Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология выполнения работы в технике скань

Филигранными (от лат. «филум»— нитка и «гранум» — зерно) называют изделия, изготовленные из тонкой проволоки — гладкой, крученой, вальцованной и невальцованной, образующей сложные кружевные узоры. Филигрань, или скань (от русского слова «екать»), — один из очень старых и распространенных видов ювелирной техники, до сегодняшнего дня вызывающий восхищение у любителей и знатоков ювелирного и прикладного искусства. Изделия, изготовленные филигранью, охватывают почти все виды украшений и предметов быта.

1.Разновидности скани. Различают ажурную и фоновую, или напайную, филигрань.

Ажурной филигранью называют кружевной узор с хорошо просматривающимся сквозным рисунком. Ажурная филигрань бывает плоской и объемной. К плоской относятся броши и другие изделия плоской формы. Примером объемной филиграни могут служить вазы, подстаканники, пудреницы, шарообразные, конусные и цилиндрические серьги, подвески и др.

Фоновая, или напайная, филигрань отличается от ажурной тем, что узор напаивается

на специально подготовленный фон из того же металла. Фон может быть сплошным (глухая филигрань) или филигранным (ажурным). При филигранной основе рисунок фона делается

более частым и, как правило, однотипным, чтобы не отвлекать внимания от основного

узора. Этот вид филиграни обладает высоким рельефом, и не только потому, что рисунок ложится в два слоя, но и потому, что листочки, лепестки, розетки и другие элементы филиграни, напаивающиеся на фон, не всегда бывают плоскими. Они могут иметь сложные выгибы, закрутки, а то и объемную форму. Как и ажурная, фоновая филигрань бывает плоской и объемной.

2.Заготовка скани. Для филигранных работ используют мягкие, способные вытягиваться в тонкую проволоку металлы и сплавы, хорошо паяемые, с относительно высокой температурой плавления и красивым внешним видом. Это — золото, высокопробное серебро (916-й пробы), нейзильбер, медь. Из них и делается заготовка для филиграни. Виды заготовок, соответствующие элементам филигранного узора, разнообразны и на протяжении многих лет сохраняют свои названия — гладь, веревочка, шнурок, плетенка, елочка, дорожка.

Г л а д ь — круглая проволока различных сечений. Исходным полуфабрикатом для заготовки служат слитки, которые прокатывают в профильных валках квадратного калибра до проволоки такого сечения, что ее можно протянуть через фильерную доску. Максимальное сечение проволоки для украшений 1,2...1,3 мм, минимальное — 0,2 мм.

Заготовка любой скани начинается с круглой глади, поэтому, заготавливая гладь, протягивают проволоку на все виды скани. Имея рисунок филигранного изделия, нетрудно определить длину заготовки каждого элемента и, следовательно, длину отрезка проволоки каждого сечения. Протягивая проволоку (общей длины) сквозь отверстия фильеры, отрезают с хвоста, чтобы снова не запиливать захватку, куски проволоки нужного сечения. Проволоку

протягивают, периодически отжигая ее и следя за тем, чтобы не было плен и задиров. Прокатанную в плоских валках проволоку называют плоской гладью. Плоская гладь больших сечений часто служит контуром филигранного узора.

В е р е в о ч к а — это жгутик, скрученный из двух проволок. Сечение проволоки для скручивания может быть любым и зависит от рисунка. Веревочки больших сечений применяют для контура филигранного изделия, малых сечений — для элементов рисунка. Для скручивания веревочек берут отожженную проволочку круглого сечения, складывают ее вдвое и один конец. Двойной проволоки закрепляют в специальной насадке (или цепляют

за крючок) шпинделя электромотора. Затем проволоку натягивают и, держа в натянутом вдоль оси шпинделя положении, включают мотор. Проволока, скручиваясь, уменьшается в длине (натяжение ее должно сохраняться равномерным). Скрутка не должна быть слабой. Если скань обрывается, ее отжигают, а затем продолжают скручивать. Обычно скручивание длится до второго обрыва скани. Веревочка, прокатанная в плоских валках, называется плоской веревочкой и является одним из наиболее широко применяемых видов скани. Сплющенная с боков, она имеет на ребрах зернистую поверхность, что создает удивительной красоты зернистый узор в изделии. Толщина плющения зависит от сечения веревочки; так, для веревочки, свитой из проволоки сечением 0,2...0,3 мм, толщина плющения 0.30...0,35 мм. При плющении веревочек с большим сечением проволоки увеличивается и толщина плющения. Выбор веревочек для плющения зависит от характера узора и размеров изделия. Из плоской веревочки изготовляют все основные элементы филиграни.

Ш н у р о к — жгут, скрученный из трех или четырех проволочек. Может быть свит из двух веревочек. Располагая рисунок веревочек по-разному, получают различный рисунок шнурка. Интересный шнурок получают скручиванием проволоки различных сечений или веревочки и проволоки. Свивают шнурок, аналогично веревочке, на моторе, а короткие отрезки — вручную.

П л е т е н к а — косичка, плотно сплетенная из трех проволочек. Изготавливают ее вручную из коротких отрезков хорошоотожженной проволоки, а затем выравнивают. Являясь боковым ободочком плоского филигранного изделия, плетенка из тонкой проволоки очень эффектно украшает его.

Е л о ч к а — эффект елочки создают две лежащие рядом веревочки со спиралью, направленной в разные стороны. Если по эскизу елочка имеет сложный изгиб, то веревочки спаиваются между собой заранее, если же она лежит прямо или с незначительными изгибами, то их совмещают в процессе набора филиграни.

Д о р о ж к а к р у г л а я представляет собой слегка растянутую спираль из круглой глади малого сечения. Для ее изготовления тонкую проволоку навивают на ригелек нужного сечения (0,5...1,0 мм). Снятую с ригелька спираль слегка растягивают так, чтобы зазор между витками был не более сечения проволоки. Круглая дорожка — прекрасное украшение, выделяющее отдельные орнаменты из общего узора.

Д о р о ж к а с м я т а я имеет вид поваленной спирали, кольца которой, наваливаясь, частично закрывают друг друга. Изготовляют дорожку навиванием проволоки в виде спирали на цилиндрический ригелек. Ригельком может служить стальная проволока диаметром 1,0...3,0 мм, в зависимости от размера изделия и характера рисунка. Сечение проволоки выбирается также индивидуально. Сминают спираль легким текстолитовым молоточком на правочной плите так, чтобы расхождение колеи было одинаковым. Смятая дорожка применяется в качестве оправы камня, обрамления изделия, розетки для корнера (шарика) и других элементов филиграни. Разновидностью смятой дорожки является плющеная дорожка. Отличается от смятой тем, что плющение ее происходит в

плоских валках. Зазор между валками устанавливают равным сечению проволоки, так что сминается спираль только в местах наллеста проволоки. Расхождение колец таково, что они едва касаются друг друга, а поэтому вытягиваются поперек дорожки и принимают форму капли. Используется плющеная дорожка в тех же случаях, что и смятая, и является не менее эффектным украшением.

З и г з а г — зигзагообразные дорожки двух видов: зубчатый зигзаг и круглый зигзаг (змейка). Любой из этих видов, набранный в одной плоскости в несколько рядов, образует красивый ажурный равномерный фон. Зубчатую дорожку делают из плоской глади, круглой и плоской веревочки, толщина которых колеблется в пределах 0,3...0,5 мм, с помощью миниатюрных зубчатых вальцов с ручным приводом. Рабочими валками служат специальные шестерни, зубцы которых изгибают плоскую заготовку, проходящую между ними, в зигзаг. Заготовкой для змейки служит плоская или круглая веревочка, которую навивают сразу на два ригелька (одинаковых по диаметру) восьмеркой, как бы завязывая их. Затем ригельки вынимают из полученной двойной спирали, и спираль осторожно плющат, как обычную дорожку. Поваленную двойную спираль растягивают на ширину звена и выравнивают в плоскости, чтобы избежать нахлестов. Оба вида зигзагообразных дорожек используют как промежуточные элементы ажурной филиграни, т. е. между двумя веревочками, шнурком и веревочкой, кастой и веревочкой и т. д., а также при изготовлении фоновой филиграни с ажурным фоном. Все заготовительные работы проводят с хорошо и равномерно отожженной сканью.

Перечисленная скань — не только самостоятельный элемент филиграни, но и исходный материал для изготовления других элементов.

3.Набор скани. Основной инструмент для изготовления элементов филиграни— филигранные пинцеты (филигранные корцанки) и филигранные ножницы (маленькие ювелирные ножницы по металлу). Филигранный пинцет (рис. 117) — это жесткий с широкими щечками пинцет с резко суживающимися (до иглы) рабочими концами (губками). Длина пинцета 120...150 мм, ширина щечек 18...20 мм, толщина листового проката на щечках 1,0...1,2 мм, длина губок пинцета 15...20 мм. Изготовляют пинцеты из нержавеющей стали. Трудно перечислить все элементы филиграни, из которых набирается узор, но основные из них, многократно повторяющиеся в узорах, это колечко, полуколечко, репейчик, звездочка, огурчик, грушечка, зубчик, развивашечка, лепесток, корнер, тройник, головочка, стенек, травка, завиток, листочек, завивка, жучок, розетка и др(см. приложение №2 рис. №2). За элементами сохранились старые их названия, поэтому некоторые из них звучат для нас необычно.

К о л е ч к о — изготовляют из плоской и круглой глади, круглой и плоской веревочки. Хорошо отожженную скань навивают на ригелек диаметром, соответствующим диаметру заданного рисунком колечка, затем снятую с ригелька пружину разрезают по витку и концы витка совмещают. Колечки применяют для набора фона фоновой филиграни, как основу для некоторыхэлементов (корнеров, жучков) и как составную часть элементов.

П о л у к о л е ч к о — это, как показывает само название, часть колечка. Получают его из той же скани и тем же способом, что и колечко, но от пружины отрезают только часть витка. Полуколечками выкладывается, красивый, чешуйчатый фон фоновой филиграни. Помимо этого его используют как самостоятельный элемент и как составную часть других элементов.

Р е п е й ч и к — элемент филиграни, образованный колечком внутри и четырьмя полуколечками по окружности. Изготовляется обычно из плоской веревочки, реже из круглой веревочки и плоской глади малого сечения.

З в е з д о ч к а — собирается, как и репейчик, из колечка в центре и полуколечек по окружности, но число полуколечек — 5, 6 и более. Радиус полуколечек выбирается в зависимости от их числа. Звездочки делают из той же заготовки, что и репеичики.

О г у р ч и к — сложенный из двух одинаковых дуг элемент, напоминающий форму «маркиз». Дуги огурчика сгибают филигранными пинцетами и, определив длину по рисунку, отрезают. Обычно огурчики заготавливают из плоской или круглой веревочки.

Г р у ш е ч к а — по форме напоминает каплю, острый конец капли может загибаться в сторону. Изготовляется филигранными пинцетами из плоской и круглой веревочки.

З у б ч и к — согнутый из плоской или круглой веревочки утолок, по форме напоминающий контур зуба пилы или шестерни. Зубчик должен иметь прямые усики; угол расхождения и длину усиков определяют по рисунку.

Р а з в и в а ш е ч к а — это зубчик с завитыми (загнутыми) наружу усиками. Изготовляют ее из той же заготовки, что и зубчик.

Л е п е с т о к — по форме напоминает лепесток ромашки. Делают его из плоской или круглой веревочки или плоской глади. Вставленные друг в друга и соединенные при основании лепестки разных размеров создают красивые филигранные разводы.

К о р н е р — шарик. Получают корнеры плавлением обрезков металла соответствующих размеров. Для получения корнеров с одинаковыми диаметрами проволоку одного сечения нарезают на одинаковые участки и плавят или тонкий прокат нарезают ножницами в виде кисти, а затем, отрезая поперек концы кисти, получают одинаковые отрезки. Корнеры—прекрасное дополнение филигранного зора. Помещают их на кольцевую основу: колечко, центральный кольцевой участок головки, стенька, завитка, розетки и т. д. Большое количество напаянных мелких корнеров называют зернью.

Т р о й н и к — трилистник, согнутый филигранным пинцетом из плоской или круглой веревочки или плоской глади.

Гол о в о ч к а — плоско накрученная спиралька, один конец которой образует дугообразный хвостик, а другой — центральное колечко, центр спиральной головки. Головочка может иметь 4, 5, 6 витков и более в зависимости от характера и размеров узора и толщины скани. Навивается головочка пинцетом из плоской веревочки, реже из круглой.

С т е н е к — имеет подобно головочке с одной стороны дужку, завитую в плоскую спираль, с другой—конец, образующий колечко, но колечко это находится не в центре спиральной головки, а прижато к дужке. Головка стенька образует, кроме колечка, один виток, и если головка имеет два или три витка — элемент называют соответственно двойным или тройным стеньком. Делают стенек аналогично головочке и из той же заготовки.

Т р а в к а — изготовляется из элемента «зубчик» с длинными усиками, концы которых завиваются в одну сторону плоской спиралью. Концы имеют по два-три витка. Для травки используют плоскую гладь и плоскую и круглую веревочку.

З а в и т о к — дужка с концами, завитыми внутрь, до образования колечек. Для завитков используют плоскую гладь, плоскую и круглую веревочку.

Л и с т о ч е к — плоская спираль, смятая с боков в виде листочка. Из плоской веревочки пинцетом делают спиральный круг, который потом пинцетом сжимают с боков так, чтобы образовались острые концы листочка. Число витков в листочке зависит от его размеров и толщины скани. Листочек применяют как самостоятельный элемент или в сочетании с несколькими листочками для образования цветка. Изготовленному плоскому листочку перед набором придают естественный изгиб.

З а в и в к а — спаянный в плоскости из трех листочков различной формы трилистник, который перед набором изгибают.

Ж у ч о к — элемент, образованный колечком из круглой дорожки (спирали) и корнера, находящегося в центре. Сечение проволоки для спирали зависит от размеров колечка, которое будет сделано из этой спирали, а размер колечка — от величины самого изделия. Спиральное колечко сгибают пинцетом. Припаивают корнер (он не должен проваливаться и должен закрывать большой участок спирали) уже в общем наборе филиграни. Жучок сажают на кольцевую основу ранее набранного колечка соответствующего размера.

Р о з е т к а — сферическая вогнутая чашечка из смятой дорожки с корнером внутри. Для изготовления розетки, как и для жучка, делают спиральное колечко, которое затем бухтеруют в анке или другой сферической матрице. Полученную вогнутую чашечку спаивают с корнером тоже в общем наборе. Изготовление филигранных элементов с помощью пинцетов производят от целого (длинного) куска скани, который отрезают только после полного совпадения элемента с рисунком.

П л о с к у ю а ж у р н у ю филигрань набирают по рисунку, выполненному на бумаге в натуральную величину. Рисунок наклеивают на плоский шаблон, сделанный из листовой низкосортной стали толщиной 0,5...0,8 мм. Размеры шаблона отвечают габаритам рисунка. Набор целесообразно начинать с контура и продолжать по степени уменьшения элементов.

Каждый элемент сгибают точно по рисунку, и только после того как он полностью совпадает с нарисованным, отрезают (маленькими ювелирными ножницами). После этого его смазывают с изнанки клеем и приклеивают на рисунок, полностью замещая изготовленным элементом нарисованный. И если больше нет одинаковых с ним элементов, то приступают к следующему.

Для набора филиграни используют клей БФ-2, столярный и вишневый (камедь) или нитролак. Набранному узору дают высохнуть, затем, чтобы узор во время пайки не сместился, равномерно привязывают его к шаблону биндрой (вязальной проволокой) и в таком виде паяют. Применение клея БФ-2 и нитролака делает возможным набирать филигрань без привязки биндрой, а значит, и без шаблона. В этом случае набранному н бумажном рисунке узору дают высохнуть, а затем аккуратно отдирают бумагу. Образованная клеем или лаком пленка удерживает узор, не давая элементам распадаться. Пайку производят

на ровной плите из асбоцемента. Опытные мастера при неоднократном выполнении одного и

того же узора рисунка на бумаге не делают, наносят только контур, а набирают филигрань по клеточкам обычного тетрадного листа.

О б ъ е м н у ю а ж у р н у ю филигрань можно набирать двумя способами: в плоскости по рисунку развертки объемной фигуры и по листовому шаблону, имеющему форму данной фигуры. Набранная в плоскости развертка объемной филиграни после пайки должна принять форму заданной фигуры. Достигается это изгибанием изделия вручную с последующей правкой, выгибанием в матрицах (кожаных, войлочных, деревянных, свинцовых, стальных с подкладкой) с помощью пуансонов из тех же материалов. После придания изделию нужной формы производят пайку швов. В другом случае набор объемной ажурной филиграни производят на изогнутом или вогнутом (бухтерованном) шаблоне, подобно плоскому набору, но процесс очень осложняется тем, что не совсем легкие элементы приходится не только сгибать по рисунку, но и выгибать по форме шаблона. Подобная работа требует от филигранщика некоторого навыка.

П л о с к у ю ф о н о в у ю филигрань начинают набирать с фона, аналогично ажурной, по бумаге, наклеенной на плоский шаблон. Причем на бумаге вычерчивается не узор (рисунок, как правило, однообразный), а только контур, в пределах которого и набирается узор. Дальше, как и при ажурной филиграни, набранный фон паяют и после отбеливания приступают к набору верхнего узора. Элементы верхнего узора изготовляют также по рисунку, который, в отличие от ажурного набора, лежит рядом. На фон изделия рисунок не может быть наклеен, потому что элементы верхнего узора должны припаиваться к фону. Верхний узор фоновой филиграни, как правило, реже ажурной, и элементы узора не всегда спаиваются между собой. Поэтому набор верхнего узора не требует такой тщательной подгонки элементов друг к другу, как при ажурной филиграни. Закончив набор верхнего узора, его привязывают к фону как к шаблону, вязальной проволокой и паяют. Однако не всегда бывает можно привязать верхний узор к фону. Элементы филиграни, имеющие сложный асимметричный изгиб, высокий рельеф и ряд других причин, не позволяют производить пайку увязанного изделия. В таких случаях верхний узор паяют в несколько приемов.

О б ъ е м н у ю ф о н о в у ю филигрань набирают аналогично плоской фоновой. Если объемную фигуру изделия можно представить в виде развертки, то фон набирают в плоскости, паяют, а затем придают форму изделия. Добиваются этого теми же способами, что и при изготовлении объемной ажурной филиграни. Если сложная форма изделия исключает возможность представить изделие в развернутом виде, то фон набирают по жестяному шаблону, имеющему объемную форму изделия. Элементы филиграни для такого набора должны изгибаться по форме шаблона. В изделиях, имеющих сложную кривизну, например шарообразных, фон целесообразно набирать из мелких элементов — колечек, полуколечек и т. д. Иногда набор производят по фрагментам (секциям), которые затем спаиваются между собой, образуя объемную фигуру, Верхний узор объемной филиграни набирают теми же способами, что и плоскую филигрань с той лишь разницей, что количество приемов пайки может быть увеличено.

Н а б о р г л у х о й филиграни — это набор по готовому изделию, изготовленному из листового проката толщиной 0,6…1,0 мм. Изделие должно иметь хорошо подготовленную поверхность. Если предусмотрено полирование, то поверхность, служащая фоном глухой филиграни, должна быть отполирована и обезжирена. Узор по глухому фону, чаще всего несложный, выкладывается различной сканью: веревочкой, шнурками, дорожками и изготовленными элементами филиграни. Набор производится так, чтобы узор плотно прилегал к фону и припаивался по всей длине его касания.

4. Пайка санных изделий. Пайка — одна из самых ответственных операций при изготовлении ювелирных изделий, а филигранных особенно. Сложное, с множеством мелких элементов, спаянных между собой, филигранное изделие должно отличаться не только чистотой исполнения, но и надежностью в эксплуатации. Поэтому филигранной пайке уделяется особое внимание. Пайка филиграни производится ювелирными припоями, обладающими хорошей текучестью, пластичностью. Хорошая текучесть припоя обусловливает равномерный спай элементов филиграни, быструю растекаемость припоя во всем швам площади прогрева. Для золотой филиграни следует выбирать припой с наименьшим количеством цинка и кадмия, так как эти металлы не только резко понижают температуру плавления сплава, но и обладают разъедающими свойствами при перегреве металла. Для серебряной филиграни и филиграни из недрагоценных металлов пользуются стандартным серебряным припоем ПСр72, а также 70 %-ным серебряным припоем, в состав которого не входит цинк, а только медь. Изготовить такой припой можно сплавлением серебра 875-й пробы с медью в соотношении 4:1. Филигранные припои применяются в виде опилок, в смеси с бурой. Для приготовления смеси слиток припоя зажимают в ручные металлические тиски и грубым напильником напиливают из него опилки. Делают это на рабочем месте ювелира так, чтобы опилки собирались в чисто выметенную кожу. Напиливая

припой, стараются не задеть финагель и другие деревянные части верстака, чтобы исключить попадение в припой дерева. Обычно кожу застилают листом бумаги, так как при выметании щеткой из кожи опилки могут запылиться. Из опилок удаляют магнитом попавшее железо, и опилки ссыпают в байку, где смешивают с прокаленной и перетертой бурой в соотношении 1:1 по объему. Затем смесь насыпают в рожок, из которого посыпают изделие. Рожок делают из тонкого листа любого металла в форме удлиненной воронки с узким горлышком, через которое высыпается припой. Для более точного отсекания порции опилок применяют рожок с клапановой иглой. Иглу изготовляют из проволоки сечением, равным диаметру горлышка. Один конец иглы затачивают, а другой сворачивают в кольцо для продевания в него пальца, которым регулируют подачу припоя, выталкивавая его иглой через горлышко. Набор филиграни, привязанный к шаблону, смачивают водой или слабым раствором буры (для золота и нейзильбера раствором борной кислоты) и помещают на леткал, но не на асбест, а

на металлическую сетку. Сетка обеспечивает равномерный прогрев набора со всех сторон. Затем набор посыпают очень тонким слоем припоя (избыток припоя заливает рисунок) и прогревают мягким пламенем паяльного пистолета. Металлический шаблон не только предупреждает коробление набора, но и помогает равномерному нагреву всех элементов филиграни. Сгоревшая бумага (наклеенная на шаблон), находящаяся между шаблоном и набором, предохраняет набор от пригорания к шаблону. Как только набор достигает температуры плавления припоя, припой разбегается по швам (стыкам). Места, где элементы не спаялись, снова посыпают припоем и прогревают. Потом набор усаживают элементами, которые не привязываются (жучки, рельефные листочки, розетки и т.д.). И в последнюю очередь — корнерами. Набор посыпают припоем в местах соприкосновения элементов филиграни и прогревают его до растекания. Спаянную филигрань отвязывают от шаблона, следя за тем, чтобы не осталось кусочков биндры и окалины от шаблона, и отбеливают. Попадание железа в отбел вместе с изделием вызывает на изделии красный налет, который затем трудно удалить с филиграни. Только после отбеливания можно определить чистоту спаянных соединений и наличие всех непропаев. Если таковые обнаружены, их пропаивают заново.


 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...