Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель психолого-педагогической, медицинской

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

(Методические рекомендации)

г. Псков, 2016

Составители:

Летова Г.Б. директор, учитель-логопед ГБУ для детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, Псковской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ПРИЗМА»  
Чернова М.Г. заместитель директора по учебно-методической работе ГБУ для детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, Псковской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ПРИЗМА»  
Саратова Н.Ю. методист, педагог-психолог ГБУ для детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, Псковской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ПРИЗМА»  
Куцикова Т.В. учитель-дефектолог, методист ГБУ для детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, Псковской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ПРИЗМА»  
Позднякова Е.Л. педагог-психолог ГБУ для детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, Псковской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ПРИЗМА»  

Материалы сборника «Организация деятельности службы психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения обучающихся в образовательных организациях» рекомендованы к публикации и дальнейшему использованию в общеобразовательных организациях решением Экспертного Совета Государственного управления образования Псковской области от 09.12.2015 (приказ Государственного управления образования Псковской области от 09.12.2015 № 1612)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Цель организации, основные понятия, принципы ППМС сопровождения………………………………………………………….   5-6
2. Модель психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования Псковской области………………   7-8
3. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума…… 9-10
4. Деятельность Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав в образовательной организации………………………………………….     11-12  
5. Деятельность служб школьной медиации (примирения) …………… 13-14
6. Деятельность учителя-логопеда в структуре ППМС сопровождения обучающихся……………………………………………………………. 15-19  
7. Деятельность учителя-дефектолога в структуре ППМС сопровождения обучающихся…………………………………………. 20-23
8. Деятельность педагога-психолога в структуре ППМС сопровождения обучающихся ………………………………………… 24-38  
9. Деятельность социального педагога в структуре ППМС сопровождения обучающихся ……………………………………… 39-53
10. Деятельность социального педагога, исполняющего дополнительные функции школьного инспектора, обеспечивающего работу по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, в структуре ППМС сопровождения обучающихся…………………………………………
11. Сроки и условия хранения документации специалистов Службы ППМС сопровождения ………………………………………………….    
Нормативные правовые документы………………………………………… 56-59  
Литература……….…………………………………………………………….. 60-62  
Глоссарий………………………………………………………………………. 63-69  
Приложения…………………………………………………………………… 70-111  

Введение

Забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие становится сегодня в Российской Федерации неотъемлемой целью деятельности каждой образовательной организации в национальной системе образования. Качество образования в общественном сознании связано с такими понятиями, как здоровье, благополучие, защищённость, самореализация, уважение. Тенденции перехода российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют настоятельную необходимость построения в образовательных организациях адекватной системы психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения (далее – ППМС сопровождение), способной обеспечить полноценную реализацию комплексных мер, направленных на своевременное предоставление каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания, получения полноценного образования.

Такие инновации в системе российского образования, как профильное обучение, внедрение ИКТ, новых форм итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов, изменение содержания и форм организации образовательного процесса (ФГОС нового поколения), расширение форм жизнеустройства детей-сирот и увеличение количества замещающих семей, усиление воспитательного потенциала образовательного учреждения, расширение вариативности форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья посредством развития интегрированного, инклюзивного и дистанционного обучения требуют от современной школы грамотного подхода к организации системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативными правовыми актами, приказами, распоряжениями, инструкциями и другими документами Российской Федерации, регламентирующими вопросы организации и осуществления психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения несовершеннолетних, испытывающих трудности в обучении, воспитании, социальной адаптации.

Целью методических рекомендаций является формирование единого информационно-аналитического и содержательного поля системы психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения образовательных организаций области.

Представленный материал может быть использован в работе администрации и специалистов сопровождения (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов) образовательных организаций.

 

1. Цель организации, основные понятия,

Принципы ППМС сопровождения

 

В отечественной психологии термин «сопровождение» применяется с начала 90-х годов (Ю.В.Слюсарев) в значении: недирективная форма помощи, которая направлена «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», которая запускает механизм саморазвития и активизирует собственные ресурсы человека.

Сопровождениепонимается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение– это помощь субъекту в принятии решения в сложных жизненных ситуациях).

Объект ППМС сопровождения - учебно-воспитательный процесс и социокультурная ситуация развития ребёнка.

Цель ППМС сопровождения: создание оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного развития личности, обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья, защита прав детей и подростков.

Принципы ППМС сопровождения:

- ненанесение ущерба ребёнку: соблюдение интересов сопровождаемого, т.е. такой организации работы специалистов службы ППМС сопровождения, чтобы ни его процесс, ни его результаты не наносили вред здоровью ребёнка, состоянию или социальному положению, гарантировали защиту прав личности;

- непрерывность сопровождения: специалист службы сопровождения прекращает поддержку ребёнка только тогда, когда проблема будет решена или тенденция решения будет очевидна;

- комплексность сопровождения предполагает: согласованную работу «команды» - специалистов разного профиля, включённых в единую организационную модель;

- конфиденциальность: материал, полученный специалистами службы ППМС сопровождения в процессе их работы на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни одного из участников ППМС сопровождения.

- принцип гуманности направлен на защиту правовых интересов семьи и ребёнка в части получения необходимых образовательных услуг.

Основные направления деятельности ППМС сопровождения:

- профилактика;

- ППМС – диагностика (индивидуальная и групповая);

- консультирование (индивидуальное и групповое);

- коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая);

- психолого-педагогическое просвещение и образование, формирование психолого-педагогической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации образовательных организаций, педагогов, родителей (законных представителей);

- помощь в разработке адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, специальных индивидуальных программ развития, учитывающих специфические образовательные потребности обучающихся;

- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, методического опыта, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций).

Субъекты ППМС сопровождения:

- родители (законные представители);

- педагоги (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и/или социальные педагоги, исполняющие дополнительные функции школьных инспекторов, обеспечивающие работу по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, учителя-предметники, классные руководители);

- администрация образовательных организаций;

- специалисты системы здравоохранения, осуществляющие свою деятельность в образовательных организациях, имеющие необходимый уровень образования и квалификации.

Муниципальный уровень

На данном уровне обеспечивается ППМС сопровождение как индивидуального развития ребёнка, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательном процессе, так и самого процесса ППМС сопровождения, осуществляемого на уровне образовательной организации.

Уровень образовательной организации

На данном уровне осуществляется ППМС сопровождение индивидуального развития ребёнка в образовательном процессе как система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для оптимальных решений в развитии личности с учётом индивидуальных показаний и образовательных потребностей.

 

Формы взаимодействия специалистов

Службы ППМС сопровождения

 

Формами взаимодействия специалистов образовательных организаций, объединяющихся для сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации являются:

- психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк);

- Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - Совет по профилактике);

- Школьная служба медиации (примирения).

Деятельность психолого-медико-

Педагогического консилиума

Под ПМПк понимается постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующих ту или иную стратегию сопровождения ребенка. В подобном коллективе необходимы: понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий.

Цель ПМПк:обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями в развитии, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

Функции ПМПк:

1.Определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся.

2.Выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута.

3.Динамическая оценка состояния обучающегося и коррекция раннее намеченной программы.

4.Принятие решения о применении экстренных мер по выявленным обстоятельствам.

5.Решение вопроса об изменении образовательного маршрута обучающегося (с дальнейшим обращением в центральную или территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию) или направлений коррекционно-развивающей работы.

6.Оказание помощи педагогам в разработке адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также специальных индивидуальных программ развития, учитывающих специфические образовательные потребности обучающихся.

7.Консультирование родителей (законных представителей) по различным вопросам обучения и воспитания ребенка с нарушениями в развитии, в том числе в условиях семьи.

Состав ПМПк:

- представитель администрации образовательной организации;

- учитель-логопед и/или учитель-дефектолог;

- педагог-психолог;

- социальный педагог;

- учителя (классные руководители) с большим опытом работы (по согласованию);

- специалисты системы здравоохранения, осуществляющие свою деятельность в образовательных организациях (врач, медицинская сестра образовательного учреждения, представители участковой поликлиники), имеющие необходимый уровень образования и квалификации.

ПМПк образовательной организации действует на основе Письма Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»). В данном документе определены цели, задачи и система организации деятельности ПМПк, а также даны формы учета деятельности специалистов ПМПк (приложение 2).

 

Документация ПМПк

1. Положение о ПМПк образовательной организации.

2. Приказ о создании ПМПк в образовательной организации (приложение 3).

3. Журнал записи детей на ПМПк.

4. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.

5. Карта (папка) развития обучающегося.

6. График плановых заседаний ПМПк (приложение 4).

7. Протоколы заседаний ПМПк.

8. Заключение ПМПк (приложение 5).

9. Представления учителя (классного руководителя) и специалистов ППМС сопровождения образовательной организации (учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога) на обучающегося.

10. Отчет о работе ПМПк за учебный год.

Деятельность Служб

Школьной медиации (примирения)

Служба примирения является структурным подразделением образовательной организации, которое объединяет обучающихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательных отношений, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательной организации.

Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

Цель:организация в образовательной организации некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

Функции Школьной службы примирения:

1. Получение информации о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, обучающихся, администрации образовательной организации, членов службы примирения, родителей.

2. Организация предварительных встреч со сторонами конфликта с целью принятия решения о возможности или невозможности примирительной программы.

3. Реализация программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «круг сообщества», «школьная восстановительная конференция», «семейная восстановительная конференция»).

4. Проведение мониторинга эффективности проведенных программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

Состав Школьной службы примирения:

- представитель администрации образовательной организации;

- педагог-психолог;

- социальный педагог;

- педагоги (с большим опытом работы);

- обучающиеся 7-11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации;

- обучающиеся младших классов (в качестве комедиаторов, т.е. вторых медиаторов);

- специалисты ППМС-центров, работающие во взаимодействии с образовательной организацией (по согласованию).

Деятельность учителя-логопеда

ФОРМА 1

ФОРМА 2

Журнал учета консультаций

№ п/п Дата Консультируемый Тема консультации Результат (рекомендации, решения) Приме-чание
ФИО Статус
             

На логопедическом пункте

 

Хранению на логопедическом пункте подлежат следующие документы:

план работы учителя-логопеда на учебный год;

график работы учителя-логопеда, утвержденный директором образовательной организации;

расписание логопедических занятий, утвержденное директором образовательной организации;

речевые карты;

журнал обследования устной и письменной речи обучающихся;

журнал учета посещаемости логопедических занятий обучающимися;

журнал учета консультаций;

рабочая программа логопедических занятий с группой обучающихся по ведущему нарушению;

рабочая программа индивидуальных логопедических занятий;

ежедневные рабочие планы или конспекты логопедических занятий;

аналитический и статистический отчет о работе учителя-логопеда за учебный год.

«Журнал учета посещаемости логопедических занятий обучающимися», речевые карты, а также аналитический и статистический отчет о проделанной за учебный год работе хранится на логопедическом пункте до полно­го выпуска с логопункта всех обучающихся, занесенных в этот журнал, т.е. не менее 2-х лет.

«Журнал обследования устной и письменной речи обучающихся» хранится на логопедическом пункте до окончания образовательной организации всеми занесенными в него обучающимися, т.е. не менее 8 лет. Такой длитель­ный срок хранения обусловлен тем, что «Журнал обследования ус­тной и письменной речи обучающихся» является документом, в кото­ром зафиксированы все обучающиеся прикрепленные к данному логопедическому пункту, имеющие речевые нарушения, и сдела­ны отметки о принятых к этим детям мерах. В практике логопеди­ческой работы нередки случаи, когда возникает необходимость установить, был ли вовремя выявлен тот или иной ребенок, имею­щий речевые нарушения, и какая помощь была ему оказана. Поэтому сведения об обучающихся, имеющих речевые наруше­ния, должны находиться у учителя-логопеда в течение всего време­ни, пока эти дети обучаются в образовательных организациях.

ФОРМА 1

План работы педагога-психолога на учебный год

План работы педагога-психолога на учебный год составляется в свободной форме. Планирование возможно как помесячное, так и по направлениям работы.

При составлении плана педагогу-психологу необходимо учитывать цели и задачи образовательно-воспитательной деятельности образовательной организации на учебный год и на перспективу (программа развития образовательной организации).

Годовой план работы должен быть согласован и утвержден администрацией образовательной организации.

Ответственность за содержание и выполнение плана несут педагог-психолог и администрация образовательной организации.

ФОРМА 2

План-сетка работы педагога-психолога на неделю

План-сетка отражает профессиональную деятельность педагога-психолога в течение недели с указанием форм проводимой работы (консультации, диагностика, коррекционно-развивающие занятия и т.д.). Она включает в себя выполнение педагогом-психологом индивидуальной и групповой консультативной, профилактической и коррекционно-развивающей работы с участниками образовательных отношений в пределах не менее половины недельной продолжительности рабочего времени, а также подготовки к индивидуальной и групповой работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации и повышения своей профессиональной квалификации.

 

ФОРМА 3

ФОРМА 4

Журнал учета консультаций

В журнале отмечаются индивидуальные и групповые консультации, проведенные педагогом-психологом с обучающимися, родителями (законными представителями), а также с педагогами. Документ заполняется по предложенной форме:

 

№ п/п Дата Консульти-руемый Тема консультации Результат (рекомендации, решения) Карта Консультант
ФИО Статус
               

 

Графа 3 заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением.

В графу 4 необходимо внести отметку о статусе обратившихся: родители, опекуны, обучающиеся (класс), педагоги.

В графе 5 отражается проблема в изложении обратившегося.

В графе 6 отражена реальная проблема, выявленная в результате консультирования и основные рекомендации обратившемуся.

В графе 7 отражается наличие консультативной карты.

Графа 8 вводится, если в образовательной организации работает несколько педагогов-психологов и журнал психологических консультаций общий для всех педагогов-психологов или же ставится подпись педагога-психолога, оказавшего консультативную услугу.

ФОРМА 5

ФОРМА 6

ФОРМА № 7

Журнал учета групповой работы

Журнал оформляется на каждую группу обучающихся. Форма регистрации групповой развивающей и коррекционной работы соответствует форме классного журнала или журнала факультатива.

Темы занятий фиксируются в соответствии с учебно-тематическим планом коррекционно-развивающей программы.

 

ФОРМА 8

ФОРМА 9

ФОРМА 10

И профилактических занятий

Проведение коррекционно-развивающих и/или профилактических занятий проводится по предварительно разработанной коррекционно-развивающей и/или профилактической Программе.

Программа коррекционно-развивающих и/или профилактических занятий должна утверждаться администрацией образовательной организации и отвечать требованиям ФГОС.

ФОРМА 11

Заключение по результатам психологического исследования

(структура, основы содержания)

1. Запрос, его суть, заказчик.

2. Цель исследования.

3. Использованные методы.

4. Результаты исследования:

- количественные (в том числе для группового исследования сводные таблицы);

- качественные (обобщенная интерпретация, аналитическое описание, выводы).

5. Направление дальнейшей работы.

6. Рекомендации по результатам исследования.

 

ФОРМА 12

ФОРМА 13

НАПРАВЛЕНИЕ

 

на диагностико-консультативный прием в ______________________________

полное наименование центра психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи

Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________

Полное наименование образовательной организации_____________________

___________________________________________________________________класс/группа_____________________________________возраст_____________

Проблема___________________________________________________________

Дата первого обращения по проблеме к педагогу-психологу образовательной организации: _______________________________________________________

Проведенная работа, сроки (если работа не проводилась указать причины):___

__________________________________________________________________

Результаты диагностики:_____________________________________________

__________________________________________________________________

Результаты коррекционно-развивающей (коррекционно-профилактической) работы:____________________________________________________________

___________________________________________________________________

Причина направления в центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:_________________________________________________

 

ФИО педагога-психолога:_____________________________ Подпись ______

Дата:____________________

ФОРМА 14

Аналитический и статистический отчет о работе педагога-психолога

Форма 14а

В аналитическом отчете отражаются все виды деятельности в соответствии с планом работы и журналами учета. Отчет должен включать качественно-количественные (динамику) показатели по направлениям деятельности.

При написании отчета педагог-психолог обязан строго соблюдать принцип анонимности и конфиденциальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик. Документ составляется в свободной форме.

Основное содержание отчета:

1. Цели и задачи профессиональной деятельности педагога-психолога в истекшем учебном году.

2. Наличие кабинета, его оснащение.

3. Охват психолого-педагогическим сопровождением участников образовательных отношений (обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов).

4. Приоритетные направления деятельности педагога-психолога образовательной организации.

5. Виды учетно-отчетной документации, которая велась в течение учебного года и послужила основанием для составления статистического отчета и анализа деятельности педагога-психолога образовательной организации.

6. Диагностическая работа (индивидуальные и групповые обследования, плановые и по запросу) - анализ результатов, проблемы.

7. Виды развивающей и психокоррекционной работы (групповая, индивидуальная) - анализ результатов и проблем, используемые программы.

8. Консультирование всех участников образовательных отношений, тематика консультаций, основные проблемы.

9. Психопрофилактическая работа (количество занятий, тренингов, выступлений, их тематика, аудитория).

10. Психологическое просвещение (выступления на педагогических советах, родительских собраниях, семинарах, методических объединениях и др.)

11. Участие в работе психолого-медико-педагогических консилиумов.

12. Методическая работа.

13. Анализ результативности проделанной работы в течение учебного года, успехи и трудности (анализируя выполнение поставленных на год задач, следует указать возникшие затруднения, проблемы и т.д.).

14. Постановка задач на новый учебный год (на основании результатов диагностики и выявленных проблем в течение учебного года).

 

Форма 14б

Диагностика

  Количество человек (общее количество) дети родители педагоги
     
    Возрастная категория     дошкольники      
1-4 классы      
5-8 классы        
9-11 классы      

 

В рамках работы ПМПк

Задачи педагога-психолога в рамках работы ПМПк:

- помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития обучающегося, основных качеств его личности, к пониманию его интересов и склонностей;

-показать сложность и неоднозначность проявлений поведения облучающегося, отношений со взрослыми и сверстниками;

-показать особенности самооценки обучающегося, уровня притязаний, мотивации, эмоционального настроя;

-помочь учителю объективно оценить и понять интеллектуальные возможности и личностные особенности обучающегося;

-обеспечить подход к обучающемуся с оптимистической позиции относительно перспектив его дальнейшего развития;

-участвовать в разработке адаптированных основных общеобразовательных программ и программы коррекционной работы основной общеобразовательной программы образовательной организации;

-наметить реальную программу работы с обучающимся.

Примерный алгоритм психологического сопровождения в рамках работы школьного ПМПк (по М.Р.Битяновой)

Организационная и методическая подготовка к проведению цикла сопровождающей деятельности включает:

- чёткое почасовое планирование диагностических мероприятий, ПМПк;

- согласование данного плана со всеми участниками ПМПк;

- подготовка необходимых методических материалов - бланков, текстов, методик, ключей, таблиц для обработки и т.д.

 

Проведение первого этапа диагностического обследования включает:

-наблюдение за обучающимися на уроках, регистрация данных в протоколе;

-проведение методик диагностического минимума;

-проведение экспертного опроса педагогов, при необходимости и родителей (законных представителей);

-обработка результатов, заполнение бланков заключений по всем обучающимся, отбор группы обучающихся для проведения различных схем углублённой психодиагностики;

-организационная и методическая подготовка ко второму этапу психодиагностики.

 

Проведение второго этапа психодиагностического обследования включает:

- проведение углублённого диагностического обследования. При переводе обучающихся с коррекционно-развивающей программы, адаптированной для детей с задержкой психического развития, на коррекционно-развивающую программу, адаптированную для детей с умственной отсталостью, желательно предоставить показатели теста Векслера;

- обработку данных, заполнение заключений по обследованию;

- составление заключения и разработку рекомендаций по данным обследования.

 

Подготовка к ПМПк включает:

- проведение консультаций педагога-психолога с врачом образовательной организации (при его наличии), классными руководителями и другими специалистами относительно предстоящего ПМПк. Особенно важно учесть при переводе обучающегося с коррекционно-развивающей программы, адаптированной для детей с задержкой психического развития, на коррекционно-развивающую программу, адаптированную для детей с умственной отсталостью, а также при переводе обучающегося с коррекционно-развивающей программы, адаптированной для детей с легкой умственной отсталостью, на коррекционно-развивающую программу, адаптированную для детей с умеренной умственной отсталостью, выполнялись ли рекомендации центральной (территориальной) психолого-медико-педагогической комиссии, проводилось ли лечение обучающегося у врача-психиатра;

- подготовку аналитической информации об обучающемся;

- составление плана обсуждения;

- подготовку бланков для заключения ПМПк.

 

Проведение ПМПк включает:

- обмен информацией между участниками ПМПк;

- разработку и планирование стратегии сопровождения обучающегося;

- заполнение бланка заключения ПМПк по данному обучающемуся.

 

В заключении педагога-психолога для ПМПкрезюмируются наиболее важные данные, полученные при исследовании. Здесь содержатся данные, имеющие диагностическое значение, описывающие обобщенными словами совокупный комплекс основных, выступающих на первый план особенностей развития высших психических функций обучающегося и его эмоционально-личностных особенностей. Отмечается соответствие уровня актуального развития возрастным нормам. С учетом анамнестических и социокультурных данных анализируются причины тех или иных особенностей. По возможности дается прогноз дальнейшего развития, предполагаемый вид программы, формы обучения.

 

В рекомендациях педагога-психолога определяются основные направления коррекционной работы с обучающимся. В краткой форме описывается возможная коррекционная работа с выявленной несформированностью высших психических функций. Даются рекомендации родителям (законным представителям) по возможным формам работы с ребенком, с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения. Здесь же приводится перечень необходимых специалистов, которые, по мнению педагога-психолога, должны участвовать в дополнительной помощи обучающемуся, с уточнением сфер их деятельности, а также необходимые консультации и исследования.

 

Психологическое представление(приложение 17, 18) составляется на основе материалов личного дела обучающегося, результатов углублённой психологической диагностики, наблюдения за обучающимся на учебных занятиях, бесед с педагогами, родителями (законными представителями) и самим обучающимся. При подготовке к ПМПк педагог-психолог так же, как и педагог, останавливается только на тех показателях, которые содержат важную для работы ПМПк информацию.

Требования к кабинету педагога-психолога

 

Для продуктивной работы педагогу-психологу необходим отдельный кабинет и помещение для групповых занятий (или кабинет, по размеру позволяющий совместить все необходимые для профессиональной работы зоны).

При организации кабинета необходимо исходить из реальных возможностей, но соблюдая основные требования к оформлению кабинета.

1. Небольшой размер комнаты (если есть отдельное помещение для групповых занятий, если нет, то вмещающий 7-8 человек для занятия группой), обязательно с окном.

2. Цветовое решение должно быть мягким(можно бледно-розовым, бледно-голубым, бледно-зеленым; если обои, то с мелким рисунком, а лучше без рисунка).

3. Окно должно быть занавешено (т. е. обязательно наличие плотных штор, для звукоизоляции, закрыть от солнца, создание уюта – шторы пастельных тонов).

4. Кабинет должен иметь хорошую звукоизоляциюирасполагаться в отдалении от медицинского кабинета, физкультурного зала, музыкального зала, кабинета администрации.

5. Подбор оборудования и мебели осуществляется в соответствии с нап

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...