Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 21. Оказание помощи человеку за бортом. Схемы поиска

При спасании. (2ч)

1.Оказание помощи человеку за бортом.

Причины падения человека за борт могут быть самыми разнообраз­ными. Чаще всего это происходит в результате собственной неосто­рожности, недостаточного обеспечения безопасности работающих людей, аварийных происшествий, нервно-психического расстройства. На пассажирских судах вероятность этого происшес-твия относительно больше, чем на грузовых, так как на пассажирском судне по срав­нению с грузовым количество находящихся на борту людей, которые не являются профессионалами, значительно больше. Поэтому пос­тупки их в ряде случаев непредсказуемы. Может случиться и так, что за бортом будет человек не из состава своего экипажа, а с другого судна или с берега, оказавшийся в море в силу разного рода обстоятельств. В любом случае залогом успеха операции по спасению человека за бор­том является надлежащее и постоянное наблюдение за окружающей поверхностью моря. При организации спасения решающим фактором, определя-ющим успех, является время, так как переохлаждение и опасные морские животные являются очень серьезной опасностью для человека, находящегося в воде. При проведении спасательной опе­рации не приходится рассчитывать на помощь и разумные действия спасаемого, так как в подавляющем большинстве случаев он на­ходится в полушоковом состоянии и психологического стресса. В ряде случаев человек втаком состоянии совершает действия прямо противоположные тем, которые ведут к спасению: бросается к движущемуся объекту, появляется "мертвая хватка" за спасающего или элементы конструкции и т.д.

Любой член экипажа, заметивший человека за бортом, обязан бросить ему круг, если человек сможет им воспользоваться (нет смыс­ла бросать круг, если человек в бессознательном состоянии или на­ходится на расстоянии более двух кабельтовых от судна), доложить об этом вахтенному помощнику, по возможности не теряя человека за бортом из поля зрения.

Вахтенный помощник осуществляет наиболее эффективный в дан­ных обстоятельствах маневр судна, одновременно с этим объявляет тревогу "Человек за бортом" с указанием номера шлюпки к спуску и выставляет наблюдателя, который постоянно указывает направление на человека за бортом. По прибытии капитана на мостик докладывает ему о принятых мерах.

Маневрирование судном сводится к трем возможным вариантам:

–остановка судна без изменения курса,

–циркуляция с остановкой у места нахождения человека в воде,

–маневр Бутакова.

Разберем последовательно достоинства, недостатки и возможность осуществления каждого из способов маневрирования.

При остановке судна вахтенный помощник переводит машинный телеграф на "Полный назад" и наблюдает за процессом погашения инерции судна. В темное время суток или при свежей погоде зафиксировать момент остановки судна бывает трудно, поэтому существует правило, позволяющее достаточно хорошо ориентироваться в этих условиях: когда кильватерная струя от работающего назад винта до­ходит примерно до миделя, инерция судна считается погашенной и можно останавливать машину. На быстроходных судах (пассажирские, трансокеанские контей­неровозы, банановозы) установлены двигатели большой мощности с большими инерционными массами, и время остановки двигателя, работающего в морском режиме, его реверсирование, запуск на задний ход и доведение оборотов до номинала занимает 90–120 с. Следова­тельно, погасить инерцию такое судно сможет, только пройдя около одной мили от места падения человека, на что расходуется время, и возрастает вероятность потерять человека из вида.

Циркуляция судна с остановкой у места нахождения человека в воде совершается в том случае, если человек за бортом находится на виду. При этом необходимо сделать отворот в сторону упавшего чело­века на 240° от первоначаль-ного курса.

Меневр Бутакова осуществляется в условиях плохой видимости или когда время падения человека за борт неизвестно. Ма­неврирование заключается в изменении первоначального курса на 50—60° в любую сторону, затем перекладка руля на противополож­ный борт до выхода на курс, обратный первоначальному в свою кильватерную струю. Угол первоначального отворота (50–60°) зависит от типоразмера судна, является величиной практически пос­тоянной для данного судна и определяется опытным путем. Маневр надежен для любых погодных условий и любых судов, проверен вре­менем и опытом многих поколений мореплавателей, однако несколько длительнее, чем маневр циркуляцией.

В любом случае для каждого судна опытным путем должен быть установлен наиболее эффективный способ маневрирования в различных условиях, так как жесткая регламентация этого вопроса в условиях большого количества типов судов просто невозможна.

Схемы поиска при спасании.

Проведение поисково-спасательной операции. Для того чтобы привлекаемые к поиску торговые суда были в состоянии эффективно вести поиск, важно заранее планировать процедуру поиска , чтобы дать возможность всем судам объединиться в проведении операций с минимальными трудностями и без задержек. Для достижения этой цели разработан ряд типовых поисковых схем, пригодных для различных обстоятельств.

Таблица 1.

Скорость ветрапо шкале Бофорта   Скорость ветрового течения, мили/сут    
баллы узлы
1—3 4—6 7—10 11 — 16 17—21 22—27 28—33

 

Планирование операции поиска включает следующее:

1. Определение наиболее возможных координат местонахождения объекта поиска.

2. Учет факторов, которые могут вызвать смещение объекта.

3. Выбор наиболее эффективной схемы поиска применительно к фактической

обстановке.

4. Определение оптимального пути следования поисковых судов.

5. Необходимость привлечения к поиску авиационных средств.

6. Оценку эффективности поиска.

После получения первоначального сообщения о бедствии необ­ходимо определить район наиболее вероятного местоположения объекта на основании всей имеющейся информации. Определение района поиска зависит от достовер-ности данных о первоначальном месте объекта; если известно приблизительно первоначальное место объекта, то наиболее целесообразный район поиска располагается вокруг исходного места объекта, определенного с учетом его дрейфа и вероятностных ошибок в определении первоначального места. При определении смешения объекта под воздействием дрейфа должны учитываться смещения, вызванные постоянными морскими течениями, приливо-отливными, ветровыми, а также боковой снос, вы­званный ветром. Данные по постоянным и приливо-отливным те­чениям выбираются из навигационных пособий, а ветровое течение и боковой снос – из табл.1, 2.

 

Таблица 2.

Тип судна Скорость бокового сноса суд­на, в % по отношению скорости ветра
Спасательные шлюпки
Парусные суда с большой осадкой и большим водоизме­щением
Парусные суда среднего водоизмещения, промысловые суда для тралового лова и т.д.
Прогулочные катера с каютами
Прогулочные катера порожнем и др.

 

При географической широте места до φ=10°N отклонение ветрового течения от направления ветра составит 30° вправо, а при широте до φ =10°S –30° влево.

Все табличные величины рекомендованы ИМО. Следует иметь в виду при этом, что ветровое течение образуется после 6–12 ч действия ветра. Для определения исходного места в данный момент времени необходимо первоначальное место объекта сместить по направлению дрейфа и на его величину.

С учетом вышеприведенных соображений первоначальный район поиска можно установить в виде квадрата, образованного касатель­ными к окружности с радиусом R=10миль с центром в исходном месте объекта. Повторение поиска в первоначальном районе и расширение района поиска обеспечивают высокую вероятность обнаружения объекта в районе, близком к его исходному месту. Эта веро­ятность уменьшается, когда поиск удаляется от исходного места объекта. Поэтому при проведении операции поиска следует не менее трех раз и не более пяти раз расширять район поиска. При этом за радиусы расширенных районов следует принимать: R=1,1; R =1,3; R =1,6; R=2,0; R=2,5. Так как в реальных условиях объект поиска подвержен смещению под влиянием гидрометеоро-логических факто­ров, то расширяемые районы поиска также должны смешаться по направлению и на величину смещения.

Основными факторами при выборе наиболее эффективной схемы визуального поиска и расстояния между следами поиска являются тип и число поисковых средств.

Таблица 3.

  Объект на воде     С моря (6 м. над водой) с использованием бинокля
днем (мили) ночью (мили)    
Желтый спасательный плот Окрашенное пятно1 Сигнальное зеркало Светоотражающий материал2 Белый дым3 Парашют Проблесковый огонь Пиротехника Огонь спасательного жилета Трассирующие пули   1–2 - - - - - - - - 0,5
1Уменьшение при штормовом море. 2Если освещен. 3Уменьшается при сильном ветре.

 

Расстояние между следами поиска выбирается с учетом дальности обнаружения объекта в данных конкретных условиях. Дальность обнаружения –это расстояние, на котором можно увидеть объект с поискового средства с высоты расположения глаза наблюдателя над уровнем моря. Обычно дальность обнаружения меньше дальности видимости, определяемой метеорологичес-кими условиями. Планирование поиска должно включать оценку дальности обнару­жения, причем это должно делаться с значительным запасом, так как если дальность обнаружения завышена, то расстояние между галсами, определенное на основании такой оценки, может оказаться слишком большим и не обеспечит обнаружение объекта. В табл.3 приведены величины дальности обнаружения при ясной погоде, кото­рые могут использоваться в качестве руководства при планировании поиска.

При поиске нужно учитывать ряд факторов, которые, будучи взяты в отдельности или в сочетании, оказывают влияние на дальность обна­ружения и соответственно на величину расстояния между галсами.

Тип, размер, цвет и конфигурация цели – важные факторы. Объекты поиска могут быть различны – от легко обнаруживаемых больших судов до более трудных целей в плане обнаружения, таких, как спасательный плот или человек на воде. Все цели следует искать с того направления, с которого они наиболее освещены, над поверхностью воды – это обычно то направ­ление, в котором с наибольшего расстояния можно увидеть пенистые гребни волн. Наиболее заметны на поверхности воды оранжевый, чер­ный, затем красный и белый цвета. Серый, синий и зеленый цвета можно заметить только в непосредственной близости и при хорошем освещении.

Метеоусловия могут уменьшить дальность обнаружения, прервать или приостановить поисковые операции. Туман делает поиск неэф­фективным, а смог и мгла уменьшают эффективность поиска в днев­ное время. Низкая облачность снижает отражающую способность объекта. Дождь, в особенности ливневый, ограничивает возможности не только визуального, но и радиолокационного наблюдения.

При спокойном море любой объект или необычное состояние повер­хности моря легко различимы, но барашки, полосы пены, волнение, брызги и солнечные блики могут заслонить или замаскировать объект поиска, а также уменьшить яркость подаваемого им сигнала. Морские водоросли, нефтяные пятна и т.д. могут быть ошибочно приняты за объекты поиска и наоборот.

Наилучшее время поиска, когда Солнце достигает сравнительно большой высоты. Поиск улучшается за счет отсутствия ослепления наблюдателя. В лунную ночь различимость объектов на Луну лучше, чем от Луны.

Объекты будут видны легче и с больших расстояний при наблю­дении направлений от Солнца. Влияние тумана гораздо сильнее при наблюдении по направлению на Солнце, при этом объекты на земле и море теряют свои отличительные цвета и могут потеряться в игре света и тени. При наблюдении с направления от Солнца земля и море ка­жутся значительно темнее, нет отсвета, туман прозрачен, отчетливо видны барашки волн и все окрашенные объекты контрастируют со своим фоном. Поэтому типы поиска следует выбирать с таким учетом, чтобы наблюдателям приходилось смотреть как можно меньше в на­правлении на Солнце. В любом случае наблюдателям будут полезны светозащитные очки.

 

рис. 1. Плотность вероятности

появления объекта с различных

направлений

-90°-6О°- 300 О +30°+60"+90

 

Работа наблюдателей зависит от подготовленности, вниматель­ности, побуждений, правильности размещения, длительности поиска и скорости поисковых средств.

Из теории поиска можно определить вероятность появления неподвижного объекта относительно движущегося судна по формуле:

 

 

где q — курсовой угол объекта; fq — плотность вероятности, т.е. функция от случайной величины, подобранная таким образом, что площадь под соответствующей кривой в заданных пределах есть вероятность обнаружения (рис.1).

 

График функции fq (см. рис.1) показывает, что вероятность обна­ружения объекта распределяется весьма неравномерно по секторам и что в большинстве случаев объект будет обнаружен в носовых секто­рах. Этот вывод хорошо иллюстрирует рис. 2. Это обстоятельство необходимо учитывать при назначении секторов наблюдения и рас­становке наблюдателей и технических средств наблюдения.

 

 

Рис.2. Назначение секторов впередсмотрящим

 

Рекомендации ИМО для наблюдателя. Непрерывное наблюдение в течение длительного времени вызывает усталость или скуку и снижает эффектив-ность поиска. При благоприятных условиях средний наблюдатель может эффективно работать приблизительно в течение 2ч. Для обеспечения полноценной деятельности группы на­блюдателей должны приниматься все возможные меры: -смена секто­ров наблюдения, поддержание в чистоте окон в рубке и на крыльях мостика, обеспечение светозащитными очками при ярком свете, за­темнение внутреннего освещения при поиске в условиях слабой видимости. Бинокли следует использовать только для проверки на­блюдений, сделанных невоору-женным глазом, поскольку они вызыва­ют быструю усталость глаза, если ими пользоваться для наблюдения. Если наблюдатель чувствует усталость, он должен, не колеблясь, попросить об отдыхе.

Для поиска днем должен использоваться обычный метод наблю­дения, при котором движение глаз останавливается время от времени на точках фиксации с тем, чтобы отрегулировать фокусировку глаз. Наблюдатели должны избегать слишком быстрого перемещения глаз между точками фиксации.

При наблюдениях в ночное время человеческой глаз почти полно­стью приспосабливается через 30мин в темноте или при красном свете. Адаптация к темноте очень быстро исчезает при выходе на яркий свет. Ночью слабоосвещенные объекты можно видеть только тогда, когда они находятся не в центре поля зрения. Если при наблюдении наблю­датель обнаружил слабоосвещенный объект, он должен обследовать этот участок, смотря несколько в сторону. При использовании бинок­ля применяется тот же принцип: бинокль должен быть направлен на участок, где был замечен слабоосвещенный предмет. Усталость, вызываемая продолжительным использованием бинокля, появляется не только при дневном, но и при ночном наблюдении. Независимо от того, ведется наблюдение невооруженным глазом или с помощью бинокля, общее качество зрительного наблюдения повышается, если наблюдатель будет кратковременно отдыхать, периодически закрыв глаза на несколько секунд.

Поиск по расширяющимся квадратам (рис.3) используется для поиска в относительно небольшом районе. Поиск начинается в сооб­щенном или наиболее вероятном месте бедствия и расширяется по концентрическим квадратам. Он используется в том случае, когда известно, что цель определенно находится в данном небольшом районе. Первые два поисковых отрезка отстоят друг от друга на рас­стоянии, равном расстоянию между поисковыми галсами, а каждые
следующие два отрезка отстоят еще на такое же расстояние. Для
проведения последующих поисков направление поисковых отрезков следует изменить на 45°.


Рис.3. Поиск по расширяющимся квадратам Рис. 4. Поиск по секторам

Поиск по секторам(рис. 4) используется тогда, когда местопо­ложение цели известно достаточно точно и радиус района поиска сравнительно невелик. Подходящий ориентир, например, дымовая шашка или плавучий радиобуй, опускается в воду в точке наибольше­го вероятного местоположения цели и используется как навигационный или контрольный указатель для каждого поискового участка. Каждый участок ограничивается центральным углом и поисковым радиусом. Наиболее распространен вариант, при котором центральные углы равны 60°, пересекающиеся галсы - радиусу поискового района, а все повороты производятся на 120° вправо. Пос­ледующий поиск производится путем разворота схемы на 30°. В срав­нении с поиском по расширяющемуся квадрату этот метод более легко осуществим и более эффективен. По мере приближения к центру расстояние между поисковыми галсами становится очень малым, и это обеспечивает тщательное обследование района наиболее вероятного обнаружения цели. Эта схема может применяться при поиске челове­ка, упавшего за борт, либо когда объект обнаружен и затем потерян.

Поиск параллельными галсамииспользуется обычно в тех случа­ях, когда район поиска обширен, известно только приблизительное местоположение объекта, и поэтому необходим одинаковый охват все­го района, так как нахождение объекта в пределах района всюду рав­новероятно.


Рис. 5.

Поиск параллельными галсами:

а — одним поискоиым судном; 6 — несколькими поисковыми судами

Известны следующие разновидности поиска параллельными галсами:

поиск параллельными галсами одним поисковым средством;

поиск параллельными галсами несколькими поисковыми средст­вами (рис.5);

Поиск зигзагом(рис. 6) аналогичен поиску параллельными гал­сами, но галсы здесь располагаются параллельно ширине района обследования, а не его длине. Поиск зигзагом используется в тех случаях, когда поисковый район длинный и узкий и при этом предполагается, что местоположение цели находится между двумя извест­ными точками.


Рис. 6. Поиск зигзагом

 

Совместный поиск судном и самолетом (рис.7). Основные преимущества совместного поиска заключаются в том, что судно мо­жет быть хорошим ориентиром для самолета, особенно при большом удалении от берега, судно может быть направлено к потерпевшим сразу после их обнаружения самолетом, может информировать само­леты о мстеообстановке на трассе их полета, передавать на самолет сообщения о развитии событий, оказать помощь летательному аппа­рату в случае вынужденной посадки на воду.

 

Рис. 7. Совместный поиск судном и самолетом


 

Рис. 8. Схема совместного поиска судном и двумя самолетами:

а – поиск зигзагом и строем фронта самолетов; 6–поиск зигзагом на противоположных

курсах

 

 

Совместный поиск обычно проводится зигзагом, которым летит самолет, а судно следует прямым курсом вдоль основной оси обследу­емого района в направлении зигзага самолета. Курсы самолета идут под прямым углом к курсу судна и планируются таким образом, чтобы их продвижение вперед было равно продвижению судна. Скорость судна устанавливается по формуле

 

 

где Vs - скорость судна, уз; Va - скорость самолета, уз; L - длина галса, мили; S - расстояние между галсами, миги.

 

При этом способе поиска могут участвовать несколько летательных аппаратов одновременно. В этом случае самолеты идут либо строем фронта на зигзаге, либо на контргалсах (рис. 8).

При проведении поиска полностью соблюдаются МППСС-72. В этих усло-виях особое внимание имеют звуковые сигналы, предусмот­ренные Правилом 28.

Капитан любого судна, участвующего в поиске, должен стремиться к тому, чтобы выполнять все получаемые указания, но он постоянно должен помнить о безопасности своего собственного судна и экипажа. При языковых затруднениях следует максимально использовать Международный свод сигналов.

Поиск должен продолжаться до тех пор, пока не потеряны все надежды на спасение потерпевших

Таблица 4.

Температура воды, °С Предполагаемое время выживания че­ловека в воде, ч. Предупреждения
Менее 2 2–4 4–10 10–15 15–20 Свыше 20 Менее 0,75 Менее 1,5 Менее 3 Менее 6 Менее12 Неопределенно(зависит от усталости)     1.Эти данные не относятся к по­страдавшим, одетым в специальную за­щитную одежду 2. Эти данные не являются средством про­извольного установления пределов поис­ка. Известны случаи, когда отдель-ные люди оставались живыми гораздо дольше пред­полагаемого времени выживания, и это всегда следует учитывать при решении во­проса об окончании поиска

 

Однако, если капитан должен принять решение о прекращении безус-пешного поиска, ему предварительно следует рассмотреть следу­ющие факторы:

1.Возможность того, что потерпевшие могут быть все еще живы при данном состоянии температуры, ветра и моря. Данные для оценки приведены в табл. 4 по материалам ИМО.

2.Вероятность обнаружения цели поиска, если бы она находилась
в поисковом районе.

3.Пригодность поисковых единиц.

Поиск следует прекращать только после того, как:

–тщательно обследованы все районы вероятности;

–исследованы все возможные местоположения;

–сделаны все запросы в отношении местонахождения пропавшего без вести

судна;

–не осталось никакой вероятности выживания членов экипажа и

пассажиров.

Если поиск был безуспешным, то всем судам, следующим в этом районе транзитом, должна быть передана просьба о продолжении на­блюдения.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...