Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы государственного управления.

Принципы гос. управления –это основоположные идеи, научные положения данного вида гос. деятельности.

Выделяют такие группы принципов гос. управления:

- социально-политические (демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность);

- организационные принципы построения аппарата гос. управления (отраслевой, функциональный, территориальный);

- организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата гос. управления (нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность).

1) отраслевой принцип построения аппарата управления. Он используется там и тогда, когда необходимо объединить под началом одного органа однородные объекты (предприятия, госучреждения) занимающихся хозяйственной, социально-культурной, экономической или административно-политической деятельностью. Этот орган управления осуществляет управление подчиненными органами, как правило, по всему кругу вопросов, связанных с деятельностью подведомственной организации (объектов). При таком построении аппарата управления существуют вышестоящие и нижестоящие органы.

2) функциональный – предполагает построение аппарата таким образом, что ОГУ поручается осуществлять одну или несколько управленческих функций по отношению к объекту, не находящемуся в его административном подчинении, таким образом имеет место специализации в работе, т.е. на объект управления воздействует не одни общий руководитель, как при отраслевом построении, а несколько функционирующих органов (руководителей), при этом каждый из них только в части реализованных ими функций.

3) территориальный – предполагает создание таких органов, которые осуществляют общие функции, воздействуя в той или иной мере на все объекты, расположенные в пределах определенной территории. Подобные органы являются органами общей компетенции, их главная цель – управление территорией (административно-территориальные единицы). Предназначение: сбалансировать развитие подведомственной территории, обеспечить интересы проживающих на ней граждан. Это местные ОГУ.

Общие функции, формы и методы государственного управления.

Функции гос. управления представляют собой основные направления деятельности гос. органов по обеспечению выполнения задач гос. управления. Они имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления.

Функции гос. управления классифицируются на:

- внутренние (управление внутри гос. управляющей системы);

- внешние (влияние гос. органов на объекты управления);

- общие (отображающие существенные моменты управления: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль);

- специфические (отображающие особое содержание отдельных влияний).

Формауправленческой деятельности – это внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами гос. управления (должностными лицами) в целях осуществления предоставляемых им полномочий и вызывающих определенные последствия.

Формыуправленческой деятельности классифицируются:

- по характеру действия: правовые; неправовые;

- по целенаправленности: внутренние; внешние;

- по способу выражения: словесные (письменные и устные); конклюдентные;

- по содержанию: правотворческие; правоприменительные.

Метод гос. управления – способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (ДЛ) на основе закрепленной за ними компетенции и в соответствующей форме.

С общетеоретических позиций указанные методы подразделяются на общие и специальные.

К общим методам управления относят методы убеждения и принуждения; контроля, наблюдения, административного надзора, разработки мер воздействия, инструктирования и т.д.

Специальные методы гос. управления подразделяются на административные (прямого воздействия) и экономические (косвенного воздействия). Административные методы управляющего воздействия характеризуются односторонним, непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Экономические методы характеризуется тем, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы.

Правовые акты управления.

Основной адм.-правовой формой реализации задач и функций исполнительной власти являются правовые акты управления.

Акт гос. управления – подзаконное официальное решение, принятое органом управления (ДЛ) в односторонне-властно порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесённому к его компетенции, облечённое в предусмотренную законом форму и порождающие юридические последствия.

Отличительные черты правовых актов управления:

- возникают в процессе деятельности органа (ДЛ) исп. власти, в интересах реализации задач и функций этой власти, выражают волю гос-ва, влекут юр. значимые последствия;

- издаются только полномочными субъектами исп. власти; являются односторонними властными волеизъявлениями;

- носят подзаконный характер;

- императивны: содержит в себе юр. властное предписание субъекта исп. власти, обязательное для адресата;

- определяют правила должного поведения в сфере управления;

- должны быть надлежащим образом оформлены;

- могут быть в установленном порядке опротестованы или обжалованы;

- в случае несоблюдения содержащихся в них юр. властных предписаниях наступает ответственность виновной стороны.

В зависимости от своих юридических свойств акты управления подразделяются на нормативные и ненормативные.

Нормативные акты (НА) – важнейший вид правовых актов, издаваемых органами гос-ва в процессе управленческой деятельности. НА вводит юр. нормы в правовую систему, является непосредственным способом выражения и закрепления гос. воли.

1 из основных признаков НА является возможность их неоднократного применения и охват содержащимися в нем предписаниями индивидуально-неопределенных субъектов, то есть отсутствие конкретного адресата.

Ненормативные акты – акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение.

К ним относятся:

- распоряжения Президента РБ;

- распоряжения Премьер-министра РБ;

- акты органов записи актов гражданского состояния;

- иные правовые акты, не являющиеся нормативными.

Классификация актов управления:

1. по органам, их издающим:

- декреты, указы и распоряжения Президента РБ;

- постановления Совета Министров и распоряжения Премьер-министра;

- постановления, приказы, инструкции, распоряжения и иные акты министерств, гос. комитетов, иные респ. органов управления;

- решения местных исп. комитетов и местных администраций; распоряжения председателей исп. комитетов;

- приказы и распоряжения руководителей управлений, отделов и других структурных подразделений исп. комитетов и администраций, руководителей определенных предприятий, учреждений и организаций.

2. по сроку действия:

- бессрочные (с неопределенным сроком действия; действуют до тех пор, пока не будут отменены);

- срочные (указан срок их действия, по истечении которого акт утрачивает силу);

- временные (издаются для регулирования отношений на неопределенное, непродолжительное время).

3. по территории действия:

- акты управления, действующие в масштабе всей страны;

- акты управления, действующие в масштабе АТЕ.

Правовые акты управления могут издаваться в следующих формах:

- письменной (рассматривается надлежаще оформленный документ);

- устной (чаще принимаются в процессе оперативного решения);

- конклюдентной (выражается посредством определенных жестов, сигналов, знаков и др.)

Обязательными реквизитами НПА являются:

- вид акта (законы; декреты и указы Президента; постановления Совета Министров и др.);

- название, обозначающее предмет регулирования;

- дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер;

- подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие НПА.

Структурными элементами НПА являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...