Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты, виды и объекты консультирования

Специалисты, оказывающие профессиональную помощь, называются консультантами. Различают внешних и внутренних консультантов. Внешние – это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние – это специалисты по управлению, занятые в штате той или иной организации (они составляют аналитическую, «штабную» подсистему организации).

Преимущества консультантов по менеджменту перед менеджерами следующие:

ü Независимость, непредвзятость взглядов

ü Более широкий кругозор, обладание обширной информацией в самых разных областях менеджмента и хозяйствования (в силу меньшей загруженности проблемами текущего управления);

ü Ориентация на широкое изучение и перенос опыта других организаций (в основном это касается внешних консультантов).

Консалтинговые услуги чаще всего осуществляются в форме консалтинговых проектов, а не в форме устных, разовых советов. Осуществление такого проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними.

Чем отличается консультирование от обучения? Преимуществом консультирования является его конкретно-индивидуальный, «штучный» подход. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, права, и т.д. передаются менеджеру в общей форме и затем уже применяются ими на практике. Положительные стороны того или иного способа передачи знаний объединяются в обучающем и процессном консультировании.

Разумеется, в конкретных проектах или на их различных стадиях могут применяться комбинации всех трёх видов консультирования и тогда оно становится экспертно-процессным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим и т.д.

В промышленно развитых странах преимущественно осуществляется процессное и экспертно-процессное консультирование, тогда как у нас пока наибольшее распространение получило экспертное и экспертно-обучающее консультирование. Это объясняется, в первую очередь, неподготовленностью самих клиентов к творческой работе с консультантами, желанием руководителей получить готовые решения. Такое положение часто приводит к негативным последствиям и неудовлетворённости от итогов консультационных проектов, так как, во-первых, клиент может вообще не воспринимать готовых решений, если они не выработаны совместно с ним; во-вторых, некоторая существенная информация не может быть получена консультантом вне режима активного диалога с клиентом. Существует много объектов консультирования, которые могут быть разделены по крайней мере на несколько групп по форме собственности (государственные, частные, акционерные и смешанные предприятия), по размеру (малые, средние и крупные предприятия) по территориальному признаку (центральные и региональные административные образования).

Соответственно клиентами консультантов являются владельцы или менеджеры частных предприятий, руководители государственных предприятий или соответствующих ведомств, центральные или местные органы власти, а также руководители таких территориальных образований как технопарки, экополисы, технополисы, свободные экономические зоны и т.д.

Современный набор консалтинговых услуг сложился в 1950 – 1960-е годы, которые на Западе называют «Золотым веком консалтинга», что связано с послевоенным ускоренным развитием и интернационализацией экономики. Вызвавшими усиление потребности в консультационных услугах. В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп.

Виды консалтинговых услуг, (согласно классификации Европейского справочника-указателя консультантов по менеджменту):

1. Общее управление

2. Администрирование

3. Финансовое управление

4. Управление кадрами

5. Маркетинг

6. Производство

7. Информационная технология

8. Специализированные услуги

Классификация является предметной, т.е. консалтинг различается по видам в соответствии с функциями, которые выполняют менеджеры. Консультанты не выполняют самих этих функций, а вырабатывают рекомендации по их выполнению. Они соответствуют менеджерам как осуществлять общее управление, администрирование, финансовое управление, реализацию информационных технологий и другие функции.

Рассмотрим кратко, для решения каких задач Вы можете пригласить консультантов по каждой из 8 перечисленных групп консалтинговых услуг.

Консультантов по общему управлению приглашают для помощи в решении проблем, связанных с самим существованием Вашего предприятия и перспективами Вашего бизнеса. Они оценивают состояние дел в Вашей организации в целом и внешнюю для неё среду, определяют общие цели и систему ценностей организации, разрабатывают стратегию развития, составляют прогнозы, помогают в организации филиалов и дочерних фирм, дают рекомендации пои изменению форм собственности и составу собственников, приобретению имущества, акций или паёв, совершенствованию организационных структур и т.д.

Консультанты по административному управлению (администрированию) занимаются такими вопросами как формирование и регистрация компаний, организация работы офисов, обработка данных, система административного контроля и т.д. Их основная задача – оптимизировать управление организаций.

Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении 3 основных задач:

1) поиск источников и использование финансовых ресурсов;

2) оценка повышения текущей финансовой эффективности деятельности организаций;

3) укрепление финансового положения организации на перспективу.

Они занимаются вопросами финансового планирования и контроля, налогообложения, бухгалтерского учёта, размещение акций и паёв на рынке, кредиты, страхование, прибыли и себестоимости, неплатёжеспособности и т.д.

Консультанты по управлению кадрами разрабатывают решения по вопросам подбора сотрудников, контроля качества кадрового состава, системы оплаты труда, повышение квалификации и управление кадрами, охраны труда и психологического климата в коллективе.

Их главная задача – содействовать менеджерам в оптимизации и привлечения использования такого ключевого для любой организации ресурса, как человеческий фактор.

Консультанты по маркетингу оказывают менеджерам помощь в решении жизненно важных для любого предприятия, действующих в условиях рыночной экономики, задач: обеспечение такого его функционирования, чтобы производимые им товары и услуги были куплены потребителем. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы, разработки новой продукции и т.д. Поскольку в условиях рыночной экономики наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса.

Консультанты по организации производства, разбирающиеся в экономических, управленческих и инженерных вопросах оказывают менеджерам помощь в решении таких задач, как выбор технологий производственного процесса, стимулирование производительности труда, оценка и контроль качества продукции, анализ издержек производства, планирование производства, использование оборудования и материалов, конструирования и совершенствования продукции, оценка работ и т.д.

Консультанты по информационным технологиям занимаются разработкой рекомендаций по внедрению систем автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированных систем управления (АСУ), информационно-поисковых систем, применению компьютера в бухгалтерском учёте и других количественных методов оценки деятельности предприятия.

Специализированные консалтинговые услуги – это те виды услуг, которые не относятся их 7 вышеописанных групп. Они отличаются от них либо по методам, либо по объектам, либо по характеру внедряемых знаний (инженерный консалтинг, юридический консалтинг и т.д.)

Инфраструктура рыночной экономики включает в себя и некоторые другие профессиональные услуги, оказываемые хозяйственным руководителям. Отличия таких услуг от консультативных состоит в том, что помощь руководителю оказывается не в форме советов, рекомендаций и совместной выработки решений, а путём непосредственного выполнения определённых организационных, технических или информационных функций.

Можно выделить 10 видов таких услуг:

1) аудит;

2) бухгалтерское обслуживание;

3) юридические услуги;

4) обеспечение информационными технологиями;

5) инженеринг;

6) инвестиционное банкирование;

7) рекрутмент;

8) реклама и отношения с общественностью;

9) деловая информация;

10) трейнинг.

С консалтингом вышеперечисленные услуги роднит то, что эта помощь осуществляется на основе научных и профессиональных знаний и. также как и внешнее консультирование предоставляется на коммерческих началах независимыми фирмами.

Таким образом, можно отметить, что происходит определённое переплетение консалтинга и других видов профессиональных услуг, при этом консалтинг выступает в качестве ядра этой системы.

Поэтому иногда для краткости всю совокупность оказываемых хозяйственным руководителям услуг, а не только услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений называют обобщённым термином «Консалтинг». Услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений называют в этом случае «Менеджмент-консалтинг».

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...