Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борьба за живучесть на газовозе.

Необходимость сжижения газов продиктована целесообразностью их хранения и транспортировки, в противном случае это потребовало бы огромных емкостей. Так, 1 м3 жидкого аммиака занимает при переходе в газообразное состояние 910 м3, а пропана – 314 м3. Газ сжижается под давлением, при понижении температуры либо тем и другим способом вместе. Давление и температура сжижения для каж­дого газа различны и зависят от его природы. С позиций транс­портировки газов их принято делить на четыре группы:

1. Природные газы – метан.

2. Нефтяные газы – этан, бутан, пропан.

3. Промышленные газы – этилен, хлорвинил, фреон.

4. Аммиак.

К числу опасностей, сопутствующих перевозке сжиженных газов, относят: – взрыво и пожароопасность;

– токсичность, заключающуюся во вредном воздействии паров и жидкостей

на дыхательные пути, слизистые оболочки и кожу (отравление, наркотичес-

кое воздействие, химический ожог);

– обморожение при попадании жидкого газа на ко­жу, воздействие низких

температур на материалы конструкций и уплотнений ,что способствует

изменению структуры и возникновению внутренних напряжений, превыша-

ющих допустимые, и приводит к хрупкому излому материалов, не рассчи-

танных на работу при низких температурах;

– вредное воздействие на окружающую среду.

С учетом специфики природы и состояния газов на судах-газовозах предусмотрен целый ряд систем, назначением которых является обес­печение безопасности.

Система быстрозапорных клапанов предназначена для быстрой остановки грузовых операций путем перекрытия отверстий в трубоп­роводах в случае обесточивания судна, срабатывания пожарной сигнализации, срабатывания газовой сигнализации, падения дав­ления в гидравлической системе быстрозапорных клапанов, падения избыточного давления воздуха в электромоторном помещении. Быстрозапорные клапаны имеются на каждом танке и в начале каждого приемного трубопровода. Они приводятся в действие нажатием любой из нескольких десятков кнопок, расположенных по всему судну.

Система контроля уровня заполнения танка связана через систему сигнализации с системой быстрозапорных клапанов и срабатывает только на данный танк.

Система обнаружения газов или газовый детектор постоянно кон­тролирует концентрацию газа в помещениях и срабатывает при кон­центрациях 30% от нижнего предела взрываемости данного газа. Эта система дополнена анализаторами -токсикометрами для обнаружения предельно допустимых концентраций газа для людей. Эти концент­рации на два порядка ниже нижних пределов взрываемости.

Системы пожаротушения: система водотушения такая же, как я на танкерах, с добавлением системы орошения куполов грузовых танков, надстройки, газокомпрессорного и электромоторного отделений, палубных грузовых трубопроводов; система углекислотного тушения выведена в МО, малярную, газокомпрессорную, помещения инертно­го газа и аварийного дизель-генератора; система порошкового ту­шения предназначена для борьбы с пожаром в районе грузовой зоны; может устанавливаться также система пенотушения.

Система вентиляции и кондиционирования воздуха выведена во все жилые и служебные помещения и в грузовые трюмы, снабжена газонепроницаемыми заслонками, аммиачными фильтрами и способ­на обеспечить полную рециркуляцию воздуха в жилой надстройке. Посты управления имеют автономные системы вентиляции. Эта , система позволяет в особо опасных помещениях (например, поме­щение электромоторов) поддерживать избыточное давление воздуха, чтобы предотвратить проникновение газа. В этом случае такие поме­щения снабжаются шлюзами.

Система инертного газа предназначена для дегазации танков при смене видов груза, при борьбе с пожаром в трюмах, топливных танках, для вентиляции танков и трюмов сухим подогретым воздухом.

Поскольку все члены экипажей газовозов проходят специальную подготовку по особой программе, приводимые сведения и рекомен­дации предназначены для всех остальных участников мореплавания, оказавшихся в районе аварийного газовоза, помощь которых может ему потребоваться.

Борьба за живучесть газовоза включает в себя организационно-технические мероприятия, порядок проведения предупредительных действий на судне, подготовку и рекомендованный порядок действий экипажа при утечке газа, взрыве, пожаре, пробоине. Это обес­печивается целым рядом нормативных документов — Конвенцией СОЛАС-74, правилами перевозки сжиженных газов, инструкциями гру­зоотправителя, приказами и инструкциями пароходства. Все члены экипажа должны пройти подготовку по специальной программе для работы на газовозах.

При оказании помощи и выборе тактики борьбы за живучесть сле­дует учитывать особенности судов газовозов: физико-химические свойства перевозимых грузов; технологию перевозки (изо­термический, изобарический или смешанный способы); особенности конструкции корпуса и емкостей (стандарт непотопляемости, харак­тер связи емкости с корпусом, ограничения по крену); наличие и характеристики аварийных систем; средства защиты; степень за­грузки емкостей.

Особое внимание необходимо обращать на умение экипажа выпол­нять возможные аварийные операции в условиях загазованности окружающей среды. Для этого существуют средства индивидуальной защиты, которыми снабжается экипаж. Каждый член экипажа имеет изолирующий воздушный дыхательный аппарат АСВ-2 и фильт­рующий противогаз. Фильтрующий противогаз защищает только от аммиака. Количество аппаратов АСВ-2 – по количеству членов экипажа плюс два в МО, три на мостике и три резервных. Применя­ются респираторы РПГ-67 КД. Респираторы и противогазы использу­ют только на открытых палубах. Для защиты тела существуют специальные защитные костюмы с хлорвиниловым покрытием. Их должно быть шесть—восемь комплектов для группы борьбы с утечкой газа. Это снаряжение хранят в легкодоступном месте в специальных шкафах. Все члены аварийной партии имеют спецодежду, предохра­няющую от открытого пламени.

Утечки газа – наиболее распространенная авария на судах-газо­возах. Основные причины утечки газа:

–неплотности в соединениях трубопроводов (берег – судно);

–подрыв предохранительных клапанов на судне и на берегу;

–аварийный прорыв газа как результат пренебрежения обычной предосторожностью (слабина швартовных концов, ненадежная шланговка, нарушения технологических норм);

–незначительные утечки в районе грузовых куполов из-за большого количества соединений аппаратуры.

Тревогу "Утечка газа" объявляет любой член экипажа в момент обнаружения. Для борьбы с утечкой газа из состава аварийной партии выделяется группа борьбы с утечкой газа – механик по холодильному оборудованию, механик по системам и наиболее опытный моторист.

При обнаружении утечки газа на ходу судна: объявляют общесудо­вую тревогу; производят маневр для приведения судна курсом бак­штаг относительно ветра; герметизируют надстройку; выключают вентиляцию или переводят ее на рециркуляцию; высылают группу борьбы с утечкой газа для разведки и ликвидации повреждений.

Аварийная партия обеспечивает надежность герметизации над­стройки и оказывает помощь группе борьбы с утечкой газа (например, для создания водяной завесы над группой).

При обнаружении утечки газа на стоянке: объявляют общесудовую тревогу; немедленно останавливают грузовые операции; выключают вентиляцию или переводят ее на рециркуляцию; герметизируют над­стройку; запускают систему орошения надстройки; оповещают бере­говые службы (портнадзор, ВОХР и завод); производят эвакуацию людей в безопасную зону на берегу; при необходимости отсоединяют приемные шланги.

Капитан и аварийная партия остаются на судне до ликвидации повреждения. В МО на ходу судна вентиляцию не выключают, так как это приведет к остановке главного двигателя, по этомудля вахты используют аппараты АСВ-2. Для борьбы с утечкой газа имеется набор материалов и приспособлений – хомуты, прокладки, быстротвердеющие пасты и т.д., имеющиеся в снабжении газовоза. Использовать воду при этом разрешается только для создания водяной завесы. По­падание воды на трубопроводы и арматуру, в которых находится жидкий газ при низкой температуре, должно быть исключено. При аварийном разливе сжиженного аммиака в море нельзя прыгать за борт, так как в воде и над ней содержится высокая концентрация аммиака, приводящая к отравлению и удушью. При аварийном разливе жидкого газа необходимо локализовать его растекание по палубе, так как чем меньше площадь жидкости, тем меньше газообра­зование, загазованность и пожароопасность. Этим занимаются специально выделенные из аварийной партии люди, смывающие во­дой растекающийся жидкий газ за борт.

Однако в первую очередь нужно перекрыть двумя клапанами источник утечки. Это делается одновременно с постановкой водяной завесы над местом утечки.

Борьба с пожаром на судах-газовозах имеет ту особенность, что все усилия аварийной партии направлены не на ликвидацию возгорания, а в первую очередь на взятие огня под контроль. В основе тактики борьбы с пожаром лежит устранение его причины – утечки газа. И пока не устранена утечка газа, огонь только локализуют, чтобы он не распространялся, но не ликвидируют совсем. Ликвидируют пламя только после ликвидации утечки либо когда оно угрожает человече­ской жизни, жизненно важным устройствам судна или другим емко­стям с газом. Поэтому борьбу с огнем начинают с борьбы с утечкой газа со всеми сопутствующими мероприятиями плюс мероприятия по борь­бе с пожаром. Это требует от экипажа выучки, четкости действий и оперативности. Помимо этого, экипаж при возникновении аварийной ситуации должен быть готов к немедленному отводу судна от причала, для чего с бака и кормы с морской стороны опущены до воды заранее приготовленные концы для буксировки, а главный двигатель держат в постоянной готовности. Это производится в том случае, если пожар или большую утечку газа прекратить не удалось.

В качестве основного огнегасящего средства при тушении разливше-гося газа применяют порошковое тушение, а воду только для орошения и охлаждения нагретых поверхностей, водяной завесы и защиты людей, а также для смыва жидкого газа за борт. При отсутствии ветра можно покрыть весь участок разлившегося газа сло­ем пены. Если разлив газа большой, то существует опасность того, что пламя, возникнув почему-либо в стороне от судна, вернется на судно по пути утечки.

Борьба с утечкой газа и с пожаром осложняется еще и тем, что весь экипаж находится в аппаратах АСВ-2, которые не имеют переговор­ного устройства, и возникает проблема связи.

С этой целью аварийная партия и группы, а также посты управ­ления имеют доски с мелом, которые используют для передачи инфор­мации и приказаний.

Конструктивной защитой газовоза от затопления, как и всех судов, служит наличие водонепроницаемых переборок, двойного дна, мощ­ных систем осушения. Особенностью конструкции является наличие вкладных танков (свободно опирающихся на деревянные подушки) и межбарьерного пространства (между танком и обшивкой борта). В случае пробоины и затопления межбарьерного пространства по грузо­вую ватерлинию емкости не всплывают, оставаясь на подушках. Газо­воз выдерживает затопление одного, а иногда и двух грузовых отсеков. Однако есть ограничения по накренению. Крен не должен превышать 30°, так как в противном случае может произойти подвижка и повреж­дение емкостей.

Особенность борьбы с водой на газовозе состоит в том, что ее ведут в предположении, что повреждены и емкости с газом. Поэтому группа разведки выходит в газозащитной одежде с аппаратами АСВ-2 и уста­навливает не только место и характер пробоины и затопления, но в первую очередь не повреждены ли грузовые танки. Утечка газа явля­ется приоритетной опасностью, и ее наличие или отсутствие опреде­ляет выбор схемы борьбы за живучесть.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...