Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика информационного обеспечения

 

Информационное обеспечение аналитических служб банка состоит из информационных ресурсов и способов их организации. К основным элементам информационного обеспечения относятся: данные аналитического и синтетического учета; массивы нормативно-справочной информации; должностные и технологические инструкции; система документации; система классификации и кодирования; картотеки и др.

Главными направлениями организации информационного обеспечения являются работа с хранилищем данных, структурирование информации, мониторинг показателей, т.е. систематический автоматический расчет и проверка значений ряда данных на предмет нарушения ими заданных ограничений и др.

Количественная информация концентрируется в основном в функциональных подразделениях банка, качественная информация – в специальных аналитических центрах (подразделениях, группах). Общая схема экономического анализа включает в себя следующие блоки показателей:

- характеризующие темпы (скорость) развития исследуемого объекта (процесса, операции);

- отражающие пропорции и сбалансированность развития исследуемого объекта;

- оценивающие эффективность и факторы сдерживания (интенсификации) развития изучаемых процессов;

- характеризующие эффективность методов управления, организации и стимулирования;

- отражающие развитие филиальной и территориальной сети;

- показатели уровня цен на банковские продукты и услуги;

- показатели банковских рисков;

- показатели ликвидности и др.

В экономической (методической) литературе и на практике в ряде случаев используются различные методы расчета одних и тех же показателей.

Информационное поле должно обеспечивать сравнимость данных и отвечать требованиям его качественных характеристик: понятность, значимость (с учетом своевременности), достоверность, консерватизм, полнота, эффективность. Понятие достоверности включает в себя требование нейтральности информации, осмотрительности, завершенности, преобладания сущности над формой. Консерватизм означает, что в случаях многозначной оценки актива следует избрать наименьшую оценку из возможных. Полнота указывает, что информация содержит максимум того, что необходимо и достаточно для проведения анализа. Кроме этого, следует определить необходимый и достаточный объем выходных данных, которые следует знать различным группам пользователей в целях соблюдения банковской тайны для определенной части информации. Эффективность означает, что соотношение затрат при получении информации и выгод от ее использования должно складываться в пользу последних. Кроме этого система показателей должна отвечать следующим общим условиям: быть свободным от влияния факторов, не зависящих от деятельности банка; характеризовать конечные результаты деятельности; отражать реальную роль структуры подразделений в достижении оптимальных конечных результатов деятельности банка.

Отвечающая этим критериям информация сопоставима во времени и пространстве, позволяет выявить тенденции и отклонения, общее и отличия, оценить кредитные риски банка и извлечь другую полезную информацию.

«Значимость», роль и место каждого показателя, последовательность их расчета весьма относительны, они зависят от конкретных целей и условий деятельности.

Различают систему внешней и внутренней информации. Содержание внешних сведений дает возможность оценить рыночную ситуацию. Источником внешней информации (импорта данных) являются в первую очередь деловые партнеры и клиенты банка. В информационном обеспечении важное место занимает блок внешних стандартов и нормативов. Их большая часть носит рекомендательный характер (международные стандарты). Нормативы, устанавливаемые центральным банком для кредитной организации обязательны.

Система внутренних показателей деятельности формируется банками самостоятельно. Основной источник информации – это данные, содержащиеся в первичных документах, циркулирующих в автоматизированной банковской системе (АБС): бухгалтерская и статистическая отчетность, результаты выборочных целевых исследований, акты ревизий и проверок, деловые записки и справки. По каждому направлению анализа ( прибыльность, риски, ликвидность) формируются локальные системы показателей, отражающие их специфические особенности. Наибольшую ценность представляет информация, которая позволяет оценить изменения в финансовом положении банка. Пользователи нуждаются в этих данных при оценке текущей, финансовой и инвестиционной деятельности банка в отчетном периоде.

Информационная база складывается из данных различного вида: плановых и нормативных, внеплановых данных, бухгалтерских и статистических, оперативных, отчетных, учетных, внеучетных. Банк накапливает информацию об продаваемых клиентам услугах, предоставленных им или получаемым от них денежных ресурсах, о расчетах между банком и его контрагентами за эти ресурсы и услуги. В анализе используется информация, относящаяся к различным уровням иерархии управления и разным временным интервалам.

Большую группу отчетов составляют банки в целях контроля коммерческих рисков своей деятельности.

Внутренние показатели и экономические нормативы банковской деятельности подразделяют на следующие группы:

- директивные (утверждаемые) руководством банка либо руководством вышестоящего подразделения (управления, департамента);

- отчетные;

- оценочные (аналитические) показатели и нормативы (в зависимости от уровня выполнения которых оцениваются конечные результаты деятельности).

По сфере доступности различают информацию открытую и закрытую. Банковским кодексом, нормативными актами Национального банка, внутрибанковскими положениями определяется информационное поле, доступ к которому отдельных пользователей ограничен коммерческой (банковской) тайной.

Информационные потоки постоянно оцениваются по критериям полезности, важности, эффективности, точности, отсутствие дублирования. Процесс фильтрации состоит из:

- анализа данных на достоверность и отсечения недостоверных сведений, а также не отвечающих шкале важности и пороговым значениям;

- агрегации данных (переход к макроэлементам);

- типологических выборок.

При первоначальной обработке данных объем исходного множества значений уменьшается до относительно небольшого числа статистик при соблюдении условия отсутствия потерь необходимой для принятия решений информации.

Полученный в результате первичной обработки, очищенный от дублирующей, неточной и неактуальной информации массив и представляет собой «вход» в систему анализа.

В банках циркулируют следующие потоки информации:

- снизу вверх – для обеспечения руководства среднего и высшего звеньев управления необходимыми и первичными, и агрегированными, и аналитическими сведениями о текущем состоянии банка, принятых рисках и их уровне, качестве соблюдения границ безопасного и эффективного ведения бизнеса;

- сверху вниз – для доведения до каждого работника банка (в рамках его компетенции) целей, стратегии, установленных регламентов и процедур деятельности;

- по горизонтали – в целях полноценного информационного обмена взаимодействующих подразделений банка в процессе выполнения ими своих функций.

Банковская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты финансовой и хозяйственной деятельности за отчетный период [6].

Банковская отчетность разнообразна и обычно представляет собой пакет различных форм, например:

- ежемесячная и годовая финансовая отчетность;

- финансовая отчетность в разрезе филиалов;

- ежемесячный бюллетень финансовой деятельности банка по местным стандартам;

- ежемесячная отчетность по данным управленческого учета;

- квартальная и ежемесячная отчетность для руководства, разовая отчетность по запросам Финансового, Кредитного и других комитетов банка;

- отчеты по рискам;

- отчеты о выполнении бюджета операционных расходов в разрезе центров затрат (филиалов);

- отчеты о выполнении плана капитальных вложений;

- отчеты о работе Казначейства;

- прочие формы.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые формируют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов. По периодичности составления отчетность бывает промежуточная и годовая. Промежуточная отчетность обеспечивает полезной информацией об активах, обязательствах, капитале, доходах, расходах и движении денежных средств банка за соответствующий промежуточный период. Составляется данная отчетность ежедневно, по пятидневкам, по декадам, месяцам, кварталам, полугодиям. Представление и публикация промежуточной финансовой отчетности производится в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами Национального банка Республики Беларусь, и в других случаях, установленных учредителями (участниками), иными заинтересованными пользователями.

Годовая отчетность составляется за отчетный год (с 1 января по 31 декабря), этот период является для всех организаций неизменным.

В экономической литературе банковскую отчетность обычно классифицируют по периодичности составления, степени обобщения отчетных данных. По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую (финансовую), статистическую и пруденциальную, а также внутрибанковскую (управленческую).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...