Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательство России и Китая в области охраны окружающей среды: сравнительно-правовой анализ

Джунусова Д.Н.

Россия, г. Астрахань

Окружающая человека природная среда никогда не имела установленных рубежей, кроме границ биосферы, не познанных и не освоенных человечеством. Перемещение воздуха, вод, животных, использование и деградация Мирового океана, разведка и добыча минеральных ресурсов и их применение наряду с ветровой, солнечной, ядерной энергией, опустынивание и заболачивание всегда носили наднациональный характер и привлекали внимание всемирного сообщества, требуя принятия экономических, правовых, организационных решений [1]. Однако если в начале ХХ века сначала возникло требование рационального, неистощительного использования природных ресурсов, то, начиная примерно с 1960-х гг., в центре внимания всего прогрессивного человечества постоянно находятся проблемы, связанные с неблагоприятным качеством окружающей среды в целом и ненадлежащим состоянием отдельных ее объектов и компонентов.

В настоящее время в мире нет страны, которую бы не затрагивали экологические проблемы, Россия и Китай не исключение. Для Китая (третьей по территории и первой по численности населения стране мира) это нарушение экологического баланса, хроническое перенаселение и сопутствующая ему деградация природных комплексов, земельных ресурсов, острая нехватка воды в северных провинциях, загрязнение рек, морей, подземных вод, продолжающаяся вырубка лесов, опустынивание земель, рост болезней, вызванных неблагоприятной окружающей средой, повсеместное распространение «кислотных дождей», неудовлетворительная климатическая ситуация (повышение среднегодовых температур, нехватка атмосферных осадков, землетрясения, стихийные бедствия) и др. Многие из названных проблем носят в Китае не только экологический, но и комплексный социально-экономический характер. В настоящее время от загрязнения окружающей среды КНР ежегодно терпит убытки, размеры которых достигают 13% от ее валового внутреннего продукта [7].

Ориентация экономики КНР на экспорт считается главной причиной экологических проблем страны. В 2005 г. Всемирный банк опубликовал исследование, которое утверждает: ежегодно от вредной окружающей среды в Китае преждевременно умирает более 760 тыс. человек. На долю городов с отравленным химикатами воздухом приходится 350-400 тыс. смертей в год. От грязной воды, по данным Всемирного банка, погибает не менее 60 тыс. китайских граждан в год. В 2006 г. американский журнал Forbes составил десятку самых грязных городов мира и все они оказались китайскими. В 2007 г. нидерландское агентство по оценке окружающей среды (Netherlands Environmental Assessment Agency) отдало Китаю первое место по объему выбросов парниковых газов (6,2 млн. т) [3].

Не менее сложной является экологическая обстановка в России, где современное состояние окружающей среды характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод.

Результаты наблюдений за загрязнением атмосферы показывают, что общая масса выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ стационарными промышленными источниками на территории России ежегодно увеличивается. В 2009 г. наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха был зафиксирован в 34 городах России с общим числом жителей 9,7 млн. человек. В 40 субъектах РФ более 54% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения воздуха (в Москве и Санкт-Петербурге – 100% населения).

Анализ качества вод бассейнов крупных рек показывает, что водные объекты на территории страны испытывают антропогенную нагрузку. Качество воды не улучшается, так как практически не вводятся новые мощности очистных сооружений, не производится реконструкция существующих, имеющих большой износ и устаревшие технологии очистки [4].

Результаты социологического исследования, проведенного ВЦИОМ и Минприроды РФ в декабре 2010 года, свидетельствуют о том, что больше половины жителей России считают, что живут в экологически неблагополучных и даже близких к катастрофическим условиям. Согласно результатам опроса, в котором участвовали 1,6 тыс. респондентов, живущих в 42 российских регионах, 56% опрошенных считают, что экологическая обстановка в местах их проживания неблагополучная, при этом 11% из них оценили ситуацию как «очень плохую и близкую к катастрофической». Позитивно оценили состояние окружающей среды 41% респондентов [11].

Объективное существование экологических проблем в Китае и России, как и в других государствах, а также потребности решения многих из них совместными усилиями, являются предпосылками необходимости развития норм национального экологического права с учетом положительного зарубежного опыта в этой сфере.

Современное экологическое законодательство Китая представляет собой целостную, научно-обоснованную, рациональную систему законов и иных нормативных правовых актов, является важнейшей базой охраны окружающей среды и устойчивого развития страны, а также динамично развивающейся отраслью.

В систему источников экологического права Китая включаются соответствующие нормы Конституции КНР, основной (базовый) экологический закон (Закон КНР «Об охране окружающей среды» 1989 г.), отдельные экологические законы (подразделяются на законы по предотвращению загрязнения и об охране природы), включая местные законы об охране окружающей среды, другие нормативные правовые акты в сфере охраны окружающей среды, а также государственные и местные экологические стандарты (выделяются стандарты качества окружающей среды и стандарты выбросов загрязняющих веществ).

В 2003 году в Китае были приняты два новых документа. Это Закон «О стимулировании чистого производства» и Закон «Об оценке воздействия на окружающую среду», которые в корне изменили традиционные подходы к охране окружающей среды, перенеся контроль с конечной стадии проекта и с ликвидации негативных последствий на весь процесс реализации проекта. Закон о стимулировании чистого производства предписывает введение контроля над всеми звеньями производственного процесса – от проектирования, производства, выбора источников энергии и сырьевых материалов, технологического обслуживания и ухода за оборудованием до использования собранных отходов.

Второй закон предписывает ведомствам, осуществляющим экологический контроль, при разработке планов использования земли и планов использования в целях строительства и освоения регионов, бассейнов рек и морских акваторий оценивать воздействие на окружающую среду и вписывать этот показатель в планы или давать пояснения.

В контексте вышеназванных законов компетентными ведомствами стали разрабатываться различные меры решения вопросов загрязнения окружающей среды. Одной из таковых мер, к примеру, стала система ответственности производителя за утилизацию своей продукции, предусматривающую частичную или полную ответственность производителя за влияние на окружающую среду выброшенной потребителями продукции его производства. Авторами нововведения преследовалась цель, что предприятия станут применять материалы и проекты, способствующие включению использованной продукции в замкнутый цикл, выпускать продукцию, не разрушающую окружающую среду, и сокращать вплоть до нуля использование вредных веществ [9].

Стратегические цели и задачи по охране окружающей среды нашли свое отражение в Белой книге (2006), в которой приводятся систематические данные о мерах, принимаемых в этой сфере центральным правительством Китая за последнее десятилетие.

В соответствии с Государственным перспективным планом защиты окружающей среды на 11-й пятилетку (2006-2010 гг.) планировалось, что к концу 2010 года в Китае затраты энергоресурсов на производство единицы ВВП будут снижены на 20% по сравнению с концом 2005 года, общий объем главных видов загрязняющих отходов сократится на 10%, лесистость увеличится с нынешних 18,2 до 20% [5].

К настоящему времени Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП) и Госсовет КНР приняли 9 законов об охране окружающей среды, 15 законов об охране природных ресурсов и 50 административных актов об охране окружающей среды. Ведомства Госсовета разработали более 100 общегосударственных положений по охране среды, местные Собрания народных представителей (СНП) и администрации разработали свыше 1000 местных природоохранных законоположений. Законодательная система в этой области продолжает совершенствоваться. Помимо того, Китай разработал систему общегосударственных и местных стандартов в сфере охраны окружающей среды. Ныне Государственное главное управление по охране окружающей среды уже изменено на Министерство по охране окружающей среды.

В Китае введена система, предусматривающая ответственность местных правительств разных инстанций за состояние среды и единый контроль со стороны компетентных ведомств за охраной среды на основе действующего законодательства. Государство учредило практику проведения Всекитайских совещаний по охране окружающей среды, а также порядок направления в регионы ревизоров с тем, чтобы усилить межведомственные и межрегиональные координацию и сотрудничество [8].

Обладая обширными и уникальными природными богатствами, Китай является активным участником международного сотрудничества и играет конструктивную роль в глобальных мероприятиях по охране окружающей среды. Китай присоединился более чем к 50 международным экологическим конвенциям, строго выполняя обязательства по этим документам. В число этих конвенций входят: Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Киотский протокол 1997 г. и др. КНР выдвинула более 100 предложений относительно защиты озонового слоя, успешно выполнила нормы поэтапного сокращения выброса веществ, разрушающих озоновый слой, в соответствии с Монреальским протоколом 1987 г.

Китай первым в мире создал механизм международного взаимодействия в сфере охраны среды – Китайский комитет международного сотрудничества по охране среды и развитию. Это высокопоставленный правительственный консультативный орган, в него входят свыше 40 видных ученых и специалистов с мировым именем. За это время комитет внес в правительство большое количество конструктивных предложений, в результате чего мировое сообщество рассматривает этот орган как образец международного сотрудничества в области охраны среды.

В России также создано и существует разветвленное законодательство о рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция Российской Федерации создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе об охране окружающей среды и экологической безопасности.

В отличие от Конституции КНР [6], в соответствии со ст.ст. 9 и 10 которой собственность на природные ресурсы принадлежит государству и может быть общенародной или коллективной, Конституция РФ в ст. 9 закрепляет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В статье 42 Конституции РФ закрепляется право каждого человека на благоприятную окружающую среду. Среди основных обязанностей граждан, предусмотренных в Конституции РФ, – долг каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Все природоресурсные кодексы и иные законы: о земле (Земельный кодекс РФ 2001 г.), недрах (Закон РФ «О недрах» 1992 г.), вод (Водный кодекс РФ 2006 г.), лесах (Лесной кодекс РФ 2006 г.), животном мире (Федеральный закон «О животном мире» 1995 г.), атмосферном воздухе (Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г.) включают подробные нормы о конкретных обязанностях граждан, прежде всего экологических, применительно к конкретным природным ресурсам.

Кроме того, начиная с 1995 г. в России принят ряд крупных, имеющих не только природоохранное, но и идеологическое значение федеральных законов (например, Федеральный закон «Об охране озера Байкал»). Многие из них не имели аналогов в отечественном законодательстве (например, федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др.).

Таким образом, можно сказать, что выработана основная масса экологического законодательства за некоторыми существенными исключениями, охватывающего важнейшие сферы правового регулирования в области охраны окружающей среды.

Однако, по мнению некоторых ученых-экологов, качество правового регулирования, предусмотренного федеральными законами, порой существенно различается. Задачи совершенствования экологического законодательства и его эффективной реализации вызывают необходимость обновления концепции его формирования, переосмысления накопленного опыта, учета стабильных и временных, традиционных и новых факторов, оказывающих влияние на его содержание, структуру, формы правотворчества. Многие из них, например потеря интереса обществом и отдельными социальными группами к вопросам защиты окружающей среды, деэкологизация государственной власти, снижение профессионального уровня и качества работы правоохранительных органов, снижение уровня финансирования природоохранительных мероприятий в федеральном бюджете РФ, носят отрицательный характер [2].

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что правовое регулирование охраны окружающей среды может осуществляться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В регионах приняты уже сотни нормативных актов в области охраны окружающей среды и природопользования на своих территориях, которые в первую очередь касаются ресурсных основ. Такая ситуация логична и понятна и, следовательно, вытекает из географических, природных, климатических особенностей этих регионов.

Несмотря на огромные усилия, предпринятые за последнее время российским и китайским политическим руководством, ситуация с охраной окружающей среды в КНР и в России по-прежнему остается серьезной. В этой связи хотелось бы отметить, что в целях дальнейшего совершенствования экологического законодательства двух государств-соседей необходимо продолжать налаживать взаимное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Примером такого сотрудничества является тесное и слаженное взаимодействие КНР и России по ликвидации последствий катастрофы в ноябре 2005 года – загрязнения воды реки Сунгари, – после чего были организованы совместные экспедиции по мониторингу состояния реки Амур, протекающей по территории трех государств – России, Китая и Монголии. В 2006 году в Китае была начата реализация «Программы по предотвращению и ликвидации последствий загрязнения воды в бассейне реки Сунгари», предусматривающей 222 проекта по ликвидации последствий загрязнения [10].

 

Литература:

1. Конституция Китайской Народной Республики. Принята 4 декабря 1982 г. Бизнес в Китае. Информационно-аналитический портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.asia-business.ru/yurid/?p=37

2. Боголюбов С.А. Глобализация и развитие экологического законодательства // Журнал российского права. – 2004. – № 5. – С. 14.

3. Бринчук М.М., Дубовик О.Л. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: теория и практика // Государство и право. – 2003. – № 3.

4. Власти КНР признают: страна слишком сильно вредит окружающей среде [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gzt.ru/topnews/world/-kitai-gryaznee-chem-kazalsya-/288628.html

5. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году». 15.12.2010 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=6109&pid=1227

6. Китай: выпущена Белая книга по вопросам охраны окружающей среды.Газета «Женьминь жибао он-лайн». 06.06.2006 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31521/4439287.html

7. Оморов М. Современный Китай в аспекте решения вопросов охраны окружающей среды.06.04.2007. Источник: ИСАП [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.easttime.ru/analitic/3/8/151.html

8. Охрана окружающей среды в Китае. 05.01.2010 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://russian.china.org.cn/environment/txt/2010-01/05/content_19184020.htm

9. Первый закон об охране окружающей среды был принят в Китае более трех тысячелетий назад. 03.10.2005. ИТАР-ТАСС [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zakon.kz/64895-pervyjj-zakon-ob-okhrane.html

10. Посол Лю Гучан: Китай и Россия налаживают благоприятное сотрудничество в области охраны окружающей среды [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31519/4187135.html

11. Пятаков С. 56% россиян считают, что живут в экологически неблагоприятной среде. 17.01.2011. РИА Новости [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eco.rian.ru/info/20110117/322695802.html.

 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ усыновления в некоторых государствах АЗИИ: ВОПРОСЫ сравнительно - правовоГО исследованиЯ

Левушкин А.Н.

Россия, г. Ульяновск

 

Проблемы и сложности, связанные с усыновлением детей существовали на всех исторических этапах становления этого института и были присущи практически всем правовым системам. Это связано как со сложностью самого института усыновления, так и с внутренней политикой каждого конкретного государства на определенном этапе его развития [8, с.81]; существующим уровнем развития законодательной техники, накопленном и обобщенном опыте решения практических задач в области усыновления; меняющейся геополитической обстановкой в мире.

Законодательство государств бывшего СССР об усыновлении имеет общие черты с современным законодательством Российской Федерации. Но существуют и особенности, обусловленные спецификой и индивидуальностью развития семейных правоотношений в конкретной стране. Представляется, что анализ общих тенденций развития института усыновления, в странах бывшего СССР, сегодня принадлежащие к азиатскому региону и имевшие в недалеком прошлом единую правовую, политическую, социальную систему, имеет большое значение для наиболее полного освещения рассматриваемой темы.

Общее число усыновлений в мире - 260 тысяч, или около 12 на 100 тысяч детей в возрасте до 18 лет, или 2 усыновления на каждые 1000 детей, родившихся живыми. Таким образом, несмотря на интерес средств массовой информации и многочисленные общественные дискуссии, с демографической точки зрения, усыновления остаются сравнительно редкими событиями. Однако в некоторых странах мира интенсивность процесса усыновления существенно выше среднемировых показателей.

Так, в Азии выделяется Монголия, в которой число усыновлений в 2004 году (1890) составило 187 на 100 тысяч детей в возрасте до 18 лет, или 3248 на 100 тысяч детей, родившихся живыми.

По законодательству большинства стран, в том числе стран Азии и СНГ, семейное воспитание детей является приоритетным. В большинстве государств прямо провозглашена цель усыновления - интересы несовершеннолетнего (Таджикистан[1], Казахстан[7], Армения[2] и Азербайджан[3]). Так, в Семейном кодексе Казахстана[4] приоритет воспитания детей в семье, проявление заботы о воспитании и содержании несовершеннолетних, защита их прав и интересов названы принципами семейного законодательства республики.

Законодатели устанавливают целый ряд условий, соблюдение которых необходимо для усыновления. Основным является условие о возрасте усыновляемых и усыновителей.

В странах Азии преобладают усыновления внутри страны. Исключением являются Таиланд с небольшим числом усыновлений (51 за 2009 год), а также некоторые страны Западной Азии с относительно небольшим числом усыновлений, причем Израиль и Кипр являются странами «назначения», в которые усыновляются дети из-за рубежа, а Грузия - страной «исхода», из которой дети усыновляются за рубеж.

Основное количество «внутренних» усыновлений происходит в небольшой группе стран. Среди них безусловным лидером на протяжении многих лет являются США, где в 2001 году внутри страны было усыновлено 108,4 тысячи детей. За США следуют Китай (37,2 тысячи) и Россия (17,3).

В Китае, отличающемся большим количеством «внутренних» усыновлений, интенсивность этого процесса невысока - 24 ребенка, усыновленных в возрасте до 5 лет, на 100 тысяч детей данного возраста. В Индии этот показатель равен 1.

«Внутренние» и международные усыновления в 1999-2005 гг. в некоторых странах Азии (%).

По интенсивности усыновления иностранцами детей в возрасте до 5 лет выделяются Болгария (181 усыновленный ребенок на 100 тысяч населения того же возраста), Украина (79), Белоруссия (62), Южная Корея (54), Россия и Казахстан (по 52). В Китае же, в котором иностранцами усыновляется наибольшее число детей, интенсивность усыновления иностранцами детей в возрасте до 5 лет составляет 6, во Вьетнаме - 11.

Однако в большинстве стран, отдающих детей на усыновление иностранцам, международные усыновления составляют относительно небольшую часть от общего числа усыновлений. Только в 18 из 70 стран, по которым имеется соответствующая информация, международные усыновления преобладают. В Таиланде - международные усыновления составляют более 90% от общего числа усыновлений, в Грузии - более 75%.

В большинстве стран СНГ и Азии усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних.

Законодательство всех рассматриваемых государств особое внимание уделяет случаям усыновления тех, у кого есть братья (сестры). Усыновление братьев (сестер) разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда оно отвечает интересам детей. Такое правило существует в Таджикистане[1], Казахстане[7], Армении[2] и Азербайджане[3]. В странах СНГ, их раздельное усыновление не допускается, за исключением случаев, когда оно отвечает интересам детей. Однако разъединение братьев и сестер возможно, если усыновители не настаивают на сохранении тайны усыновления и обязуются не препятствовать общению усыновляемого ребенка с братьями и сестрами. В случае их разъединения при усыновлении суд возлагает на усыновителя обязанность сообщать ребенку об имеющихся у него братьях и сестрах и их местонахождении.

Усыновителем в исследуемых странах может быть только совершеннолетний. В большинстве стран законодатели устанавливают минимальную разницу в возрасте между усыновителем и усыновляемым. В Казахстане, Азербайджане, Кыргызской Республике[4], Таджикистане, Грузии[6]. Во всех указанных случаях она может быть сокращена судом по причинам, признанным уважительными. Только в Таджикистане суд не наделен правом уменьшать разницу в возрасте между усыновителем и усыновляемым. При усыновлении отчимом (мачехой) ее наличия, как правило, не требуется. Таким образом, предусмотрен ценз в отношении максимального возраста усыновителя. Подобные условия в законодательстве об усыновлении направлены на создание такой семьи, в которой возраст всех ее членов максимально соответствовал бы возрасту членов естественной биологической семьи.

Необходимым условием для установления усыновления является соблюдение требований, предъявляемых к личности усыновителя. Недееспособность (ограниченная дееспособность), лишение или ограничение в родительских правах, отстранение от выполнения опекунских обязанностей за ненадлежащее их выполнение, отмена усыновления по вине усыновителя являются фактами, наличие которых исключает возможность усыновления в Азербайджане, Казахстане, Таджикистане. Правительства Кыргызской Республики, Армении, Казахстана, Таджикистана полномочны устанавливать перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка. Условие о необходимости дохода, обеспечивающего усыновляемому прожиточный минимум, закреплено и в белорусском законе, и в Кыргызстане наряду с запретом усыновлять лицам, имеющим на этот момент судимость за умышленное преступление, и лицам, которые не имеют постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям. Перечисленные условия направлены на недопущение усыновления теми, кто не в состоянии обеспечить ребенку нормальную моральную и материальную обстановку в семье, привить ему принятые в обществе нравственные ценности.

В Казахстане, Армении, Кыргызстане и Таджикистане недееспособность (ограниченная дееспособность) супруга усыновителя является препятствием для усыновления. В законодательстве других стран такого запрета не установлено. Думается, что состояние недееспособного (ограниченно дееспособного) супруга усыновителя может стать причиной дискомфортной обстановки в семье, причинения моральной травмы усыновляемого, поэтому усыновление не должно допускаться.

Обеспечению благоприятной моральной обстановки в семье служит и норма о необходимости получения согласия супруга усыновителя, которое, как правило, требуется, если ребенок усыновляется только одним из супругов. Не требуется согласие, если супруги фактически прекратили семейные отношения, проживают раздельно более года и место жительства другого супруга неизвестно. Эти нормы закреплены в законодательстве Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Армении.

Еще одно важное условие усыновления - согласие ребенка. Оно необходимо, если ребенок достиг возраста десяти лет (Казахстан, Таджикистан). Согласие ребенка, достигшего десяти лет, требуется также на изменение его фамилии, имени, отчества и на запись усыновителей в качестве родителей.

Необходимым условием усыновления является согласие законного представителя ребенка. Для усыновления ребенка, родители которого живы и не лишены родительских прав, необходимо их согласие. Такое согласие может быть дано на усыновление его конкретным лицом или без указания конкретного лица. Оно должно быть заверено нотариусом, руководителем органа опеки по месту производства усыновления, руководителем учреждения, в котором находится ребенок, или выражено непосредственно при производстве усыновления.

Получение согласия родителей (иных законных представителей ребенка), безусловно, необходимо при установлении усыновления и обеспечивает соблюдение прав и законных интересов этих лиц, таких как право на проживание с ребенком, воспитание, определение имени, иных неимущественных, а также целого ряда имущественных прав (например, наследственные, алиментные), вытекающих из наличия родительских правоотношений.

Рассмотренные особенности законодательства стран СНГ и Балтии об усыновлении показывают, что многие нормы универсальны, проверены временем, наличие общих тенденций развития и целесообразность их существования не вызывает сомнений.

В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни и воспитания. А реализация на практике новых положений законодательства, направленных на защиту прав и законных интересов детей при усыновлении, позволит избежать злоупотреблений в этой важной социальной сфере деятельности государства, а главное поможет детям под контролем суда с учетом их интересов обрести нормальную полноценную семью.

 

Литература:

1. Семейный кодекс Республики Таджикистан от 13 ноября 1998 г. // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1998. - № 22. - ст. 303; 2006 г. - №4. - ст. 196. (www.minjust.ru).

2. Семейный кодекс Республики Армения от 08.12.2004 HO-123//(www.minjust.ru).

3. Семейный кодекс Азербайджанской Республики от 28 декабря 1999 г. № 781-IГ // (www.minjust.ru).

4. Семейный кодекс Кыргызской Республики от 30 августа 2003 г. № 201 // (www.minjust.ru).

5. Семейный кодекс Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года N 608-I (ред. от 14.09.2010) URL: http://fmc.uz/legisl.php?id=k_sem (дата обращения: 05.10.2010).

6. Гражданский кодекс Грузии (Книга Пятая Семейное Право) от 26 июня 1997 г. № 786-IIc // (www.minjust.ru).

7. Закон Республики Казахстан «О браке и семье» от 17 декабря 1998 г. № 321 // Казахстанская правда. - 24.12.1998. - № 241. (www.minjust.ru).

8. Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве. / В.В. Кустова // Журнал российского права. - 2002. - №7. – С. 81.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...