Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция .3. Состав и структура элементов экономических информационных систем

В процессе исследования и разработки ЭИС необходимо вы­делять отдельные ее части и элементы с целью учета особеннос­тей их использования на этапах создания и эксплуатации. В соот­ветствии с этим выделяют функциональную и обеспечивающую части ЭИС. Состав этих частей регламентируется ГОСТом и дру­гими руководящими и методическими материалами по созданию ЭИС.

Функциональная часть ЭИС, реализующая экономико-орга­низационную модель управления объектом, состоит из комплек­са административных, организационных и экономико-математи­ческих методов, обеспечивающих решение задач планирования, учета и анализа показателей для принятия управленческих ре­шений.

Функциональная часть содержит ряд подсистем, конкретный состав которых зависит от особенностей той или иной ЭИС. Эти подсистемы выделяются в соответствии с конкретными целями и включают в себя комплексы или конкретные задачи, решаемые в процессе функционирования ЭИС.

Обеспечивающая часть ЭИС представляет собой комплекс взаимосвязанных средств определенного вида, состоящих из ин­формационного, лингвистического, технического, программно­го, математического, организационного, правового и эргономи­ческого обеспечения.

Информационное обеспечение ЭИС включает в себя систему классификации и кодирования информации, систему норматив­но-справочной документации, оперативную документацию, сис­тему организации, ведения, хранения, внесения изменений в нормативную документацию, а также массивы данных на технических носителях.

Всю информацию ЭИС подразделяют на входную, выходную и промежуточную. Входную информацию составляют исходные данные для решения задач ЭИС, в том числе первичные, норма­тивно-справочные и промежуточные. Выходная информация представляет результат решения задач и используется для реше­ния других задач ЭИС как входная.

Входная и промежуточная информация составляет информа­ционную базу ЭИС, которая содержит данные, необходимые для управления объектом, и призвана обеспечивать регулярную и эф­фективную реализацию функций ЭИС.

При разработке информационного обеспечения выполняют­ся следующие основные работы: предпроектное обследование, разработка технического и рабочего проектов, подготовка норма­тивно-справочной информации (НСИ) и формирование инфор­мационной базы ЭИС.

Исходными данными для создания информационного обес­печения ЭИС являются материалы предпроектного обследова­ния, содержащие сведения о существующей системе управления, системе документооборота, действующих классификаторах, тех­нико-экономической информации, нормах и нормативах, систе­ме первичных документов, а также требования к системе кодиро­вания, классификации и информационной базе, определяемые задачами управления.

Лингвистическое обеспечение ЭИС представляет собой сово­купность языковых средств, используемых в ЭИС, а также пра­вил формализации естественного языка при общении персонала с вычислительными средствами в целях повышения эффектив­ности машинной обработки информации. Лингвистическое обеспечение призвано облегчить общение человека с ЭВМ.

Лингвистическое обеспечение ЭИС содержит следующие

элементы:

• информационные языки для описания структурных единиц информационной базы ЭИС (документов, показателей, реквизи­тов и др.);

• языки управления и манипулирования данными информа­ционной базы ЭИС;

• языковые средства информационно-поисковых систем;

• языковые средства систем автоматизации проектирования

ЭИС;

• диалоговые языки специального назначения и другие

языки;

• системы терминов и определений, используемые в процессе разработки и функционирования ЭИС.

Техническое обеспечение ЭИС включает весь комплекс техни­ческих средств (технические средства сбора, регистрации, пере­дачи, обработки, отображения, размножения информации, орг­технику и др.), обеспечивающих работу ЭИС. Центральное место среди всех технических средств занимает ЭВМ.

Структурными элементами технического обеспечения явля­ются технические средства, методические и руководящие мате­риалы, техническая документация и персонал.

В состав технических средств включаются средства сбора и регистрации информации, ввода, обработки и вывода информа­ции, подготовки данных, средства передачи данных и линии связи, средства диспетчеризации и устройства автоматического съема информации, средства оргтехники и другое вспомогатель­ное оборудование.

Методические и руководящие материалы делятся на следую­щие три части: общесистемные методические материалы, специ­ализированные руководящие технические материалы и норма­тивно-справочные документы. В состав общесистемных методи­ческих материалов входят государственные и отраслевые стан­дарты, относящиеся к техническому обеспечению ЭИС, а также ГОСТы единой системы конструкторской и технической доку­ментации. В состав специализированных руководящих техничес­ких материалов входит комплекс взаимоувязанных методик по всем этапам разработки комплекса технических средств (предва­рительный выбор, выбор средств сбора и регистрации данных, средств обработки и накопления информации, средств представ­ления данных и др.).

В состав персонала включаются разработчики периферийных средств, систем телеобработки данных, организационно-техни­ческого обеспечения, смежных частей проекта, а также монтажно-наладочный, эксплуатационный и обслуживающий персонал.

Программное обеспечение ЭИС представляет собой совокуп­ность программ, позволяющих осуществлять функционирование комплекса технических средств и реализующих решение задач в Различных ЭИС.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические Материалы по применению средств программного обеспечения.

К общесистемному программному обеспечению относятся операционные системы вычислительного комплекса, предназна­ченные для расширения функциональных возможностей ЭВМ, автоматизации планирования очередности вычислительных ра­бот, контроля и управления процессом обработки данных, а так­же автоматизации работ программистов.

Специальное программное обеспечение представляет систе­му программ в целях реализации необходимых функций управле­ния в рамках разрабатываемой ЭИС математических и организа­ционных моделей. Оно включает пакеты прикладных программ, осуществляющих организацию и обработку данных.

Инструктивно-методические материалы являются техничес­кой документацией по программному обеспечению.

Математическое обеспечение ЭИС включает совокупность ма­тематических методов, моделей и алгоритмов для решения задач управления и обработки информации. Математическое обеспе­чение делится на средства математического обеспечения, техни­ческую документацию, персонал и методы выбора математичес­кого обеспечения ЭИС.

К средствам математического обеспечения относятся сред­ства моделирования процессов управления, типовые задачи уп­равления, методы многокритериальной оптимизации, методы математического программирования, методы математической статистики, методы теории массового обслуживания и др.

Техническая документация по данному виду обеспечения ЭИС содержит описание задач, задание на алгоритмизацию, эко­номико-математическую модель задачи, тестовый и контроль­ный примеры.

Персонал составляют специалисты по организации управле­ния объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам и др.

К методам выбора математического обеспечения ЭИС отно­сятся методы определения типа задач, методы оценки вычисли­тельной сложности алгоритмов и методы оценок допустимых отклонений получаемых решений от оптимальных.

Организационное обеспечение ЭИС представляет собой сово­купность методов и средств, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования ЭИС. Организацион­ное обеспечение реализует следующие функции:,

• анализ существующей системы управления и формулировку направлений повышения ее эффективности;

• выбор направлений совершенствования существующей сис­темы управления;

• выбор и постановку задач управления, повышающих эф­фективность разрабатываемой системы;

• формулировку требований к комплексу технических средств для решения выбранных задач;

• разработку организационных решений по составу, структу­ре, организации и методологии решения задач управления в ЭИС, по составу рабочих процедур и предписаний о порядке их выполнения;

• внедрение методов решения задач управления.

Базой для определения принципов создания организацион­ного обеспечения служат результаты предпроектного обследова­ния и выводы о необходимости совершенствования существую­щей системы управления путем внедрения ЭВМ.

Организационное обеспечение включает совокупность мето­дических и руководящих материалов по различным стадиям раз­работки и внедрения ЭИС (предпроектное обследование, выбор автоматизируемых задач, их внедрение и др.). В состав средств входит описание постановок экономических задач, пакетов прикладных программ, организационной структуры объекта уп­равления и др.

К технической документации относятся техническое задание на разработку ЭИС, ее технико-экономическое обоснование, технические документы по стадиям разработки и внедрения ЭИС. Персонал включает специалистов по разработке и обеспе­чению функционирования ЭИС, в том числе и внутри функцио­нальных подразделений объекта управления.

Правовое обеспечение ЭИС представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих отношения при создании и внедрении ЭИС и определяющих правовой статус результатов ее Функционирования.

Правовое обеспечение этапов разработки ЭИС включает нор­мативные акты, связанные с договорными отношениями разра­ботчика и заказчика в процессе создания ЭИС, с правовым регу­лированием различных отклонений в ходе этого процесса, а

также с реализацией процесса разработки ЭИС различными ви­дами ресурсов.

Правовое обеспечение этапа функционирования ЭИС вклю­чает:

• статус системы в конкретных секторах экономики, правовое положение о компетенции звеньев ЭИС и организации их дея­тельности;

• права, обязанности и ответственность персонала ЭИС;

• правовое положение отдельных видов процесса управления

в ЭИС;

• порядок создания и использования информации в ЭИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обра­ботки;

•методы получения и использования ЭВМ и других техни­ческих средств;

• порядок создания и использования математического и прог­раммного обеспечения.

Правовое обеспечение подразделяется на общую часть (нор­мативные акты), регулирующую вопросы организации и функ­ционирования всех ЭИС определенного вида, и на локальную часть, регулирующую специфические вопросы организации и функционирования конкретных ЭИС.

Эргономическое обеспечение ЭИС представляет собой совокуп­ность методов и средств, используемых на разных этапах разра­ботки и функционирования ЭИС и предназначенных для созда­ния оптимальных условий для высокоэффективной и безоши­бочной деятельности специалиста в ЭИС, а также для ее быст­рейшего освоения.

В состав эргономического обеспечения ЭИС входят:

• комплекс различной документации, определяющей форму­лирование эргономических требований к рабочим местам, ин­формационным моделям и условиям деятельности персонала, а также выбор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществление эргономической экспертизы уровня

их реализации;

• комплекс методов, учебно-методических документов и тех­нических средств, реализующих формулирование требований к

уровню подготовки персонала, а также формирование системы отбора и подготовки персонала ЭИС;

• комплекс методов и методик, повышающих эффективность деятельности персонала в ЭИС.

При проектировании ЭИС выполняются следующие работы по учету эргономических факторов:

• определяется степень участия человека в системе, формиру­ются требования к представлению информации (периодичность, допустимое запаздывание и др.);

• определяются условия окружающей среды;

• разрабатываются технология и информационные модели деятельности персонала;

• определяются компоновка и общие виды рабочих мест;

• регламентируются порядок взаимодействия операторов, временная загрузка персонала, эффективность и надежность сис­темы с учетом эргономических факторов;

• разрабатываются содержание сообщений, структура диало­га, способы получения, сбора и представления информации, а также организации эксплуатации и технического обслуживании технических средств и т. п.

В зависимости от целей исследования или проектирования ЭИС функциональные и обеспечивающие подсистемы могут подвергаться дальнейшему делению вплоть до элементарных час­тей — элементов ЭИС. Так, например, функциональные подсис­темы могут разделяться на комплексы задач, задачи, отдельные расчеты, технико-экономические показатели и т. д. Программное обеспечение может быть разделено на общесистемное и специ­альное, а те, в свою очередь, делятся на отдельные программы, программные модули, операторы и т. д.

Глубина разделения ЭИС на части, а следовательно, состав и содержание элементов могут быть различными в зависимости от Целей и критериев функционирования ЭИС. Кроме того, состав элементов при прочих равных условиях существенно зависит от сферы действия ЭИС. Так, например, состав элементов ЭИС предприятия существенно отличается от ЭИС корпорации или концерна, имеются также различия в составе элементов ЭИС предприятия машиностроения от ЭИС транспортного предприя­тия, предприятия связи и т. д.

Процесс выделения в функциональной части ЭИС отдельных самостоятельных подсистем (элементов) называется ее декомпо­зицией.

Основными принципами декомпозиции являются:

• относительная самостоятельность выделенных подсистем;

• минимизация состава включенных в подсистемы элемен­тов;

• наличие одного или нескольких локальных критериев, спо­собствующих оптимизации режима работы каждой подсистемы и согласующихся с глобальным критерием ЭИС.

Декомпозиция функциональной части ЭИС базируется на определенных подходах. Наиболее широко используются два подхода: структурный и функциональный, связанные с действи­ем соответственно местного и функционального принципов управления.

При первом подходе декомпозиция осуществляется исходя из структурной организации объекта управления, т.е. подсистемы выделяются в соответствии с конкретными подразделениями и службами, существующими на объекте управления.

Во втором подходе в основу выделения подсистем закладыва­ется один или несколько признаков, характеризующих функции управления. К ним относятся фазы управления (планирование, учет, контроль, анализ, регулирование, нормирование и др.), пе­риоды (циклы) управления, уровни управления, вид управляемо­го ресурса, функциональная сфера управления и др.

Создание и функционирование ЭИС в управлении экономи­кой базируются на применении информационных технологий.

Информационная технология — это процесс, использующий сово­купность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных технологическим процессом по сбору, хранению, обработке, выводу и распространению ин­формации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и опера­тивности.

Совокупность методов и производственных процессов эко­номических информационных систем определяет принципы, приемы, методы и мероприятия, регламентирующие использова­ние программно-технических средств для обработки данных в предметной области.

Под информационными ресурсами понимается совокупность данных, представляющих ценность для предприятия (фирмы) и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относят­ся файлы и базы данных, документы, тексты, графика, знания, аудио- и видеоинформация.

Цель применения информационных технологий - снижение трудоемкости использования информационных ресурсов, на ос­нове которых вырабатываются оптимальные управленческие ре­шения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспе­чения ее актуальности и получения новых форм информацион­ной поддержки деятельности аппарата управления различных предприятий и фирм.

Информационные технологии, применяемые в экономике и управлении, подразделяются в основном на две принципиальные группы:

• предметные информационные технологии, автоматизирую­щие решение различных прикладных задач;

• информационные технологии общего назначения, являю­щиеся базовым инструментарием для автоматизации процессов обработки экономической информации.

С помощью предметных информационных технологий реша­ются конкретные задачи, автоматизирующие деятельность ра­ботников в различных областях экономики в рамках автомати­зированных рабочих мест (АРМ).

АРМ представляет собой рабочее место различных работни­ков, оборудованное ПЭВМ и предметно-ориентированными па­кетами прикладных программ на основе общей информацион­ной базы. Примерами их являются: АРМ бухгалтера, АРМ статистика, АРМ налоговика, АРМ менеджера и т.д.

С помощью информационных технологий общего назначе­ния, применяемых в разных предметных областях экономики, реализуются следующие основные функции:

• автоматизация отдельных расчетов;

• хранение данных;

• организация документооборота;

• налаживание коммуникаций;

• организация коллективной работы.

Для автоматизации отдельных расчетов применяются инфор­мационные технологии (например, текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, гипертекстовые и мультиме­дийные технологии и т.д.), позволяющие выполнять обработку данных и их выдачу в различной форме для многих предметных областей.

Для хранения данных разработаны базы данных, организо­ванные по определенным правилам и независимо от прикладных программ, а также системы управления базами данных (СУБД). В дальнейшем увеличение объемов хранимых данных, использова­ние разных устройств для хранения, а также усложнение методов управления данными привело к созданию распределенной обра­ботки данных, информационных хранилищ.

Организация документооборота, заключающаяся в система­тизации, архивации, хранении, поиске и контроле исполнения документов, начиналась с применения текстовых, электронных, графических редакторов, гипертекстовой и мультимедийной тех­нологий, технологий управления базами данных. Позднее начали появляться технологии электронного документооборота, реали­зующие все перечисленные функции.

Для автоматизации функций коммуникации используются сетевые технологии, обеспечиваемые сетевой операционной сис­темой. Для обмена данными между удаленными пользователями активно применяются электронная почта, видеоконференция, интернет/интранет-технологии.

Организация коллективной работы отдельных групп сотруд­ников и всего предприятия (организации) осуществляется с по­мощью технологий автоматизации деловых процессов и техноло­гии организации групповой работы.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...