Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология выполнения эмалирования

Эмалирование — вид декоративной отделки, связанный с покрытием участков изделия легкоплавкой стекловидной массой ( см. приложение № 2 рис №3). В производстве ювелирных изделий из драгоценных металлов пользуются горячими эмалями, т. е. теми, которые накладываются посредством обжига. Кроме декоративных качеств эмаль обладает прекрасными защитными свойствами благодаря стойкости против химических реагентов. По химическому составу это соли кремниевой кислоты (свинцово-силикатное стекло), окрашенные молекулярными или коллоидными красителями. Цвет эмалей может быть самым различным. Цветные эмали могут быть прозрачными и непрозрачными (глухими). Непрозрачность эмалей достигается введением в состав сплава оксида олова, оксида мышьяка (III),фосфорной кислоты и других веществ, заглушающих прозрачность. Классифицируются эмали по технологическим и конструктивным особенностям изделий, удерживающих эмаль на поверхности. Их делят на выемчатые, перегородчатые, оконные и живописные. В ювелирной промышленности в настоящее время большое применение находят выемчатые и перегородчатые эмали.

1.Виды эмалей. Выемчатыми эмаляминазывают те, для которых в изделиях сделаны углубления (выемки), выполненные граверной техникой, штамповкой или чеканкой. Углубления делают на глубину 0,3...0,5 мм. Стенки углубления должны быть вертикальными, а лучше с поднутрением, тогда эмалевое покрытие прочно удерживается на металле. При покрытии прозрачной эмалью больших поверхностей площадку (покрываемую поверхность) разделывают с помощью штихеля определенным рельефным рисунком. Под непрозрачные эмали площадку матуют или делают на ней насечку штихелем для образования шероховатой поверхности. Такое состояние площадки способствует лучшему сцеплению эмали с металлом.

Перегородчатые эмали— эмали, заполняющие углубления между перегородками, сделанными из вальцованной проволоки или филиграни, припаянными к основанию. Та часть изделия, которая предназначена для покрытия эмалью, выполнена в виде низкой, открытой сверху коробочки; перегородки, как правило, создают определенный рисунок. Высота перегородок и бортика около 0,8...1,0 мм. Пайка перегородок должна производиться

только высокотемпературными припоями, имеющими температуру плавления выше температуры плавления эмали.

Оконные, или прозрачные, эмалипредставляют собой эмалевую затяжку сквозных отверстий прозрачными цветными эмалями. Изделия под оконную эмаль должны иметь вырезанный в металле или выполненный филигранной техникой ажурный рисунок (узор), отверстия которого заполняются цветной прозрачной эмалью. Работа эта требует от эмалировщика большого мастерства.

Живописные эмали— миниатюрная живопись эмалью на эмалированных изделиях, покрытых эмалью. Это самый трудоемкий и кропотливый вид эмалирования, требующий от исполнителя не только мастерства, но и больших художественных способностей. Основа, сплошь покрытая эмалью, по которой производят роспись, изготовляется из меди, серебра и золота и может иметь любую форму. Этот вид эмалирования отличается большим разнообразием эмалей, различных как по цвету, так и по температуре плавления.

2.Подготовка эмали. Прежде чем приступить к эмалированию, эмаль готовят к наложению. Даже в одном куске или плитке эмаль может быть неоднородной. Поэтому плитки или крупные куски перед измельчением колют и выбирают участки одинаковой прозрачности и цвета, без помутнений и загрязнений. Отобранные куски дробят стальным пестом в стальной ступе до образования очень мелкой крошки. Крошку тщательно промагничивают и растирают сводой в фарфоровой или агатовой ступе таким же до образования однородной кашицы. Очень важно, чтобы зернистость кашицы была одинаковой. Образовавшуюся в результате дробления пыль удаляют многократным промыванием измельченной эмали в воде и сливают в виде мути. Очищенная от пылевидных частиц кашица считается годной к наложению. Во избежание загрязнения во время эмальерных работ эмаль заливают водой и таким образом сохраняют. Перед наложением эмали лишнюю воду сливают. Вся работа по подготовке эмали должна проводиться в идеально чистых условиях, так как попадание пыли и грязи в эмаль даст брак — темные пятна.

3. Наложение эмалей. Перед наложением эмали изделия отжигают (нагартованные

изделия могут получить искажение — покоробиться в процессе нагрева с эмалью) и отбеливают. Изделия, углубления которых не подготовлены штихелем, крацуют латунными щетками и подвергают кислотному травлению. Затем изделие промывают и просушивают. Места, не покрывающиеся эмалью, должны быть без дефектов — забоин, трещин, царапин, случайных рисок и т. д.

Эмалевую кашицу раскладывают (припускают) в подготовленные для эмали места, выравнивают и уплотняют встряхиванием (легким постукиванием пальцами по изделию сбоку). Накладывают эмаль кисточкой или металлическим шпателем (тонкий стержень с расплющенным концом). Влагу из кашицы удаляют с помощью фильтровальной бумаги или ватного тампона и изделие сушат. Ту часть эмали, которая попала на места, не подлежащие

эмалированию, удаляют.

4. Обжиг эмали. Обжигают эмаль в муфельных печах при температуре нагрева камеры 600...800 °С, в зависимости от температуры плавления эмали. Изделия помещают в печь на подставке из листового железа с загнутыми вниз с двух сторон краями. Такая подставка обеспечивает равномерный прогрев изделий со всех сторон. Перед обжигом эмали подставку прокаливают и обивают с нее окалину.

При пользовании пламенными источниками теплоты необходимо изолировать изделие от попадания на него копоти. Кроме того, соприкосновение открытого пламени с эмалью меняет ее цвет. Обжиг длится до растекания эмали и появления на ее поверхности зеркального блеска. Затем изделие постепенно охлаждают. В тех случаях, когда эмаль должна быть заподлицо с металлом, эмалированную поверхность опиливают мелкозернистым бруском, смоченным в воде, до выравнивания с металлом. При наложении на одно изделие нескольких эмалей, если неизвестна температура плавления их, сначала делают пробу эмалей на плавкость. Для этого на металлической пластинке раскладывают эмали нескольких цветов (сортов) и помещают в муфельную печь, внимательно следя за последовательностью их расплавления. Определив последовательность расплавления испытуемых эмалей, приступают к наложению их на изделие.

Раскладку и обжиг начинают с тугоплавких эмалей, одновременно с этим грунтуют места для более мягких эмалей тугоплавкой эмалью выбранного тона. Затем накладывают более мягкие эмали. При раскладке перегородчатой эмали со скаными перегородками необходимо следить за тем, чтобы кашица лежала ровным слоем и не набегала на стенки перегородок. Эмаль не должна доходить до верхнего предела, так как последующее опиливание. Эмалей со скаными перегородками не допускается. Наложение эмалей на изделия с гладковальцованными перегородками несколько отличается от наложения их на изделия со скаными разводами. Эмалевую кашицу раскладывают вровень со стенками перегородок, при обжиге эмаль оседает — первую прокладку считают грунтом. Эмаль раскладывают и обжигают до тех пор, пока в обожженном состоянии она не заполнит ячейки до высоты перегородок. Затем поверхность выравнивают мелкозернистым бруском и тщательно промывают. Полученную матовую поверхность эмали обжигают в печи до появления блеска. После этого изделие полируют. Часто перегородчатые эмали сверху покрывают бесцветной эмалью — фондоном. Делают это в два-три приема, пока перегородки не окажутся под

фондоном. При приготовлении фондона надо особенно тщательно следить за чистотой; растирать и размешивать его лучше в дистиллированной воде.


 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...