Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы государственного управления.

Органы гос. управления являются основными субъектами АП.

Теоретическое и практическое значение сущности понятия органа гос. управления во многом способствуют правильному рассмотрению всей системы органов гос. управления, определению их правового положения, а также основ их организации и взаимоотношений.

Понятие «орган» является частью более широкого понятия – «организация». Организация означает совокупность людей, их определенный коллектив. Вместе с тем она предполагает деятельность этих людей, рассчитанную на достижение определенных целей и совершаемую по определенным правилам.

Орган есть конкретная разновидность организации. Всякая организация совершает свои действия через образуемые ею органы. Следовательно, орган – та ячейка организации, которая выступает по ее поручению. Каждый гос. орган выступает по поручению государства и в его интересах.

Вся разнообразная практическая деятельность государства осуществляется его многочисленными органами, составляющими в своей совокупности гос. аппарат. Орган гос. управления – это часть гос. аппарата. Он решает задачи и выполняет основные функции, присущие государству, наделен гос.-властными полномочиями, принимает правовые акты, проводит мероприятия, направленные на обеспечение выполнения этих актов.

Тот или иной объем деятельности, возложенный на данный орган, или круг вопросов, которые данный орган правомочен разрешать, называется компетенцией органа.

Государственные органы различаются между собой и по своей организационной структуре. Внутренне построение органа зависит от тех задач, которые перед ним поставлены. Задачи, компетенция и структура органа государства получают юридическое закрепление в правовых актах, прежде всего в законах и положениях.

Таким образом, государственный орган представляет собой:

- часть государственного аппарата, действующего по поручению и в интересах государства;

- организационную ячейку людей, объединенных общей целью и непосредственно осуществляющую государственную власть в обществе;

- организацию, осуществляющую определенными методами задачи и основные функции государства;

- организацию, проводящую свою работу в пределах государственно-властных полномочий, предоставленных ей государством на данном участке, то есть имеющую свой территориальный масштаб деятельности.

Государственно-властные полномочия органа государственного управления заключаются в следующем:

а) в издании органом государственного управления от имени государства юридически обязательных актов;

б) в наблюдении за исполнением требований этих актов;

в) в обеспечении исполнения требований этих актов и в защите их от нарушений при помощи применения мер воспитания, убеждения, поощрения, а в необходимых случаях и принуждения.

Основы правового положения органов государственного управления определяются Конституцией.

Каждый орган государственного управления наделен оперативной самостоятельностью и в соответствии с этим обязан своевременно принимать управленческие решения по вопросам своей компетенции.

Таким образом, можно сделать вывод, что органы государственного управления — это такая политическая организация, которая от имени и по поручению государства осуществляет повседневное, непрерывное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно политического строительства.

Орган государственного управления занимает основное место среди субъектов административного права. Его административно-правовой статус выражается: 1) в исполнении обязанностей перед государством; 2) в осуществлении прав, которые предоставлены этому органу.

В зависимости от территориального масштаба деятельности органы государственного управления подразделяются на центральные (республиканские) и местные. Центральными (республиканскими) являются те органы, деятельность которых распространяется на всю территорию республики. Центральным органом является Совет Министров Республики Беларусь, республиканскими — министерства, государственные комитеты, иные республиканские органы управления.

Местные органы государственного управления охватывают своей деятельностью одну, а иногда несколько административно-территориальных единиц: область, район, город, поселок и т. д. К ним относятся, например, исполнительные комитеты местных Советов депутатов, их отделы и управления, местные администрации, местные органы министерств и государственных комитетов.

В зависимости от занимаемого положения и места в системе органы государственного управления делятся на вышестоящие и нижестоящие.

Каждый орган государственного управления осуществляет свои права и обязанности самостоятельно в пределах своей компетенции. Вышестоящие органы, как правило, не вмешиваются в оперативную деятельность нижестоящих, но в то же время они контролируют их и указывают на недостатки в работе. Акты, издаваемые нижестоящими органами, должны соответствовать актам вышестоящих органов. В случае несоответствия они могут быть отменены или приостановлены вышестоящими органами.

В зависимости от объема компетенции органы государственного управления делятся на три группы: органы общей, отраслевой и специальной компетенции,

Органы государственного управления общей компетенции осуществляют руководство в пределах подведомствен- ной им территории одновременно всеми или, по крайней мере, многими отраслями управления. Их полномочия гораздо шире полномочий органов государственного управления, обладающих отраслевой или специальной компетенцией, и они осуществляют общее руководство и координацию

деятельности последних. К органам государственного управления общей компетенции относятся Совет Министров, местные исполкомы и местные администрации.

Органы государственного управления отраслевой компетенции участвуют в осуществлении руководства определенной, порученной им отраслью управления. Это министерства, отделы и управления исполкомов и др. В своей деятельности все они ответственны перед соответствующими органами общей компетенции и им подотчетны.

Органы государственного управления специальной или межотраслевой компетенции осуществляют руководство по вопросам, имеющим общий характер для всех или для многих отраслей. К ним относятся различные комитеты и управления. В компетенцию таких органов входит координирование деятельности министерств, исполкомов и других органов по тем или иным вопросам (в области организации труда, изобретательства и т. д.).

В зависимости от характера компетенции органы государственного управления делятся на органы управления хозяйственным комплексом, органы управления социально-культурным строительством, органы управления в области административно-политической деятельности государства.

В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов органы государственного управления подразделяются на органы коллегиального и органы единоначального управления.

Во главе коллегиального органа стоит группа лиц, образующих коллегию. Основные вопросы, относящиеся к компетенции такого органа, обсуждаются и решаются на ее заседаниях коллективно. Для вынесения решения по обсуждаемому вопросу необходим кворум. Обычно в коллегиальных органах решения принимаются большинством голосов, когда за данное решение проголосовало больше половины присутствующих членов органа. Таким образом, коллегиальность органов государственного управления выражается как в их построении, так и в их деятельности. Она обусловлена объемом их компетенции и широкими задачами руководства. Эти органы, как правило, призваны решать вопросы, касающиеся одновременно многих отраслей государственного управления. К коллегиальным органам от носятся, прежде всего, органы общей компетенции (Совет Министров, исполкомы)

Во главе единоначального органа стоит одно лицо — руководитель. Он руководит данным органом, а также осу ществляет общее руководство нижестоящими органами государственного управления, предприятиями и организа циями. Единолично, под свою ответственность, принимает решения, которые обязательны не только для должностных лиц, ответственных за определенный участок работы внутри аппарата данного органа, но и для всех его работников, а также для нижестоящих органов, предприятий и организаций. В руках руководителя единоначального органа управления сосредоточиваются все основные нити руководителя.

К органам единоначального управления относятся министерства, отделы и управления исполкомов, администрация предприятия.

В зависимости от источника финансирования и способа распоряжения имуществом, находящимся в ведении органа, органы гос. управления можно подразделить на бюджетные и хозрасчетные. Первые содержатся за счет бюджета, а вторые – за счет отчислений от подведомственных организаций.

Все органы гос. управления взаимосвязаны и образуют единую систему. Основным принципом построения и функционирования этой системы является централизм, который означает подчинение всех нижестоящих органов вышестоящим, но он сочетается с началами демократического характера. Они проявляются в максимальном учете местных условий и особенностей.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...