Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






І Финансовая система, как базовая категория финансово-правовой науки

І Финансовая система, как базовая категория финансово-правовой науки

Категория финансов в экономической и юридической науках.

Финансовое право Беларуси - динамично развивающаяся правовая отрасль. Динамизм в области законотворчества, к сожалению не сопровождается столь же динамичными усилиями специалистов в области финансового права в исследовании финансово-правовых отношений и финансового законодательства и, наконец в комплексном исследовании этого правового института в силу изменения отношений, регулируемых этой отраслью и генезиса знания о финансах.

В экономической литературе даётся следующее определение финансов:

Финансы- отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих , удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Деловой энциклопедический словарь приводит следующую трактовку данного понятия:

Финансы:

1. практика обращения с деньгами и управления ими;

2. капитал, участвующий в каком- либо проекте, в первую очередь капитал, который надо получить, чтобы начать новое дело;

3. денежный заём для определённой цели, особенно сделанный финансовой компанией;

4. сфера финансово- кредитных отношений- аккумулирование необходимых финансовых ресурсов (банковский и фирменный кредиты, покупка в рассрочку, выпуск ценных бумаг), совокупность финансовых отношений государства, компаний и др.;

5. наличность (доход)- обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчётами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением и использованием денег.

Для юриспруденции фундаментальными являются:

категории имущества, собственности

прав и обязанностей.

Для юридического формирования понятия финансов, очевидно следует исходить из данных двух категорий, поскольку лежащие в основе финансов денежные средства являются имуществом, а последнее только тогда идентифицируется в правовую категорию и провоцирует возникновение прав, обязанностей и ответственности, когда есть собственник этого специфического вида имущества.

Финансы- имеющие фондовую форму денежные средства и другие финансовые активы, собственниками которых являются государство, административно- территориальные образования (единицы),субъекты хозяйствования.

Финансовое право- отрасль публичного права, которая наряду с другими сферами регулирует и такой малоисследованный институт, как публичный интерес.

Финансы, как экономическая категория, связаны с распределением стоимости, как правовая- характеризуются имущественным содержанием. Финансы всегда предполагают наличие собственника.

Финансовое право- нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности ранее указанных собственников финансовых ресурсов.

 

1.2Финансовая система: опыт легального определения этого понятия.

Финансовая система — совокупность звеньев, взаимодействующих между собой и объединенных одной целью и определенной финансовой политикой государства. Через финансовую систему государство воздействует на формирование денежных фондов, используя налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит;

Законодательные основы финансовой системы Республики Беларусь.

Финансовая система Республики Беларусь — это совокупность взаимосвязанных между собой звеньев финансовых отношений, посредством которых государство планомерно образует, распределяет и использует соответствующие фонды денежных средств и выполняет, таким образом, общие задачи, определяемые финансовой политикой.

Финансовая система- совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система- совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система-

 

 

ІІ.Законодательные основы финансовой системы Республики Беларусь.

Финансово- кредитная система Республики Беларусь.

Бюджетная и налоговая системы.

В соответствии со ст. 2 Бюджетного Кодекса Республики Беларусь, бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь. Бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень – республиканский бюджет; второй уровень – местные бюджеты. Центральным звеном бюджетной системы РБ является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. От формы государственного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней – государственного бюджета и местных бюджетов. Бюджетная система федеративного государства трехзвенная, состоящая из государственного федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.

С понятием бюджетной системы тесно связано весьма специфическое, но важное понятие "консолидированный бюджет", который определяется, как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый только для расчетов и анализа. Консолидированный бюджет используется только для расчетов и анализа. Его необходимость обусловлена тем, что все бюджеты самостоятельны, обособлены, а для прогнозирования развития однотипных бюджетов важно знать, каким бюджетам оказать большую финансовую помощь через дотации, субвенции и субсидии.

В ст. 7 БК предусмотрены четыре виды консолидированных бюджетов:

- консолидированный бюджет района – бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет;

- консолидированный бюджет области – бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет;

- консолидированный бюджет Республики Беларусь – республиканский бюджет, бюджеты областей и г. Минска;

- консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь – консолидированный бюджет Республики Беларусь, бюджеты государственных внебюджетных фондов, средства от приносящей доходы деятельности (внебюджетные средства) бюджетных организации.

В случае введения в установленном законодательством порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Важнейшие принципы бюджетной системы, на основе которых она функционирует, закреплены в ст. 8 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

К ним относятся следующие:

единство бюджетной системы;

полнота отражения доходов и расходов бюджетов,

сбалансированность бюджетов,

принцип гласности,

принцип самостоятельности бюджетов,

принцип эффективности использования бюджетных средств,

принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов,

принцип достоверности бюджетов, принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств,

принцип ответственности участников бюджетного процесса.

Принцип единства бюджетной системы означает единство законодательной базы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, а также использование единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов.

Принцип полноты проявляется в том, что все доходы и расходы республиканского и местных бюджетов, определенные налоговым и бюджетным законодательством Республики Беларусь, подлежат отражению в бюджетах всех уровней в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип гласности предполагает обязательное опубликование в средствах массовой информации всех сведений (за исключением сведений, отнесенных к государственным секретам) об утвержденных бюджетах, а также обязательную открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

Принцип самостоятельности бюджетов заключается в том, что у соответствующих субъектов имеются необходимые бюджетные права, предоставленные им законодательством. В частности, самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться не конкретными источниками доходов, а в общей массе всех денежных средств, поступающих в бюджеты.

Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

Соблюдение перечисленных организационных принципов бюджетной системы позволяет правильно организовать бюджетный процесс и обеспечить исполнение всех функций бюджетов.

Денежно-кредитная система.

Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Денежная система функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 года Законом «О Национальном банке Республики Беларусь»

Кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые и утверждаемые Правлением Национального банка Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система:

1) первый уровень - Национальный банк;

2) второй уровень - банки и небанковские финансовые организации

Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2001 года.

Основные показатели, характеризующие функционирование банковской системы Республики Беларусь:

1. Ставка рефинансирования (%).

2. Прирост международных резервных активов РБ в определении специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда (млрд. долларов США).

3. Прирост рублевой денежной массы (%).

4. Прирост нормативного капитала (%).

5. Прирост требований банков к экономике (%).

6. Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску (%).

7.Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков (%).

В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики РБ:

• обеспечение устойчивости белорусского рубля к валютной корзине и снижения темпов инфляции;

• дальнейшее наращивание нормативного капитала;

• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;

• снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения финансовой стабильности;

• обеспечение эффективного надежного и безопасного

функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе.

Статья 27. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год включают в себя:

краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;

важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;

основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;

оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;

мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

 

Заключение

І Финансовая система, как базовая категория финансово-правовой науки

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...