Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии оценки качеств руководителя

 

Мы уже пришли к выводу, что идеального руководителя нет и быть не может. У каждого свои достоинства и недостатки. Так как же правильно оценить качества, присущие менеджеру? Прежде всего надо отметить: необходимые для управленческой деятельности свойства характера взаимоисключают друг друга. Например, способность мыслить стратегически и умение принимать тактические решения. Один человек, как правило, не владеет сразу и тем и другим. Так что же, для каждой задачи искать своего исполнителя? Оказывается, можно обойтись и без этого.

Жизнь очень многообразна в своих проявлениях, она и запутает, и подарит выход. Так, практика показывает, что между стратегией и тактикой нет абсолютной разницы. На определенных этапах работы организации тактические задачи могут превратиться в стратегические, и наоборот. То же самое можно сказать обо всех чертах характера руководителя любого уровня управления. Значит, речь может идти только о принципиальном соответствии управленца занимаемой должности.

Из множества качеств, необходимых менеджерам, практическая психология выделяет такие черты, как:

– воля, напористость;

– профессионально важным является также умение решать стратегические либо тактические задачи;

– кроме того, способность к фронтальному или иерархическому лидерству;

– умение устанавливать деловые контакты, проявлять деловую активность;

– организовывать людей, умение вести себя в конфликтной ситуации, достигать компромисса.

Постсоветская экономика отличается свойствами, присущими административно‑командной системе. Это не может не сказаться на соотношении типов людей, проявивших себя в качестве руководителей. Несомненно, преобладают те, кто склонен к тотальному контролю и волевому давлению.

А теперь остановимся более подробно на параметрах личности, которые необходимы, чтобы суметь организовывать работу людей и вести их за собой. Обратите внимание – они парные.

1. Умение быть тактиком – имеется в виду способность к выполнению преимущественно стандартных и краткосрочных программ – или стратегом, который умеет организовать работу на достижение долгосрочных целей, а также находить решение проблем, требующих неожиданного решения, нестандартного подхода.

2. Задатки лидера (фронтального или иерархического). Фронтальное лидерство позволяет человеку быть в гуще проблем, независимо от того, как к этому относятся другие. Такой лидер способен повести за собой толпу либо противопоставить себя ей, быть во главе нового научного направления и т. п. Иерархическое лидерство по сути противоположно фронтальному. Иерархический лидер устанавливает в коллективе иерархическую структуру и соответствующую систему отношений. При этом он оказывает волевое давление на людей.

3. Умение устанавливать деловой контакт. Способы налаживания деловых, производственных взаимоотношений различны: можно ориентироваться либо на человеческий фактор, либо на систему объективных показателей деловой активности.

4. Деловая активность зависит от установки индивида. Он может быть настроен либо на волевое преодоление преград и препятствий, либо на предвидение, заблаговременную предусмотрительность, позволяющую прогнозировать результат деловой активности. Люди последнего типа предпочитают избегать волевого давления.

5. Умение взаимодействовать с людьми зависит от того, к какому виду лидерства (фронтальному или иерархическому) склонен индивид. Человек первого типа при взаимодействии с людьми ориентируется на коллегиальность, выявление способностей партнеров, второго типа – на жесткий контроль и отношения безусловного подчинения («приказы начальства обжалованию не подлежат»).

В соответствии с этим параметром выделяют три типа поведения людей: конкурирующий, сотрудничающий, компромиссный. Первый тип характеризуется нацеленностью только на победу и не приемлет компромиссов, второй – стремится совместить интересы делового партнера со своими собственными, третий тип является промежуточным между конкурирующим и сотрудничающим.

6. Умение вести себя в конфликтной ситуации, способность к компромиссу. Стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость. Р‑психотипы (воспринимающие) в отличие от J‑психотипов (решающих) легко уходят от стрессов, переключаясь на другие мысли или занятия. По степени сопротивляемости стрессовым нагрузкам можно выделить четыре группы стрессоустойчивости (по В. Гуленко).

Стрессоустойчивые. Их преимущество в том, что они хорошо решают задачи в экстремальных условиях. Внезапное изменение ситуации мобилизует их, придавая новые силы. Способность эффективно действовать в стрессе накладывает на их темпераментные особенности дополнительную характеристику – эластичность.

Стрессотренируемые. Для них характерна постепенная адаптация к экстремальным условиям. Каждый из этой четверки проходит свою «школу выживания», повышая с каждым разом сопротивляемость стрессам. Дополнительно к темпераменту это качество можно охарактеризовать определением «вязкость».

Стрессотормозные. Они способны противостоять стрессу довольно длительное время, но с каждой новой стрессирующей волной их силы истощаются, и они меняют тактику противодействия на самоустранение, загоняя внутрь свои переживания. Они словно выстраивают внутри себя некий каркас. Дополнительная составляющая их рациональных темпераментов – кристалличность.

Стрессоранимые. Они хуже всех переносят стрессы, особенно внезапного характера. Несмотря на внешний стоицизм, у них всегда имеется плохо защищенная уязвимая точка и вместе с тем – потребность иметь прочную основу под ногами, внезапный удар по которой лишает их сопротивляемости. Втягивание в стрессовую полосу грозит им тяжелыми сомнениями, приводящими в итоге к внутреннему надлому. В их рациональных темпераментах неизменно присутствует такая составляющая, как монолитность.

7. Работа на достижение крупных производственных результатов может различаться способами: ориентацией на объективные либо личностные факторы.

Кроме того, есть и другие критерии, которые необходимо учитывать при оценке качеств руководителя.

8. Согласованность с общепринятыми и профессиональными нормами.

9. Мотивы.

10. Цели.

11. Отношение к закону.

12. Стратегия управленческой деятельности.

13. Ролевая позиция в команде.

Каждый психотип имеет собственный стиль руководства коллективом, которые можно объединить в четыре группы с базовыми стилями управления: менеджерский хард– и софт‑стиль, психологический и демократический.

Все шестнадцать типов личности имеют свои особенности в стиле руководства, которые отображены в их названии:

 

6.2. Административно‑управленческие характеристики психотипов

 

Представитель каждого психотипа, становясь руководителем, управляет по‑своему, в соответствии со своими качествами личности, поэтому приходится говорить о 16 стилях управления.

 

1. Маршал (ESTP) – руководитель‑боец

 

Может быть успешным менеджером, предпринимателем. Уверенный в своих силах человек. Обладает сильной волей сам и умеет быстро оценить волевые качества других. Выделяет людей в группы, вырабатывая к каждой определенное отношение: а) конфронтирующее; б) равнодушное; в) благожелательное; г) близкое, дружелюбное. Мастерски устанавливает соответствующую психологическую дистанцию. Информация о волевых качествах окружающих его людей облекается у него в конкретные логические планы, расчеты, проекты, диспозиции.

Умеет расставлять людей по местам в зависимости от их потенциальных способностей, необходимых для достижения главной цели. Результат его активной деятельности – это всегда сплоченная группа, повинующаяся его направляющей руке. Хорошо оценивает расстановку сил, сложившуюся ситуацию и в соответствии с этим гибко лавирует. В позиционной борьбе никогда не упускает инициативу, даже если применяет выжидательную тактику. Выбирает момент для решительных действий, при необходимости идет на разумный риск.

Взаимодействие с людьми строит в соответствии со своей склонностью к иерархическому лидерству. Кроме того, его лидерство – скрытое, теневое: он стремится быть как бы в стороне от событий, однако ничего не упускает из поля своего зрения. Открыто вмешивается в дело только в те моменты, когда необходимо повернуть события в нужное русло.

Установление делового контакта у человека этого психотипа имеет свои особенности. Для него большое значение могут иметь внешний облик человека, его одежда, а также манера себя вести и т. д. К людям, слабым физически, не развивающим себя и не закаливающим свою волю, относится критически.

Его отличает уважение к пробивным качествам человека. Прежде всего ценит устремленность к достижению цели, а не компетентность. Все эти факторы для него являются объективными критериями при установлении партнерских отношений.

Форма деловой активности характеризуется динамичностью, которая внешне не всегда заметна. Скорее наоборот, он выглядит неторопливым. На самом же деле только ждет подходящей для решительных действий ситуации. Его волевые качества возрастают пропорционально количеству преград. Азарт и напряженная борьба доставляют ему удовольствие, поддерживают интерес к жизни.

В конфликтных ситуациях он характеризуется конкурирующим типом поведения. С неохотой идет на компромисс, только при чрезвычайных обстоятельствах. Таким людям всегда нужна победа, любой ценой, иногда в ущерб этическим нормам и взятым на себя обязательствам. Определив уязвимые места у оппонента, приступает к активным действиям. Такая безоглядная жажда победы влечет за собой поражения как на деловом, так и на личном фронте.

Стремление подмять под себя окружение, навязать свою точку зрения другим часто приводит к столкновениям. Однако после этого больше переживают его оппоненты, чем инициатор столкновений. Он нечувствителен к тонкостям взаимоотношений, а выход из сложившейся напряженной ситуации видит либо в активизации деятельности, направленной на усиление своей позиции, либо в отказе от досадного контакта и поиске других деловых партнеров.

Ключевые характеристики:

1. Хорошо решает тактические задачи.

2. Иерархический лидер деловой направленности.

3. При установлении контакта учитывает объективные показатели.

4. Форма деловой активности ориентирована на волевое преодоление преград и препятствий.

5. Система взаимодействия с подчиненными предполагает административный контроль.

6. Относится к конкурирующему типу поведения. Стрессоустойчив.

7. Достигает больших результатов в деловой активности без учета человеческих взаимоотношений.

8. Склонен игнорировать этику в бизнесе. Считает, что цель оправдывает средства.

9. Мотивы: эгоизм, карьеристские планы, стремление к жизненному успеху.

10. Цель: собственная прибыль и успехи фирмы.

11. Отношение к закону: при возможности старается преодолеть правовые барьеры, опасно рискует.

12. Стратегия: хорошая ориентация в ситуации, нацеленность на благоприятные возможности для увеличения прибыли.

 

2. Политик (ESFP) – руководитель‑манипулятор

 

Руководитель такого типа умеет ловко манипулировать эмоциями других людей и за счет этого продвигаться к своей цели. Очень предприимчивый, склонный лидировать в избранной сфере деятельности. Как правило, Политику удается быстро подняться по служебной лестнице. Его интеллектуальные, психические ресурсы направлены преимущественно на обеспечение собственной безопасности, сохранение служебного статуса и достигнутого благополучия. Подчиненных он склонен рассматривать как средство в борьбе за власть.

Представители психотипа хорошо ориентируются в текущем моменте – поведение определяет ситуация. Их развитая ситуативная логика позволяет легко находить способы решения насущных задач. А реакция на то или иное событие в значительной степени зависит от эмоционального состояния.

Не любит подчиняться установленным правилам. Правила игры, на его взгляд, диктуют только сиюминутные обстоятельства, психологический и служебный статус человека, с которым приходится иметь дело, его проявившиеся и потенциальные возможности. Не последнее место в этом списке занимают соображения полезности и личной выгоды. Если человек оказывается не нужным в качестве партнера, легко разрывает с ним отношения, не считаясь ни с чем.

Он тонко чувствует нюансы взаимоотношений. Хорошо видит силу и слабость партнера или подчиненного. Запоминает его промахи и может полученную информацию взять на вооружение, чтобы вовлечь в планируемые мероприятия. Владеет своими эмоциями, использует их как инструмент воздействия. Умеет командовать, оказывать волевое давление. Может успешно применять и методы убеждения.

Характерной особенностью Политика является стремление распространять свое влияние вширь. Старается избавиться от людей, подвергающих сомнению целесообразность его поступков, рациональность решений. Болезненно переносит критику в свой адрес. Если такой человек возглавляет маленький коллектив, то чревато перенасыщением рабочей атмосферы бурными, часто отрицательными эмоциями, срывами ритма работы.

В большом коллективе его эмоциональное воздействие будет проявляться в значительно меньшей степени. Впрочем, иногда умение так влиять на людей, заряжать их может идти на пользу делу. Например, кома организация стоит на пороге больших перемен.

Ключевые характеристики:

1. Склонен к решению тактических задач.

2. Способен адекватно проявить себя в роли фронтального лидера.

3. Способ установления делового контакта основан на субъективном факторе.

4. Форма деловой активности имеет ярко выраженный эмоциональный характер: ориентирована на защиту имеющихся достижений.

5. При общении с людьми создает свободную, раскованную атмосферу; установка на коллегиальность.

6. Относится к конкурирующему типу поведения с элементами компромиссного типа. Стрессотренируемый.

7. Достигает больших результатов за счет эпизодически проявляемой бурной активности и умелого манипулирования людьми.

8. Может проигнорировать этику в бизнесе.

9. Мотивы деятельности: эгоизм, прибыль.

10. Цель: успех организации любой ценой.

11. Отношение к закону: правовые барьеры может переступать, но делает это без криминала.

12. Стратегия: полная свобода управления; максимально возможная эксплуатация потенциальных возможностей человека.

 

3. Мастер (ISTP) – руководитель‑патерналист

 

Руководитель, относящийся к этому психотипу, как правило, задается вопросом: сможет ли подчиненный выполнить возложенную на него задачу, соответствует ли она его способностям, уровню умений и навыков? При этом Мастер стремится помогать каждому. Прежде всего он выявляет разрыв между проявившимися показателями мастерства и возможными, а во‑вторых, делает все, чтобы существенно повысить показатели производительности труда работника и качество выпускаемой продукции.

Мастер стремится координировать свою деятельность с работой коллег, определяет задачи, выдвигает и поддерживает интересные идеи и начинания. Он – сторонник коллективизма, стремится создать стимулирующую творческую атмосферу, чтобы люди получали удовольствие от работы вместе.

Склонен решать задачи тактического характера, что обусловлено практической направленностью склада его личности. Сторонник активного предупреждения и устранения ситуаций, которые чреваты физическим и эмоциональным дискомфортом. Поэтому особое значение придает условиям, в которых работает сам и его подчиненные. Всегда ладит с начальством.

Обладает развитым эстетическим вкусом и основополагающим в любом деле считает гармоничное соединение красоты и практичности. На это направлен его творческий потенциал. Он как никто другой способен выпускать качественную продукцию в хорошем оформлении, максимально соответствующую потребностям людей.

Мастер тщательно продумывает все этапы выполнения работы. Прежде чем приступить к ней, проверяет наличие необходимых инструментов, материалов, документации. Рационально использует имеющиеся ресурсы. В ходе трудового процесса последователен, логичен. Всегда доводит начатое до конца, невзирая на трудности.

Ему присуща склонность к иерархическому лидерству, но не явно выраженная. Не стремится к высшим ступеням власти, предпочитает золотую середину. Мастер старается управлять не за счет волевого давления, а с помощью экономических методов. Ему не хватает масштабности, постановки крупных целей, способности идти на риск. Поэтому Мастер более всего подходит для управления малыми и средними предприятиями.

Способ установления делового контакта – благожелательная холодность. В общении обычно неэмоционален, хотя его видят всегда с вежливой улыбкой. Старается оценивать другого не по отдельным параметрам, а целиком.

Для достижения совместной цели стремится создать доверительные отношения с партнером, доказать ему свою надежность и всегда четко выполняет взятые обязательства.

Деловая активность ориентирована на текущую ситуацию и логику фактов. Определяющий мотив – приспособляемость к обстоятельствам. Личностные мотивации людей на втором месте. Правильный образ действий подсказывает сама реальность, а не имеющееся предписание.

Тяготеет к компромиссному типу поведения, но может в равной мере и конкурировать, и сотрудничать, заключать компромиссные сделки – все в зависимости от обстоятельств. Если уверен в правильности своей точки зрения, будет отстаивать ее. В случае возникновения недоразумений руководствуется кодексом чести, пытается разрешить проблему, не обращаясь в официальные инстанции.

Ключевые характеристики:

1. Хорошо решает тактические задачи.

2. Иерархический лидер практической направленности.

3. При установлении контакта учитывает особенности человека.

4. Деловая активность ориентирована на выявление и использование интеллектуальных ресурсов.

5. Система взаимодействия с подчиненными основана на принципе патернализма, отеческой заботы.

6. В конфликтной ситуации может с одинаковым успехом конкурировать, сотрудничать, идти на компромиссы – в зависимости от поставленной задачи. Стрессоустойчив.

7. Добивается высоких результатов за счет того, что вызывает заинтересованность коллектива в достижении цели. Склонен к авторитарным методам, но применяет их в мягкой форме. Соблюдает должностную иерархию.

8. Отношение к этическим нормам: руководствуется общепринятыми нормами поведения.

9. Мотивы: преуспевание только в границах этических норм, придерживаясь этики долга.

10. Цель: собственная прибыль и успехи фирмы.

11. Отношение к закону: деловая активность строго в рамках закона.

12. Стратегия: ориентация на традиционную систему ценностей. Руководители‑патерналисты берут на себя решение этических проблем своих работников.

 

4. Посредник (ISFP) – руководитель‑дипломат

 

Человек этого типа общителен и дружелюбен. Использует любую возможность для налаживания дружеских отношений. Проявляет искренний интерес к тем, кто отвечает ему взаимным расположением. Испытывает потребность помогать другим.

Многие вопросы предпочитает решать на неофициальном уровне. Для этого организует доверительные встречи. Этим он компенсирует неумение управлять ситуацией только административными методами. Улавливает малейшие нюансы при взаимодействии с людьми. Не упускает даже мельчайших деталей, так как из опыта знает: все может повлиять на ход событий. В действиях опирается на свою хорошую осведомленность: всегда в курсе сплетен, пересудов, поэтому знает, как на кого воздействовать. В нем сильно стремление решать запутанные вопросы неофициальным путем – это стержневая линия поведения и главный организующий принцип взаимодействия с коллегами и подчиненными. Предпочитает общаться с ними на основе доверия, без этого чувствует себя неуютно. Старается действовать методами убеждения. Своей целью видит гармонизацию отношений в коллективе. Эмоционально зависим. Это свойство определяют альтруистические и коммуникативные потребности его личности.

Продуктивно работает в условиях, когда нет спешки, не нарушен привычный ритм жизни. Руководитель‑Посредник избегает рискованных проявлений деловой активности, не рвется к власти, не злоупотребляет ею. Связано это с тем, что его интересы выходят далеко за рамки профессиональной деятельности. Свою значимость представители этого психотипа хотят ощущать не только на работе, но и за ее пределами.

Любой конфликт для него – источник стресса, даже если он не является его участником. В конфликтной ситуации готов уступить. Такие уступки порой вредят как интересам работников отдельных подразделений, так и бизнесу в целом. В результате он может потерять уважение коллектива.

Характерная черта – стремление улучшить моральное состояние подчиненных, установить в коллективе хорошие личные взаимоотношения, сформировать чувство причастности каждого работника к общему процессу. Такой стиль более всего пригоден для руководства группой, все члены которой имеют достаточную квалификацию, дисциплинированны и подходят к делу ответственно.

Ключевые характеристики:

1. Хорошо решает тактические задачи.

2. Может адекватно проявить себя в роли фронтального эмоционального лидера.

3. Способ установления контакта ориентирован на личностные факторы.

4. Деловая активность выражается в предусмотрительности, недопущении рискованных шагов.

5. Взаимодействие с подчиненными строится в соответствии с принципом коллегиальности. Ведется поиск эмоциональной связи.

6. Компромиссный тип поведения. Способен на активное сотрудничество, если взаимодействует с инициативным в этом отношении партнером. Стрессотренируемый.

7. Свою деятельность согласует с общепринятыми этическими и профессиональными нормами поведения.

8. Достигает больших результатов за счет создания благоприятного психологического климата в коллективе.

9. Мотивы: добродетельные намерения, приверженность к этическим ценностям.

10. Цель: прибыль в рамках, допустимых этикой.

11. Отношение к закону: закон всегда соблюдается, как и этические нормы.

12. Стратегия: берет на себя функции лидера в решении этических проблем.

 

5. Администратор (ESTJ) – руководитель‑администратор

 

Хороший организатор, обладает практической сметкой и хваткой. Умеет держать намеченную линию поведения и устранять барьеры, мешающие работать, а также вовлекать подчиненных в творческий труд. При этом склонен постоянно давать указания, инструктировать и проверять выполнение работы.

Хорошо умеет решать тактические задачи – такова специфика его мышления, направленного на анализ фактов, событий, поступков. В потоке информации находит то, что может быть полезным для дела. Часто выдвигает новые предложения по более рациональному использованию материальных и интеллектуальных ресурсов. Составляет планы на постепенное, эволюционное развитие предприятия, постоянно совершенствует все элементы бизнес‑процесса.

Придерживается традиционных ценностей, включая этические нормы. Добивается значительных успехов в стабильных структурах и с трудом справляется с управлением сложными, изменчивыми организациями.

Тщателен и аккуратен. Хорошо работает с деловой документацией. Ответственно относится к поручениям. При необходимости остается после работы без указаний сверху. На деловые встречи, как правило, не опаздывает. Очень не любит невыполненных обещаний.

Требовательность к подчиненным совмещается со стремлением создать им комфортные условия работы, устранить препятствия, мешающие их эффективной деятельности. Только в этом случае он считает, что имеет право проявлять требовательность, чем выгодно отличается от руководителей других типов.

Иерархический лидер. Опасается риска. Консервативен, привержен испытанным методам и формам работы. При достижении новых целей использует старые связи и контакты. В работе ориентируется на образцы, которые ранее положительно зарекомендовали себя на практике. Негативно воспринимает критику в свой адрес.

Администратор тратит много сил и времени на развитие плодотворных контактов. Со всеми строит отношения на основе кодекса чести. Ярый противник обмана, лжи, двуличия. «Быть нечестным – невыгодно», – считает он. В служебных отношениях для него характерно ровное общение, хотя тяготеет к тому, чтобы влиять на окружающих, контролировать их мысли и поступки.

Старается быть в гуще событий, иметь широкий круг знакомств, которые служат для него источником разнообразной информации. Но близких друзей у него немного, в межличностных отношениях отличается эмоциональной невовлеченностью.

По каждому вопросу он имеет особое мнение. Готов спорить на любые темы, даже если не вполне компетентен в них. Старается согласовывать свои интересы с интересами партнера, однако поиск компромисса для него труден. Во время переговоров часто горячится, упорно доказывая свою правоту. Склонен преувеличивать отрицательные последствия и недочеты какого‑либо мероприятия. Очень дорожит своей репутацией. Именно на этой основе возможен поиск компромисса с ним.

Ключевые характеристики:

1. Хорошо решает тактические задачи.

2. Лидер в иерархически организованной системе.

3. При установлении взаимоотношений основывается на объективных показателях.

4. Деловая активность направлена на устранение препятствий, всего того, что мешает нормальной производственной деятельности.

5. Система взаимодействия с подчиненными предполагает контроль.

6. Его стиль поведения – сотрудничающий с элементами конкурирующего. Стрессоранимый.

7. Результаты работы ценит выше сложившихся человеческих отношений.

8. Отношение к этическим нормам: считает, что управленческие решения обязательно должны опираться на принятые правила игры.

9. Мотивы: намерения самые хорошие, однако то, как принятые решения отразятся на других, в расчет не принимает.

10. Цель: прибыль в рамках закона.

11. Отношение к закону: предпочитает строгое следование установленным законодательным нормам.

12. Стратегия: полная свобода управления в рамках закона.

 

6. Энтузиаст (ESFJ) – руководитель‑компаньон

 

Компаньон хорошо работает в атмосфере сплоченного коллектива, поэтому стремится создать на рабочем месте атмосферу сотрудничества, поддерживает со всеми дружеские отношения. Он склонен отождествлять себя с организацией, остро переживает ее неудачи и всегда радуется успехам.

В случае психологической уязвимости, неуверенности в себе старается найти в структуре коллектива место, которое обеспечивало бы безопасность. Более сильные и уверенные в себе личности проявляют ярко выраженное стремление к доминированию, но и при этом поддерживают хорошие взаимоотношения с подчиненными.

Такие руководители обладают способностью быстро принимать решения. Берутся за работу засучив рукава, без промедления, побуждая к этому и подчиненных. Могут самостоятельно, без команды свыше, взяться за самую рутинную работу, если считают, что это нужно. Они незаменимы при разгребании завалов.

Энтузиаст энергичен, но в условиях жесткой конкуренции не выдерживает гонки. Ему не хватает видения перспективы, он утопает в мелочах. Опасаясь что‑то упустить из виду, бывает суетлив. Несмотря на свой компанейский характер, предпочитает, чтобы его указания и просьбы выполнялись без обсуждения, иначе возможны конфликтные ситуации. С начальством осторожен, хотя в критических ситуациях способен пойти на обострение. Уважает людей самостоятельных, способных отстоять свою точку зрения, проявить характер вне зависимости от ранга. Наиболее эффективен в качестве руководителя подразделения.

Ключевые характеристики:

1. Умеет решать тактические задачи.

2. Хорошо проявляет себя в качестве фронтального лидера. Способен увлечь других.

3. Способ установления делового контакта в значительной степени зависит от эмоционального состояния и ценностных установок.

4. Настойчив в достижении цели, при этом старается успешно обходить препятствия и возможные осложнения во взаимоотношениях.

5. Отношения с подчиненными строит на эмоциональной основе.

6. В сотрудничестве сторонник взаимной выгоды. Иногда отличается конкурирующим стилем поведения. Стрессотормозной.

7. Достигает больших результатов за счет энергичности, правильной мотивации и манипулирования отношения.

8. Ценность этических принципов для него относительна, может менять правила игры.

9. Мотивы: и благие намерения, и корыстные побуждения.

10. Цель: получение прибыли.

11. Отношение к закону: предпочитает чтить закон.

12. Стратегия: полная свобода управления в рамках закона.

 

7. Инспектор (ISTJ) – руководитель‑инструктор

 

Как известно, при инструктаже знакомят с теми или иными командами, приказами и т. д., а затем требуют их неукоснительного выполнения. Таково и поведение

Инспектора. Он и только он определяет роли инструктируемых, а также – что, когда, где и при каких условиях должно выполняться.

Епархия Инспектора – задачи технического характера. Умеет получать хорошие практические результаты. При достижении намеченного свою главную задачу видит в том, чтобы устранять опасную нестабильность, которая может вызвать сбои в работе предприятия. Он не любит смелых новаций, а дела, связанные с риском, его просто пугают.

Определять перспективу, новый этап в развитии событий – не для него. Не любит фантазий и импровизаций, безоглядных проектов. Трезвый реалист. Одержим конкретной идеей, ее воплощением в жизнь. Он тщательно продумывает все детали начатого дела, то, как лучше его организовать и распределить функциональные обязанности, – словом, старается учесть все, а потом держит выполнение порученного под контролем. Двусмысленных ситуаций не любит, даже неприятная определенность для него предпочтительнее неизвестности.

Главный инструмент осмысления воспринимаемой им информации – владение конкретной логикой. Отличается большой глубиной подхода к рассматриваемому вопросу, всегда докапывается до сути. Выстраивает иерархические структуры, умеет выбрать из существующих подходов самый проработанный, чтобы применить его на практике.

Не отличается быстротой исполнения намеченного, ему всегда требуется время для подготовки, особенно в ситуациях, где не выработан стереотип поведения. Поэтому Инспектор не любит собраний, где возможен интенсивный обмен информацией, если у него нет уверенности, что все пройдет по задуманному сценарию.

Результаты наработок Инспектора служат основой инструкций, постановлений и распоряжений. Для него главное – порядок, инструмент для его наведения видит в волевом нажиме (административное давление, уговоры, дискредитация). Требователен, нетерпим к безволию, недобросовестности. Сторонник сплоченности и организованности. Очень целеустремлен, настойчив и последователен. Ответственно относится к поручениям. Бескомпромиссен.

Всегда старается доминировать, занимая высокое положение в социальной и производственной иерархии, может проявить диктаторские наклонности. В качестве руководителя невысокого ранга придерживается субординации, устанавливает порядки только на своем участке работы.

Если есть возможность, то большую часть рабочего времени проводит в разговорах, в том числе и по телефону. Но не испытывает потребности быть близким к людям, старается избегать дружеского общения с подчиненными. При установлении делового контакта ориентируется на объективные критерии. Людей оценивает по конкретным результатам их деятельности (работоспособности, исполнительности, отношению к делу) независимо от личных симпатий и антипатий. Стремится повышать уровень своей компетентности и ожидает того же от других. В противном случае предпочитает избегать делового партнерства.

Свое несогласие открыто не выражает, если ситуация складывается не в его пользу. Применяет метод распыления сил противника, переманивая его на свою сторону. Достигает цели, используя стратегию сжимающегося железного обруча.

Ключевые характеристики:

1. Хорошо решает тактические задачи.

2. Ярко выраженный иерархический лидер.

3. При установлении делового контакта ориентирован на объективные критерии, избегает эмоциональных оценок.

4. Деловая активность выражается в настойчивости, целенаправленности, учете мельчайших деталей дела.

5. Отношения с подчиненными строятся по схеме «инструктор – инструктируемые». Самодеятельность и инициатива не поощряются.

6. Конкурирующий тип поведения. Стрессоранимый.

7. Добивается больших результатов за счет создания совершенных организационных структур, основанных на контроле. Человеческий фактор не принимает во внимание.

8. Приверженец соблюдения принципов этики в бизнесе только на словах.

9. Мотивы: эгоизм.

10. Цель: прибыль и успех организации через планомерную, последовательную работу.

11. Отношение к закону: законопослушен, вооружается юридическими знаниями, чтобы не попасть впросак.

12. Стратегия: максимальное внимание к производству, минимальное – к человеческому фактору.

 

8. Хранитель (ISFJ) – руководитель‑морализатор

 

Основа морализаторства – в критическом отношении к поступкам людей, которые, по мнению поучающего, не соответствуют установленным нормам. Руководитель‑морализатор умеет правильно оценить человека, войти к нему в доверие, вникнуть в беспокоящую проблему и дать полезный совет этического характера. Однако все это при одном условии – человек должен соответствовать его представлениям о нравственных устоях, чувстве долга.

Хранитель критически настроен не только по отношению к другим, но и к самому себе. Он уделяет значительное внимание анализу своих способностей, часто их недооценивает. Поэтому избегает брать на себя всю полноту ответственности, предпочитает разделить ее с кем‑нибудь другим. Умеет решать задачи тактического характера. Опасается рискованных дел, стремится предотвращать неожиданную, резкую смену событий. При кризисной ситуации длительное время колеблется в принятии решения.

Руководитель такого типа имеет задатки иерархического лидера, способного устанавливать строго определенную систему ценностей и соответствующую структуру отношений. Стремится обеспечить стабильность установившихся эмоциональных связей. Достаточно легко определяет неформального лидера в коллективе, умеет на него опереться для поддержания стабильности. Стимулирует работу подчиненных, взывая к их чувству долга путем призывов соблюдать трудовую дисциплину, не подрывать авторитет коллектива, проявлять патриотизм и т. д. и т. п.

Своевременность действий для него – важный фактор спокойствия и уверенности в себе. Если непредвиденный исход становится свершившимся фактом, проявляет способность к решительным мерам, требующим мобилизации волевой активности и собранности. Принципиален. Бескомпромиссно отстаивает свои интересы и интересы коллектива.

Ключевые характеристики:

1. Склонен решать тактические задачи.

2. Иерархический лидер.

3. При установления делового контакта ориентирован на личный фактор. Демонстрация объективности носит формальный характер.

4. Форма деловой активности – о<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...