Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 10. Информационные системы в налоговых органах

Система управления налогообложением в Российской Феде­рации представляет собой единую централизованную структуру, построенную по принципу многоуровневой иерархической орга­низации: федерального, регионального (субъекта РФ) и местного (территориального) уровней. Эта система предполагает единство Целей, при котором локальные системы управления одного уров­ня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентич­ный набор задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных.

Основные задачи налоговых органов:

• учет налогоплательщиков (по категориям, территории, ви-Дам налогообложения, роду деятельности);

• учет поступления налогов (по категориям налогоплатель­щиков, территории, видам налогов, роду деятельности, банкам);

• анализ динамики поступления налогов по всем отслеживае­мым признакам;

• информирование органов государственной власти о поступ­лении налогов;

• совершенствование системы налогообложения (законода­тельная инициатива, методические разработки, информацион­ное обеспечение);

• информирование налогоплательщиков по вопросам налого­вого законодательства и разъяснение им системы налогообложе­ния.

Система электронного документооборота является централь­ным связующим звеном, позволяющим автоматизировать управ­ление информационными потоками и обработку циркулирую­щих документов. В результате внедрения электронного докумен­тооборота достигается комплексная автоматизация всей «бюрок­ратической» работы и документооборота, а не отдельных ее час­тей. Документы обрабатываются по заданному алгоритму в авто­матическом и/или интерактивном режиме и перемещаются по заранее определенным маршрутам.

Налоговые органы взаимодействуют с большим числом дру­гих организаций в части получения необходимой информации для своего функционирования. Для этого создается информаци­онная база налоговых органов, которая должна:

• содержать исчерпывающую (возможно более точную) ин­формацию о тех сторонах хозяйственной деятельности предпри­ятия, которые связаны с исчислением и уплатой им налогов;

• давать налоговым органам возможность быстро разыскивать предприятия-налогоплательщики и физических лиц;

• позволять получать как стандартные отчеты, так и сводки и выборки по произвольным запросам;

• обеспечивать контроль достоверности содержащейся в базе данных информации, поступившей из различных справочников, путем ее автоматизированного сопоставления и анализа;

• оперативно получать и анализировать сведения обо всех контактах налогоплательщиков с государственными органами и банками.

В целях эффективного взаимодействия введен единый иден­тификатор предприятий и граждан в масштабе всей страны — идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присва­иваемый налоговыми органами.

Оптимальным уровнем для хранения информации является региональный уровень, на котором наиболее эффективно реша­ются задачи по обмену информацией с территориальными и фе­деральными органами, а также задачи по защите информации. Кроме того, деятельность большинства налогоплательщиков ред­ко выходит за пределы региона.

Основная цель разработки и совершенствования информаци­онной системы налоговых органов (ИСНО) — внедрение функ­ционально полной информационной технологии, объединяю­щей все структурные подразделения на базе единой вычисли­тельной сети, интегрированной в единое информационное пространство органов государственного управления и других за­интересованных организаций (МВД, суды, таможня, казначей­ство, банки и др.). Особенностями разработки ИСНО являются:

• неустойчивость налогового законодательства и методичес­кой базы деятельности налоговой инспекции;

• многоуровневая структура объектов автоматизации, их распределейность в пространстве и сложные связи между ними;

• большой объем баз данных с их повышенным временем жизни, превышающим срок жизни оборудования;

• использование в информационной системе уже функцио­нирующих отдельных частей.

В общем случае требования к ИС налогового органа наклады­вают ограничения на выбор конкретного решения на каждом ша­ге разработки системы. Состав требований определяется видом, назначением, специфическими особенностями и условиями функционирования конкретной системы.

Учет фактических и промышленных стандартов в сфере ин­форматизации позволяет на начальном этапе ориентироваться на наиболее распространенные технические и программные реше­ния. Это в значительной мере снижает затраты на сопровождение и развитие системы обработки данных. Кроме того, расширяется круг специалистов, которые могут быть привлечены к техничес­кому обслуживанию системы, разработке и развитию приклад-

ных программных средств, что обеспечивает большую свободу наращивания мощности технических и системных программных средств.

К немаловажным требованиям к ИСНО следует отнести обес­печение информационной безопасности, под которой понимает­ся защищенность информации и прикладных программ от слу­чайных или преднамеренных воздействий естественного или ис­кусственного характера, чреватых утечкой или потерей данных. Требования по безопасности системы направлены в первую оче­редь на обеспечение доступности данных, целостности ресурсов, конфиденциальности. Безопасность ИСНО методически связана с точным определением компонентов системы, ответственных за те или иные функции, сервисы и услуги, и средств защиты дан­ных, встроенных в эти компоненты. Для ИСНО безопасность обеспечивается совокупностью компонентов, реализующих раз­личные функции защиты данных:

• на уровне операционной системы;

• на уровне программного обеспечения промежуточного слоя и прикладных компонентов АИС;

• на уровне СУБД, при обмене в распределенных системах, включая криптографические функции;

• на уровне специальных программных средств (например, средств защиты от программных вирусов);

• на уровне администрирования средств безопасности.

Помимо требований к функциональной полноте ИСНО сле­дует сформулировать требования на уровне прикладного прог­раммного обеспечения, которые определят базовую ИС налого­вой инспекции и послужат отправным пунктом для перехода на единую ИС налоговых органов. Программное обеспечение должно быть обобщенным, т.е. строиться вокруг единой базо­вой модели данных. Программные средства должны проектиро­ваться таким образом, чтобы ими могли пользоваться все нало­говые инспекции.

ПО представляет собой совокупность взаимодействую­щих прикладных подсистем, решающих определенные группы функциональных задач на основе оперативных баз данных и электронного хранилища данных (рис. 3.2)

Рис. 3.2. Структура информационной системы налогового органа (ККМ – контрольно-кассовая машина)

 

 

Среди прикладных подсистем ИСНО можно выделить две ос­новные группы:

• оперативной обработки;

• поддержки принятия решений.

Первая группа подсистем ориентирована на ввод данных по налогоплательщикам, довольно интенсивную оперативную обра­ботку (поиск, относительно простые запросы, свод данных и т.п.) и хранение. Данные в подобных подсистемах актуальны в течение нескольких лет. Основные требования к таким подсистемам -высокая производительность обработки транзакций и гарантиро­ванная скоростная доставка информации при удаленном доступе к базам данных по телекоммуникациям.

Вторая группа прикладных подсистем предназначена для об­работки больших объемов данных из различных источников за большой период времени, сосредоточенных в электронном хра­нилище данных. Подсистемы поддержки принятия решений включают средства многомерного анализа данных, статистичес­кой обработки, моделирования правил, причинно-следственных связей и ситуаций и т.п.

В ИСНО предусматриваются следующие подсистемы этой группы:

• анализ и прогнозирование налоговых платежей;

• макро- имикроимитационное моделирование;

• комплексный контроль финансово-хозяйственной деятель­ности предприятий и организаций;

• выбор предприятий для выездных проверок.

Функциональный состав ИСНО обусловливается соответ­ствующими функциональными участками работ по сбору нало­гов, включающими следующие этапы:

• учет налогоплательщиков;

• прием, ввод в базу данных и камеральная проверка бухгал­терской и налоговой отчетности;

• учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов нало­гоплательщиков;

• выездная налоговая проверка;

• организация хранилища данных налоговой инспекции. Этап 1. Учет налогоплательщиков. Налоговые органы полу­чают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящи­ми в их хозяйственной деятельности. Работа по учету плательщи­ков включает в себя выполнение ряда процедур, достаточно жестко регламентированных по формам и способам их выполне­ния, а также по срокам, в течение которых они должны быть вы­полнены.

Этап 2. Прием, ввод в базу данных и камеральная проверка бухгалтерской и налоговой отчетности. К основным особеннос­тям камеральной проверки, с одной стороны, требующим ее компьютеризации, а с другой — осложняющим этот процесс, от­носятся:

• массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках;

• массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций;

• жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов «по данным плательщика»;

• отсутствие или неочевидность взаимосвязи показателей форм налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности;

• необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям «по произвольной форме»;

• обязанность плательщика подтверждать свое право на льго­ты, заявленные в декларации, первичными документами.

Свою специфику имеет камеральная проверка деклараций налогоплательщиков — физических лиц (не предпринимателей). Эта специфика связана с невозможностью проведения их выезд­ной проверки, поэтому камеральная проверка деклараций о со­вокупном доходе физических лиц проводится в две стадии. Сна­чала проверяется правильность заполнения налоговых деклара­ций, правильность расчетов и применения ставок налогов. Про­верке подвергается также обоснованность заявления налоговых льгот, наличие в приложениях к декларации всех подтверждаю­щих документов.

Затем в ходе камеральных проверок деклараций физических лиц проводится сверка данных, указанных в них, со сведениями о доходах работающих граждан, которые инспекция получают от работодателей и других источников выплат.

Этап 3. Учет поступлений в бюджет и ведение лицевых сче­тов налогоплательщиков. Специфика работы на этом этапе зак­лючается в том, что она полностью осуществляется на рабочих местах, без выхода на предприятия. Главной задачей инспекто­ров, работающих на участке учета платежей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью упла­ты налогов в бюджет. Основным инструментом такого контроля является карточка лицевого счета (КЛС) плательщика.

КЛС является предельно формализованным документом, методика и источники информации для заполнения каждой по­зиции которого известны и четко оговорены в нормативных до­кументах. В связи с этим КЛС может быть легко представлена в виде программы для обработки на компьютере. Наибольшую сложность в аспекте информатизации работы отдела учета пред­ставляет автоматизация информационных потоков в отдел и из отдела, необходимых для заполнения КЛС и обобщения содер­жащейся в них информации.

Этап 4. Выездная налоговая проверка. Отчетность налого­плательщика проверяется для выявления допущенных им ошибок и нарушений при исчислении налогооблагаемой базы и уплате налогов. Выездная налоговая проверка сама по себе практически не поддается автоматизации. Однако это не значит, что вся работа на этом технологическом участке должна делаться вручную. С помощью вычислительной техники и программ на участке до­кументальных проверок выполняются следующие операции:

выбор объектов для проверки;

• помощь проверяющим в систематизации и группировке первичных бухгалтерских документов для выявления незавер­шенных оборотов, всех операций, осуществленных с каждым конкретным контрагентом, а также для облегчения сбора доказа­тельств и написания акта;

• отражение результатов проверки в карточках лицевых сче­тов и контроль своевременности и полноты поступления в бюд­жет доначисленных налогов, пеней и санкций.

Компьютерная система позволяет делать выборки предприя­тий из базы данных инспекции по заданным критериям, что, бе­зусловно, облегчает работу по выбору объекта для проверки, но не гарантирует того, что проверка будет результативной. Состав

критериев компьютерного отбора налогоплательщиков для доку­ментальных проверок может быть различен и меняться в зависи­мости от многих факторов. Статистический анализ больших объ­емов данных позволяет найти такие параметры налоговой декла­рации, которые соответствуют большому объему доначислений при документальных проверках. Использование этого метода позволяет с определенной степенью вероятности предсказывать даже сумму доначислений.

Этап 5. Организация хранилища данных налоговой инспек­ции. Хранилище данных — это предметно-ориентированная, ин­тегрированная, зависящая от времени, устойчивая совокупность данных, используемая в системах поддержки принятия решений. Хранилище данных интегрирует информацию, имеющуюся в ис­ходных разнородных базах данных, в единую результирующую базу данных, оптимально спроектированную для поддержки про­цесса принятия решений.

Данные хранилища характеризуют следующие свойства:

• предметная ориентация - данные организованы согласно предмету, а не приложению. В частности, для налоговой инспек­ции хранилище данных должно быть организовано по платель­щикам налогов по принципу электронного досье;

• интегрированность — данные могут поступать из разных приложений, использующих базы данных различных структур, форматов и кодировок, которые в хранилище должны быть еди­ны для соответствующих данных;

• архивирование данных — хранилище содержит данные, соб­ранные во времени. Они используются для сравнения, выявле­ния трендов и прогноза;

• неизменяемость - данные не должны обновляться или из­меняться после помещения их в хранилище, они только считываются или загружаются.

К основным категориям данных, которые располагаются в хранилище, относятся: метаданные, описывающие способы изв­лечения информации из различных источников; фактические Данные (архивы), отражающие состояние предметной области в конкретные моменты времени и обеспечивающие наибольший Уровень детализации, а также итоговые данные, полученные на основе проведенных аналитических расчетов на базе фактических данных

 

При построении информационного хранилища данных нало­говой инспекции учитываются следующие параметры:

• скорость загрузки;

• технология загрузки;

• управление качеством данных и поддержка различных ти­пов данных;

• масштабируемость;

• обслуживание большого числа пользователей;

• администрирование;

• средства формирования запросов.

В хранилищах необходимо обеспечить периодическую заг­рузку новых порций данных, укладывающихся в достаточно уз­кий временной интервал. Требуемая производительность процес­са загрузки не должна накладывать ограничения на размер хра­нилища. Загрузка новых данных в хранилище включает преобра­зование данных, фильтрацию, переформатирование, проверку целостности, организацию физического хранения, индексирова­ние и обновление метаданных.

В хранилище должна быть обеспечена локальная и глобаль­ная согласованность данных. В хранилищах могут накапливаться данные не только стандартных типов, но и более сложных, таких, как текст, изображения и т.п.

Хранилище данных налоговой инспекции может достигать объема нескольких сотен гигабайт. СУБД, лежащая в основе хра­нилища, не должна иметь никаких архитектурных ограничений и должна поддерживать модульную и параллельную обработку, сох­ранять работоспособность в случае локальных аварий и иметь средства восстановления.

Доступ к хранилищу данных не ограничивается узким кругом специалистов налоговой инспекции. Хранилище должно поддер­живать сотни пользователей без снижения скорости обработки запросов.

При администрировании СУБД должна обеспечить контроль за приближением к ресурсным ограничениям, сообщать о затра­тах ресурсов и позволять устанавливать приоритеты для различ­ных категорий пользователей или операций.

Пользователь должен иметь соответствующие средства фор­мирования запросов и, в частности, возможность проведения

Рис. 3.3. Источники информации для хранилища

 

 

аналитических расчетов, последовательного и сравнительного анализа, а также доступа к детальным и агрегированным данным хранилища.

Основная цель создания хранилища данных налоговой инс­пекции заключается в обеспечении целостного, объективного образа существующей реальности в сфере налогообложения. Для получения такого объективного представления в электронном информационном хранилище должны накапливаться сведения из всех возможных источников (рис. 3.3).

Всю поступающую информацию можно разбить по следую­щим основным категориям:

• регистрационные данные юридических и физических лиц -поступают от юридических и физических лиц при постановке их на учет;

• сведения об имущественном состоянии налогоплательщи­ков - поступают в налоговую службу от юридических и физичес­ких лиц, регистрационной палаты, ГИБДД и т.д.;

• информация о финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц - поступает от юридических и физических лиц, МВД и т.д.;

• информация о расчетно-платежной деятельности налого­плательщиков — поступает от банков, от юридических и физичес­ких лиц;

• результаты деятельности налоговой инспекции — поступают из соответствующих подразделений налоговой инспекции;

• нормативно-справочная информация — поступает от орга­нов государственного управления, Росстата.

На основе этих сведений возможно выявление нарушителей налогового законодательства посредством перекрестной обра­ботки информации, накапливаемой в хранилище данных, прове­дение анализа и прогнозирования налоговых поступлений, про­ведение макро- и микроимитационного моделирования, а также исполнение запросов, поступающих от региональных, террито­риальных подразделений налоговой инспекции и от государ­ственных органов управления.

Создание информационного хранилища сопровождается дос­таточно трудоемким технологическим процессом, включающим следующие последовательно выполняемые этапы:

• обследование информационных потребностей функцио­нальных подразделений налоговой службы с определением прав доступа к информации различных уровней;

• построение функциональной модели с использованием CASE-технологий высокого уровня и разработка структуры таб­лиц и баз данных с использованием CASE-технологий более низ­кого уровня и архитектуры системы управления таблицами;

• построение прототипа хранилища на выбранной системно-технической платформе;

• подключение и настройка средств и процедур поддержания баз данных в работоспособном состоянии и автоматизированно­го и ручного ввода информации в хранилище;

• наполнение хранилища данными из информационных сис­тем инспекций местного и регионального уровней, городских, федеральных и негосударственных организаций;

• подключение и настройка прикладных программ для рабо­ты с информацией хранилища с учетом прав доступа для конк­ретных рабочих мест сотрудников подразделений налоговой службы;

• выпуск инструктивных материалов для различных групп пользователей по работе с электронным информационным хра­нилищем данных.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...