Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Теоретические и методические основы обучения

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

 

 

Учебное пособие

 

 

Минск 2003


УДК 37.01

ББК 74.00

Ш 13

 

А в т о р

Б. Б. Шабуневич, кандидат исторических наук, доцент

Р е ц е н з е н т ы:

Н. И. Гомель, кандидат педагогических наук, доцент;

А. А. Урбанович, кандидат исторических наук, доцент

 

 

Шабуневич Б. Б.

Ш 13 Основы педагогики: Учеб. пособие. – Мн.: Институт управления и предпринимательства, 2003. – 67 с.

ISBN 985-6639-36-0

Кратко излагаются основные понятия педагогики, вопросы дидактики и теории воспитания.

Предназначено для студентов, аспирантов Института управления и предпринимательства.

УДК 37.01

ББК 74.00

 

© Б. Б. Шабуневич, 2003

ISBN 985-6639-36-0 © Институт управления и предпринимательства, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Глава I. Педагогика в системе наук о человеке................................................................................................................. 4

1.1. Объект, предмет и задачи педагогической науки............................................................................................................... 4

1.2. Основные категории педагогики......................................................................................................................................... 6

1.3.Структура педагогической науки и ее связь с другими науками....................................................................................... 9

1.4. Методология и методы педагогической науки................................................................................................................. 11

Глава II. Теоретические и методические основы обучения

(Дидактика).............................................................................................................................................................................. 14

2.1. Общее понятие о дидактике и история ее развития......................................................................................................... 14

2.2. Основные дидактические концепции................................................................................................................................. 17

2.3. Сущность и структура процесса обучения........................................................................................................................ 18

2.4. Законы и закономерности обучения.................................................................................................................................. 21

2.5. Принципы обучения........................................................................................................................................................... 22

2.6. Методы обучения............................................................................................................................................................... 23

2.7. Педагогические средства и формы организации учебного процесса.............................................................................. 25

Глава III. Теория воспитания............................................................................................................................................. 26

3.1. Сущность и особенности воспитательного процесса....................................................................................................... 26

3.2. Системы и структуры воспитательного процесса............................................................................................................ 30

3.3. Особенности содержания процесса воспитания................................................................................................................ 35

3.4. Общие закономерности процесса воспитания.................................................................................................................. 41

3.5. Принципы воспитания........................................................................................................................................................ 43

3.6. Методы воспитания............................................................................................................................................................ 46

3.7. Средства и формы воспитания.......................................................................................................................................... 48

Глава IV. Социальное пространство воспитательного процесса.

Семейное воспитание............................................................................................................................................................. 50

4.1. Понятие социального пространства. Группа в социальном простран-

стве воспитательного процесса ................................................................................................................................................ 50

4.2. Семья как социальный институт....................................................................................................................................... 51

4.3. Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания................................................................................... 54

4.4. Принципы семейного воспитания и стили общения в семье........................................................................................... 57

4.5. Нарушения в детско-родительских отношениях.............................................................................................................. 59

4.6. Роль семьи в развитии личности ребенка......................................................................................................................... 63

Литература............................................................................................................................................................................... 67

 
 

Глава I. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

Объект и предмет педагогики

 

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в настоящем времени существуют три концепции.

Представители первой из них считают, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений.

Представители второй концепции отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из иных наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

При данном подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной для науки и практики является только третья концепция, согласно которой педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику, что является объектом психологии, а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название «образование». Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Однако образование изучает не только педагогика, а и философия, социология, психология, экономика и другие науки, но педагогика – это единственная специальная наука об образовании.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Поэтому педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

 

Задачи педагогики

1. Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как связи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и научную интерпретацию передового педагогического опыта, выявление того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой стороны – тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе.

3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности.

4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания, управления образовательными структурами. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физиологии, социологии и др.), а также определяется пониманием специфики современного социального заказа в области образования.

5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования. Задача педагогической науки – разработать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.

Таков ряд постоянных задач науки об образовании. Они не могут быть решены до степени исчерпанности. Всегда наука будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более совершенные модели обучения, анализировать педагогический опыт, прогнозировать развитие образовательных систем и способствовать росту интеллектуально-педагогического богатства общества.

Гораздо разнообразнее задачи, которые условно отнесены к классу временных. Примерами таких задач могут быть такие, как создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессов в работе педагогов, создание дидактических основ обучения больных учащихся, анализ причин возникновения познавательной лености студентов и множество других.

 

 

Основные категории педагогики

Образование

 

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью.

Образование – это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, определенный уровень интеллектуального и эмоционального развития, формирование мировоззрения и познавательных интересов.

Структура процесса образования характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в ходе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие.

Содержание образования представляет собой комплекс специальным образом отобранных, социально значимых и необходимых знаний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формирования личности и эффективного включения ее в жизнь общества.

Система образования имеет следующие основные звенья: дошкольное воспитание, среднее школьное образование, профессионально-тех-ническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку кадров, подготовку научно-педагогических кадров.

 

Воспитание

 

В широком социальном смысле воспитание – это воздействие на личность общества в целом (т. е. воспитание отождествляется с социализацией), а в узком смысле воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию у воспитуемых определенных качеств личности, взглядов и убеждений, положительных привычек поведения. Оно направлено на реализацию целей образования в условиях педагогического процесса.

В современной науке используются различные подходы к классификации воспитания:

· по содержанию (нравственное, трудовое, физическое и т. д.);

· институциональному принципу (семейное, дошкольное, школьное и т. д.);

· доминирующим принципам и стилю отношения воспитателя к воспитуемым (авторитарное, демократическое, свободное).

Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитуемого, а социальное взаимодействие различных субъектов – индивидуальных (конкретные люди), групповых (микрогруппы и коллективы) и условно социальных институтов воспитания. Между тем центральными фигурами в процессе воспитания остаются воспитатель и воспитуемый.

Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой обмен между его участниками информацией, типами и способами деятельности, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный характер. Поэтому воспитуемый выступает как активный субъект этого процесса, обладающий своим жизненным опытом и мировоззренческими ценностями.

Обучение

Обучение, как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.

Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучаемых по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстети-ческих взглядов и убеждений. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Оно также ограничено временными рамками (учебный год, лекция, семинар и т. д.) и требует определенных технических и наглядных средств обучения.

 

Педагогический процесс

 

Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе эта смена является результатом педагогического взаимодействия, которое в отличие от любого другого взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт педагога и учащихся, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении и деятельности.

Педагогический процесс создается педагогом и имеет следующую структуру.

 
 

 

 


Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и обучаемый. Содержание – это часть опыта поколений, которая определяется учащимся для достижения поставленной цели. Принципы – это объективные требования к субъектам педагогического взаимодействия, обеспечивающие эффективность достижения цели. Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Таким образом, педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся по решению образовательных задач.

 

 

Принципы обучения

 

Законы и закономерности обучения дают педагогам понимание общей картины объективного развития дидактического процесса. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации.

Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. В систему основных дидактических принципов можно включить следующие:

· принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. Направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности обучаемого, на формирование не только знаний, навыков и умений, но и определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, служащих основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения;

· принцип научности содержания и методов учебного процесса. Отражает взаимосвязь с современным научным знанием и общественной практикой, требует, чтобы содержание обучения отражало современное состояние наук;

· принцип систематичности и последовательностив овладении знаниями. Придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям обучаемых, требует логического построения как содержания, так и всего процесса обучения;

· принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучаемых при руководящей роли преподавателя. Отражает необходимость формирования познавательной мотивации и навыков коллективной деятельности, самоконтроля и самооценки у обучаемых. Процесс будет эффективным тогда, когда обучаемые осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения;

· принцип наглядности. Означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Можно выделить основные виды наглядности:

– естественную (предметы объективной реальности);

– экспериментальную (опыты, эксперименты);

– объемную (макеты, фигуры и т. п.);

– изобразительную (картины, фотографии, рисунки);

– звуковую (магнитофон);

– символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы);

– внутреннюю (образы, создаваемые речью преподавателя);

· принцип доступности обучения. Требует учета особенностей развития обучаемых, анализа их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок;

· принцип прочности. Требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти обучаемых, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения;

· принцип связи обучения с практикой. Требует, чтобы цели и содержание обучения определялись профессиональной необходимостью, а процесс обучения стимулировал обучаемых использовать полученные знания в решении практических задач;

· принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Предполагает использование самых разнообразных форм организации обучения.

Следует отметить, что каждый принцип обучения реализует свои требования в процессе обучения через ряд дидактических правил, которые являются практическими нормами деятельности обучающих и обучаемых.

Все перечисленные принципы необходимо рассматривать как единую систему, позволяющую преподавателю сделать научно обоснованный выбор целей, отобрать содержание, методы и средства организации учебного процесса, создать благоприятные условия для развития личности обучаемого.

Методы обучения

 

Термин «метод» («methodos») в переводе с греческого языка означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.

Под методами обучения понимают способы совместной деятельности обучающего и обучаемых, направленные на решение дидактических задач (формирование знаний, навыков и умений).

Каждый метод обучения состоит из взаимосвязанных элементов, которые принято называть приемами обучения. Прием – это деталь метода, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Например, рассказ – это метод обучения; сообщение плана рассказа – прием активизации внимания обучаемых, способствующий системности восприятия информации.

В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. В зависимости от источника получения знаний выделяют словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, семинар, лекция, работа с книгой). Их основное назначение – сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов.

Наглядные методы (демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, рисунков и т. д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач,и т. д.). Основное назначение – сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является персональный компьютер, значительно расширяющий возможности наглядных методов в обучении.

Практические методы (упражнения, практические и лабораторные работы). Главное назначение – получение учебной информации на основании практических действий, выполняемых обучаемыми или обучаемым в процессе проведения различных практических работ.

В зависимости от характера познавательной деятельности обучаемых по усвоению учебного материала выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный методпредназначен для организации усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. Этот метод – один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта. Деятельность педагога направлена на передачу учебной информации с использованием различных дидактических средств (наглядных пособий, текстов и т. д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.

Репродуктивный методспособствуетформированию навыков и умений использования и применения полученных знаний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгоритмы) и элементы программированного обучения. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений при решении различных видов задач и овладении общим алгоритмом практических действий.

Проблемный методприменяется для раскрытия в изучаемом учебном материале различных проблем и демонстрации способов их решения. Деятельность педагога заключается в выявлении и классификации проблем, которые можно ставить перед обучаемыми, формулировке гипотез и демонстрации способов их проверки. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании логики их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений и т. д.).

Частично-поисковый (эвристический) методиспользуется для постепенной подготовки обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Педагог в этом случае показывает обучаемым как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, строить план проверки и т. д. Деятельность обучаемых заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы, выявления противоречий и нахождения путей их разрешения.

Исследовательский методпозволяет решитьследующие основные задачи – обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, сформировать и развить мотивы и способы поисковой творческой деятельности по решению новых для них проблем. В рамках этого метода педагог предъявляет обучаемым новые проблемы, разрабатывает и определяет исследовательские задания. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения.

Существуют иные классификации методов обучения, что объясняется сложностью объекта исследования и значимостью методического оснащения педагогического процесса. Выбор методов обучения зависит от целого ряда условий: общих целей образования, особенностей изучаемого предмета, возрастных особенностей обучаемых и уровня их подготовленности, уровня профессиональных навыков педагога, материальной оснащенности, целей и задач конкретного занятия и др.

Организации учебного процесса

 

Педагогические средства –это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса. К ним относятся: учебно-лабораторное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения (ТСО), компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы и программы, учебники, учебные пособия, экзаменационные билеты и пр.).

Эффективность использования средств обучения достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуются в основном педагоги для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства применяются как в преподавании, так и в учении.

В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний, уменьшает познавательский интерес, затрудняет образное восприятие. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальным считается 4 – 5 демонстраций за одно занятие.

Педагогическая форма –это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: целей, содержания, принципов, методов, средств и форм.

Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют формы простые, составные и комплексные.

Простые формы (лекция, семинар, консультация, зачет, экзамен и др.) построены на минимальном количестве методов и средств.

Составные формы (лабораторные работы, деловая игра, конференция и др.) строятся на развитии простых или на их разнообразных сочетаниях.

Комплексные формы (дни открытых дверей, дни, посвященные выбранной профессии, и др.) создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм.

Выделяют также формы индивидуальной, групповой и коллективной (фронтальной) деятельности обучаемых.

Основные формы организации обучения в вузе: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, консультации, зачеты, экзамены, написание и защита курсовых и дипломных работ (проектов), учебная и производственная практика и др.

 

 

Глава III. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

 

Внешняя обратная связь

 

Гражданское воспитание.

Основная цель гражданского воспитания – формирование гражданственности как интегративного качества личности, включающего в себя внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства, любовь к Родине, уважение к государственной власти, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Правовое, патриотическое и интернациональное воспитание составляют основу гражданского воспитания.

Нравственное воспитание.

Содержание нравственного воспитания направлено на формирование нравственности, гуманности, дисциплинированности и культуры поведения.

Нравственность– личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти качества регулируют индивидуальное поведение человека.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологи-ческих свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми и определяется внимательностью и доброжелательностью; умением понять другого человека; способностью к сочувствию, сопереживанию; терпимостью к чужим мнениям, верованиям, поведению и др.

Дисциплинированность проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.

Культура поведения включает в себя:

· культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

· культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки или в общественных местах);

· культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);

· бытовую культуру (рациональную организацию своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и др.).

Эстетическое воспитание.

Оно направлено на формирование у воспитываемых умения воспринимать, чувствовать, понимать, творить красоту, стремления к нравственно-эстетическому идеалу всестороннего развития личности.

Содержание эстетического воспитания включает:

· развитие эстетического восприятия окружающего мира и способностей ценить и создавать прекрасное;

· развитие эстетических чувств и эмоций, воображения;

· эстетическое просвещение в области искусства, культуры, объектов природы;

· развитие художественных задатков, способностей и склонностей;

· формирование эстетических отношений, вкуса и идеала.

Физическое воспитание.

Основные задачи физического воспитания:

· содействие правильному физическому развитию воспитываемых, повышению их работоспособности. Эта задача направлена на совершенствование организма, закрепление его устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, предупреждение заболеваний и охрану здоровья;

· развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается развитием таких физических качеств, как сила, выносливость, ловкость и быстрота;

· формирование основных двигательных умений и навыков, что дает возможность человеку управлять своими действиями в разнообразных условиях;

· воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений и игр, постепенно переходят в привычку систематически заниматься и участвовать в них, а затем превращаются в устойчивую потребность, сохраняющуюся долгие годы;

· приобретение определенных знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.

Принципы воспитания

 

Принципы воспитания – исходные руководящие педагогические положения, отражающие закономерности процесса воспитания и являющиеся нормами деятельности воспитателей. В своей совокупности они определяют содержание, организацию и методику процесса воспитания. Принципы воспитания – это ничто иное, как многолетний опыт воспитателей и результаты научных исследований.

Систему основных принципов воспитания составляют следующие принципы:

· научности и целеустремленности;

· воспитания личности в процессе учебно-профессионального труда;

· воспитания личности в коллективе и через коллектив;

· индивидуального подхода к воспитываемым;

· сочетания требовательности к воспитываемым с уважением их достоинства и заботой о них;

· опоры на положительное в личности, в воспитательном процессе;

· единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий.

Принцип научности требует организовывать воспитательный процесс на научной основе. Это значит, что воспитатели должны опираться на знания психологии, педагогики, социологии, права и других наук в процессе воспитания, а также правильно планировать его, целесообразно и творчески выбирать методы, средства, формы воспитания с учетом условий и конкретных задач воспитания.

Принцип целеустремленности подчеркивает, что воспитатели должны хорошо знать цели и задачи воспитания, четко и ясно представлять, какие качества нужно формировать у личности. В процессе воспитания они должны проявлять творчество, настойчивость, упорство, твердость в преодолении трудностей, педагогическое терпение.

Принцип воспитания личности в процессе учебно-профессионального труда утверждает, что в общественно полезном труде человек осознает себя личностью, членом социальной группы, общества. При различных видах умственного и физического труда развиваются способности личности, формируется чувство коллективизма, потребность во взаимопомощи и взаимовыручке, бережное отношение к результатам труда, дисциплинированность, трудолюбие и другие нравственные качества.

Вместе с тем труд интеллектуальный и физический оказывает воспитательное воздействие при определенных условиях, если:

· он разумно организован, существуют конкретные цели и задачи, реальные сроки выполнения, определенная ответственность личности за его выполнение, пути организации контроля за количеством и качеством труда;

· воспитываемые понимают смысл, важность и необходимость конкретного вида деятельности;

· необходимо сочетать умственный труд с практической, общественной деятельностью и физическим трудом;

· не вызывает чрезмерного переутомления, чередуется с отдыхом, разумным культурным досугом.

Суть принципа воспитания личности в коллективе и через коллектив заключается в необходимости использования в процессе воспитания большой воспитательной силы коллектива. В нем быстрее и всесторонне познаются индивидуальные особенности его членов, их способности, интересы, черты характера, ускоряется процесс всесторон-него развития личности. Коллектив оказывает постоянное воспитательное воздействие на своих членов через общественное мнение, традиции и характер взаимоотношений в нем. Однако воспитательная сила коллектива определяется степенью его зрелости, целеустремленностью, активностью, сплоченностью, взаимной требовательностью и дисциплинированностью.

Принцип индивидуального подхода к воспитываемым имеет очень важное значение в воспитании. Он требует, чтобы воспитатели глубоко и всесторонне знали индивидуальные особенности воспитываемых (направленность, темперамент, характер, способности, жизненный опыт) и с учетом их применяли методы воспитания, средства и приемы воздействия, которые дают наибольшую эффективность в процессе воспитания. К. Д. Ушинский отмечал, что, если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Воспитывать личность, не зная ее индивидуальности,– невозможно.

Принцип сочетания требовательности к воспитываемым с уважением их достоинства и заботой о них подчеркивает, что требовательность является неотъемлемым, обязательным элементом воспитания. Без систематической и разумной требовательности не может быть и эффективного воспитательного

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...