Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.

Систему подчиненных Совету Министров Республики Беларусь республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций определяет Президент.

В систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, входят:

— министерства, государственные комитеты, которые являются республиканскими органами государственного управления (функциональными или отраслевыми), проводящ ими государственную политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующими деятельность в данной отрасли (сфере деятельности) других республиканских органов государственного управления;

— объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров.

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров, по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно Президенту.

В целях реализации полномочий республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, в административно-территориальных единицах Республики Беларусь могут создаваться территориальные органы этих республиканских органов государственного управления.

В процессе осуществления руководства подчиненными ему республиканскими органами государственного управления Совет Министров:

- принимает меры по обеспечению реализации предоставленных им полномочий в целях выполнения возложенных на них задач и осуществления ими своих функций, самостоятельного решения отнесенных к их компетенции вопросов;

— утверждает в установленном порядке положения о них; определяет их структуру, количество их территориальных органов и перечень подчиненных им (входящих в их систему, состав) государственных организаций;

— утверждает положения об их департаментах;

— утверждает в установленном порядке состав коллегий этих органов; передает при необходимости решение им отдельных вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, за исключением вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции Совета Министров, либо принимает к решению вопросы, входящие в компетенцию республиканских органов государственного управления, за исключением случаев, когда компетенция указанных органов определена Президентом Республики Беларусь,

— отменяет правовые акты республиканских органов государственного управления, если они противоречат Конституции, законам Республики Беларусь, актам Президента, постановлениям Совета Министров, распоряжениям Премьер-министра, за исключением решений, которые могут быть отменены только Президентом;

— налагает в установленном порядке на руководителей республиканских органов государственного управления И их заместителей, а также руководителей департаментов республиканских органов государственного управления, дисциплинарные взыскания, если иное не установлено Пре Республики Беларусь.

Общие положения о государственном управлении в отдельных отраслях и сферах.

Любое государство стремится определить свое направле ние развития экономики, эффективное функционирование которой создаст основу благосостояния народа.

Как показывает мировой опыт, без участия государства рыночные отношения не могут быть эффективными, социально-ориентированными. И потому основной задачей науки административного права является определение функций государства по регулированию экономических процессов, методов, с помощью которых оно происходит, и границ вмешательства государства в рыночное хозяйство.

Государственное управление экономикой может осуществляться по-разному: как в виде непосредственного управления, которое предусматривает прямое вмешательство органов исполнительной власти в деятельность хозяйствующих субъектов, непосредственное руководство ею путем оперативно-распорядительных действий, так и в виде государственного регулирования экономических процессов, под которым понимают лишь общее упорядочение общественных отношении в конкретной сфере экономики (установление общих правил, нормативов, стандартов того или иного вида деятельности, которых должны придерживаться в равной мере все участники общественных отношений в данной сфере, правовых основ ответственности за их нарушение, контроля за их выполнением и реального привлечения нарушителей к ответственности и т. п.)

Регулирование со стороны государства применяется для обеспечения безопасности граждан от возможных неблагоприятных последствий ведения хозяйственной деятельности, защиты прав потребителей от неправомерных действий коммерческих организаций, стабилизации макроэкономических процессов, формирования материального государственного резерва.

В наиболее общем виде экономика определяется как системный хозяйственный комплекс, состоящий из взаимосвязанных и взаимозависимых звеньев, во-первых, общественного производства, во-вторых — распределения и в-третьих — обмена произведенного продукта в масштабах всего государства.

Экономика является сложной системой, которая функционирует с целью удовлетворения материальных потребностей общества. Основными составными этой системы являются отрасли, подотрасли и их комплексы.

Термин «отрасль экономики» закреплен на законодательном уровне и встречается почти во всех нормативных актах, регулирующих взаимоотношения государства с экономической сферой.

Составными элементами экономической системы Республики Беларусь являются: промышленность, энергетический комплекс, агропромышленный комплекс, строитель ный комплекс, транспорт и дорожное хозяйство, связь, жилищное хозяйство, бытовое обслуживание населения, сфера использования и охраны природных ресурсов и т.п.

Социально-культурная сфера это духовная (нематериальная) по характеру деятельность многообразных по своему профилю учреждений, выражающаяся в создании, использовании (распространении) и охране духовных ценностей, направленная на воспитание человека, на наиболее полное удовлетворение социально-культурных потребностей- населения.

К социально-культурной сфере относится: образование, наука, культура, здравоохранение, социальная защита граждан.

Образование. Управление образованием в Республике Беларусь осуществляется системой государственных органов и органов местного самоуправления. К органам управления образованием относятся: Министерство образования; другие министерства и государственные комитеты, которым подчинены учебные заведения; местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Наука. Правовые основы государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности определены в Законах Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» и «О научной деятельности». В соответствии с ними развитие науки и техники — определяющий фактор прогресса общества, по вышения благосостояния его членов, их духовного и интеллектуального роста.

Культура. Управление культурой заключается в: организации создания, распространения и популяризации произведений литературы и искусства; обеспечении распространения информации и пропаганды достижений культуры; сохранении и использовании культурных ценностей; охране произведений искусства и памятников культуры, повышении культурного уровня населения; руководстве предприятиями, организациями и учреждениями культуры. При этом необходимо иметь в виду, что в буквальном смысле управлять культурой невозможно, государство осуществляет лишь отдельные управленческие функции, например, контроль за качеством кино-, видеопродукции.

Здравоохранение. В целом здравоохранение может рассматриваться как система мероприятий, направленных на обеспечение сохранения и развитие физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности жизни. Систему здравоохранения Республики Беларусь составляют государственное здравоохранение и частное здравоохранение. Основой системы здравоохранения является государственное здравоохранение. Государственное управление здравоохранением осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, рес публиканские органы государственного управления, имеющие ведомственную систему здравоохранения, управления (комитеты) и отделы здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов.

Социальная защита граждан. Управление в сфере социальной защиты граждан осуществляет Министерство труда и социальной защиты. Оно реализует единую государственную политику по социальному обеспечению населения и социальной защите инвалидов и граждан преклонного возраста; несет ответственность за развитие этого дела; занимается организацией работы по назначению и выплате пенсий согласно действующему законодательству и др.

В административно-правовой теории и практике государственною управления к сфере безопасности и правопорядка относятся такие отрасли, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция. Органы управления (исполнительной власти) этими отраслями являются составной частью единой системы органов исполнительной власти и активно осуществляют функции государства.

Оборона Республики Беларусь — это комплекс полити ческих, экономических, экологических, военных, социаль ных и правовых мероприятий но обеспечению независимости, территориальной целостности, защиты интересов государства и мирной жизни народа. Основы организации обороны Республики Беларусь и полномочия государственных органов по ее обеспечению, обязанности предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц по осущест влению обороноспособности страны предусмотрены Законом Республики Беларусь «Об обороне».

Оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом. Для ее осуществления Республика Беларусь имеет Вооруженные Силы, внутренние войска Министерства внутренних дел, пограничные войска, органы государственной безопасности, Службу безопасности Президента, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством, а также привлекает органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.

Под государственной безопасностьюпонимают состояние защищенности государственного суверенитета, конституционного порядка, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонительного потенциала Республики Беларусь, (ИКОННЫХ интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц. Обеспечение государственной безопасности включает: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства; выявление факторов, создающих угрозу бе зопасности; формирование системы противодействия негативным факторам и возникающим угрозам.

Сущность управления в сфере внутренних дел и его особенности заключаются в том, что в процессе такого управле ния осуществляется непосредственная охрана прав и свобод граждан, а также обеспечиваются общественный порядок и общественная безопасность.

Непосредственное управление в сфере обеспечения об щественного порядка и общественной безопасности осуществляют Министерство внутренних дел Республики Беларусь (МВД) и его органы на местах. Основными задачами МВД являются: 1) охрана общественного порядка; 2) обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности; З) предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений; 4) обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших; 5) защита всех форм собственности от противоправных посягательств; 6) оказание на условиях и в порядке, установленных законодательством, помощи гражданам, государственным органам, а также предприятиям, учреждениям и организациям в защите их прав и реализации возложенных на них обязанностей; 7) исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции.

Управление юстицией — это деятельность, направленная на выполнение задач укрепления законности, организации защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, предприятий, учреждений, организаций и государс тва. Одной из особенностей юстиции является многообъектность в этой области управления. К объектам ЮСТИЦИИ относятся судебные учреждения, нотариальные конторы органы регистрации актов гражданского состояния, судеб но-экспертные учреждения и адвокатура, Все они имеют разное правовое положение, различаются своим назначением и характером компетенции.

Другая особенность юстиции обусловлена предыдущей и заключается в разнообразии форм и методов управления, которые применяются органами юстиции. Так, в отношении государственных нотариальных органов и органов регистрации актов гражданского состояния применяется метод управления; в отношении судов — метод руководства путем организационного и материального обеспечения судов, с соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону; в отношении органов адвокатуры — метод регулирования. В целом же управляющее воздействие органов управления юстицией носит рекомендательный характер и сводится в основном к решению организационных вопросов, поскольку большинство объектов в этой сфере являются самостоятельными и независимыми в своей практической деятельности.

Под межотраслевым государственным управлением понимается исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, наделенными надведомственными полномочиями по отношению к организационно не подчиненным им управляемым объектам, в ходе которой обеспечивается согласованность и единство действий при решении общегосударственных или межотраслевых задач.

В отличие от отрасли управления, представляющей собой совокупность вертикальных правоотношений, при межотраслевом управлении имеют место горизонтальные отношения, то есть отношения субъектов, организационно не подчиненных друг другу. Сфера действия органов межотраслевого управления значительно шире, чем органов отраслевого управления, так как их деятельность функциональна и распространяется на все или несколько отраслей управления. При этом в современных условиях круг вопросов, по которым необходима координация деятельности отраслевых органов, непрерывно расширяется. Это объясняется тем, что, во-первых, наряду с государственным сектором экономики развивается негосударственный, породивший множество новых объектов управления, а во-вторых, тем, что интересы СНГ требуют создания структур, полномочных осуществлять межгосударственные связи, например Координационно-консультативный комитет СНГ, Межгосударственный экономический комитет СНГ, Комиссия по правам человека СНГ и др.

Надведомственность полномочий органов межотраслевого управления выражается в том, что их акты, изданные в пределах компетенции, являются обязательными для всехорганов государственного управления, предприятий, учреж дений, организаций. Органы межотраслевого управления, занимая особое положение, несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы управления.

Сфера управления, как правило, отражается в наименовании этих органов (напр., Национальный статистический комитет; Министерство по налогам и сборам; Государственный ко митет по наукам и технологиям и т. д.).

Для методов управления, применяемых органами межотраслевой надведомственной компетенции, характерно согласованное принятие решений, координация действий соответствующих органов управления при выполнении общегосударственных или межотраслевых задач.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...