Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности содержания процесса воспитания

 

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, умений, качеств, черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, гражданское, трудовое и профессиональное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание, слитые в целостном процессе, дают возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В последние годы XX в. взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет их единства и в XXI в. Наше общество, а вместе с ним и школа, переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

1. Реализм целей воспитания.

Реальная цель – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания – «базовая культура» личности, то есть культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

2. Совместная деятельность детей и взрослых.

Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию воспитанника в воспитательном процессе.

3. Самоопределение.

Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент воспитания – культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

4. Личностная направленность воспитания.

В центре всей воспитательной работы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.

5. Добровольность.

Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и воспитателя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

6. Коллективистская направленность.

В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. Устремленность школы в жизнь – залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь от нивелирования личности к ее разностороннему развитию; заучивания догм к познанию и преобразованию мира; от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.

Как практически должно быть организовано содержание воспитания для осуществления данных идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику, что человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и другое воспитание. У него неизбежно возникают практические вопросы: «Для чего это нужно, что это дает?». В зарубежных воспитательных системах именно названная практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина. Попытаемся определить конкретные качества личности, свойственные:

1. Гражданину:

Чувство долга перед страной, обществом, родителями. Чувство национальной гордости и патриотизма. Уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну). Ответственность за судьбу страны. Общественная дисциплина и культура общежития. Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям. Общественная активность. Соблюдение демократических принципов. Бережное отношение к природе. Уважение прав и свобод других людей. Активная жизненная позиция. Правосознание и гражданская ответственность. Честность, правдивость, чуткость, милосердие. Ответственность за свои дела и поступки. Интернационализм, уважение к народам других стран и многие другие.

2. Работнику:

Дисциплинированность и ответственность. Работоспособность и организованность. Общие, социальные и экономические знания. Политические знания. Творческое отношение к труду. Настойчивость, стремление быстро, качественно выполнить порученное дело. Профессиональная гордость, уважение к мастерству. Сознательность, вежливость. Аккуратность. Опыт трудовой деятельности. Эмоциональная, производственная культура. Эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности. Коллективизм, умение трудиться сообща. Инициативность, самостоятельность. Деловитость и предприимчивость. Ответственность за результаты труда. Уважение к людям труда, мастерам производства и др.

3. Семьянину:

Трудолюбие, ответственность. Тактичность, вежливость, культура общения. Умение держать себя в обществе. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки. Здоровье, привычка к активному образу жизни. Умение организовывать и проводить досуг. Разносторонняя образованность. Знание правовых норм, законов. Знание практической психологии, этики. Умение воспитывать детей. Психосексуальная подготовленность. Готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности. Уважение к своим родителям, престарелым людям и другие качества.

Таким образом, органичная целостность воспитания всех качеств и сторон личности – комплексный подход к воспитанию.

Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание – от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ – всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося, воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике. Вопросы «к чему должны стремиться школы и воспитатели в своей практической деятельности, каких результатов добиться?» можно назвать ключевыми.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Потому справедливо и такое определение: цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.

Задач, определяемых целью воспитания, обычно много общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель – определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств. Широк диапазон различий между целями – от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений личности. Многообразие целей лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.

Как появляются цели воспитания? В их формировании находят отражение многие объективные причины. Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижение философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика государства, потребности и возможности общества.

Содержание современного процесса воспитания вытекает из целей воспитания и определяется рядом основных направлений (задач).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...