее особенно трудно дается Предпринимателю.

Если Предприниматель (ETNJ) – первопроходец, то Критик (INTP) работает в уже освоенной другими экономической среде, находя незадействованные ресурсы. Одна из областей приложения сил Критика – проведение маркетинговых исследований, которые показывают, насколько эффективно используется экономическая реальность. Стратегия Критика – повышение эффективности существующих бизнес‑структур.

 

Тактика

 

Тактика в бизнесе – это ежедневная и ежечасная кропотливая организационная работа по обеспечению бизнес‑процесса. К такой работе наиболее приспособлены психотипы, содержащие в своей формуле сочетание букв

S – сенсорика, означающая практичность замыслов, реальность в повседневности.

J – рациональность суждений, категоричность в принятии решений.

Менеджер в широком понимании слова – это организатор. Менеджеров с «жестким управленческим ядром» (ST) обозначаем как «хард‑менеджеры», с «мягким ядром» (SF)– «софт‑менеджеры».

Сфера бизнеса, связанная с «железным» порядком (производство и контроль), требует «Высшего организатора» – Администратора (ETSJ), если коллектив насчитывает от 50 до 100 человек, и просто «Организатора» – Инспектора (ITSJ), если коллектив средней численности.

В бизнесе, где велико значение человеческого фактора (например, в торговле), аналогичное распределение организаторской ниши будет таково: «Высший организатор» – Энтузиаст (EFSJ), «Организатор» – Хранитель (IFSJ).

 

Человеческий ресурс (HR)

 

Под этим понятием подразумевается ведение бизнеса в обществе людей. HR‑технологии должны быть основаны на использовании сочетания таких качеств личности, как интуиция (N) и этика (F), ориентированных на человеческий фактор (NF). Ключевые слова для характеристики обладателей этих качеств: интуиция возможностей и способностей человека, его истинных мотивов, интуиция на события, происходящие в обществе; этика взаимоотношений и связей, этика эмоционального накала.

Этот вид деятельности требует от человека не только вышеназванных свойств, но и навыков переработки информации, поступающей единовременно, а также высокой коммуникабельности. Такая работа является вариантом экспертного подхода к вопросам взаимоотношений. Наилучшим образом с ней справляются два психотипа: Наставник (EFNJ) и Инициатор (ENFP). Их место внутри уже готовой бизнес‑структуры.

Для всех уже аксиома, что имидж предпринимателя и имидж фирмы, им возглавляемой, – это одно целое. Понятие «имидж» можно разложить на две составляющие: Имидж = Имидж (внутренний) + Имидж (внешний). Имидж внутренний – это «то, как ты ведешь себя с подчиненными», и он должен адекватно отражать ваш психотип. Имидж внешний – это «то, как ты представляешь себя обществу», и здесь немалую роль играет ваш специалист по PR. Внешний имидж должен соответствовать вашему бизнесу.

Результат анализа трех основных частей бизнеса показывает, что его три кита имеют принципиальные различия. И можно с уверенностью утверждать: качественно выполнять работу по всем трем направлениям одному человеку не под силу. Более того, практика показывает, что каждое направление требует определенного исполнителя и при этом должны совпасть бизнес‑задачи и профессиональная пригодность человека, психофизиологические характеристики его психотипа. Соответственно для успешного ведения бизнеса необходимо наличие команды, в которой каждый участник по своим личностным характеристикам дополняет другого.

 

Как структурировать бизнес

 

Вопрос правильного структурирования бизнеса – вопрос его жизнеспособности. Выстраивать организацию можно как функционально, так и нефункционально. Впрочем, второй вариант в чистом виде возможен только при малой мощности бизнеса, на уровне самодостаточной команды. Неструктурированность предприятия большой мощности – разрушающий фактор, порождающий воровство, злоупотребления и т. д.

Кроме структурирования организации в целом важно структурировать бизнес‑команду, при этом можно выделить несколько уровней. Рассмотрим пять из них, на наш взгляд, основных.

Первый – это уровень собственников, которыми в современных условиях могут являться представители любого психотипа.

Вторым уровнем структурирования бизнес‑команд является уровень Экспертов. При этом идти можно двумя путями. В первом случае привлекают людей, способных к принятию стратегических решений (Предприниматель – ETNJ, Критик – INTP), и создают соответствующую должность, которую, как правило, называют «директор по развитию». Во втором случае привлекают специалистов по вопросам HR: Инициатор – ENFP или Наставник – EFNJ, которым дают статус директора по связям с общественностью (PR), менеджера по кадрам и т. д. Второй уровень структурирования помогает организовать работу людей, призванных решать стратегические вопросы и применять HR‑технологии.

Но настоящее построение команды начинается с третьего уровня – уровня Управителей. Существующая на сегодняшний день теоретическая база показывает, что функции Управителя лучше других выполняют представители двух психотипов: Маршала (ESTP) и Политика (ESFP). Их особенностью является то, что они способны к восприятию большого количества информации. Они и руководят, и выстраивают сложные управленческие схемы, причем на подсознательном уровне, не теряя контроля над ними.

Четвертый уровень построения команды – уровень Организаторов, решающих рутинные тактические ежедневные задачи. Наличие в формуле психотипа качеств (SJ) типично для Организаторов в чистом виде. Прежде всего это Администратор (ESTJ) и Энтузиаст (ESFJ). Кроме того, к Организаторам относятся Инспектор (ISTJ) и Хранитель (ISFJ). Они хорошо подойдут в качестве руководителей среднего звена, которое является основой структуры любого бизнеса.

Пятый уровень – это фундамент, самый низший самодостаточный уровень. Ему наиболее соответствуют представители психотипов Мастер (ISTP) и Посредник (ISFP). Фактически они на практике и стратеги, и тактики, и специалисты по HR.

На этом уровне и исполнители, и лица, принимающие решения вместе, одной командой решают и управленческие, и организационные, и исполнительские задачи.

 

Мощность бизнеса

 

Принципиальный вопрос для ведения бизнеса – его мощность. Различная мощность бизнеса предполагает свои организационные и управленческие решения, и в каждом случае привлекаются специалисты разного уровня.

 

Самодостаточный бизнес

 

Формула идеального бизнеса такова: его мощность должна быть адекватна способностям его менеджеров. В самодостаточном бизнесе в одних руках находятся управление, организация и экспертная оценка бизнеса.

Как в этом случае происходит управление? Через личностное влияние создаются и поддерживаются рациональные отношения, если менеджер – Мастер (ISTP), или эмоционально‑доверительные (дружеские, дипломатичные), если менеджер – Посредник (ISFP).

Как проводится организационный менеджмент? В основе процесса, направленного на безусловное достижение цели, лежат гибкое структурирование организационных функций и гибкий контроль за их выполнением, если менеджер Мастер (ISTP). У Посредника (ISFP) это происходит так же, но при большем влиянии внутренних эмоционально‑психологических факторов, что чревато неравномерностью в организации работы.

 

Малый бизнес

 

От руководителя малого бизнеса (ISJ) требуются два основных качества – прагматизм и строгая упорядоченность действий.

Оптимальные зоны малого бизнеса: стандартизованные и воспроизводимые процессы среднего технологического уровня. Например, малые предприятия сферы обслуживания численностью до 30 человек.

Управление в этом бизнесе подразделяется на «жесткое», если бизнес‑процесс мало зависит от человеческого фактора, и «мягкое», когда задействованы человеческие ресурсы (например, торговля, сфера обслуживания).

Управленческое и организационное воздействие строится на упорядоченном прагматизме, который позволяет довести все идеи до конкретного результата. При небольшом количестве работников с этим хорошо справляются представители двух психотипов (SJ) с интровертированной окраской: Инспектор (ITSJ) и Хранитель (IFSJ).

 

Средний бизнес

 

При увеличении размеров бизнеса и его мощности необходимо не просто воспроизвести стандартные технологические процессы, а организовать несколько таких процессов. Если основой малого бизнеса являются создание и поддержание в порядке технологических процедур, то в среднем бизнесе приходится иметь дело с организационными проблемами из‑за привлечения к работе значительно большего количества людей, то есть организационные процедуры преобладают над технологическими. В таких условиях главное качество для руководителя – упорядоченный прагматизм с акцентом на слове «упорядоченный». С управлением в среднем бизнесе хорошо справляются два типа менеджеров (с экстравертированной окраской): Администратор (ЕТSJ) и Энтузиаст (ЕFSJ).

 

Большой бизнес

 

Верхом организационной структуры является большой бизнес, в котором не только воспроизводят стандартизованные технологические процессы и организуют сразу несколько таких процессов, но и обеспечивают взаимодействие созданной структуры с окружающим миром со всеми вытекающими последствиями.

Как видим, на этом уровне организации бизнес выходит на внешнюю среду. Ограничений по масштабам и размерам управляемых структур практически нет. Главная задача управления в большом бизнесе – необходимость поддерживать организацию дела. Эффективное воздействие здесь – силовая сенсорика (об этом мы уже говорили выше), присущая Управителям – Политику (ESFP) и Маршалу (ESTP). Существование большого бизнеса без привлечения в бизнес‑команду Управителей невозможно в принципе.

В заключение можно сказать, что «бизнес как песня» возникает тогда, когда удается связать суть бизнеса, его вид, цель и его организационную сторону. Настоящий прорыв в ведении дел происходит при правильно выбранном направлении, подкрепленном хорошей организацией.

 

Вид бизнеса

 

Бизнес – многокомпонентная структура, работа которой подчинена одному – продаже продукта. Исходя из этого, выделяют три вида бизнеса: бизнес, сутью которого является производство материальных ценностей; бизнес, сутью которого является продажа готовых продуктов, товаров, оказание услуг; бизнес как создание творческих продуктов научного и художественного плана.

В первом случае в качестве основного ядра дела выступает жесткий технологический процесс, а роль человеческого фактора минимальна (например, промышленное производство в ВПК). В управленческом плане это епархия (ST) жестких менеджеров (хард‑менеджеров). В организационном плане это апофеоз организации, структуры, четкого разделения полномочий, компетенций, а также технологичного делегирования.

Второй вид бизнеса связан с большой ролью социальных связей и контактов – это сфера обслуживания, торговли.

Наиболее комфортно чувствуют себя здесь софт‑менеджеры с ядром (SF). Данный вид бизнеса представляет собой сферу управления в чистом виде, когда личностные качества более важны, чем организационные действия.

Наиболее сложными видами бизнеса с точки зрения структуры являются те, где создают научные и художественные идеи, интеллектуальные продукты. Основная задача такого бизнеса – эффективно разделить творческую и менеджерскую части, а это непросто. И главная роль здесь отводится экспертам, а не менеджерам.

В последних видах бизнеса эффективно работают люди психотипов с ядром NT или NF, то есть те, в структуре которых присутствует креативная функция N (интуиция). Именно эти предприятия потрясают мир своими бизнес– прорывами. На них создают принципиально новые продукты, выпускают высокорентабельные художественные творения (фильмы Голливуда, например). Но при всех возможных взлетах надо иметь в виду: если отсутствует хорошо отлаженная организационная оболочка, такой бизнес обречен. В целом подобные предприятия представляют собой квази‑бизнес; в котором важны не столько экономические показатели эффективности, сколько научный или художественный поиск в чистом виде. Рискованно? Да, но для настоящего предпринимателя этот бизнес представляет интерес.

Напомним еще раз: цель любого бизнеса – принцип «все на продажу!». И вся внутренняя инфраструктура бизнеса, о которой мы говорили, должна обслуживать этот принцип, а не наоборот!

 

Волны бизнеса

 

После того как определена суть бизнеса, предстоит выбрать ближайшую практическую цель. Есть бизнес, направленный на экспансию. И есть бизнес, направленный на стабильное развитие. Под стабильным развитием в данном случае понимается экономия. Совершенно стабильного состояния в бизнесе не бывает. Его развитие всегда происходит волнообразно: дело идет или на подъем, или на спад, который требует принятия оптимальных с точки зрения экономики решений. Какие характеристики имеет бизнес в своем развитии?

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...