Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы семейного воспитания и стили общения в семье

 

Семейное воспитание – это сложная система воспитания. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, место проживания семьи и многое другое.

Эффективность семейного воспитания во многом определяется системой сложившихся принципов и правил воспитания в семье. Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

· гуманность и милосердие к растущему человеку;

· вовлечение в жизнедеятельность семьи детей как ее равноправных участников;

· открытость и доверительность отношений с детьми;

· оптимистичность взаимоотношений в семье;

· последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

· оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения и др.

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей – это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы отношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними.

1. «Оптимальная дистанция» («уважение») – эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей): родители воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослыми ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослые воспринимают ребенка как личность. Межличностные отношения родителей и ребенка строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания.

2. «Сокращенная дистанция» («слияние») – концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно контролируют его поведение, ограничивают социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем:

а) чрезмерной уступчивости;

б) неадекватности понимания личности ребенка;

в) отношении к ребенку как к младенцу (без учета его возрастных особенностей);

г) неспособности адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка;

д) неумении руководить им;

е) духовной отдаленности отца и матери от ребенка.

3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение») – эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль родительского поведения). Дистанция означает психологическую отдаленность взрослых от ребенка – редкие и поверхностные контакты с ним, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения родителей и ребенка не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых «найти на ребенка управу», не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.

Согласно другой, более традиционной классификации, существует два стиля семейных взаимоотношений – авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его интересами и желаниями. Хотя ребенок и растет послушным и дисциплинированным, но эти качества складываются у него без эмоционально-положительного и осознанного отношения к требованию взрослых. В большей мере, это слепое послушание, основанное на опасении быть наказанным. Уже в дошкольном возрасте у сына или дочери, как правило, не проявляются или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество.

При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и ребенка друг о друге. В семье с демократическим стилем общения деятельным участником жизни семьи очень рано становится ребенок. Взрослые обсуждают с ним вопросы, доступные детскому пониманию, стараются лучше познать своего сына или дочь, выяснить причины его хороших и дурных поступков. Предъявляя требования, родители обращаются прежде всего к сознанию ребенка, поощряют его инициативу. Демократический стиль воспитания дает наибольший эффект в формировании у ребенка сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у ребенка. Наказания в такой семье обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей. Ребенок из семьи с демократическим стилем воспитания, как правило, более раскован и непосредственен в общении, чем его сверстники из семей с авторитарным стилем.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...