Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Борьба за живучесть на газовозе.Необходимость сжижения газов продиктована целесообразностью их хранения и транспортировки, в противном случае это потребовало бы огромных емкостей. Так, 1 м3 жидкого аммиака занимает при переходе в газообразное состояние 910 м3, а пропана – 314 м3. Газ сжижается под давлением, при понижении температуры либо тем и другим способом вместе. Давление и температура сжижения для каждого газа различны и зависят от его природы. С позиций транспортировки газов их принято делить на четыре группы: 1. Природные газы – метан. 2. Нефтяные газы – этан, бутан, пропан. 3. Промышленные газы – этилен, хлорвинил, фреон. 4. Аммиак. К числу опасностей, сопутствующих перевозке сжиженных газов, относят: – взрыво и пожароопасность; – токсичность, заключающуюся во вредном воздействии паров и жидкостей на дыхательные пути, слизистые оболочки и кожу (отравление, наркотичес- кое воздействие, химический ожог); – обморожение при попадании жидкого газа на кожу, воздействие низких температур на материалы конструкций и уплотнений ,что способствует изменению структуры и возникновению внутренних напряжений, превыша- ющих допустимые, и приводит к хрупкому излому материалов, не рассчи- танных на работу при низких температурах; – вредное воздействие на окружающую среду. С учетом специфики природы и состояния газов на судах-газовозах предусмотрен целый ряд систем, назначением которых является обеспечение безопасности. Система быстрозапорных клапанов предназначена для быстрой остановки грузовых операций путем перекрытия отверстий в трубопроводах в случае обесточивания судна, срабатывания пожарной сигнализации, срабатывания газовой сигнализации, падения давления в гидравлической системе быстрозапорных клапанов, падения избыточного давления воздуха в электромоторном помещении. Быстрозапорные клапаны имеются на каждом танке и в начале каждого приемного трубопровода. Они приводятся в действие нажатием любой из нескольких десятков кнопок, расположенных по всему судну. Система контроля уровня заполнения танка связана через систему сигнализации с системой быстрозапорных клапанов и срабатывает только на данный танк. Система обнаружения газов или газовый детектор постоянно контролирует концентрацию газа в помещениях и срабатывает при концентрациях 30% от нижнего предела взрываемости данного газа. Эта система дополнена анализаторами -токсикометрами для обнаружения предельно допустимых концентраций газа для людей. Эти концентрации на два порядка ниже нижних пределов взрываемости. Системы пожаротушения: система водотушения такая же, как я на танкерах, с добавлением системы орошения куполов грузовых танков, надстройки, газокомпрессорного и электромоторного отделений, палубных грузовых трубопроводов; система углекислотного тушения выведена в МО, малярную, газокомпрессорную, помещения инертного газа и аварийного дизель-генератора; система порошкового тушения предназначена для борьбы с пожаром в районе грузовой зоны; может устанавливаться также система пенотушения. Система вентиляции и кондиционирования воздуха выведена во все жилые и служебные помещения и в грузовые трюмы, снабжена газонепроницаемыми заслонками, аммиачными фильтрами и способна обеспечить полную рециркуляцию воздуха в жилой надстройке. Посты управления имеют автономные системы вентиляции. Эта , система позволяет в особо опасных помещениях (например, помещение электромоторов) поддерживать избыточное давление воздуха, чтобы предотвратить проникновение газа. В этом случае такие помещения снабжаются шлюзами. Система инертного газа предназначена для дегазации танков при смене видов груза, при борьбе с пожаром в трюмах, топливных танках, для вентиляции танков и трюмов сухим подогретым воздухом. Поскольку все члены экипажей газовозов проходят специальную подготовку по особой программе, приводимые сведения и рекомендации предназначены для всех остальных участников мореплавания, оказавшихся в районе аварийного газовоза, помощь которых может ему потребоваться. Борьба за живучесть газовоза включает в себя организационно-технические мероприятия, порядок проведения предупредительных действий на судне, подготовку и рекомендованный порядок действий экипажа при утечке газа, взрыве, пожаре, пробоине. Это обеспечивается целым рядом нормативных документов — Конвенцией СОЛАС-74, правилами перевозки сжиженных газов, инструкциями грузоотправителя, приказами и инструкциями пароходства. Все члены экипажа должны пройти подготовку по специальной программе для работы на газовозах. При оказании помощи и выборе тактики борьбы за живучесть следует учитывать особенности судов газовозов: физико-химические свойства перевозимых грузов; технологию перевозки (изотермический, изобарический или смешанный способы); особенности конструкции корпуса и емкостей (стандарт непотопляемости, характер связи емкости с корпусом, ограничения по крену); наличие и характеристики аварийных систем; средства защиты; степень загрузки емкостей. Особое внимание необходимо обращать на умение экипажа выполнять возможные аварийные операции в условиях загазованности окружающей среды. Для этого существуют средства индивидуальной защиты, которыми снабжается экипаж. Каждый член экипажа имеет изолирующий воздушный дыхательный аппарат АСВ-2 и фильтрующий противогаз. Фильтрующий противогаз защищает только от аммиака. Количество аппаратов АСВ-2 – по количеству членов экипажа плюс два в МО, три на мостике и три резервных. Применяются респираторы РПГ-67 КД. Респираторы и противогазы используют только на открытых палубах. Для защиты тела существуют специальные защитные костюмы с хлорвиниловым покрытием. Их должно быть шесть—восемь комплектов для группы борьбы с утечкой газа. Это снаряжение хранят в легкодоступном месте в специальных шкафах. Все члены аварийной партии имеют спецодежду, предохраняющую от открытого пламени. Утечки газа – наиболее распространенная авария на судах-газовозах. Основные причины утечки газа: –неплотности в соединениях трубопроводов (берег – судно); –подрыв предохранительных клапанов на судне и на берегу; –аварийный прорыв газа как результат пренебрежения обычной предосторожностью (слабина швартовных концов, ненадежная шланговка, нарушения технологических норм); –незначительные утечки в районе грузовых куполов из-за большого количества соединений аппаратуры. Тревогу "Утечка газа" объявляет любой член экипажа в момент обнаружения. Для борьбы с утечкой газа из состава аварийной партии выделяется группа борьбы с утечкой газа – механик по холодильному оборудованию, механик по системам и наиболее опытный моторист. При обнаружении утечки газа на ходу судна: объявляют общесудовую тревогу; производят маневр для приведения судна курсом бакштаг относительно ветра; герметизируют надстройку; выключают вентиляцию или переводят ее на рециркуляцию; высылают группу борьбы с утечкой газа для разведки и ликвидации повреждений. Аварийная партия обеспечивает надежность герметизации надстройки и оказывает помощь группе борьбы с утечкой газа (например, для создания водяной завесы над группой). При обнаружении утечки газа на стоянке: объявляют общесудовую тревогу; немедленно останавливают грузовые операции; выключают вентиляцию или переводят ее на рециркуляцию; герметизируют надстройку; запускают систему орошения надстройки; оповещают береговые службы (портнадзор, ВОХР и завод); производят эвакуацию людей в безопасную зону на берегу; при необходимости отсоединяют приемные шланги. Капитан и аварийная партия остаются на судне до ликвидации повреждения. В МО на ходу судна вентиляцию не выключают, так как это приведет к остановке главного двигателя, по этомудля вахты используют аппараты АСВ-2. Для борьбы с утечкой газа имеется набор материалов и приспособлений – хомуты, прокладки, быстротвердеющие пасты и т.д., имеющиеся в снабжении газовоза. Использовать воду при этом разрешается только для создания водяной завесы. Попадание воды на трубопроводы и арматуру, в которых находится жидкий газ при низкой температуре, должно быть исключено. При аварийном разливе сжиженного аммиака в море нельзя прыгать за борт, так как в воде и над ней содержится высокая концентрация аммиака, приводящая к отравлению и удушью. При аварийном разливе жидкого газа необходимо локализовать его растекание по палубе, так как чем меньше площадь жидкости, тем меньше газообразование, загазованность и пожароопасность. Этим занимаются специально выделенные из аварийной партии люди, смывающие водой растекающийся жидкий газ за борт. Однако в первую очередь нужно перекрыть двумя клапанами источник утечки. Это делается одновременно с постановкой водяной завесы над местом утечки. Борьба с пожаром на судах-газовозах имеет ту особенность, что все усилия аварийной партии направлены не на ликвидацию возгорания, а в первую очередь на взятие огня под контроль. В основе тактики борьбы с пожаром лежит устранение его причины – утечки газа. И пока не устранена утечка газа, огонь только локализуют, чтобы он не распространялся, но не ликвидируют совсем. Ликвидируют пламя только после ликвидации утечки либо когда оно угрожает человеческой жизни, жизненно важным устройствам судна или другим емкостям с газом. Поэтому борьбу с огнем начинают с борьбы с утечкой газа со всеми сопутствующими мероприятиями плюс мероприятия по борьбе с пожаром. Это требует от экипажа выучки, четкости действий и оперативности. Помимо этого, экипаж при возникновении аварийной ситуации должен быть готов к немедленному отводу судна от причала, для чего с бака и кормы с морской стороны опущены до воды заранее приготовленные концы для буксировки, а главный двигатель держат в постоянной готовности. Это производится в том случае, если пожар или большую утечку газа прекратить не удалось. В качестве основного огнегасящего средства при тушении разливше-гося газа применяют порошковое тушение, а воду только для орошения и охлаждения нагретых поверхностей, водяной завесы и защиты людей, а также для смыва жидкого газа за борт. При отсутствии ветра можно покрыть весь участок разлившегося газа слоем пены. Если разлив газа большой, то существует опасность того, что пламя, возникнув почему-либо в стороне от судна, вернется на судно по пути утечки. Борьба с утечкой газа и с пожаром осложняется еще и тем, что весь экипаж находится в аппаратах АСВ-2, которые не имеют переговорного устройства, и возникает проблема связи. С этой целью аварийная партия и группы, а также посты управления имеют доски с мелом, которые используют для передачи информации и приказаний. Конструктивной защитой газовоза от затопления, как и всех судов, служит наличие водонепроницаемых переборок, двойного дна, мощных систем осушения. Особенностью конструкции является наличие вкладных танков (свободно опирающихся на деревянные подушки) и межбарьерного пространства (между танком и обшивкой борта). В случае пробоины и затопления межбарьерного пространства по грузовую ватерлинию емкости не всплывают, оставаясь на подушках. Газовоз выдерживает затопление одного, а иногда и двух грузовых отсеков. Однако есть ограничения по накренению. Крен не должен превышать 30°, так как в противном случае может произойти подвижка и повреждение емкостей. Особенность борьбы с водой на газовозе состоит в том, что ее ведут в предположении, что повреждены и емкости с газом. Поэтому группа разведки выходит в газозащитной одежде с аппаратами АСВ-2 и устанавливает не только место и характер пробоины и затопления, но в первую очередь не повреждены ли грузовые танки. Утечка газа является приоритетной опасностью, и ее наличие или отсутствие определяет выбор схемы борьбы за живучесть.
|
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |