![]() Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управленческое (административное) право как отрасль права Республики Беларусь.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Часть 1 Управленческое право Сфера управленческого (административного) права — государственное управление. АП изучает весьма важную и обширную область управленческой деятельности – государственное управление. Государственное управление и является сферой АП. В то же время гос. управления является 1 из видов соц. управления. Главной особенностью соц. управления (как и гос.) является то, что управленческие связи здесь реализуются через отношения людей, то есть люди управляют людьми. А главным назначением является оказание упорядочивающего воздействия на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. Сам процесс управления характеризуется следующим: - получением, сохранением и переработкой информации, фиксирующей прошлый опыт деятельности; - получением информации о возможностях развития и функционирования объекта управления; - анализом полученной информации и принятием на его основе решений о необходимых упорядочивающих воздействиях на объект. Таким образом, весь процесс управления состоит из 3 стадий: - подготовка и принятие управленческого решения; - исполнение управленческого решения; - контроль. В зависимости от субъекта управления социальное управление делится на: - государственное (осуществляется специальными гос. органами); - общественное (это управленческая деятельность общественных объединений и других негосударственных формирований); - семейное. АП занимается изучением только гос. управления. Этот вид управления обладает рядом особенностей: 1. в процессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства; 2. функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемыми государством; 3. эти субъекты действуют по поручению государства; 4. для осуществления своих функций они наделяются 5. они действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права. В широкомсмысле под государственным управлением понимается управление делами государства, которое в той или иной степени осуществляется всеми органами государства. В узком смысле государственное управление — это подзаконная, юридически властная, организующая деятельность особой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая в практическом исполнении задач и функций государства в процессе руководства экономической, административно-политической и социально-культурной областями. Исполнительная власть — ветвь единой государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества па основе законодательства и реализующих государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера. Государственное управление представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, КГБ, исправительно-трудовые учреждения и т. д. Государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.
Правовые акты управления. Основной адм.-правовой формой реализации задач и функций исполнительной власти являются правовые акты управления. Акт гос. управления – подзаконное официальное решение, принятое органом управления (ДЛ) в односторонне-властно порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесённому к его компетенции, облечённое в предусмотренную законом форму и порождающие юридические последствия. Отличительные черты правовых актов управления: - возникают в процессе деятельности органа (ДЛ) исп. власти, в интересах реализации задач и функций этой власти, выражают волю гос-ва, влекут юр. значимые последствия; - издаются только полномочными субъектами исп. власти; являются односторонними властными волеизъявлениями; - носят подзаконный характер; - императивны: содержит в себе юр. властное предписание субъекта исп. власти, обязательное для адресата; - определяют правила должного поведения в сфере управления; - должны быть надлежащим образом оформлены; - могут быть в установленном порядке опротестованы или обжалованы; - в случае несоблюдения содержащихся в них юр. властных предписаниях наступает ответственность виновной стороны. В зависимости от своих юридических свойств акты управления подразделяются на нормативные и ненормативные. Нормативные акты (НА) – важнейший вид правовых актов, издаваемых органами гос-ва в процессе управленческой деятельности. НА вводит юр. нормы в правовую систему, является непосредственным способом выражения и закрепления гос. воли. 1 из основных признаков НА является возможность их неоднократного применения и охват содержащимися в нем предписаниями индивидуально-неопределенных субъектов, то есть отсутствие конкретного адресата. Ненормативные акты – акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение. К ним относятся: - распоряжения Президента РБ; - распоряжения Премьер-министра РБ; - акты органов записи актов гражданского состояния; - иные правовые акты, не являющиеся нормативными. Классификация актов управления: 1. по органам, их издающим: - декреты, указы и распоряжения Президента РБ; - постановления Совета Министров и распоряжения Премьер-министра; - постановления, приказы, инструкции, распоряжения и иные акты министерств, гос. комитетов, иные респ. органов управления; - решения местных исп. комитетов и местных администраций; распоряжения председателей исп. комитетов; - приказы и распоряжения руководителей управлений, отделов и других структурных подразделений исп. комитетов и администраций, руководителей определенных предприятий, учреждений и организаций. 2. по сроку действия: - бессрочные (с неопределенным сроком действия; действуют до тех пор, пока не будут отменены); - срочные (указан срок их действия, по истечении которого акт утрачивает силу); - временные (издаются для регулирования отношений на неопределенное, непродолжительное время). 3. по территории действия: - акты управления, действующие в масштабе всей страны; - акты управления, действующие в масштабе АТЕ. Правовые акты управления могут издаваться в следующих формах: - письменной (рассматривается надлежаще оформленный документ); - устной (чаще принимаются в процессе оперативного решения); - конклюдентной (выражается посредством определенных жестов, сигналов, знаков и др.) Обязательными реквизитами НПА являются: - вид акта (законы; декреты и указы Президента; постановления Совета Министров и др.); - название, обозначающее предмет регулирования; - дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер; - подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие НПА. Структурными элементами НПА являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы. Общие положения о государственном управлении в отдельных отраслях и сферах. Любое государство стремится определить свое направле Как показывает мировой опыт, без участия государства рыночные отношения не могут быть эффективными, социально-ориентированными. И потому основной задачей науки административного права является определение функций государства по регулированию экономических процессов, методов, с помощью которых оно происходит, и границ вмешательства государства в рыночное хозяйство. Государственное управление экономикой может осуществляться по-разному: как в виде непосредственного управления, которое предусматривает прямое вмешательство органов исполнительной власти в деятельность хозяйствующих субъектов, непосредственное руководство ею путем оперативно-распорядительных действий, так и в виде государственного регулирования экономических процессов, под которым понимают лишь общее упорядочение общественных отношении в конкретной сфере экономики (установление общих правил, нормативов, стандартов того или иного вида деятельности, которых должны придерживаться в равной мере все участники общественных отношений в данной сфере, правовых основ ответственности за их нарушение, контроля за их выполнением и реального привлечения нарушителей к ответственности и т. п.) Регулирование со стороны государства применяется для обеспечения безопасности граждан от возможных неблагоприятных последствий ведения хозяйственной деятельности, защиты прав потребителей от неправомерных действий коммерческих организаций, стабилизации макроэкономических процессов, формирования материального государственного резерва. В наиболее общем виде экономика определяется как системный хозяйственный комплекс, состоящий из взаимосвязанных и взаимозависимых звеньев, во-первых, общественного производства, во-вторых — распределения и в-третьих — обмена произведенного продукта в масштабах всего государства. Экономика является сложной системой, которая функционирует с целью удовлетворения материальных потребностей общества. Основными составными этой системы являются отрасли, подотрасли и их комплексы. Термин «отрасль экономики» закреплен на законодательном уровне и встречается почти во всех нормативных актах, регулирующих взаимоотношения государства с экономической сферой. Составными элементами экономической системы Республики Беларусь являются: промышленность, энергетический комплекс, агропромышленный комплекс, строитель Социально-культурная сфера это духовная (нематериальная) по характеру деятельность многообразных по К социально-культурной сфере относится: образование, наука, культура, здравоохранение, социальная защита граждан. Образование. Управление образованием в Республике Наука. Правовые основы государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности определены в Законах Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» и «О научной деятельности». В соответствии с ними развитие науки и техники — определяющий фактор прогресса общества, по Культура. Управление культурой заключается в: организации создания, распространения и популяризации произведений литературы и искусства; обеспечении распространения информации и пропаганды достижений культуры; сохранении и использовании культурных ценностей; охране произведений искусства и памятников культуры, повышении культурного уровня населения; руководстве предприятиями, организациями и учреждениями культуры. При этом необходимо иметь в виду, что в буквальном смысле управлять культурой невозможно, государство осуществляет лишь отдельные управленческие функции, например, контроль за качеством кино-, видеопродукции. Здравоохранение. В целом здравоохранение может рассматриваться как система мероприятий, направленных на обеспечение сохранения и развитие физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности жизни. Систему здравоохранения Республики Беларусь составляют государственное здравоохранение и частное здравоохранение. Основой системы здравоохранения является государственное здравоохранение. Государственное управление здравоохранением осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, рес Социальная защита граждан. Управление в сфере социальной защиты граждан осуществляет Министерство труда и социальной защиты. Оно реализует единую государственную политику по социальному обеспечению населения и социальной защите инвалидов и граждан преклонного возраста; несет ответственность за развитие этого дела; занимается организацией работы по назначению и выплате пенсий согласно действующему законодательству и др. В административно-правовой теории и практике государственною управления к сфере безопасности и правопорядка относятся такие отрасли, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция. Органы управления (исполнительной власти) этими отраслями являются составной частью единой системы органов исполнительной власти и активно осуществляют функции государства. Оборона Республики Беларусь — это комплекс полити Оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом. Для ее осуществления Республика Беларусь имеет Вооруженные Силы, внутренние войска Министерства внутренних дел, пограничные войска, органы государственной безопасности, Службу безопасности Президента, иные воинские формирования, создаваемые в Под государственной безопасностьюпонимают состояние защищенности государственного суверенитета, конституционного порядка, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонительного потенциала Республики Беларусь, (ИКОННЫХ интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со Сущность управления в сфере внутренних дел и его особенности заключаются в том, что в процессе такого управле Непосредственное управление в сфере обеспечения об Управление юстицией — это деятельность, направленная на выполнение задач укрепления законности, организации защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, предприятий, учреждений, организаций и государс Другая особенность юстиции обусловлена предыдущей и заключается в разнообразии форм и методов управления, которые применяются органами юстиции. Так, в отношении государственных нотариальных органов и органов регистрации актов гражданского состояния применяется метод управления; в отношении судов — метод руководства путем организационного и материального обеспечения судов, с соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону; в отношении органов адвокатуры — метод регулирования. В целом же управляющее воздействие органов управления юстицией носит рекомендательный характер и сводится в основном к решению организационных вопросов, поскольку большинство объектов в этой сфере являются самостоятельными и независимыми в своей практической деятельности. Под межотраслевым государственным управлением понимается исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, наделенными надведомственными полномочиями по отношению к организационно не подчиненным им управляемым объектам, в ходе которой обеспечивается согласованность и единство действий при решении общегосударственных или межотраслевых задач. В отличие от отрасли управления, представляющей собой совокупность вертикальных правоотношений, при межотраслевом управлении имеют место горизонтальные отношения, то есть отношения субъектов, организационно не подчиненных друг другу. Сфера действия органов межотраслевого управления значительно шире, чем органов отраслевого управления, так как их деятельность функциональна и распространяется на все или несколько отраслей управления. При этом в современных условиях круг вопросов, по которым необходима координация деятельности отраслевых органов, непрерывно расширяется. Это объясняется тем, что, во-первых, наряду с государственным сектором экономики развивается негосударственный, породивший множество новых объектов управления, а во-вторых, тем, что интересы СНГ требуют создания структур, полномочных осуществлять межгосударственные связи, например Координационно-консультативный комитет СНГ, Межгосударственный экономический комитет СНГ, Комиссия по Надведомственность полномочий органов межотраслевого управления выражается в том, что их акты, изданные в пределах компетенции, являются обязательными для всехорганов государственного управления, предприятий, учреж Сфера управления, как правило, отражается в наименовании этих органов (напр., Национальный статистический комитет; Министерство по налогам и сборам; Государственный ко Для методов управления, применяемых органами межотраслевой надведомственной компетенции, характерно согласованное принятие решений, координация действий соответствующих органов управления при выполнении общегосударственных или межотраслевых задач. Служебная должность и ее виды. Служебная должность– штатная единица гос. организации, которой соответствует служебное положение лица, замещающего её. Должность определяет круг служебных обязанностей, прав и пределы ответственности гос. служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.
К государственным служащим не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственного аппарата. Это, например, работники общего отдела, хозяйственной части, архива, Для определенной части служащих установлены чины, Дисциплинарная ответственность государственных служащих. Дисциплинарная ответственность — применение мер дисциплинарного или общественного воздействия к государственным служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения обязанностей службы, в частности трудовой дисциплины, не преследуемые в уголовном порядке. Отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности и за проступки хотя и не являющиеся нарушениями обязанностей службы, но не совместимые с их должностью ввиду особого характера выполняемых обязанностей. Установлены три вида дисциплинарной ответственности: 1) в порядке подчиненности; 2) в порядке, установленном уставами и положениями о дисциплине, действующими в ряде государственных органов; З) в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка. Виды дисциплинарной ответственности отличаются друг от друга Дисциплинарную ответственность в порядке подчинен По уставам и положениям о дисциплине несут ответс По Типовым правилам внутреннего трудового распорядка несут дисциплинарную ответственность все остальные служащие, за исключением тех, кто отвечает в порядке подчиненности и по уставам и положениям о дисциплине. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, учреждения, организации, а также другими должностными лицами, которым может быть предоставлено это право. Типовыми правилами предусмотрены следующие взыскания: замечание, выговор, увольнение. Законодательством предусмотрен ряд гарантий законности привлечения служащих к дисциплинарной ответственности. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение служащего. До наложения взыскания администрация обязана затребовать от нарушителя объяснения в письменном виде. Взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и шести месяцев со дня его совершения. За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Оно Административную ответственность государственные служащие несут за совершение административного правонарушения (проступка) в общем порядке, как все граждане. Что касается должностных лиц, то они несут ее не только за нарушения общеобязательных правил своими собственными действиями, но и за некоторыеадминистративные правонарушения, которые считаются упущениями по службе. Сюда относятся административные проступки, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности (например, правил в сфере охраны порядка управления, государственного или общественного порядка, природы, здоровья населения и т. д.). При этом административное взыскание может палагаться независимо от дисциплинарного взыскания. 27. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих. Дисциплинарная ответственность — применение мер дисциплинарного или общественного воздействия к государственным служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения обязанностей службы, в частности трудовой дисциплины, не преследуемые в уголовном порядке. Отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности и за проступки хотя и не являющиеся нарушениями обязанностей службы, но не совместимые с их должностью ввиду особого характера выполняемых обязанностей. Установлены три вида дисциплинарной ответственности: 1) в порядке подчиненности; 2) в порядке, установленном уставами и положениями о дисциплине, действующими в ряде государственных органов; З) в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка. Виды дисциплинарной ответственности отличаются друг от друга Дисциплинарную ответственность в порядке подчинен По уставам и положениям о дисциплине несут ответс По Типовым правилам внутреннего трудового распорядка несут дисциплинарную ответственность все остальные служащие, за исключением тех, кто отвечает в порядке подчиненности и по уставам и положениям о дисциплине. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, учреждения, организации, а также другими должностными лицами, которым может быть предоставлено это право. Типовыми правилами предусмотрены следующие взыскания: замечание, выговор, увольнение. Законодательством предусмотрен ряд гарантий законности привлечения служащих к дисциплинарной ответственности. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение служащего. До наложения взыскания администрация обязана затребовать от нарушителя объяснения в письменном виде. Взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и шести месяцев со дня его совершения. За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Оно Административную ответственность государственные служащие несут за совершение административного правонарушения (проступка) в общем порядке, как все граждане. Что касается должностных лиц, то они несут ее не только за нарушения общеобязательных правил своими собственными действиями, но и за некоторыеадминистративные правонарушения, которые считаются упущениями по службе. Сюда относятся административные проступки, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности (например, правил в сфере охраны порядка управления, государственного или общественного порядка, природы, здоровья населения и т. д.). При этом административное взыскание может палагаться независимо от дисциплинарного взыскания. Административные процедуры. Административные процедуры — это действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистраций или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республик |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |