Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы сбора социологической информации.

Социологическое исследование - это всестороннее и целостное изучение той или иной социальной проблемы, опирающееся на специально разработанную применительно к этой проблеме методику и технику сбора и обработки первичного материала. Одна из характерных черт социологического исследования – комплексное рассмотрение изучаемой социальной проблемы, то есть для ее анализа необходим учет экономического, правового, социально-психологического, демографического и других аспектов.

Исходным пунктом научного исследования является проблемная ситуация, выступающая как состояние «знания о незнании», т.е. выражение потребности в изучении какой-то области социальной жизни с тем, чтобы активно влиять на разрешение тех социальных противоречий, природа и особенности которых еще не вполне ясны и потому не поддаются планомерному общественному регулированию и управлению.

Объектомсоциологического исследования являются носители определенной социальной проблемы – люди, объединенные в различные общности, группы, организации, и их деятельность. При исследовании текучести кадров на предприятии, мы подразумеваем конкретные профессиональные, половозрастные, образовательные группы работников. В то же время причины возникновения социальных проблем могут выходить за пределы объекта конкретного исследования. Так, причиной повышенной текучести может быть неудовлетворенность молодых работников слабыми перспективами профессионального роста, реально неблагоприятным состоянием условий и организации их труда. В этом случае основным объектом является контингент увольняющихся и вновь принятых (например, в течение года) работников; другим эмпирическим объектом – группа руководителей среднего и низшего звена управления организации.

Предметом социологического исследования являются наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения задач исследования. Построение предмета исследования обусловлено как свойствами объекта, так и характером проблем, поставленных перед исследователем, а также уровнем научных знаний и наличных средств познания. Следует подчеркнуть, что предмете отражаются именно те стороны объекта, которые наиболее полно характеризуют схваченное в нем социальное противоречие. Предмет исследования формируется на основе объекта исследования, но, как правило, не совпадает с ним. Один и тот же социальный объект (например, студенческая молодежь) может изучаться для решения различных проблем, следовательно, предполагает множество предметов. Предмет социологического исследования обозначает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном случае.

Целью исследования является ожидаемый конечный результат деятельности исследователя, достигаемый посредством проведения социологического исследования. Достижение поставленной цели служит необходимым критерием эффективности предпринятых исследователем теоретических, организационных и практических процедур. Ожидаемым конечным результатом теоретически ориентированного социологического исследования может быть построение теоретической модели объекта исследования, разработка методики его изучения: в итоге должно быть получено новое теоретическое знание. Прикладное социологическое исследование направлено на решение практических задач с целью совершенствования проблемной социальной ситуации. В качестве продуктивного результата прикладного исследования могут выступать практические рекомендации, новые алгоритмы типового решения ранее изученных социальных проблем применительно к специфике конкретных условий функционирования исследуемого объекта.

По отношению к цели задачиявляются необходимыми инструментами ее реализации. Определение цели как теоретической влечет за собой теоретическую интерпретацию задач исследования. Задачи теоретического исследования в общем виде заключаются в выработке нового знания, которое может принимать различную форму. Это может быть знание отдельных эмпирических фактов в прикладном исследовании, получение цельной картины изучаемого социального процесса в виде модели или теоретической схемы в теоретическом социологическом исследовании.

Под интерпретациейв социологическом исследовании понимается процедура истолкования и уточнения смысла основных, центральных понятий, описывающих объектно-предметную область исследования. Главное предназначение процедуры интерпретации исходных понятий заключается:

· в определении теоретического направления исследования;

· в ответе на вопрос «о чем собирать информацию»;

· в решении как собирать информацию

 

Процедура и порядок интерпретации зависят от:

· вида социологического исследования;

· цели исследования;

· степени разработанности основных понятий.

 

Важным инструментом, организующим процесс исследования и подчиняющим его строгой логике, является гипотеза – предположение исследователя относительно изучаемой проблемы. Она должна быть подтверждена или опровергнута исследованием. Например, при изучении мотивации работников к труду могут быть выдвинуты следующие гипотезы: 1) чем выше заработная плата тем выше показатели производительности труда; 2) чем реальнее возможности профессионального роста, тем выше производственные показатели работника; 3)чем выше творческие возможности работы, тем больше интерес работника к процессу труда. Особенностью социологического исследования является то, что опровержение выдвинутой гипотезы является таким же содержательным результатом, как и ее доказательство.

Известно, что все массовые социальные явления протекают не сами по себе, а в определенных социальных или профессиональных общностях, группах, в обществе в целом. Поэтому одной из конкретных содержательных задач социологического исследования является определение круга носителей информации об исследуемой проблеме. В статистике и социологии полная совокупность носителей информации по интересующей исследователя проблеме называется генеральной совокупностью, а сами носители информации – единицами наблюдения. Вместе с тем определение генеральной совокупности является необходимым, но не достаточным условием отбора и анализа информации. Поэтому еще одна важная задача – определение способа ее получения. Различают несколько способов получения информации из генеральной совокупности:

1. Опрос всех носителей информации (100% охват единиц наблюдения). Такой способ в статистике называется сплошным наблюдением.

2. Наблюдение или опрос не всей генеральной совокупности, а ее большей части (70-80% охват единиц наблюдения). Этот способ носит название «наблюдение основного массива».

3. Обследование не всей генеральной совокупности, а ее меньшей части, но таким образом, чтобы по итогам содержательного рассмотрения этой меньшей части можно было сделать вывод о характеристике исследуемых явлений во всей генеральной совокупности. Это так называемый выборочный метод.

 

Применение выборочного метода в социологическом исследовании является не столько математической процедурой, сколько основывается на статистическом и логическом анализе той разнокачественной генеральной совокупности, которая является носителем информации об интересующих исследователя социальных проблемах. Для решения задачи формирования выборочной совокупности в конкретном социологическом исследовании необходимо разбить разнокачественную генеральную совокупность на однородные группы единиц наблюдения. Процесс такого разбиения носит название репрезентации, а сами выделенные однокачественные группы называются объектами репрезентации.

В зависимости от содержательной концепции социологического исследования, его целей и задач, различают несколько способов формирования и соответствующих видов выборочной совокупности:

· районированная выборка – выборка, при которой процесс выделения объектов репрезентации основан на признаках, обладающих административной или территориальной определенностью;

· стратифицированная (типическая) выборка – выборка, при которой генеральную совокупность подразделяют на отдельные группы (страты), каждая из которых включает в себя единицы одного типа, т.е. образуются группы высокой степени однородности;

· серийная (гнездовая) выборка – выборка, при которой из генеральной совокупности отбираются не отдельные единицы наблюдения, а целые гнезда или серии, на которые организационно и объективно поделена генеральная совокупность;

· комбинированная выборка – такая выборка, в которой отбор единиц наблюдения проводится посредством сочетания нескольких способов отбора объектов репрезентации. Выборки, в которых объекты репрезентации совпадают с единицами наблюдения, называются одноступенчатыми (классическими). Выборки, в которых отбору единиц наблюдения предшествует процедура разбиения генеральной совокупности на объекты репрезентации, называются многоступенчатыми, а число отборов репрезентации носит название ступеней отбора.

При разработке методов сбора социологических данных происходит перевод теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и получения нового теоретического знания. Выбор методической стратегии исследования предполагает определение того, какие первичные данные нужно получить, чтобы описать и проанализировать предмет исследования на эмпирическом уровне; из какого источника можно получить необходимую (искомую) информацию о предмете исследования; каким методом искомая информация может быть получена. Правильный выбор метода сбора социологических данных позволяет обеспечить переход от теоретического знания о предмете исследования к его эмпирическому описанию и анализу; позволяет получить количественные значения изучаемых переменных, составляющие необходимое условие качественного анализа предмета исследования; предопределяет возможности использования математического аппарата на этапе обработки и анализа собранных данных; обеспечивает надежность и достоверность эмпирических данных при адекватности получаемых результатов изучаемой социальной реальности.

На сегодняшний день существуют три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы.

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленном, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии (прослеживании) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке. Это метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Наблюдение применяется на этапе составления программы исследования как начальный пункт познания, когда отсутствует достаточная статистика, нельзя качественно провести эксперимент, а также при исследовании форм общения, поведения индивида или групп.

Анализ документов - совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач. Выделяются два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ) рассчитан на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных, статистических характеристик текстов.

Опрос– метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, и, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

Прианкетировании,которое может быть индивидуальным или групповым, опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Анкетирование бывает также очным или заочным. Наиболее распространенные формы последнего: опросы через газету или журнал, почту. Структура анкеты состоит из следующих блоков: обращение; инструкция о заполнении анкеты; содержательное поле анкеты; заключение. Определение последовательности вопросов в анкете – один из важных методических и процедурных моментов. Эти вопросы должны быть понятны респонденту, соответствовать уровню его компетентности, точно сформулированы на основе ранее определенных индикаторов в соответствии с исследовательской задачей. Анкета не должна содержать никаких намеков и подсказок, задевать самолюбие и достоинство, вызывать отрицательные эмоции. Вопросов не должно быть очень много (до 40), так как респондент может быть ограничен во времени; он устает, его внимание рассеивается, и, достоверность информации может снизиться.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором социолог задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например по телефону. Как метод сбора информации, интервью предполагает разработку специального вопросника. Вопросник интервьюера представляет собой документ, где устанавливаются имя интервьюера, тема интервью, место проведения интервью, отношение респондента к беседе, длительность беседы, вопросы и ответы на них, а также некоторые социально-демографические данные о респонденте. Вопросник всегда выступает в единстве с интервьюером. Это единство и представляет собой в широком смысле слова инструмент исследования.

Экспериментв социологии – метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно (в реальном эксперименте) эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям.

После получения результатов исследования и их обработки исследователь может приступать к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его методологической подготовки, умения применять знания к анализу реальности. Результаты исследования оформляются документально в виде отчета, приложений и аналитической записки. Отчет включает обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность, анализ эмпирических материалов, теоретические выводы и практические рекомендации). Приложения к отчету включают методические и вспомогательные документы (анкеты, инструкции и т.д.)

 

 

Функции социологии.

Главными функциями социологии как общественной науки являются теоретико-познавательная и управленческая, которые могут образовывать производные функции. К ним относят мировоззренческую, просветительскую, прогностическую, профилактическую, практическую функции.

Теоретико-познавательная и управленческая функции социологии тесно взаимосвязаны. Научно-материалистический взгляд на историю является надежной базой для долгосрочного социального прогноза. Теоретические основы и концептуальный аппарат социологии позволяют детально анализировать общественные процессы, а также прогнозировать их развитие с учетом многообразных и специфических условий.

Теоретико-познавательная функция социологии направлена на познание проблем настоящего и будущего данного общества с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий его развития. Ее цель заключается в изучении и выработке рекомендаций по решению проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни и относящихся к различным социальным группам и общностям. Социология опирается на систематизированные и постоянно обновляемые социальные факты общественной жизни, используя для их получения специальные, свойственные только ей методы анализа.

Полученная в процессе социологических исследований информация служит основанием для дальнейшего развития теоретических положений. Те исходные методологически идеи, которые социолог закладывает в свой исследовательский проект, обогащаются выводами проведенных исследований и позволяют получить новое знание.

Управленческая функция социологии ориентирует на нахождение рациональных и эффективных способов решения конкретных ситуационных общественных проблем, а также проблем, которые могут возникнуть в будущем. Реализация этой функции тесно связана с обеспечением постоянно обновляемой социальной информации о состоянии и тенденциях развития общественных процессов и явлений. Важным моментом является прогноз ближайших и более отдаленных последствий, что позволяет минимизировать негативные тенденции.

В настоящее время остро встал вопрос о более эффективном участии социологии в решении актуальных социальных проблем реформирования российского общества. В этой связи нуждается в осмыслении реальный опыт организации и проведения социологических исследований, который в большинстве своем складывается под влиянием потребностей практики.

Мировоззренческая функция является следствием широкого распространения социологических знаний в современном обществе. Наряду с другими науками социология участвует в формировании научной картины мира, которая является основой мировоззрения современного человека.

Контрольные вопросы:

 

1. Каковы взгляды социологов на объект и предмет социологии в истории развития науки и в настоящий период?

2. Когда и почему возникает социология как самостоятельная наука?

3. О.Конт определил социологию как науку об обществе. Достаточно ли такого определения для современной социологии?

4. В чем вы видите сходство и различие социологии и философии, социологии и истории, социологии и экономики?

5. Какова структура социологического знания?

6. Что такое метод науки? Какими методами пользуется социология для сбора информации?

7. Назовите основные компоненты исследовательской программы и охарактеризуйте их.

8. Сформулируйте гипотезы, объясняющие причины нарушений студентами учебной дисциплины.

9. Определите методы проверки этих гипотез.

10.Что такое социологическая выборка и репрезентативность выборки?

11.Чем социологические наблюдения отличаются от обыденных (житейских) наблюдений?

12.Сформулируйте обязательные требования к каждому опросному методу.

13.Какие функции выполняет социология в обществе?

14.Зачем нужно изучать социологию?

 

 

Литература:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.-2-е изд., исп.-М.: Книжный дом «Университет», 2002.

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002.

3. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.

5. Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.

6. Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.

7. Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.

 

Ключевые понятия:

Объект науки уровни социологического знания проблемная ситуация

Предмет науки фундаментальная социология гипотеза

Общество прикладная социология генеральная совокупность

Социальное специальные социологические теории выборочная совокупность

Репрезентация

Методы сбора первичных эмпирических данных

Опрос

Наблюдение

Анализ документов

эксперимент

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...