Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 21. Оказание помощи человеку за бортом. Схемы поискаПри спасании. (2ч) 1.Оказание помощи человеку за бортом. Причины падения человека за борт могут быть самыми разнообразными. Чаще всего это происходит в результате собственной неосторожности, недостаточного обеспечения безопасности работающих людей, аварийных происшествий, нервно-психического расстройства. На пассажирских судах вероятность этого происшес-твия относительно больше, чем на грузовых, так как на пассажирском судне по сравнению с грузовым количество находящихся на борту людей, которые не являются профессионалами, значительно больше. Поэтому поступки их в ряде случаев непредсказуемы. Может случиться и так, что за бортом будет человек не из состава своего экипажа, а с другого судна или с берега, оказавшийся в море в силу разного рода обстоятельств. В любом случае залогом успеха операции по спасению человека за бортом является надлежащее и постоянное наблюдение за окружающей поверхностью моря. При организации спасения решающим фактором, определя-ющим успех, является время, так как переохлаждение и опасные морские животные являются очень серьезной опасностью для человека, находящегося в воде. При проведении спасательной операции не приходится рассчитывать на помощь и разумные действия спасаемого, так как в подавляющем большинстве случаев он находится в полушоковом состоянии и психологического стресса. В ряде случаев человек втаком состоянии совершает действия прямо противоположные тем, которые ведут к спасению: бросается к движущемуся объекту, появляется "мертвая хватка" за спасающего или элементы конструкции и т.д. Любой член экипажа, заметивший человека за бортом, обязан бросить ему круг, если человек сможет им воспользоваться (нет смысла бросать круг, если человек в бессознательном состоянии или находится на расстоянии более двух кабельтовых от судна), доложить об этом вахтенному помощнику, по возможности не теряя человека за бортом из поля зрения. Вахтенный помощник осуществляет наиболее эффективный в данных обстоятельствах маневр судна, одновременно с этим объявляет тревогу "Человек за бортом" с указанием номера шлюпки к спуску и выставляет наблюдателя, который постоянно указывает направление на человека за бортом. По прибытии капитана на мостик докладывает ему о принятых мерах. Маневрирование судном сводится к трем возможным вариантам: –остановка судна без изменения курса, –циркуляция с остановкой у места нахождения человека в воде, –маневр Бутакова. Разберем последовательно достоинства, недостатки и возможность осуществления каждого из способов маневрирования. При остановке судна вахтенный помощник переводит машинный телеграф на "Полный назад" и наблюдает за процессом погашения инерции судна. В темное время суток или при свежей погоде зафиксировать момент остановки судна бывает трудно, поэтому существует правило, позволяющее достаточно хорошо ориентироваться в этих условиях: когда кильватерная струя от работающего назад винта доходит примерно до миделя, инерция судна считается погашенной и можно останавливать машину. На быстроходных судах (пассажирские, трансокеанские контейнеровозы, банановозы) установлены двигатели большой мощности с большими инерционными массами, и время остановки двигателя, работающего в морском режиме, его реверсирование, запуск на задний ход и доведение оборотов до номинала занимает 90–120 с. Следовательно, погасить инерцию такое судно сможет, только пройдя около одной мили от места падения человека, на что расходуется время, и возрастает вероятность потерять человека из вида. Циркуляция судна с остановкой у места нахождения человека в воде совершается в том случае, если человек за бортом находится на виду. При этом необходимо сделать отворот в сторону упавшего человека на 240° от первоначаль-ного курса. Меневр Бутакова осуществляется в условиях плохой видимости или когда время падения человека за борт неизвестно. Маневрирование заключается в изменении первоначального курса на 50—60° в любую сторону, затем перекладка руля на противоположный борт до выхода на курс, обратный первоначальному в свою кильватерную струю. Угол первоначального отворота (50–60°) зависит от типоразмера судна, является величиной практически постоянной для данного судна и определяется опытным путем. Маневр надежен для любых погодных условий и любых судов, проверен временем и опытом многих поколений мореплавателей, однако несколько длительнее, чем маневр циркуляцией. В любом случае для каждого судна опытным путем должен быть установлен наиболее эффективный способ маневрирования в различных условиях, так как жесткая регламентация этого вопроса в условиях большого количества типов судов просто невозможна. Схемы поиска при спасании. Проведение поисково-спасательной операции. Для того чтобы привлекаемые к поиску торговые суда были в состоянии эффективно вести поиск, важно заранее планировать процедуру поиска , чтобы дать возможность всем судам объединиться в проведении операций с минимальными трудностями и без задержек. Для достижения этой цели разработан ряд типовых поисковых схем, пригодных для различных обстоятельств. Таблица 1.
Планирование операции поиска включает следующее: 1. Определение наиболее возможных координат местонахождения объекта поиска. 2. Учет факторов, которые могут вызвать смещение объекта. 3. Выбор наиболее эффективной схемы поиска применительно к фактической обстановке. 4. Определение оптимального пути следования поисковых судов. 5. Необходимость привлечения к поиску авиационных средств. 6. Оценку эффективности поиска. После получения первоначального сообщения о бедствии необходимо определить район наиболее вероятного местоположения объекта на основании всей имеющейся информации. Определение района поиска зависит от достовер-ности данных о первоначальном месте объекта; если известно приблизительно первоначальное место объекта, то наиболее целесообразный район поиска располагается вокруг исходного места объекта, определенного с учетом его дрейфа и вероятностных ошибок в определении первоначального места. При определении смешения объекта под воздействием дрейфа должны учитываться смещения, вызванные постоянными морскими течениями, приливо-отливными, ветровыми, а также боковой снос, вызванный ветром. Данные по постоянным и приливо-отливным течениям выбираются из навигационных пособий, а ветровое течение и боковой снос – из табл.1, 2.
Таблица 2.
При географической широте места до φ=10°N отклонение ветрового течения от направления ветра составит 30° вправо, а при широте до φ =10°S –30° влево. Все табличные величины рекомендованы ИМО. Следует иметь в виду при этом, что ветровое течение образуется после 6–12 ч действия ветра. Для определения исходного места в данный момент времени необходимо первоначальное место объекта сместить по направлению дрейфа и на его величину. С учетом вышеприведенных соображений первоначальный район поиска можно установить в виде квадрата, образованного касательными к окружности с радиусом R=10миль с центром в исходном месте объекта. Повторение поиска в первоначальном районе и расширение района поиска обеспечивают высокую вероятность обнаружения объекта в районе, близком к его исходному месту. Эта вероятность уменьшается, когда поиск удаляется от исходного места объекта. Поэтому при проведении операции поиска следует не менее трех раз и не более пяти раз расширять район поиска. При этом за радиусы расширенных районов следует принимать: R=1,1; R =1,3; R =1,6; R=2,0; R=2,5. Так как в реальных условиях объект поиска подвержен смещению под влиянием гидрометеоро-логических факторов, то расширяемые районы поиска также должны смешаться по направлению и на величину смещения. Основными факторами при выборе наиболее эффективной схемы визуального поиска и расстояния между следами поиска являются тип и число поисковых средств. Таблица 3.
Расстояние между следами поиска выбирается с учетом дальности обнаружения объекта в данных конкретных условиях. Дальность обнаружения –это расстояние, на котором можно увидеть объект с поискового средства с высоты расположения глаза наблюдателя над уровнем моря. Обычно дальность обнаружения меньше дальности видимости, определяемой метеорологичес-кими условиями. Планирование поиска должно включать оценку дальности обнаружения, причем это должно делаться с значительным запасом, так как если дальность обнаружения завышена, то расстояние между галсами, определенное на основании такой оценки, может оказаться слишком большим и не обеспечит обнаружение объекта. В табл.3 приведены величины дальности обнаружения при ясной погоде, которые могут использоваться в качестве руководства при планировании поиска. При поиске нужно учитывать ряд факторов, которые, будучи взяты в отдельности или в сочетании, оказывают влияние на дальность обнаружения и соответственно на величину расстояния между галсами. Тип, размер, цвет и конфигурация цели – важные факторы. Объекты поиска могут быть различны – от легко обнаруживаемых больших судов до более трудных целей в плане обнаружения, таких, как спасательный плот или человек на воде. Все цели следует искать с того направления, с которого они наиболее освещены, над поверхностью воды – это обычно то направление, в котором с наибольшего расстояния можно увидеть пенистые гребни волн. Наиболее заметны на поверхности воды оранжевый, черный, затем красный и белый цвета. Серый, синий и зеленый цвета можно заметить только в непосредственной близости и при хорошем освещении. Метеоусловия могут уменьшить дальность обнаружения, прервать или приостановить поисковые операции. Туман делает поиск неэффективным, а смог и мгла уменьшают эффективность поиска в дневное время. Низкая облачность снижает отражающую способность объекта. Дождь, в особенности ливневый, ограничивает возможности не только визуального, но и радиолокационного наблюдения. При спокойном море любой объект или необычное состояние поверхности моря легко различимы, но барашки, полосы пены, волнение, брызги и солнечные блики могут заслонить или замаскировать объект поиска, а также уменьшить яркость подаваемого им сигнала. Морские водоросли, нефтяные пятна и т.д. могут быть ошибочно приняты за объекты поиска и наоборот. Наилучшее время поиска, когда Солнце достигает сравнительно большой высоты. Поиск улучшается за счет отсутствия ослепления наблюдателя. В лунную ночь различимость объектов на Луну лучше, чем от Луны. Объекты будут видны легче и с больших расстояний при наблюдении направлений от Солнца. Влияние тумана гораздо сильнее при наблюдении по направлению на Солнце, при этом объекты на земле и море теряют свои отличительные цвета и могут потеряться в игре света и тени. При наблюдении с направления от Солнца земля и море кажутся значительно темнее, нет отсвета, туман прозрачен, отчетливо видны барашки волн и все окрашенные объекты контрастируют со своим фоном. Поэтому типы поиска следует выбирать с таким учетом, чтобы наблюдателям приходилось смотреть как можно меньше в направлении на Солнце. В любом случае наблюдателям будут полезны светозащитные очки.
рис. 1. Плотность вероятности появления объекта с различных направлений -90°-6О°- 300 О +30°+60"+90
Работа наблюдателей зависит от подготовленности, внимательности, побуждений, правильности размещения, длительности поиска и скорости поисковых средств. Из теории поиска можно определить вероятность появления неподвижного объекта относительно движущегося судна по формуле:
где q — курсовой угол объекта; fq — плотность вероятности, т.е. функция от случайной величины, подобранная таким образом, что площадь под соответствующей кривой в заданных пределах есть вероятность обнаружения (рис.1).
График функции fq (см. рис.1) показывает, что вероятность обнаружения объекта распределяется весьма неравномерно по секторам и что в большинстве случаев объект будет обнаружен в носовых секторах. Этот вывод хорошо иллюстрирует рис. 2. Это обстоятельство необходимо учитывать при назначении секторов наблюдения и расстановке наблюдателей и технических средств наблюдения.
Рис.2. Назначение секторов впередсмотрящим
Рекомендации ИМО для наблюдателя. Непрерывное наблюдение в течение длительного времени вызывает усталость или скуку и снижает эффектив-ность поиска. При благоприятных условиях средний наблюдатель может эффективно работать приблизительно в течение 2ч. Для обеспечения полноценной деятельности группы наблюдателей должны приниматься все возможные меры: -смена секторов наблюдения, поддержание в чистоте окон в рубке и на крыльях мостика, обеспечение светозащитными очками при ярком свете, затемнение внутреннего освещения при поиске в условиях слабой видимости. Бинокли следует использовать только для проверки наблюдений, сделанных невоору-женным глазом, поскольку они вызывают быструю усталость глаза, если ими пользоваться для наблюдения. Если наблюдатель чувствует усталость, он должен, не колеблясь, попросить об отдыхе. Для поиска днем должен использоваться обычный метод наблюдения, при котором движение глаз останавливается время от времени на точках фиксации с тем, чтобы отрегулировать фокусировку глаз. Наблюдатели должны избегать слишком быстрого перемещения глаз между точками фиксации. При наблюдениях в ночное время человеческой глаз почти полностью приспосабливается через 30мин в темноте или при красном свете. Адаптация к темноте очень быстро исчезает при выходе на яркий свет. Ночью слабоосвещенные объекты можно видеть только тогда, когда они находятся не в центре поля зрения. Если при наблюдении наблюдатель обнаружил слабоосвещенный объект, он должен обследовать этот участок, смотря несколько в сторону. При использовании бинокля применяется тот же принцип: бинокль должен быть направлен на участок, где был замечен слабоосвещенный предмет. Усталость, вызываемая продолжительным использованием бинокля, появляется не только при дневном, но и при ночном наблюдении. Независимо от того, ведется наблюдение невооруженным глазом или с помощью бинокля, общее качество зрительного наблюдения повышается, если наблюдатель будет кратковременно отдыхать, периодически закрыв глаза на несколько секунд. Поиск по расширяющимся квадратам (рис.3) используется для поиска в относительно небольшом районе. Поиск начинается в сообщенном или наиболее вероятном месте бедствия и расширяется по концентрическим квадратам. Он используется в том случае, когда известно, что цель определенно находится в данном небольшом районе. Первые два поисковых отрезка отстоят друг от друга на расстоянии, равном расстоянию между поисковыми галсами, а каждые Рис.3. Поиск по расширяющимся квадратам Рис. 4. Поиск по секторам Поиск по секторам(рис. 4) используется тогда, когда местоположение цели известно достаточно точно и радиус района поиска сравнительно невелик. Подходящий ориентир, например, дымовая шашка или плавучий радиобуй, опускается в воду в точке наибольшего вероятного местоположения цели и используется как навигационный или контрольный указатель для каждого поискового участка. Каждый участок ограничивается центральным углом и поисковым радиусом. Наиболее распространен вариант, при котором центральные углы равны 60°, пересекающиеся галсы - радиусу поискового района, а все повороты производятся на 120° вправо. Последующий поиск производится путем разворота схемы на 30°. В сравнении с поиском по расширяющемуся квадрату этот метод более легко осуществим и более эффективен. По мере приближения к центру расстояние между поисковыми галсами становится очень малым, и это обеспечивает тщательное обследование района наиболее вероятного обнаружения цели. Эта схема может применяться при поиске человека, упавшего за борт, либо когда объект обнаружен и затем потерян. Поиск параллельными галсамииспользуется обычно в тех случаях, когда район поиска обширен, известно только приблизительное местоположение объекта, и поэтому необходим одинаковый охват всего района, так как нахождение объекта в пределах района всюду равновероятно. Рис. 5. Поиск параллельными галсами: а — одним поискоиым судном; 6 — несколькими поисковыми судами Известны следующие разновидности поиска параллельными галсами: поиск параллельными галсами одним поисковым средством; поиск параллельными галсами несколькими поисковыми средствами (рис.5); Поиск зигзагом(рис. 6) аналогичен поиску параллельными галсами, но галсы здесь располагаются параллельно ширине района обследования, а не его длине. Поиск зигзагом используется в тех случаях, когда поисковый район длинный и узкий и при этом предполагается, что местоположение цели находится между двумя известными точками. Рис. 6. Поиск зигзагом
Совместный поиск судном и самолетом (рис.7). Основные преимущества совместного поиска заключаются в том, что судно может быть хорошим ориентиром для самолета, особенно при большом удалении от берега, судно может быть направлено к потерпевшим сразу после их обнаружения самолетом, может информировать самолеты о мстеообстановке на трассе их полета, передавать на самолет сообщения о развитии событий, оказать помощь летательному аппарату в случае вынужденной посадки на воду.
Рис. 7. Совместный поиск судном и самолетом
Рис. 8. Схема совместного поиска судном и двумя самолетами: а – поиск зигзагом и строем фронта самолетов; 6–поиск зигзагом на противоположных курсах
Совместный поиск обычно проводится зигзагом, которым летит самолет, а судно следует прямым курсом вдоль основной оси обследуемого района в направлении зигзага самолета. Курсы самолета идут под прямым углом к курсу судна и планируются таким образом, чтобы их продвижение вперед было равно продвижению судна. Скорость судна устанавливается по формуле
где Vs - скорость судна, уз; Va - скорость самолета, уз; L - длина галса, мили; S - расстояние между галсами, миги.
При этом способе поиска могут участвовать несколько летательных аппаратов одновременно. В этом случае самолеты идут либо строем фронта на зигзаге, либо на контргалсах (рис. 8). При проведении поиска полностью соблюдаются МППСС-72. В этих усло-виях особое внимание имеют звуковые сигналы, предусмотренные Правилом 28. Капитан любого судна, участвующего в поиске, должен стремиться к тому, чтобы выполнять все получаемые указания, но он постоянно должен помнить о безопасности своего собственного судна и экипажа. При языковых затруднениях следует максимально использовать Международный свод сигналов. Поиск должен продолжаться до тех пор, пока не потеряны все надежды на спасение потерпевших Таблица 4.
Однако, если капитан должен принять решение о прекращении безус-пешного поиска, ему предварительно следует рассмотреть следующие факторы: 1.Возможность того, что потерпевшие могут быть все еще живы при данном состоянии температуры, ветра и моря. Данные для оценки приведены в табл. 4 по материалам ИМО. 2.Вероятность обнаружения цели поиска, если бы она находилась 3.Пригодность поисковых единиц. Поиск следует прекращать только после того, как: –тщательно обследованы все районы вероятности; –исследованы все возможные местоположения; –сделаны все запросы в отношении местонахождения пропавшего без вести судна; –не осталось никакой вероятности выживания членов экипажа и пассажиров. Если поиск был безуспешным, то всем судам, следующим в этом районе транзитом, должна быть передана просьба о продолжении наблюдения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |