Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка и закрепление камней в изделии

 

Для придания драгоценным камням формы, красоты и обеспечения игры цветов минералы необходимо обрабатывать. Обработка драгоценных камней иначе называется гранильным искусством.

 

Основными этапами данного вида работы являются огранка и полировка минералов. А сам процесс обработки ювелирных камней включает в себя изготовление кабошонов (придание верхней части камня округленной формы), непосредственно огранку и резьбу по камню (гравирование).

В процессе огранки на обрабатываемый материал наносится некоторое количество плоских гладких граней. Данный вид обработки ювелирных камней наиболее популярен среди прозрачных минералов, таких как алмаз и изумруд, имеющих яркий блеск. В результате огранки достигается максимальная игра цвета. Для камней полупрозрачной и непрозрачной структуры чаще всего применяется кабошон.

Но не для всех камней подходит огранка одного типа. Так, для камней, отличающихся ярким цветом, таких как сапфир и изумруд применяется ступенчатая огранка, то есть придание камням прямоугольной формы. Огранка же алмазов требует более сложного подхода, поскольку этот минерал имеет необычайно твердую структуру.

Огранка – это гармоничное сочетание различных форм и размеров граней, наносимых на поверхность камня по заранее разработанному рисунку. Огранка значительно усиливает явления преломления и дисперсии света, вызывающие игру и блеск ограненных камней. Правильно выбранная огранка и идеальная полировка обеспечит великолепный блеск и игру света в камне. Самые известный тип огранки алмазов – бриллиантовая и роза (мелкие камни). Бриллиантовой формой гранят крупные камни, их после огранки называют бриллиантами (рис. 5.2).

 

 

Рисунок 5.2 – Бриллиантовая огранка

1 – коронка; 2 – вид сбоку; 3 – основание

Гранению подвергаются и другие ювелирные камни. Наиболее часто применяются следующие типы огранки: простая, ступенчатая, клиньям, кабашон (полусфера), комбинированная (рис. 5.3).

 

 

Рисунок 5.3 – Типы огранки

1 – простая; 2 – ступенчатая; 3 – клиньями; 4 – кабашон; 5 – комбинированная

 

Гранению подвергаются также горный хрусталь (тип огранки - кабашон), ювелирное стекло, фианиты (искусственные кристаллы). Поделочные камни полируют. Применяются и такие виды обработки, как литье, штамповка, шлифовка, опилка.

Существуют и другие способы обработки, обновления камней (например, жемчуг «омолаживается» слабыми кислотами).

Закрепление камней в изделии. Цвет, структура, твердость, излом, теплопроводность, химические свойства данного камня определяют тип его огранки, способ закрепления и вид оправы, а также выбор сплава, соответствующего свойствам камня и даже самой конфигурации изделия в целом.

Закрепление камня на украшении – завершающий этап изготовления ювелирных изделий с камнями. Камни, вставляемые в кольца, серьги и другие украшения, должны быть прочно, надежно и в то же время красиво, изящно закреплены – от этого зависит товарное качество изделия.

Операция закрепления камней выполняется на выдвижном выступе верстака (финагели). Важно для данного камня подобрать соответствующий вид оправы и тип закрепки.

Основные виды закрепок: ободковая, крапановая, глухая, корнеровая; для закрепления мелких камней применяются закрепки для оправ: каре, фаденовая, тиктовая, кармезиновая. Для вставок из янтаря, жемчуга, имитации камней из пластмассы и ювелирного стекла применяется клеевая закрепка (механическая для таких камней неэффективна из-за присущих им качеств и форм).

Ободковая закрепка применяется для закрепления прозрачных камней, изготавливается из ленточки сплава и по периметру повторяет форму камня.

Крапановая закрепка предназначена для закрепки драгоценных, полудрагоценных и цветных камней-имитаторов. Над кромкой ободка возвышаются вертикальные лапки (крапаны), они удерживают камень. Количество, высота и форма крапанов определяются свойствами и геометрическими параметрами камня. После тщательного прижатия крапанов к поверхности камня их опиливают, придавая держащим лапкам задуманную форму: цюмбиков, лепестков и т.д.

Глухая закрепка (глухой каст в виде металлической чашечки с плоским дном, в которой обжимается закрепляемый камень) – самая надежная закрепка. Глухой каст используется для закрепки непрозрачных камней.

Корнеровая закрепка. Камень крепится в оправе маленькими столбиками (корнерами), которые вырубаются из основного металла оправы путем утончения ее стенок – специальным инструментом выбирают часть металла в виде стружки с последующей закаткой верхней ее части в полусферу.

Корнеровая закрепка применяется для крепления небольших камней в открытые оправы корнерового типа и в оправы «каре», фаденовую и тиктовую и обеспечивает надежное удержание камня.

К назначению закрепок предъявляются очень важные требования. Закрепка вместе с оправой должна прочно удерживать камень, подчеркивать и усиливать его красоту, служить связующим звеном между самим украшением и камнем.

В ювелирных изделиях с камнями, особенно в кольцах и серьгах, оправы (каст) вместе с закрепками являются главными элементами. Их декоративно-художественные достоинства вместе с камнем определяют ценность всего украшения. Названия оправ – одноименные с названиями закрепок.

В одном изделии могут сочетаться комбинации закрепок, что наиболее часто встречается в кольцах с драгоценными камнями: глухая – корнеровая, глухая – крапановая.

Крапановая оправа. Простейшей заготовкой для ее изготовления является галерейка (рис. 5.4) – гладкая или фасонная – из ленты сплава.

 

 

Рисунок 5.4 – Галерейки

1 – гладкая; 2 – фасонная

 

Для изготовления каста на определенное количество крапанов, соответственно форме и разрезу камня, нужно обрезать часть штампованной галерейки после примерки. Затем галерейку формуют (изгибают) по камню и после припасовки ее торцы спаивают и рихтуют на ручном ригеле для кастов или в конусной анке, подгоняя крапаны по камню.

Глухая оправа – глухой каст и ободковый с параллельными или коническими стенками.

Если нет пресса, то изготавливают глухой каст так: из ленты сплава делают ободок, а к нему припаивают днище.

Из пластины сплава вырезают художественные накладные элементы из прутка желаемого профиля (прямоугольного или полукруглого сечения) изготавливают шинку кольца, а из проволоки нужного сечения – украшающие элементы в виде веревочки, ромбиков и другого типа. Боковую заготовку (ободок) сразу размечают под рисунок и выпиливают боковые грани, в которых при надобности пропиливают ажур (можно выполнить и после формовки оправы).

Ободковую оправу также легко изготовить вручную: заготовленную ленту изгибают в ободок и после формовки и подгонки по камню торцы ее на месте стыка спаивают. В касте вырезают сквозной узорчатый рисунок. Затем каст правят с целью рихтовки контура и для подгонки размера по камню, а также для получения желаемой формы – параллельности, легкой округленности или конусности.

Корнеровую оправу (рис. 5.5) производят открытую и встроенную.

 

 

Рисунок 5.5 – Корнеровая оправа

 

При изготовлении первого типа (открытого каста) в качестве исходной заготовки используют толстостенную конусную ободковую оправу; край ободка подгоняют к рундисту камня; от нижней части царги к верхнему краю делают расходящиеся в ширину (по конусу) корнеры: их намечают корнайзеном на верхней кромке царги, ее стенки между корнерами подрезают, опиливают и чеканят до получения желаемой формы корнеров.

Во встроенных оправах каст отсутствует, камень вставляется в гнездо толстостенной пластины или прямо в стенки кольца. Гнезда под круглые камни высверливают, а под камни других форм выемки в сплаве обрабатываются штихелями или фрезами в точности по форме и размеру камня

Оправе «каре» – камень в пластине сплава. Отверстие в ее верхней части должно соответствовать рундисту камня. Далее штихелем двумя резами в каждом углу квадратной пластинки вырезается узкий лепесток, расширяющийся от угла квадрата в сторону камня (рис. 5.6).

 

 

Рисунок 5.6 – Каре, заготовка

 

Фаденовая оправа. Технология изготовления аналогична оправе каре. Но здесь камешки крепятся не в отдельных квадратиках, а в полоске сплава, плотно прилегая один к одному, почти соприкасаясь рундистами (рис. 5.7).

 

 

Рисунок 5.7 – Фаденовая оправа

Перегородки между камнями срезают до высоты опорного пояска для камней, вставляют камни и прижимают корнеры к рундистам. Наружный кант украшают орнаментом различных рисунков.

Тиктовая оправа представляет собой густо покрытую камешками верхушку кольца (рис. 5.8)

 

 

Рисунок 5.8 – Тиктовая оправа

 

Камни располагаются не в полосу, а в несколько рядов; в тиктовке рундисты камней соприкасаются друг с другом вплотную, а из сплава в клиновых промежутках между ними делают закрепочные корнеры.

Кармезиновая оправа. Структура: вокруг крупного камня размещен венок мелких камешков. Основу оправы из пластины толщиной в 1,5-2 мм делают слегка выпуклой, несколько скошенной по наружному ранту. После выверенной разметки вырезают отверстие для закрепки центрального (крупного) камня.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...